СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - игра в 10 классе по МКТ

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержит материал для урока в 10 классе по теме "МКТ"

Просмотр содержимого документа
«Урок - игра в 10 классе по МКТ»

Повторительно – обобщающий урок в 10 – ом классе по теме «Молекулярная физика



Цель урока: обобщение, повторение учебного материала по теме «Молекулярная физика».

Задачи урока:

- научить применять на практике теоретические знания, полученные на учебных занятиях;

- расширить кругозор учащихся, стимулировать интерес к предмету;

- развить у учащихся активность, самостоятельность, устную речь, умение логически мыслить.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.

Форма урока: интеллектуальная игра.

Эпиграф к уроку: «Я мыслю, следовательно, я существую»

Р.Декарт.

Вступительное слово учителя.

Наш урок мне хочется начать словами Д. Хевеши: «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые».
Связать воедино разрозненные факты, объяснить их, получить новые, найти им применение, - вот цель любой научной теории, в том числе и МКТ, которая является одной из фундаментальных научных теорий, утверждающая древнейшую научную идею – идею о дискретности вещества. Она служит основой для объяснения многих физических, химических, биологических явлений; без неё не может обойтись ни одна из естественных наук.

Задание № 1. Ответь на вопрос.

1.Сформулируйте основные положения МКТ.

2.Обоснования основных положений МКТ.

3.Чтоназывается идеальным газом?

4.Назовите условия, при которых газ можно считать идеальным.

5.Какие величины характеризуют состояния макроскопических тел?

6 Что называют тепловым равновесием? Каковы отличительные признаки состояний теплового равновесия?

7.Как зависит от температуры средняя кинетическая энергия поступательного движения молекул?

8.Изопроцессы.

9.Как формулируется первый закон термодинамики?

10.Сформулируйте второй закон термодинамики.


Задание № 2. Запиши формулу.


1.Основное уравнение МКТ.

2.Связь давления со средней кинетической энергией молекул.

3.Температура-мера средней кинетической энергии молекул.

4.Темпаратура по шкале Кельвина.

5.Зависимость давления газа от концентрации его молекул и температуры.

6.Уравнение Менделеева- Клапейрона.

7.Уравнение Клапейрона.

8.Закон Бойля- Мариотта.

9.Закон Гей- Люссака.

10.Закон Шарля.

11.Внутренняя энергия идеального одноатомного газа.

12.Работа газа и работа внешних сил.

13.Первый закон термодинамики и его применение к различным процессам.

14.КПД теплового двигателя.


После выполнения- взаимопроверка.


Задание № 3. Тестовые задания.
1. Как называются явления, обусловленные изменением температуры тела?

а) электрические, б) тепловые, в) магнитные, г) механические.

2. Чему равно число Авогадро? а) 6 * 104 моль, б) 6 * 1023 моль,

в) 6 *1023 моль-1, г) 6 * 1023 моль-1.

3. Как называется величина, характеризующая массу одного моля вещества?

а) молярная масса, б) масса моля, в) масса молекулы, г) масса вещества.

4. Кем была создана теория броуновского движения?

а) И.Ньютоном, б) М.В.Ломоносовым, в) Т.Юнгом, г) А.Эйнштейном.

5. Какие вещества не сохраняют ни формы, ни объема?

а) аморфные, б) кристаллические, в) газы, г) жидкости.

6. Явление проникновения молекул одного вещества в межмолекулярное пространство другого называется

а) конвекция, б) деформация, в) дифракция, г) диффузия.

7. Температура Т называется

а) нулевой, б) абсолютной (термодинамической), в) предельной, г) конечной.

8. Процесс в теплоизолированной системе называют

а) адиабатным, б) изобарным,

в) изотермическим, г) изохорным..

9. Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называют

а) насыщенным, б) идеальным, в) водяным, г) равновесным.

10. Каким прибором измеряют влажность воздуха?


а)динамометром, б)манометром, в) психрометром



Учитель называет правильные ответы.


Задание № 4. Что? Где? Когда?» и «Почему?».

    1. Почему «…на морском берегу, разбивающем волны, платье сыреет всегда, а на Солнце, вися, оно сохнет...»? (Лукреций Кар «О поэме вещей»)

Ответ: Относительная влажность воздуха на морском берегу больше, чем вдали от него, вследствие этого одежда сыреет. Испарение влаги с одежды, развешенной в солнечном месте, происходит быстрее, так как воздух сух.

    1. Почему пыль, представляющая частицы твёрдого вещества, довольно долго удерживается в воздухе во взвешенном состоянии?

Ответ: Пылинки испытывают непрерывные удары со стороны хаотически движущихся молекул воздуха.

    1. Почему угарный газ быстрее проникает в организм, чем кислород?

Ответ: Скорость молекул угарного газа больше, чем скорость молекул кислорода, так как при одинаковой температуре их средние кинетические энергии равны, а масса молекул кислорода больше, чем масса молекул угарного газа.



4 Серёжа дежурил в столовой. Вот уже минут пять он терпеливо возился с чистыми стаканами: стаканы после мытья были вставлены один в другой и не хотели разделяться. «Что делать?» - спросил сам себя Серёжа. Как бы вы посоветовали ему разделить стаканы?

Ответ: При нагревании тела расширяются, а при охлаждении сжимаются, поэтому наружный стакан надо опустить в горячую воду, а во внутренний налить холодную воду.

5.При надувании щёк давление воздуха и объём увеличиваются. Как это согласуется с законом Бойля-Мариотта?

Ответ: Применять закон Бойля-Мариотта в этом случае нельзя, так как масса воздуха не остаётся по условию задачи постоянной.

6.Будет ли гореть спичка, зажжённая внутри искусственного спутника Земли, выведенного на орбиту?

Ответ: Нет, так как в невесомости нет конвекции воздуха, а значит, и притока кислорода к зажжённой спичке.



Задание № 5. «Графики учись читать, пятёрки будешь получать».


Учащиеся получают графические задания .



Задание № 6. Реши задачи.

У чащиеся решают задачи по карточкам.

Карточка № 1

1.Какую работу совершает идеальный газ в количестве 4 кмоль при его изобарном нагревании на 10 градусов С.

2.В закрытом баллоне находится газ. При охлаждении его внутренняя энергия уменьшилась на 250 кДж. Какое количество теплоты отдал газ? Совершил ли он работу?

3. При изобарном расширении газа на 0,5м ему было передано 0,26 МДж теплоты. Рассчитать изменение внутренней энергии газа, если давление газа равно 200 кПа.


Карточка № 2

1.Какое количество теплоты получит 2 кг гелия при изохорном нагревании на 50 К?

2. В сосуде находится газ. Какое давление он производит на стенки сосуда, если масса газа 5 г, его объем 1л, средняя квадратичная скорость молекул 500 м/с?

3. Вычислите изменение внутренней энергии кислорода массой 0,5кг при изохорном повышении его температуры на 15 градусов С.

4.Какую работу совершает идеальный газ в количестве 2 кмоль при его изобарном нагревании на 5 градусов С?


Рефлексия.


Подведение итогов. Достиг ли урок поставленной цели?

Самооценка своих знаний. Выставление оценок учителем.







































МБОУ Глубокинская средняя общеобразовательная школа

Викторовский филиал











Повторительно - обобщающий урок

в 10-ом классе

по теме

«Молекулярная физика»








Подготовила и провела учитель I категории

Лопаткина Зинаида Григорьевна
















2013-2014 учебный год.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс