СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-игра в 7 классе "Птицы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработку урока можно использовать, как урок закрепления темы "Птицы"

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра в 7 классе "Птицы"»

Урок-игра

Тема: «Птицы»

Цель урока: повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Птицы».

Задачи:

Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях строения, процессов жизнедеятельности и разнообразия птиц.

Развивающие: развивать умения анализировать, обобщать, синтезировать, делать выводы, сравнивать; развивать логическое мышление и речь учащихся, развивать и повышать познавательную активность учащихся; формировать коммуникативную компетентность через групповую работу.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к живым организмам.

Оборудование: рисунки и таблицы с изображением птиц, инструктивные карточки с условиями конкурсов, бланки ответов для жюри, листочки для терминологического диктанта, сигнальные карточки для команд.

Формы работы: в основе - групповая, также фронтальная, индивидуальная; форма проведения – интеллектуальная игра.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок – игра, вы будете соревноваться, показывая свои знания о таких животных как птицы. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются высоко в горах, в ледяной приполярной пустыне, в безводных песках, над безбрежными просторами океанов. Птицы всегда рядом с человеком. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Ученые подсчитали, что на земном шаре сейчас обитает примерно 100 млрд особей диких птиц, что в 20 раз больше, чем людей. И уже одно это указывает на их большое и разнообразное значение в жизни нашей планеты. Класс ныне живущих пернатых насчитывает примерно 9000 видов. За историю цивилизации прекратили свое существование около 200 видов птиц, причем, 43 из них – за последние 200 лет. В Красную книгу мира записано 312 видов птиц. И сегодня мы будем говорить об этих удивительных созданиях, которые покорили небо. Ваши знания и умение действовать вместе, сообща, принесут вашей команде заработанные баллы. 

Правила игры.

Соревнуются команды. Класс делится на 3 команды. Жюри: наши гости, их задача - внимательно следить за ответами команд и заполнять бланки ответов – выставляя баллы. В конце урока подсчитываются баллы каждой команды, определяется победитель. Команды уже придумали себе названия и выбрали капитанов. Сегодня с нами играют команда «Колибри», капитан Котлик Егор, команда «Зеленушки», капитан Мостовая Дарья и команда «Зяблики», командир Сендюк Глеб.

  1. Актуализация знаний, мотивация учебной деятельности.

«Разминка».

Задания разминки не оцениваются баллами, цель - подготовить вас к работе, вспомнить основные понятия и термины, настроиться на игру.

«Правда или нет?»

Определите, верно ли утверждение, ответив «да» или «нет»:

1. Ихтиология - это наука, изучающая птиц.

2. Температура тела птиц не постоянна.

3. В коже практически отсутствуют железы, кожа сухая.

4. Кости имеют полости.

5. У птиц циркулирует смешанная кровь.

6. У птиц отсутствует мочевой пузырь.

7. Сердце трёхкамерное.

8. Все птицы высиживают яйца.

9. По форме клюва можно определить характер питания птицы.

10. Пища переваривается очень медленно.

Ответы: 1-нет (наука о птицах - орнитология), 2-нет, 3-да, 4-да, 5-нет, 6-да, 7-нет, 8-нет, 9-да, 10-нет.

  1. Обобщение и систематизация знаний.

1) Конкурс №1 «Головоломка».

Расшифруйте термины или названия видов птиц.

Зашифрованные термины и понятия вывешены на доске.

Условия конкурса: команда, которая готова дать ответ, поднимает сигнальную карточку (в том случае, если команды одновременно поднимают карточки, они записывают на листочке свой ответ и передают ведущему, если у обеих команд ответ верный – каждая получает по 1 баллу).

А) Термины и понятия, касающиеся строения птиц:

1. АКАКЛО (Клоака)

2. ВКАЦЕ (Цевка)

3. ХАЛОАПО (Опахало)

4. ЛОВИЧКА (Вилочка)

5. 6. ЛЬИК (Киль)

Б) «Собери название птицы»:

1. ЗАН + АФ (фазан)

2. ВЕЙ + ОС+ ОЛ (соловей)

3. ГО + МИН + АЛФ (фламинго)

4. ПУ + ОП + ЙАГ (попугай)

5. РА + УЖ + ЬЛВ (журавль)

Конкурс № 2 «Самые, самые…»

Команда «Колибри»

  1. Самая большая нелетающая птица? (страус) 

  2. Самая маленькая птичка в мире? (колибри) 

