1 | Организационный момент(7 мин.) | Вступление. О русском языке. О дне русского языка. - Здравствуйте! -Сегодняшний урок я хотела бы начать с притчи. Что такое притча? Притча из "Книги о Ксанфе – философе и Эзопе, его рабе, или похождение Эзопа". «Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошёл на базар и принёс ... язык. - Почему ты принёс язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире?- спросил Ксанф. - Конечно,- ответил Эзоп,- разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык? - Хорошо. Иди на базар и принеси мне теперь самую худшую вещь,- сказал Ксанф. Эзоп пошёл и принёс… язык». - Как вы думаете, прав ли был Эзоп? Да, он прав: язык может быть самой лучшей и самой худшей вещью в мире. Язык даёт нам возможность лучше понимать друг друга. С помощью языка писатели и поэты создают свои лучшие произведения, но словом можно разжечь вражду и ненависть. На земле насчитывается более 2000 народов и примерно 6800 языков. Каждый язык живёт своей жизнью и развивается по своим законам, имеет свою историю. Чтобы знать язык, недостаточно знать его орфографию. Но чем больше мы будем знать о нём, тем больше мы будем его любить. Роль языка как средства общения людей замечательно передана в русском народном творчестве. Издавна в народе бытуют пословицы: «Язык до Киева доведёт», «Без языка – как без рук» - Сегодня на нашем уроке мы поговорим о том, какую роль в нашей жизни играет язык и почему русскому языку посвящен день 19 ноября. - 19 ноября в Якутии будет отмечаться День русского языка. Он был введен по указу первого президента республики Михаила Ефимовича Николаева в 2001 году (Кто такой М.Е.Николаев? 13 ноября ему исполнилось 82 года ) и празднуется в день очередной годовщины со дня рождения Михайло Ломоносова, составившего грамматику, в наибольшей степени повлиявшую на формирование современного русского языка. В этом году исполняется 308 лет со дня рождения великого ученого Михаила Васильевича Ломоносова. «Ломоносов как никто до него почувствовал огромные возможности, таящиеся в русском языке, его природное изобилие и красоту. И сегодня нас объединяет русский язык, ставший поистине великим языком во многом благодаря плодотворной деятельности Михаила Васильевича Ломоносова». «Русский язык помогает налаживать постоянный диалог, осознавать, что все мы работаем на развитие и процветание нашего общего дома – Российской Федерации!» - Сейчас послушаем сообщение Попова Кости о Михаиле Васильевиче Ломоносове. -Молодец! - Ломоносов много сделал для русского языка и литературы. Ломоносов в сфере русской поэзии является, главным образом, чисто формальным реформатором : преобразователем литературного языка и стиха, вводителем новых литературных форм. Ломоносов намечает три оттенка или “штиля”: “высокий”, “средний” и “низкий”. Наша новейшая орфография в наиболее существенных чертах создана Ломоносовым. - Русский язык — один из крупнейших языков мира, является самым распространенным из славянских языков, самым распространенным европейским языком в географическом смысле и по общему числу говорящих занимает место в первой десятке мировых языков. - Сегодня наш урок будет проходить в форме игры. Прежде чем приступить к игре, послушаем высказывания выдающихся писателей о языке.- - Как бы вы сформулировали тему урока? - Правильно, «Великий и могучий русский язык». | - Здравствуйте! Притча – это рассказ нравоучительного, философского характера. (Ответы учащихся) -Первый президент Республики Саха (Якутия) (сообщение Попова Кости) Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Денисовка Архангельской губернии. Отец его был крестьянином, имел землю и суда для рыбного промысла по Мурманскому берегу. Мать умерла, когда сыну было 8 лет. Подростком Михаил Ломоносов постоянно ездил с отцом на промыслы. В свободное время он читал – к счастью, будущего ученого рано обучили грамоте. В 1731 Михаил Ломоносов, пристав к обозу, тайком от отца уходит в Москву учиться. В Москве его принимают в «Спасские школы». Двадцатилетний юноша учится в одном классе с маленькими детьми. Его успехи, прилежание и примерное поведение быстро замечает школьное начальство. За один год Ломоносов проходит сразу три класса. В 1736 году он в числе двенадцати лучших учеников Славяно-греко-латинской Академии отправлен в Петербург для обучения при Академии наук. Осенью того же года Ломоносов отправлен в Германию обучаться химии и горному делу. Кроме того, ему было наказано «учиться и естественной истории, физике, геометрии и тригонометрии, механике, гидравлике и гидротехнике». В 1741 году по приказу Академии Ломоносов возвращается в Петербург и вскоре становится адъюнктом по физике при Петербургской Академии наук. Его вклад в российскую науку трудно переоценить. Ученый-естествоиспытатель, поэт, реформатор русского языка; первый русский академик Петербургской Академии наук, член Академии художеств. В 1755 году по инициативе Ломоносова основан Московский университет, которому в 1940 году было присвоено имя Ломоносова. Его открытия обогатили многие отрасли знания. Ломоносов развил атомно-молекулярные представления о строении вещества, высказал принцип сохранения материи и движения, заложил основы физической химии, исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Выдвинул учение о свете. Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на планете Венера. Описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Он был крупнейшим поэтом 18 века, создателем русской оды философского и высокого гражданского звучания, автором поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, филологических трудов и научной грамматики русского языка. Он возродил искусство мозаики и производство смальты и вместе с учениками создавал мозаичные картины. Автор трудов по истории России. Скончался Михаил Васильевич Ломоносов (4) 15 апреля 1765 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Высказывания выдающихся писателей о языке: (Сарыала)Наш русский язык, более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм. Я. А. Добролюбов (Вероника) Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. В. Г. Белинский (Анжелика) Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! И. С. Тургенев (Полина) Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи. Н. В. Гоголь (Люда) Русский язык в умелых руках и в опытных устах— красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А. И. Куприн (Игорь) Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. К. Г. Паустовский (Дарина) Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли. К. Г. Паустовский (Варя) Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. П. Мериме (Вольдемар)Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей. М. Горький (Катя) Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. И. С. Тургенев (Айсен)Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, — значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус. В. Белинский | Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 |
3 | Актуализация знаний (30 минут) | 1 конкурс: Конкурс капитанов. Ответить на вопросы – шутки. Капитану 1 команды Что у цапли впереди, а у зайца позади? (буква «Ц») Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп) В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (стонет) Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль) Капитану 2 команды Что общего у дня и ночи? («Ь» знак на конце) Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья) Что находится между горой и оврагом? (буква «И») Какое государство можно носить на голове? (Панама) 2 конкурс. Конкурс знатоков ударений. К доске, на которой заранее написаны слова в два столбика, приглашаются участники. В словах нужно правильно расставить ударения 1 команда 2 команда Торты Банты Гусеница Балуюсь Мельком Щавель Водопровод Газопровод Каталог Тефтели Заржаветь Звонит Агент Свекла - Пока одни выполняют задание, давайте покажем короткую миниатюру «Ударение» Комната. В постели лежит мальчик. -Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять. Берет бутылочку с лекарством. Читает: -Три раза в день по одной столовой ложке. После приема пищи. Начинает пищать. Вбегает мама. -Что случилось, сынок? Почему ты пищишь? -А я лекарство принял. А здесь написано: «После приема пищи». -Ах ты, глупышка! Ведь ты неверно прочел. После приема пищи, а не пищи. -Ой, мамочка. Нам и в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл слова. 3 конкурс «Собери пословицу» (Командам предлагаются разрезанные пословицы): Дерево держится корнями, а человек – друзьями. Работе время, а досугу час. Труд человека кормит, а лень портит. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь Сколько волка не корми - он все в лес смотрит Нет умного соседа – побеседуй с книгой 4 конкурс «Слова играют в прятки» Стол накрыли к обеду. Догадайтесь, что стоит на столе. Слова-названия блюд «спрятались» в предложениях. Пока шакал где-то рыскал, волки выли на луну. Я твою машинку не трогал, она сама сломалась. Осень заплела косы рыжие. Нашему псу поводок не нужен. Соседский кот лета не любит: слишком жарко ему. 5 конкурс «Кто больше» Перед командами ставится слово ГОСУДАРСТВО. За 2 минуты команда должна составить как можно больше коротких слов из данного. При проверке каждая команда читает по 1 слову. Если это слово есть и у других команд, то оно вычёркивается. 6 конкурс Художественный «Ты- мне, я- тебе» Командам раздаются карточки с записанными на них фразеологизмами. ЗАДАНИЕ: Изобразить на бумаге фразеологизм так, чтобы команда соперников догадалась. Какой фразеологизм записан в карточке и сумели объяснить его значение. (Балл получает команда, подготовившая рисунок. Чем точнее и полнее ответ соперников, тем выше балл у команды) Подливать масла в огонь. Одним выстрелом убить двух зайцев. 7 конкурс Конкурс телефонистов Ребята, во время игры вы учились писать, разгадывать, придумывать. А научились ли вы слушать внимательно друг друга? Ребята, во время игры вы учились писать, разгадывать, придумывать. А научились ли вы слушать внимательно друг друга? Я сообщу скороговорку на уху ученику, который стоит первым. По сигналу они передают скороговорку на ухо своим соседям. Последние в каждом ряду должны сказать переданную им «по телефону» скороговорку. Побеждает команда, которая раньше завершит передачу и правильно передаст текст. 1 команде: Жутко жуку жить на суку. 2 команде: На дворе трава. не траве дрова. | (ответы учащихся) Инсценировка миниатюры | Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16 Слайд 17 Слайд 18 Слайд 19 |