СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-игра в 6 классе по теме «Фразеологизмы»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Заключительный открытый урок-игра по теме "Фразеологизмы".

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра в 6 классе по теме «Фразеологизмы»»

Урок-игра в 6 классе по теме «Фразеологизмы»

Цель урока:

  1. Закрепить понятие о фразеологии как разделе русского языка.

  2. Формировать умение различать слова русского языка по сфере употребления.

  3. Учить определять лексическое значение фразеологизмов.

  4. Закрепить понятие о фразеологизмах, их роли в обогащении языка.

  5. Прививать интерес к изучению русского языка.

  6. Развивать умение работать в группах.

  7. Формировать умение применять на практике полученные знания.

  8. Развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь)

Оборудование:

  • жетоны

  • кроссворды;

  • карточки с фразеологическими оборотами;

  • изображения животных (черепаха, заяц, слон, медведь);

  • картинки, иллюстрирующие фразеологические обороты;

  • ребусы;





Эпиграф к уроку:

Итак, не будем бить баклуши.

Вы засучите рукава.

Задания приготовьтесь слушать,

Чтоб не кружилась голова.



Играют 2 команды (класс предварительно разделен. Вопросы задаются двум командам сразу: кто быстрее ответит (на столе у каждой команды лежат сигнальные карточки). За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, а ученик, давший этот ответ, – жетон. В конце игры подсчитываются баллы команд и жетоны у учащихся. Все учащиеся получают оценки в журнале.

Задание 1. «Восстанови фразеологизм»:


На все руки (мастер).

Смотреть правде (в лицо).

Выносить сор (из избы).

Держать язык (за зубами).

Как корова (языком слизала).

Куда глаза (глядят).

Как ветром (сдуло).

Яблоку негде (упасть).

Как снег (на голову).

Вставлять палки (в колеса)


Задание 2. Подберите фразеологизмы, в которых упоминаются изображения животных. (Показываются рисунки с изображениями животных.)

Кот:

  • Тянуть кота за хвост.

  • Кот наплакал.

  • Жить как кошка с собакой.

  • Кошки на душе скребут.

  • Играть как кошка с мышкой.

  • Чует кошка, чье мясо съела.

  • Не все коту масленица.

  • Суп с котом.

  • Кошке – игрушки, а мышке – слезки.

  • Купить кота в мешке.

  • Ложка не кошка, рта не оцарапнет.

и т.д.

Заяц:

  • Труслив, как заяц.

  • За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

  • Ехать зайцем.

  • Убить двух зайцев.

  • Заячья душа.



Куры:

  • Денег куры не клюют.

  • Курам на смех.

  • Куриная память.

  • Пишет, как курица лапой.

  • Ложиться спать с курами, с петухами вставать.

  • Мокрая курица.

  • Куриные мозги.

  • Не быть курице петухом.

Цыплята:

  • Цыплят по осени считают.


Свинья:

  • Подложить свинью.

  • Метать бисер перед свиньями.

  • Разбираться как свинья в апельсинах.

  • Бог не выдаст, свинья не съест.

  • Гусь свинье не товарищ.

  • Посади свинью за стол, она и ноги на стол.

  • Со свиным рылом в калашный рай.

  • Свинья грязь найдет.


Муха:

  • Белые мухи.

  • Делать из мухи слона.

  • Как сонная муха.

  • Мухи дохнут.

  • Мухи не обидит.


Козел (коза):

  • Драть козла.

  • Пускать козла в огород.

  • Пороть как сидорову козу.

  • Козел отпущения.

  • На козе не подъедешь.




Задание 3. «Замени фразеологизмом».


Сильно краснеть (До корней волос)

Крепко спать (Как убитый, без задних ног)

быстро бежать (Сломя голову)

Промокнуть (До костей)

Хорошо знать (Как свои пять пальцев)

Громко кричать (Во все горло)

Метко (не в бровь, а в глаз)

Неожиданно (как снег на голову)

Тесно (яблоку негде упасть)

Темно (хоть глаз выколи)

Опытный (стреляный воробей)

Молчать (держать язык за зубами)

Хвалить (возносить до небес)

Обманывать (водить вокруг пальца)

Бить (намять бока)

Исчезать (рассеиваться как дым)

Очень мало (с гулькин нос)



Задание 4.Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма.


1) хоть пруд пруди

2) кто во что горазд

3) как снег на голову

4) ни рыба ни мясо

5) рукой подать

6) куда ноги несут

7) с пустыми руками

8) ни кровинки в лице

9) доводить до белого каления


1) куда глаза глядят

2) в двух шагах

3) куры не клюют

4)кто в лес, кто по дрова

5) как гром среди ясного неба

6) ни то ни сё

7) приводить в бешенство

8) несолоно хлебавши

9) как мел



Задание 5. Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:


1) рукой подать

2) на вес золота

3) семи пядей во лбу

4) песок сыплется

5) в час по чайной ложке

6) мастер кислых щей

7) засучив рукава

8) потерпеть фиаско

9) душа в душу

10)засучить рукава

1) мастер на все руки

2) спустя рукава

3) у черта на куличках

4) взять себя в руки

5) грош цена

6) хоть кол на голове теши

7) молоко на губах не обсохло

8) потерпеть фиаско

9) одержать победу

10)на всех парах


Задание 6. Продолжить фразеологизм


Без задних ног; брать себя в руки; бросать слова на ветер; взять голыми руками; водить за нос; не разольёшь не вытрешь; вывести на чистую воду; делать из мухи слона; держать язык за зубами; держать камень за пазуху; ждать у моря погоды; за тридевять земель; зарубить себе на носу; заговаривать зубы; гроша медного не стоит; днём с огнём не сыщешь; в ежовых рукавицах держать; палец о палец не ударит; впросак попасть.


Задание 7. Фразеологизмы со словом «ухо»


(Влюбиться по уши, вешать лапшу на уши, рот до ушей, медведь (слон) на ухо наступил, ездить по ушам, в одно ухо влетело (вошло), в другое вылетело (вышло), лапша на ушах, греть уши, притянуть за уши, за уши не оттянешь, бесплатные уши, ушки на макушке, барабанить в уши, влюбиться по уши, держать ухо востро, драть уши, заткнуть уши, и ухом не вести, крепкий на ухо, навострить уши, насторожить уши, не видать, как своих ушей, ни уха ни рыла не смыслить, пропускать мимо ушей, развесить уши, тугой на ухо, хлопать ушами, схватить за ухо, шепнуть на ухо, ударить по уху, УХО РЕЖЕТ, ЗА УШАМИ ТРЕЩИТ, НЕ ВЕРИТЕ СВОИМ УШАМ, ПРОПУСТИТЕ МИМО УШЕЙ)



Задание 8. «На загадку дай отгадку».


  • Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не белье, а их развешивают. (Уши.)

  • Его вешают, задирают и всюду суют. (Нос.)

  • Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер.)

  • Его рискуешь проглотить, за него тянут, на нем что-то вертится, его держат за зубами. (Язык.)

  • Ее толкут в ступе и носят решетом, набирают в рот, а иногда выходят из нее сухими. (Вода.)

  • Ее заваривают, а потом расхлебывают, ее просит дырявая обувь. (Каша.)


Задание 9. Назови фразеологизм, изображенный на картинке.

Как кошка с собакой (в постоянной ссоре)

Спустя рукава (небрежно, кое-как)

Как курица лапой (небрежный почерк)

Как с гуся вода (все нипочем, безразлично)

Волчий аппетит (очень сильный аппетит)

Класть зубы на полку (нуждаться)

Носом к носу (близко столкнуться)

Черт дернул за язык (сожалеть о сказанном)

Ребята показывают свои рисунки, а соперники пытаются разгадать фразеологизм, там зашифрованный.



Задание 10. Разгадав ребус, назови фразеологизм.


7 раз отмерь, 1 отрежь.


бить баклуши.

+ЫЕ

(золотые руки)



Задание 11. По 3 участника от каждой команды вытаскивают по очереди карточки с заданиями-фразеологизмами. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники – угадать показанный фразеологизм. Задания на карточках.


Стоять на задних лапках.

Прикусить язык.

Попасть не в бровь, а в глаз.

Ломать голову.

Не находить места.

Намылить шею.

Зарубить на носу.

В рот воды набрал.



Энциклопедия ходячая




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!