Урок-игра
Тема: «Птицы»
Цель урока: повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Птицы».
Задачи:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях строения, процессов жизнедеятельности и разнообразия птиц.
Развивающие: развивать умения анализировать, обобщать, синтезировать, делать выводы, сравнивать; развивать логическое мышление и речь учащихся, развивать и повышать познавательную активность учащихся; формировать коммуникативную компетентность через групповую работу.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к живым организмам.
Оборудование: рисунки и таблицы с изображением птиц, инструктивные карточки с условиями конкурсов, бланки ответов для жюри, листочки для терминологического диктанта, сигнальные карточки для команд.
Формы работы: в основе - групповая, также фронтальная, индивидуальная; форма проведения – интеллектуальная игра.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Ход урока
-
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок – игра, вы будете соревноваться, показывая свои знания о таких животных как птицы. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются высоко в горах, в ледяной приполярной пустыне, в безводных песках, над безбрежными просторами океанов. Птицы всегда рядом с человеком. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Ученые подсчитали, что на земном шаре сейчас обитает примерно 100 млрд особей диких птиц, что в 20 раз больше, чем людей. И уже одно это указывает на их большое и разнообразное значение в жизни нашей планеты. Класс ныне живущих пернатых насчитывает примерно 9000 видов. За историю цивилизации прекратили свое существование около 200 видов птиц, причем, 43 из них – за последние 200 лет. В Красную книгу мира записано 312 видов птиц. И сегодня мы будем говорить об этих удивительных созданиях, которые покорили небо. Ваши знания и умение действовать вместе, сообща, принесут вашей команде заработанные баллы.
Правила игры.
Соревнуются команды. Класс делится на 3 команды. Жюри: наши гости, их задача - внимательно следить за ответами команд и заполнять бланки ответов – выставляя баллы. В конце урока подсчитываются баллы каждой команды, определяется победитель. Команды уже придумали себе названия и выбрали капитанов. Сегодня с нами играют команда «Колибри», капитан Котлик Егор, команда «Зеленушки», капитан Мостовая Дарья и команда «Зяблики», командир Сендюк Глеб.
-
Актуализация знаний, мотивация учебной деятельности.
«Разминка».
Задания разминки не оцениваются баллами, цель - подготовить вас к работе, вспомнить основные понятия и термины, настроиться на игру.
«Правда или нет?»
Определите, верно ли утверждение, ответив «да» или «нет»:
1. Ихтиология - это наука, изучающая птиц.
2. Температура тела птиц не постоянна.
3. В коже практически отсутствуют железы, кожа сухая.
4. Кости имеют полости.
5. У птиц циркулирует смешанная кровь.
6. У птиц отсутствует мочевой пузырь.
7. Сердце трёхкамерное.
8. Все птицы высиживают яйца.
9. По форме клюва можно определить характер питания птицы.
10. Пища переваривается очень медленно.
Ответы: 1-нет (наука о птицах - орнитология), 2-нет, 3-да, 4-да, 5-нет, 6-да, 7-нет, 8-нет, 9-да, 10-нет.
-
Обобщение и систематизация знаний.
1) Конкурс №1 «Головоломка».
Расшифруйте термины или названия видов птиц.
Зашифрованные термины и понятия вывешены на доске.
Условия конкурса: команда, которая готова дать ответ, поднимает сигнальную карточку (в том случае, если команды одновременно поднимают карточки, они записывают на листочке свой ответ и передают ведущему, если у обеих команд ответ верный – каждая получает по 1 баллу).
А) Термины и понятия, касающиеся строения птиц:
1. АКАКЛО (Клоака)
2. ВКАЦЕ (Цевка)
3. ХАЛОАПО (Опахало)
4. ЛОВИЧКА (Вилочка)
5. 6. ЛЬИК (Киль)
Б) «Собери название птицы»:
1. ЗАН + АФ (фазан)
2. ВЕЙ + ОС+ ОЛ (соловей)
3. ГО + МИН + АЛФ (фламинго)
4. ПУ + ОП + ЙАГ (попугай)
5. РА + УЖ + ЬЛВ (журавль)
Конкурс № 2 «Самые, самые…»
Команда «Колибри»
-
Самая большая нелетающая птица? (страус)
-
Самая маленькая птичка в мире? (колибри)
-
Какие птицы летают быстрее других? (стрижи)
-
Самый многочисленный вид домашних птиц? (курица)
Команда «Зеленушка»
-
Какие птицы летают выше всех? (грифы)
-
Какая птица нашей страны считается самой маленькой? (королек)
-
Какие птицы откладывают самые крупные яйца? (страусы)
-
Какие птицы погружаются в воду на большую глубину и на длительное время? (пингвины)
Команда «Зяблики»
-
Какие птицы имеют самое густое оперение? (водоплавающие)
-
У каких птиц самое острое зрение? (у хищников)
-
Какие птицы строят самые большие гнезда? (орланы)
-
Красивые птицы с величественной осанкой? (лебеди)
Конкурс № 3 «Знатоки»
Команда, которая готова дать ответ, поднимает сигнальную карточку. Важна быстрота реакции. Если вопрос вызвал затруднение, максимальное время на обдумывание - 15 секунд. За правильный ответ команда получает 1 балл.
-
Сколько кругов кровообращения у птиц? (2)
-
Дышит ли птенец в яйце? (да)
-
Какая птица может передвигаться по стволу дерева вверх и вниз головой? (поползень)
-
Почему у водоплавающих птиц не намокает оперение?
-
Зачем птице киль?
-
Какая температура тела считается для птиц нормальной? (42-450С)
-
Самые крупные мышцы всех летающих птиц? (большие грудные)
-
Какой орган чувств наиболее развит у птиц? (зрение)
-
Какая кость в строении нижней конечности есть только у птиц? (цевка)
-
Как называется документ, содержащий сведения о распространении и мерах охраны редких видов растений и животных? (Красная книга)
-
Назовите два отдела желудка птиц. (Железистый и мышечный)
-
Именем этой птицы называют человека, переживающего подъём активности в утренние часы. (Жаворонок)
Физкультминутка (в течение 1-2 минут)
КРОССВОРД «Семь С» - Заполните кроссворд названиями птиц, начинающихся с буквы С.
(Примеры названий птиц: СЫЧ, СИП, СОВА, СТРИЖ, СОЙКА, СОРОКА, СИНИЦА, СТРАУС, СНЕГИРЬ, СКВОРЕЦ)
«Барометры природы»
-
Ласточки задевают крыльями поверхность воды (к дождю).
-
Воробьи купаются в песке (к дождю).
-
Вороны садятся на верхушки деревьев (перед морозом).
-
Вороны садятся на снег (к оттепели).
-
Голуби воркуют, кукушки кукуют (к теплой погоде).
-
Ласточки купаются и часто летают в гнездо (к дождю).
IV – раунд (по страницам сказок)
-
В кого превратился гадкий утенок? (в лебедя)
-
Кого лечил доктор Айболит? (зверей)
-
Кто победил таракана злодея из сказки «Тараканище»? (воробей)
-
С какими птицами летал в Лапландию мальчик Нильс? (с гусями)
-
С какими птицами путешествовала лягушка – путешественница? (с утками)
-
Какая птица кричала сидя на спице: «Кири – ку – ку! Царство лежа на боку!»? (петух)
-
Какая птица является другом для Вини – Пуха? (сова)
-
Какой птицей измеряли длину удава мартышка и слоненок? (попугаем)
-
С какой птицей улетела в теплые края Дюймовочка? (с ласточкой)
Какая птица в доме у Дяди Федора в Простоквашино задавала вопрос: «Кто там?»? (галчонок)
Конкурс № 4 «Ты мне – я тебе».
