СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Индивидуальное развитие организмов" (10 класс профильный)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для профильного класса с использованием кейс-технологии (ситуация -иллюстрация)

Просмотр содержимого документа
«Урок "Индивидуальное развитие организмов" (10 класс профильный)»

Тема учебного занятия (урока) по биологии в 10 (химико-биологический профиль) классе

Тема: Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональное развитие.

Цель: подробно изучить процесс онтогенеза и на конкретных примерах выяснить влияют ли вредные привычки на индивидуальное развитие организмов.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

• продолжить формирование у учащихся признания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях;

• продолжить прививать у учащихся основы здорового образа;

• продолжить воспитание уважения к ценностям семьи, признание ценности здоровья, своего и других людей.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные УУД:

• совершенствовать навык работы в группе, в коллективе и оказывать взаимопомощь;

• продолжить работу по формулированию собственного мнения и позиции и умения аргументировать ее не враждебным для оппонента образом;

• совершенствование навыков по установлению и сравнению разных точек зрения;

• совершенствовать навык правильно и логично задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• совершенствовать навык осуществления контроля, оценки своих действий.

Регулятивные УУД:

• продолжить прививать умение самостоятельно оценивать правильность выполненных действий и по необходимости вносить коррективы;

• совершенствовать навык учащихся самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе ориентиров действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

• совершенствовать работу учащихся по поиску дополнительной литературы;

• совершенствовать умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения ситуационных задач.

Предметные результаты:

  • Познакомиться с процессами онтогенеза организмов, особенностями эмбриогенеза; спектром факторов, влияющих на ход нормального онтогенеза человека.

Понятия: онтогенез, эмбриональный период онтогенеза, бластомеры, бластула, гаструла, экзодерма, эндодерма, мезодерма.

ТКВ:

Факт жизни

Здоровье будущего поколения определяется не с рождения особи, а сразу же после образования зиготы. Поэтому ключевым моментом в индивидуальном развитии будущего поколения является образ жизни, который ведут родители, именно от их образа жизни будет зависеть дальнейшее развитие будущего потомства.

Все люди прекрасно знают, что такие вредные привычки, как курение, употребление спиртных напитков, наркотиков, разрушают целостность нашего организма. Страдают все системы органов нашего организма, и в первую очередь, все отражается на нервной системе человека.

Задумываются ли будущие родители, имеющие вредные привычки о здоровье своих будущих детей? Наверное, задумываются, но свои личные потребности, привычки все-таки стоят выше, чем здоровье будущего потомства.

Привычки обоих родителей влияют на здоровье детей, на их дальнейшее развитие. А мы с вами должны помнить, что здоровье самая высшая ценность и вы, как будущие родители, не вправе отнимать эту ценность у своих будущих детей. Помните об этом!

Жизненное явление

Образ жизни потенциальных родителей

Жизненная закономерность

Здоровый образ жизни – это первый шаг на пути к рождению здоровых детей.

Используемые значки:

А – амплификация;

С принцип субъектности;

– единое целое;

– связь систем между собой;



– связь биологии с другими предметами;

? – вопрос учащимся;

Ц – принцип ценности.

Этапы современного

учебного занятия

(комбинированный урок)

Учебная деятельность (описание учебных заданий, форм работы, примеров индивидуальных учебных заданий)

Организационный момент. Проверка знаний, умений, навыков по домашнему заданию





Добрый день, ребята!!! Я рада Вас видеть! Кто отсутствует? (Отмечаю отсутствующих)

На прошлом уроке мы с вами изучили процесс двойного оплодотворения у цветковых растений.

Давайте вспомним:

Фронтальный опрос

1.Что такое цветок? Для чего он служит? (Какие функции выполняет?)


Индивидуальный опрос у доски

1.Воспроизвести таблицу «Спорофит и гаметофит цветковых растений» с использованием плаката.


























Работа с карточками

(3 человека)

Восстановление биологической последовательности хода двойного оплодотворения.

Карточка № 1

Расставьте в правильной последовательности стадии двойного оплодотворения цветковых растений.

1.Из вегетативной клетки пыльцевого зерна образуется пыльцевая трубка, которая прорастает внутрь завязи, а из генеративной-два спермия.

2.Пыльцевое зерно попадает на рыльце пестика.

3.В зародышевом мешке:

Один спермий сливается с яйцеклеткой и формируется зигота, а затем диплоидный зародыш.

Второй спермий сливается с центральной клеткой и образуется триплоидная клетка.

4.По пыльцевой трубке спермии попадают в зародышевый мешок.

Карточка № 2

Расставьте в правильной последовательности стадии двойного оплодотворения цветковых растений.

1.В зародышевом мешке:

Один спермий сливается с яйцеклеткой и формируется зигота, а затем диплоидный зародыш.

Второй спермий сливается с центральной клеткой и образуется триплоидная клетка.

