Урок-игра «Устами младенца»
Данный математический урок в виде игры можно проводить и как урок-обобщение для формирования интереса к математике и как внеклассное мероприятие, приуроченное, например, к неделе математики в школе. Определения можно взять на любую тему и придумать к ним различные объяснения…
Порядок проведения игры
1. Участники: 2 (можно больше, в зависимости от отведённого времени) команды по 3 человека — ученики 6-10-х классов.
2. Ведущие: учителя математики, учащиеся класса в роли младенцев (человек 6-8).
3. Жюри в количестве трех человек.
4. Условия проведения игры.
1-й конкурс. «Рассуждалки».
Ответ с 1-й попытки - 4 балла, со 2-й - 3 балла, с 3-й – 2 балла, с 4-й - 1 балл.
2-й конкурс. «Объяснялки».
Ответ с 1-й попытки - 4 балла, со 2-й - 2 балла.
3-й конкурс. «Загадалки» (по очереди каждой команде). Каждый правильный ответ – 2 балла.
4-й конкурс. «Обгонялки». Правильный ответ - 2 балла. Отвечает команда, первая подавшая сигнал. Если ответ неверный, то у другой команды есть право ответа — 1 балл.
5. Подведение итогов жюри.
Ход игры
1-й конкурс. «Рассуждалки»
Для 1-й команды
1.
а) Это такая штука, в которой что-то не знаешь, а потом вдруг узнаешь, если захочешь это сделать - и сделаешь.
6) Иногда задачи решаются только с его помощью. Я не люблю их решать, потому что плохо умею это.
в) Не знаю, есть ли у него листья и стебли, но корни у него есть. Может один, а может больше. И только у некоторых нет и корней.
г) Во 2-м классе они - простые, в 7-м - линейные, в 8-м - квадратные, а в 10-м - тригонометрические.
Ответ: [Уравнения.]
2.
а) Она названа по фамилии ученого. Ученый этот известный, его знают даже те, кто ее еще не изучал.
б) В ней говорится про фигуру одну, которую тоже все знают с детства, а потом снова в школе ее изучают. И мы узнаем из нее о сторонах этой фигуры.
в) Ее нужно доказывать. А зачем? Ведь он ее доказал уже давным-давно.
г) А над самим ученым часто смеются, говорят, что у него штаны - во все стороны равны.
[Теорема Пифагора.]
Для 2-й команды
1.
а) Это такая геометрическая фигура, интересная, красивая, у которой нет начала и нет конца.
6) Эта фигура используется и применяется везде: в быту, в технике, в архитектуре и других отраслях.
в) Сначала в школе изучают ее, а потом его, т. е. ту фигуру, о которой идет речь. Если пойдешь по нему, то говорят, сколько бы ни шел, все равно придешь туда же, откуда ушел.
г) А еще можно его увидеть на кораблях, катерах, пароходах. Он там называется спасательным.
[Круг]
2.
а) Это такая кривая, уходящая с бесконечность.
6) Если взять нитку или веревку двумя руками так, чтобы они провисли, то тоже, в общем - то, ее получим.
в) Люди давно ее знают и используют, когда подковывают лошадей. Ведь подкова – тоже ее часть.
г) А вообще-то, эта красивая кривая - график одной из функций, а точнее сказать - квадратичной функции.
[Парабола.]
2-й конкурс. «Объяснялки»
1. Сначала делили, потом тоже делили. А потом между ними равно ставили. И она получается. Изучается она в 6-м классе. С ее помощью можно и уравнения решать, и задачи. Если готовят какое-то лекарство, настои, мази, то нужно знать, какой она должна быть. А то возьмешь одного вещества больше чем надо, и не получишь то, что нужно. А в математике мы так называем равенство двух отношений.
[Пропорция]
2. Это выражение содержит 2 части, между которыми стоит знак равенства. Иногда в обоих частях выражения, которые требуют преобразований; иногда в одной части стоит просто число, или буква, или выражение, с которым больше ничего не сделаешь. Вообще-то, надо еще доказать, что это равенство - оно и есть. Для этого есть три способа: либо преобразовать правую часть его и привести к левой, либо левую к правой, а иногда приходится мучиться над обеими частями. И вот долгожданный результат – равенство верно. Значит, оно - …
[Тождество]
3-й конкурс. «Загадалки»
1. Ничего не стоящий, не значащий человек.
Ничего, ничто.
Цифра та - не колобок, а просто он пустой кружок.
[Ноль.]
2. Чертежный инструмент.
Сговорились две ноги делать дуги и круги.
[Циркуль]
3. Детская игрушка.
Одно из чудес света - гробницы египетских фараонов - царей.
Геометрическое тело - многогранник.
[Пирамида]
4. Это геометрическая фигура.
Она может быть спасательным...
Это часть плоскости, ограниченная окружностью.
[Круг]
5. Бывает барабанная или пальцами.
Отношение двух выражений.
Число - это ….
[Дробь]
6. Ими пользуются в магазине.
Простейший калькулятор.
На лесенке-стремянке развешаны баранки, щелк да щелк, пять да пять, так мы учимся считать.
[Счеты]
7. Они доходят до нас от солнца.
Бывает координатным или числовым.
Это часть прямой.
[Луч]
8. Функция, которая изучается в школе.
С ним встречаются при изучении тригонометрии.
Ее название отличается одной буквой от слова «минус».
[Синус]
9. Одна шестидесятая его равна 1 минуте.
Они встречаются на этикетках спиртных напитков.
Единица измерения углов.
[Градус]
10. Утверждение в математике.
С первой вы встречаетесь в 7-м классе.
Ее надо доказать.
[Теорема]
4-й конкурс. «Обгонялки»
1. Некоторым хочется, чтобы он быстрее кончался, и они были свободны, могли играть, бегать, а он все никак не кончается.
Кто-то их любит, а кто-то - нет, потому что на них надо много думать головой, писать, решать, отвечать.
Иногда что-то делаешь-делаешь, а когда проверят, то «двойку» поставят.
Говорят, что неправильно решил задачу или примеры.
А может времени не хватило, ведь он всего 40 мин длится.
[Урок математики]
2. Это такой крестик, который можно сделать из двух палочек. Такой знак есть на элементах питания.
А в математике это знак действия.
[Плюс]
3. Иногда она происходит в жизни человека, и даже несколько раз.
Она может касаться работы, учебы, места жительства.
Особенно ее любят ученики, потому что у них они бывают каждый день, причем по нескольку раз.
Иногда ученики их ждут-не дождутся.
Иногда боятся двойку получить, иногда из-за лени учиться, иногда чтобы просто отдохнуть.
И тогда звенит звонок и начинается она.
[Перемена]
4. Его можно всегда сложить из сгшчек или палочек.
Это фигура такая, у которой четыре оси симметрии.
Так называется еще и вторая степень числа.
[Квадрат]
5. Эта вещь нужна каждому ученику, и первокласснику, и одиннадцатикласснику, да и дошколята любят, когда она у них есть. Она и учителям нужна тоже.
У учеников старших классов их много, но у некоторых она бывает одна на несколько уроков.
В древности их не было, и тогда люди писали на дощечках, на бересте, а в войну – на газетах. А сейчас перед школой родители их каждому покупают. Они бывают тонкие, а бывают и толстые.
[Тетрадь]
6. А эта вещь чаще всего нужна ученикам 3-11-х классов. Но иногда, если так захотят ученики, учитель и родители, ее могут взять и ученики 1-2-х классов.
Для старших классов она, конечно, важнее. Эта вещь похожа на записную книжку. В нее записывают, чтобы не забыть. Но это не только записная книжка, в нее ставят баллы за ответы, за домашнее задание, за контрольные работы.
[Дневник]
Подведение итогов
Жюри подводит итоги за каждый конкурс в отдельности и за всю игру в целом.
Победителем объявляется команда, набравшая большее количество баллов.