Фотовопрос
V – раунд. «Узнай птичку» (по 2 вопроса)
-
Невзрачная, серенькая, размером с воробья птичка, только хвостик чуть рыжеват. Вечером или ночью разливается на всевозможные лады и остановишься как вкопанный, услышав её пение. Что это за птица? (Соловей)
-
А эта птичка вечно трещит, скачет с ветки на ветку, дергает хвостиком. Когда летит, то машут её белые с черным крылья, а когда сидит – белое брюхо светится. Что это за птица? (Сорока)
-
Головка у этой птицы в черной шапочке, на шее и на груди – длинный черный галстучек; спинка, крылья и хвост – темные, а грудка – ярко-желтая, будто она в желтый жилетик нарядилась. Что это за птица? (Синица)
-
Сверху они все черные, только над самым хвостом белое пятнышко. Грудка и брюшко белые. Хвост короткий, немного раздвоенный, будто рогатинка. Что это за птица? (Ласточка)
-
Какой он нарядный! Головка и спинка черные, на затылке – ярко-красное пятно, а на черных крыльях – белые пятнышки и полоски. Весь пестрый. Летает за ним много крылатых нахлебников. Что это за птица? (Дятел)
-
Похожа эта птица на небольшого ястреба. Величиной она поменьше галки, но с двойным хвостом. Окраска серая, снизу светлей и вся в темных пестринках. Гнеда не вьет, яйцо у неё похоже на яйца многих птиц. Что это за птица? (Кукушка)
-
Верх головы серенький, будто серая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневые, пестренькие. Вверху на крыльях белая полоска. Под шейкой большое белое пятно как бант или широкий галстук. Ишь, какой франт! Что это за птица? (Воробей)
-
Одна из замечательных особенностей поведения этой птицы – великолепная ориентация и умение вернуться из любого места кормежки или водопоя. Это качество и послужило причиной её одомашнивания. Она может проводить в полете много часов подряд. Эту птицу использовали как почтальона. Кто это? (Голубь)
Дополнительные вопросы в случае ничьей.
-
Пение глухарей в брачный период? (Токование)
-
У какой птицы нет своей песни? (У скворца)
-
Какая птица пользуется рыболовным сачком? (Пеликан)
-
Какая птица к зиме белеет? (Белая куропатка)
-
Какая птица питается нектаром цветов? (Колибри)
-
Болтушка, белобока, живущая рядом с человеком? (Сорока)
-
Птица, «реющая» в бурю над морем? (Буревесник)
-
Контроль знаний и умений учащихся (7 мин)
«Итак, конкурсная часть нашего урока завершена. Сейчас жюри подводит итоги, и в конце урока мы узнаем победителя! А сейчас настройтесь на финальный этап – терминологический диктант». На столах у ребят разложены листочки, они подписывают их. На слайде появляются задания (либо учитель зачитывает), задача – продолжить предложение определённым термином, понятием. На листочках ребята пишут сразу ответ. Время выполнения работы – 5 минут. После выполнения, учащиеся обмениваются листочками с соседом, проводят взаимопроверку (можно провести самопроверку).
Вопросы:
1. Наука о птицах - … .
2. Вырост грудной кости у птиц - … .
3. Как называется единственная кожная железа, хорошо развитая у птиц - … .
4. Обтекаемую форму тела птицам придают перья – … .
5. Тип оплодотворения у птиц - … .
6. По строению сердце птиц - … .
7. Сколько кругов кровообращения у птиц – … .
8. Отдел головного мозга, обеспечивающий координацию движений и поддержание
равновесия - … .
9. Расширение пищевода, временное вместилище пищи - … .
10. Сросшиеся кости предплюсны и плюсны у птиц образуют - … .
11. Птицы, у которых птенцы появляются покрытые пухом, зрячие - … .
12. Расширение кишечника, в которое открываются протоки половых путей
и мочеточников - … .
13. Плотная известковая оболочка яйца птиц - … .
14. Страусы, киви – это представители надотряда птиц - … .
15. Надотряд птиц, у которых передние конечности преобразованы в ласты, хорошо развит киль, обитают в Южном Полушарии - … .
(Ответы: 1-орнитология, 2- киль, 3 – копчиковая, 4 – кроющие, 5 – внутреннее, 6 – трёхкамерное, 7 – два, 8 – мозжечок, 9 – зоб, 10 – цевку, 11 – выводковые, 12 – клоака, 13 – скорлупа, 14 – Бескилевые, 15 – Пингвины)
V. Рефлексия, подведение итогов урока (5 мин).
Жюри подсчитывает баллы. В это время учитель предлагает провести своеобразную игру «Мини-интерьвью»: по очереди учащиеся задают вопрос друг другу, выступая в роли журналиста, вопрос можно начать словами: «Хочу спросить…», тот, у кого спрашивали, затем сам выступает в роли журналиста.
Варианты вопросов:
Хочу спросить: …
… какой конкурс тебе понравился больше всего?
… что тебя удивило?
… что вызвало затруднение?
… что ты запомнил(а) лучше всего?
Жюри подводит итоги. Объявляется команда-победитель. Учитель оценивает учащихся, благодарит всех за работу.