2.Из вегетативной клетки пыльцевого зерна образуется пыльцевая трубка, которая прорастает внутрь завязи, а из генеративной-два спермия.

3.Пыльцевое зерно попадает на рыльце пестика.

4.По пыльцевой трубке спермии попадают в зародышевый мешок.

Карточка № 3

Расставьте в правильной последовательности стадии двойного оплодотворения цветковых растений.

1.Из вегетативной клетки пыльцевого зерна образуется пыльцевая трубка, которая прорастает внутрь завязи, а из генеративной-два спермия.

2.По пыльцевой трубке спермии попадают в зародышевый мешок.

3.В зародышевом мешке:

Один спермий сливается с яйцеклеткой и формируется зигота, а затем диплоидный зародыш.

Второй спермий сливается с центральной клеткой и образуется триплоидная клетка.

4.Пыльцевое зерно попадает на рыльце пестика.

А

Молодцы, ребята!!! Вы хорошо усвоили материал предыдущего урока.

Подготовка к восприятию нового материала

Мотивационно-целевой этап

А



?



?




Мы с вами прекрасно знаем, что и животные, и растения, то есть все живое на нашей планете появляется из одной живой клетки. Это начало всех начал. Из клеток образуется ткань, из тканей - органы, из органов – системы органов и наконец, организм, как единое целое.

И сегодняшний наш урок я бы хотела начать со слов французского поэта Р.Сюлли-Прюдома

«Пусть вымерли все наши предки, бессмертные живые клетки наследие надежно и бережно хранят».

Эти слова подтверждают постоянный круговорот жизни.

Вы когда – либо задумывались, как же из одной клетки образуется целый организм??

Я предлагаю вам сегодня узнать, как же происходит этот процесс превращения.

Сформулируйте цель нашего урока. (Цель формулируют ученики, учитель корректирует поставленную цель)

Цель урока: подробно изучить процесс онтогенеза и на конкретных примерах выяснить влияют ли вредные привычки на индивидуальное развитие организмов.

Запись в тетрадь

И тема нашего сегодняшнего урока.

«Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональное развитие»

Этап актуализации опорных знаний

?







Давайте с вами вспомним уровни организации живой материи.

(молекулярно-генетический, клеточный, органо-тканевый, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный.)

Все начинается с одной маленькой единицы всего живого-клетки, а заканчивается образованием целого организма, который на этом не заканчивает своего развития.

Организмы объединяются и образуют популяции, затем экосистемы и наконец, на последнем уровне жизни - биосферном, происходит обмен веществ и энергии в результате взаимодействия всех живых организмов.

Мы с вами еще раз убеждаемся в том, что все взаимосвязано между собой.

Этап изучения нового материала


Ребята, путь индивидуального развития, который проходит одна единственная клеточка от момента своего возникновения до самой смерти уже целого организма называется онтогенез.


Работа с учебником

Найдите в учебнике на стр.93 определение термина «онтогенез» и запишите его в тетрадь.







Процесс появление на свет живых организмов и их развитие всегда интересовало ученых. Многим хотелось раскрыть данную тайну.

Впервые попытки разгадать эту тайну появились в античности.

Мы с вами прекрасно помним двух великих мыслителей Гиппократа и Аристотеля.

Гиппократ решил, что новый организм находится в организме матери уже полностью сформированный, но маленьких размеров. Данное учение получило название преформизма.

А Аристотель решил, что новый организм развивается из бесструктурной массы. Данное учение получило название эпигенез. Чтобы подтвердить свои домыслы, ученые проводили опыты. В одном из опытов с эмбрионом курицы, Аристотель пришел к выводу, что новый организм развивается в результате слияния женской и мужской жидкости.

Многие ученые придерживались взглядов Гиппократа и Аристотеля, но ученые также хотели убедиться в достоверности этих взглядов.

И в XII веке английский врач и биолог Уильям Гарвей провел опыт по доказательству теории, предложенной Аристотелем.


Доклад

1.Краткое сообщение об опытах У.Гарвея (заранее подготовленный учеником)

Большой вклад в развитие эмбриологии, и современной в том числе, внес Карл Бэр.


Доклад

2.Краткое сообщение о работах Карла Максимовича Бэра. (заранее подготовленный учеником)

В конце XX века совместно Фрицом Мюллером и Эрнестом Геккелем был открыт биогенетический закон.


Доклад

3. Краткое сообщение «История открытия биогенетического закона» (заранее подготовленный учеником)








Мы с вами поговорили об истории развития эмбриологии, а теперь более детально рассмотрим стадии и периоды онтогенеза.

Периоды онтогенеза

Для всех многоклеточных организмов характерно наличие двух периодов онтогенеза: эмбрионального и постэмбрионального.

В каждом периоде существует определённая последовательность стадий, а для каждой стадии характерны определенные процессы и результат.

Наша с вами задача: разобраться какие же процессы и результаты прослеживаются на каждой из стадий, а также выявить значение каждой стадии эмбрионального периода.




Самостоятельное заполнение таблицы

Ребята, используя материал вашего учебника заполните таблицу, на эту работу у вас 10 минут, после чего мы проверим вашу, заполненную таблицу и если в ней есть какие- то неточности или вы что-то не нашли или не поняли, то мы допишем вместе:

Работа с учебником

Контроль заполненной таблицы

Характеристика стадий эмбрионального развития.

Стадия эмбрионального периода

Характеристика процесса

Значение

Дробление



Гаструляция



Органогенез




Этап самоконтроля и самооценки











С


Ц











































Закрепление полученных результатов













Этап рефлексии учебной деятельности




Ситуация-иллюстрация,

(кейс-технология)

ТКВ

Факт жизни

Здоровье будущего поколения определяется не с рождения особи, а сразу же после образования зиготы. Поэтому ключевым моментом в индивидуальном развитии будущего поколения является образ жизни, который ведут родители, именно от их образа жизни будет зависеть дальнейшее развитие будущего потомства.

Все люди прекрасно знаем, что такие вредные привычки, как курение, употребление спиртных напитков, наркотиков, разрушают целостность нашего организма. Страдают все системы органов нашего организма, и в первую очередь, все отражается на нервной системе человека.

Задумываются ли будущие родители, имеющие вредные привычки о здоровье своих будущих детей? Наверное, задумываются, но свои личные потребности, привычки все-таки стоят выше, чем здоровье будущего потомства.

Привычки обоих родителей влияют на здоровье детей, на их дальнейшее развитие. А мы с вами должны помнить, что здоровье самая высшая ценность и вы, как будущие родители, не вправе отнимать эту ценность у своих будущих детей. Помните об этом!

Ситуационная задача:

1 часть задачи: Вам предлагается следующие показатели, отражающие заболевания новорожденных в зависимости от курения их матерей и процент проявления расстройств нервной системы ребенка также в зависимости от курения матерей.

Инструкция

Разделитесь на 2 группы. Первая группа работает с таблицей «Заболевания новорожденных в зависимости от курения их матерей» (Таблица 1), вторая группа «Процент проявления расстройств нервной системы ребенка в зависимости от курения матерей» (Таблица 2).

Каждая группа анализирует свою таблицу и отвечает на ряд поставленных вопросов. Все задания выполняются письменно в тетрадях.

После обсуждения каждая группа отчитывается по своей таблице и формулируется общий вывод «Связаны ли вредные привычки родителей с заболеваниями их детей?»

1 группа

  1. Выберите одного представителя от группы.

  2. Внимательно ознакомьтесь с таблицей. Определите с поражением, каких систем органов связаны заболевания, представленные в таблице. Для этого используйте дополнительную литературу.

Таблица 1

Болезни/мать

Не курит

%

Курит

%

ВУИ

98

24,6%

25

45%

Дисбиоз

104

26,1%

27

50%

Диатез

78

19,6%

26

46,9%

3.Как вы считаете, можно ли уменьшить процент заболеваний детей у курящих матерей? Если можно то, каким образом?

4.Существует ли профилактика, которая позволит снизить процент заболеваний?

5.Подготовьте тетради с выполненной работой и сдайте учителю на проверку в конце урока.

2 группа

  1. Выберите представителя от группы.

  2. Внимательно ознакомьтесь с таблицей. Выясните, что такое синдром тонусных нарушений и синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости. Для этого используете дополнительную литературу.

Таблица 2

Проявление перинатального поражения ЦНС

Мать

Не курит

%

Курит

%

Отсутствует

149

37,3%

9

15,7%

Синдром тонусных нарушений

192

48,1%

32

58,8%

Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости

58

14,6%

14

25,5%

3.Как вы считаете, можно ли уменьшить процент заболеваний детей у курящих матерей? Если можно то, каким образом?

4.Существует ли профилактика, которая позволит снизить процент заболеваний?

5.Подготовьте тетради с выполненной работой и сдайте учителю на проверку в конце урока.

Фронтальный опрос

1.Индивидуальное развитие организма от начала его возникновения до самой смерти-это…

2.Какие периоды можно выделить в онтогенезе животных и растений?

3.Дайте ответ:

• Оплодотворенная яйцеклетка (зигота)

• Ряд митотических делений следующих друг за другом (дробление)

• Шарообразный однослойный зародыш с полостью внутри (бластула)

• Двухслойный зародыш с полостью внутри (гаструла)

• Наружный слой клеток двухслойного зародыша (эктодерма)

• Внутренний слой клеток двухслойного зародыша (энтодерма)

• Третий зародышевый листок (мезодерма)

Ребята, вы молодцы!

Итак, достигли ли мы поставленной цели урока?

Что новое вы открыли для себя?

Что осталось для вас непонятным?

И в заключении нашего урока давайте составим синквейн «Онтогенез организма»

(проверка составленных синквейнов)

Выставление оценок!!!

Домашнее задание: параграф 21, выучить записи в тетради.




3