Повторительно – обобщающий урок в 10 – ом классе по теме «Молекулярная физика Цель урока: обобщение, повторение учебного материала по теме «Молекулярная физика». Задачи урока: - научить применять на практике теоретические знания, полученные на учебных занятиях; - расширить кругозор учащихся, стимулировать интерес к предмету; - развить у учащихся активность, самостоятельность, устную речь, умение логически мыслить. Тип урока: урок повторения и обобщения знаний. Форма урока: интеллектуальная игра. Эпиграф к уроку: «Я мыслю, следовательно, я существую» Р.Декарт. Вступительное слово учителя. Наш урок мне хочется начать словами Д. Хевеши: «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые». Связать воедино разрозненные факты, объяснить их, получить новые, найти им применение, - вот цель любой научной теории, в том числе и МКТ, которая является одной из фундаментальных научных теорий, утверждающая древнейшую научную идею – идею о дискретности вещества. Она служит основой для объяснения многих физических, химических, биологических явлений; без неё не может обойтись ни одна из естественных наук. Задание № 1. Ответь на вопрос. 1.Сформулируйте основные положения МКТ. 2.Обоснования основных положений МКТ. 3.Чтоназывается идеальным газом? 4.Назовите условия, при которых газ можно считать идеальным. 5.Какие величины характеризуют состояния макроскопических тел? 6 Что называют тепловым равновесием? Каковы отличительные признаки состояний теплового равновесия? 7.Как зависит от температуры средняя кинетическая энергия поступательного движения молекул? 8.Изопроцессы. 9.Как формулируется первый закон термодинамики? 10.Сформулируйте второй закон термодинамики. Задание № 2. Запиши формулу. 1.Основное уравнение МКТ. 2.Связь давления со средней кинетической энергией молекул. 3.Температура-мера средней кинетической энергии молекул. 4.Темпаратура по шкале Кельвина. 5.Зависимость давления газа от концентрации его молекул и температуры. 6.Уравнение Менделеева- Клапейрона. 7.Уравнение Клапейрона. 8.Закон Бойля- Мариотта. 9.Закон Гей- Люссака. 10.Закон Шарля. 11.Внутренняя энергия идеального одноатомного газа. 12.Работа газа и работа внешних сил. 13.Первый закон термодинамики и его применение к различным процессам. 14.КПД теплового двигателя. После выполнения- взаимопроверка. Задание № 3. Тестовые задания. 1. Как называются явления, обусловленные изменением температуры тела? а) электрические, б) тепловые, в) магнитные, г) механические. 2. Чему равно число Авогадро? а) 6 * 104 моль, б) 6 * 1023 моль, в) 6 *1023 моль-1, г) 6 * 1023 моль-1. 3. Как называется величина, характеризующая массу одного моля вещества? а) молярная масса, б) масса моля, в) масса молекулы, г) масса вещества. 4. Кем была создана теория броуновского движения? а) И.Ньютоном, б) М.В.Ломоносовым, в) Т.Юнгом, г) А.Эйнштейном. 5. Какие вещества не сохраняют ни формы, ни объема? а) аморфные, б) кристаллические, в) газы, г) жидкости. 6. Явление проникновения молекул одного вещества в межмолекулярное пространство другого называется а) конвекция, б) деформация, в) дифракция, г) диффузия. 7. Температура Т называется а) нулевой, б) абсолютной (термодинамической), в) предельной, г) конечной. 8. Процесс в теплоизолированной системе называют а) адиабатным, б) изобарным, в) изотермическим, г) изохорным.. 9. Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называют а) насыщенным, б) идеальным, в) водяным, г) равновесным. 10. Каким прибором измеряют влажность воздуха? а)динамометром, б)манометром, в) психрометром Учитель называет правильные ответы. |