  3. Какие птицы летают быстрее других? (стрижи) 

  4. Самый многочисленный вид домашних птиц? (курица) 

Команда «Зеленушка»

  1. Какие птицы летают выше всех? (грифы) 

  2. Какая птица нашей страны считается самой маленькой? (королек) 

  3. Какие птицы откладывают самые крупные яйца? (страусы) 

  4. Какие птицы погружаются в воду на большую глубину и на длительное время? (пингвины) 

Команда «Зяблики»

  1. Какие птицы имеют самое густое оперение? (водоплавающие) 

  2. У каких птиц самое острое зрение? (у хищников) 

  3. Какие птицы строят самые большие гнезда? (орланы) 

  4. Красивые птицы с величественной осанкой? (лебеди) 

Конкурс № 3 «Знатоки»

Команда, которая готова дать ответ, поднимает сигнальную карточку. Важна быстрота реакции. Если вопрос вызвал затруднение, максимальное время на обдумывание - 15 секунд. За правильный ответ команда получает 1 балл.

  1. Сколько кругов кровообращения у птиц? (2) 

  2. Дышит ли птенец в яйце? (да) 

  3. Какая птица может передвигаться по стволу дерева вверх и вниз головой? (поползень) 

  4. Почему у водоплавающих птиц не намокает оперение? 

  5. Зачем птице киль? 

  6. Какая температура тела считается для птиц нормальной? (42-450С) 

  7. Самые крупные мышцы всех летающих птиц? (большие грудные) 

  8. Какой орган чувств наиболее развит у птиц? (зрение) 

  9. Какая кость в строении нижней конечности есть только у птиц? (цевка) 

  10. Как называется документ, содержащий сведения о распространении и мерах охраны редких видов растений и животных? (Красная книга)

  11. Назовите два отдела желудка птиц. (Железистый и мышечный)

  12. Именем этой птицы называют человека, переживающего подъём активности в утренние часы. (Жаворонок)

Физкультминутка (в течение 1-2 минут)

КРОССВОРД «Семь С» - Заполните кроссворд названиями птиц, начинающихся с буквы С.

(Примеры названий птиц: СЫЧ, СИП, СОВА, СТРИЖ, СОЙКА, СОРОКА, СИНИЦА, СТРАУС, СНЕГИРЬ, СКВОРЕЦ)

«Барометры природы»

  1. Ласточки задевают крыльями поверхность воды (к дождю).

  2. Воробьи купаются в песке (к дождю).

  3. Вороны садятся на верхушки деревьев (перед морозом).

  4. Вороны садятся на снег (к оттепели).

  5. Голуби воркуют, кукушки кукуют (к теплой погоде).

  6. Ласточки купаются и часто летают в гнездо (к дождю).

IV – раунд (по страницам сказок) 

  1. В кого превратился гадкий утенок? (в лебедя) 

  2. Кого лечил доктор Айболит? (зверей) 

  3. Кто победил таракана злодея из сказки «Тараканище»? (воробей) 

  4. С какими птицами летал в Лапландию мальчик Нильс? (с гусями) 

  5. С какими птицами путешествовала лягушка – путешественница? (с утками) 

  6. Какая птица кричала сидя на спице: «Кири – ку – ку! Царство лежа на боку!»? (петух) 

  7. Какая птица является другом для Вини – Пуха? (сова) 

  8. Какой птицей измеряли длину удава мартышка и слоненок? (попугаем) 

  9. С какой птицей улетела в теплые края Дюймовочка? (с ласточкой) 

Какая птица в доме у Дяди Федора в Простоквашино задавала вопрос: «Кто там?»? (галчонок) 

Конкурс № 4 «Ты мне – я тебе». 

Фотовопрос

V – раунд. «Узнай птичку» (по 2 вопроса) 

  1. Невзрачная, серенькая, размером с воробья птичка, только хвостик чуть рыжеват. Вечером или ночью разливается на всевозможные лады и остановишься как вкопанный, услышав её пение. Что это за птица? (Соловей) 

  2. А эта птичка вечно трещит, скачет с ветки на ветку, дергает хвостиком. Когда летит, то машут её белые с черным крылья, а когда сидит – белое брюхо светится. Что это за птица? (Сорока) 

  3. Головка у этой птицы в черной шапочке, на шее и на груди – длинный черный галстучек; спинка, крылья и хвост – темные, а грудка – ярко-желтая, будто она в желтый жилетик нарядилась. Что это за птица? (Синица) 

  4. Сверху они все черные, только над самым хвостом белое пятнышко. Грудка и брюшко белые. Хвост короткий, немного раздвоенный, будто рогатинка. Что это за птица? (Ласточка) 

  5. Какой он нарядный! Головка и спинка черные, на затылке – ярко-красное пятно, а на черных крыльях – белые пятнышки и полоски. Весь пестрый. Летает за ним много крылатых нахлебников. Что это за птица? (Дятел) 

  6. Похожа эта птица на небольшого ястреба. Величиной она поменьше галки, но с двойным хвостом. Окраска серая, снизу светлей и вся в темных пестринках. Гнеда не вьет, яйцо у неё похоже на яйца многих птиц. Что это за птица? (Кукушка) 

  7. Верх головы серенький, будто серая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневые, пестренькие. Вверху на крыльях белая полоска. Под шейкой большое белое пятно как бант или широкий галстук. Ишь, какой франт! Что это за птица? (Воробей) 

  8. Одна из замечательных особенностей поведения этой птицы – великолепная ориентация и умение вернуться из любого места кормежки или водопоя. Это качество и послужило причиной её одомашнивания. Она может проводить в полете много часов подряд. Эту птицу использовали как почтальона. Кто это? (Голубь) 

Дополнительные вопросы в случае ничьей. 

  1. Пение глухарей в брачный период? (Токование) 

  2. У какой птицы нет своей песни? (У скворца) 

  3. Какая птица пользуется рыболовным сачком? (Пеликан) 

  4. Какая птица к зиме белеет? (Белая куропатка) 

  5. Какая птица питается нектаром цветов? (Колибри) 

  6. Болтушка, белобока, живущая рядом с человеком? (Сорока) 

  7. Птица, «реющая» в бурю над морем? (Буревесник) 

  1. Контроль знаний и умений учащихся (7 мин)

«Итак, конкурсная часть нашего урока завершена. Сейчас жюри подводит итоги, и в конце урока мы узнаем победителя! А сейчас настройтесь на финальный этап – терминологический диктант». На столах у ребят разложены листочки, они подписывают их. На слайде появляются задания (либо учитель зачитывает), задача – продолжить предложение определённым термином, понятием. На листочках ребята пишут сразу ответ. Время выполнения работы – 5 минут. После выполнения, учащиеся обмениваются листочками с соседом, проводят взаимопроверку (можно провести самопроверку).

Вопросы:

1. Наука о птицах - … .

2. Вырост грудной кости у птиц - … .

3. Как называется единственная кожная железа, хорошо развитая у птиц - … .

4. Обтекаемую форму тела птицам придают перья – … .

5. Тип оплодотворения у птиц - … .

6. По строению сердце птиц - … .

7. Сколько кругов кровообращения у птиц – … .

8. Отдел головного мозга, обеспечивающий координацию движений и поддержание

равновесия - … .

9. Расширение пищевода, временное вместилище пищи - … .

10. Сросшиеся кости предплюсны и плюсны у птиц образуют - … .

11. Птицы, у которых птенцы появляются покрытые пухом, зрячие - … .

12. Расширение кишечника, в которое открываются протоки половых путей

и мочеточников - … .

13. Плотная известковая оболочка яйца птиц - … .

14. Страусы, киви – это представители надотряда птиц - … .

15. Надотряд птиц, у которых передние конечности преобразованы в ласты, хорошо развит киль, обитают в Южном Полушарии - … .

(Ответы: 1-орнитология, 2- киль, 3 – копчиковая, 4 – кроющие, 5 – внутреннее, 6 – трёхкамерное, 7 – два, 8 – мозжечок, 9 – зоб, 10 – цевку, 11 – выводковые, 12 – клоака, 13 – скорлупа, 14 – Бескилевые, 15 – Пингвины)


V. Рефлексия, подведение итогов урока (5 мин).

Жюри подсчитывает баллы. В это время учитель предлагает провести своеобразную игру «Мини-интерьвью»: по очереди учащиеся задают вопрос друг другу, выступая в роли журналиста, вопрос можно начать словами: «Хочу спросить…», тот, у кого спрашивали, затем сам выступает в роли журналиста.

Варианты вопросов:

Хочу спросить: …

… какой конкурс тебе понравился больше всего?

… что тебя удивило?

… что вызвало затруднение?

… что ты запомнил(а) лучше всего?

Жюри подводит итоги. Объявляется команда-победитель. Учитель оценивает учащихся, благодарит всех за работу.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс