СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок информатики "Информационная культура"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

план-конспект урока информатики по теме: "Информационная культура"

Просмотр содержимого документа
«Урок информатики "Информационная культура"»

ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»









План-конспект урока

по информатике и ИКТ

в 9 классе

Филиала «Новоалтайская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

КГКОУ Вечерняя школа №2


на тему «Информационная культура»










Разработал: Ненашева Светлана Васильевна

слушатель курсов профессиональной переподготовки

«Информатика: теория и методика преподавания в образовательной

организации»

Проверил: Гаан Татьяна Александровна



















Новоалтайск , 2018








Класс: 9 класс

Тема урока: Информационная культура

Тип урока: изучение новой темы

Цель урока:

  • сформировать понятие об информационной культуре и ее составляющих, разъяснить определение «информационная культура» и «компьютерная грамотность»

Задачи:

образовательные:

  • дать представление обо всех составляющих информационной культуры, о правовых и этических аспектах работы с информацией, об авторском праве на программный продукт;

  • повышать уровень компетенции учащихся в вопросах информатизации современного общества;

развивающие:

  • формировать ключевые компетенции: уметь работать в группе, сотрудничать, организовывать взаимосвязь знаний и упорядочивают их.

  • развивать умение пользоваться приобретенными знаниями на практике.

воспитательные: развивать познавательный интерес, воспитывать чувство ответственности за свои поступки

Оборудование:

  • мультимедийное оборудование (ПК + проектор + экран);

  • программное обеспечение: приложение PowerPoint

  • компьютерные презентации для объяснения нового материала;

  • Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  • рабочий лист учащегося

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин)

  2. Постановка целей урока. (3 мин)

  3. Проверка домашнего задания (10мин)

  4. Актуализация знаний (5 мин)

  5. Постановка проблемы (2 мин)

  6. Работа по теме урока (10 мин)

  7. Закрепление (10 мин)

  8. Подведение итогов урока (2 мин)

  9. Домашнее задание. (1 мин)

  10. Рефлексия. (1 мин)

Планируемые требования к уровню учащихся:

Учащиеся должны знать:

  • этапы формирования информационного общества;

  • характерные черты информационного общества;

  • признаки информационной культуры человека;

  • перечень информационных услуг, существующих в информационном обществе;

  • этические и правовые нормы информационной деятельности человека.

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться информационными ресурсами;

  • выработать в себе черты человека, владеющего информационной культурой;

  • выделять проблемы, возникающие при взаимодействии общества и человека при рассмотрении информационного продукта как объекта собственности.

Ход урока

I.Организационный момент.

Здравствуйте! Сегодня мы продолжим изучение раздела «Информатизация общества». (На экране слайд № 1, (приложение № 1.)

Тема сегодняшнего урока «Информационная культура» и мы вместе попробуем дать определение этому понятию. На прошлом уроке вы изучали тему «Информационное общество» и рассматривали этапы развития человеческого общества.

Инструктаж по технике безопасности.

II. Постановка целей урока. (Слайд № 2.)

  • Как можно охарактеризовать наше общество сегодня?

  • Каковы отличительные черты информационного общества?

  • Каков запас информационных ресурсов России?

  • Считаете ли вы себя человеком, владеющим информационной культурой? Почему?

III.Проверка домашнего задания

Упражнение 1. ученики выполняют следующее задание на карточках (Приложение № 2).

Один ученик выполняет упражнение на интерактивной доске. (Слайд № 3.)

Соедините стрелками понятия, наиболее подходящие друг для друга.

Середина XVI века

 

Владение навыками использования различных технических устройств

Информационное общество

Открытие электричества

Конец XIX века

Развитие промышленности

Информационная культура

Увеличение доли умственного труда

Индустриальное общество

Появление компьютеров

70-е годы XX века

Книгопечатание

Первая информационная революция

Проблемы информационного общества

Лавинообразный поток информации

Появление письменности

Два ученика получают карточки с заданиями и садятся за компьютеры:

Задание 1. Найти в Интернет закон РФ “Об информации, информатизации и защите информации” от 25 января 1995 года и выделить определения понятий “Информация” “Информатизация ” и “Информационные процессы”.

Задание 2. Подготовить сообщение на тему “Информационные ресурсы России” пользуясь ресурсами ЦОР “1С Образование 4. Школа".

IV. Актуализация знаний.

  • Давайте повторим, какие этапы в своем развитии, прошло человеческое общество?

(Доиндустриальное, индустриальное, информационное)

  • А сейчас вспомним, как с развитием общества менялись способы передачи информации и информационные носители. Будем работать в группах. Ваша задача заполнить в предложенной таблице одну из строк, каждой группе – свою позицию.

Работа в группах. Заполнить таблицу:

Таблица 1. Этапы развития человеческого общества

Этапы

Основное направление деятельности общества

Способы передачи информации

Носители
информации

Устройства для обработки
информации

Доиндустриальное общество

Овладение веществом

Язык жестов,

разговорная речь, письменность

Наскальные рисунки, глиняные таблички, папирусы, пергамент, бумага

Счетные палочки, абак, счеты

Индустриальное общество

Овладение энергией

Телеграф, телефон, радио,
телевидение

Печатные книги, пластинки, кинопленка аудиокассеты

Аналитическая машина Беббиджа, механический калькулятор – арифмометр

Информационное общество

Овладение информацией

Компьютерные
сети

Дискеты, CD-диски, DVD-диски, флэш-карты

Персональный компьютер

  • Проанализируйте данные таблицы и ответьте на вопрос: является ли появление компьютера закономерным процессом развития общества и почему? (Слайд № 4-5.)

(В информационном обществе главное – это работа с информацией, ее количество постоянно растет. Люди с давних времен совершенствовали устройства для обработки информации. Таким образом, появление универсального устройства для обработки информации – персонального компьютера – является закономерным).

  • Вы правы, компьютер разработан для сокращения рутинных действий человека с информацией, поэтому можно считать этот процесс закономерным

V.Постановка проблемы.

Как мы сказали, количество информации в современном обществе стремительно нарастает, человек оказывается погруженным в море информации.

По подсчетам науковедов с начала нашей эры для удвоения всех знаний человечества потребовалось 1750 лет, почти два тысячелетия. Второе удвоение произошло в 1900 году (примерно за 250 лет), а третье – к 1950 году, то есть уже за 50 лет. Причем эта тенденция все более усиливается. Тридцать лет назад объем необходимой для решения технологических и социально-экономических задач информации удваивался каждые семь лет, а с 1995 года это происходит чаще одного раза в год. Явление получило название «информационного взрыва», означая начало информационной эры.

Для того чтобы «не утонуть» в море информации, необходимо обладать определенными навыками работы с информацией и техникой, которая помогает эту информацию обрабатывать. В связи с этим возникло новое понятие «информационная культура». Об этом мы сегодня поговорим и попробуем вывести составляющие информационной культуры и сформулировать определение.

VI.Работа по теме урока

  • Какой человек считается культурным?

(Человек который обладает: знаниями, умениями, профессиональными навыками;

Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития;

Способами и формами взаимного общения людей.)

  • Что такое «культура» вообще в вашем понимании?

(Нормы, правила, воспитание, искусство…)

  • Вы правы, это понятие объемное. Познакомьтесь с определениями, которые можно найти в различных словарях и попробуйте выделить составляющие понятия культура.

(Производственные, общественные и духовные достижения людей; воспитание, образование, уровень развития общества…)

  • Таким образом, понятие «культура» включает в себя:

    • материальные результаты деятельности людей: машины, сооружения, произведения искусства и т. д.;

    • результаты познания: науки;

    • нормы морали, этикета и права;

    • человеческие силы и способности: знания, умения, навыки, уровень интеллекта, мировоззрение, способы и формы общения людей.

  • Но все же в целом понятие культура связывают с соблюдением определенных норм и правил. Возникли более узкие понятия: «экологическая культура», «педагогическая культура», «молодежная культура» и предмет нашего сегодняшнего разговора – «информационная культура».

Чтобы ответить на этот вопрос мы к образу культурного человека будем добавлять элементы, иллюстрирующие черты информационной культуры человека. (Слайд № 6.)

Какими качествами должен обладать человек для оптимального существования в современном мире?

Современное общество принято называть информационным, поэтому человек должен обладать такими качествами, которые позволили бы ему адаптироваться и хорошо существовать в IT-насыщенной среде.

Во-первых, в информационном обществе человек должен владеть различными техническими устройствами – от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей.

Добавляем к фигуре человека на экране элемент – компьютер и телефон.

Во-вторых, он должен владеть информационными технологиями.

Добавляем к фигуре новый элемент – окна программ из пакета Microsoft Office, Adobe Photoshop, Corel Drow и т.д.

В-третьих, он должен уметь извлекать информацию как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций.

Добавляем к фигуре новый элемент – страницу из газеты или журнала и окно программы Internet Explorer.

В-четвертых, он должен уметь представить информацию в понятном виде и правильно ее использовать с максимальным эффектом.

Добавляем к фигуре новый элемент – рекламу чего-либо.

В-пятых, он должен знать различные методы обработки информации.

Добавляем к фигуре новый элемент – решение квадратного уравнения в тетради, с помощью языка программирования, в электронных таблицах.

В-шестых, он должен уметь работать с разными видами информации.

Добавляем к фигуре новый элемент – аудио, видеоинформацию, символьную информацию, графическую информацию.

Таким образом, мы получили человека, владеющего информационной культурой.

Итак, давайте подведем итог, попробуем сформулировать, что такое информационная культура. Воспользуйтесь образцами определения у вас на столе и схемой на слайде.

  • А теперь посмотрите, какое определение дано вам в учебнике. Прочтите его вслух.

Информационная культура – знания и умения в области информационных и коммуникационных технологий, а также знание и соблюдение юридических и этических норм при работе с информацией.

  • Вывод: обратите внимание, что наша попытка сформулировать определение была достаточно успешной. Вы должны знать это определение.

Упражнение 2. (Слайды №7-8.)

Ответьте на вопрос: “В какой степени вы соответствуете образу человека, владеющего информационной культурой, полученной нами на экране?”.

Для этого заполните таблицу, полученную вами в раздаточных материалах, и определите процент соответствия.

Оценивайте по

10-бальной шкале

Черты информационной культуры человека

Итого

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

Пояснение: ученик должен аргументировать свой ответ. Так как вероятность того, что процент соответствия образу информационно-культурного человека будет невысока, после ответов учащихся необходимо им сообщить, что на уроках информатики они как раз и будут формировать и повышать уровень информационной культуры.

А теперь подведем итоги и сформулируем определение понятия “информационная культура”.

Информационная культура – это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. (Слайд № 9.)

Национальные информационные ресурсы России. (Слайд № 10.)

Любое государство, общество, фирма или частное лицо имеют определенные ресурсы, необходимые для его жизнедеятельности.

Ресурс – это запас или источник некоторых средств.

Наряду с материальными, сырьевыми, энергетическими, трудовыми и финансовыми ресурсами в современном обществе существуют и информационные ресурсы.

Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных ресурсах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных ресурсах).

Однако между информационным и другими ресурсами существует одно важнейшее различие: всякий ресурс после использования исчезает (сожженное топливо, израсходованные финансы и т.д.), а информационный ресурс остается, им можно воспользоваться многократно, он копируется без ограничений.

VII.Закрепление.

  • Информационная культура состоит не только в овладении определенными знаниями и умениями, но и предполагает знание и соблюдение юридических и этических норм и правил. А с какими нарушениями вы сталкивались при использовании компьютера или работе в сети?

(Использование пиратского компьютерного обеспечения, пропаганду насилия, наркотиков и порнографии в Интернете).

Практическая работа (Приложение 4)

  • Какие нормы и правила должны соблюдать пользователи при общении с помощью электронной почты, в чатах, на форуме? Посоветуйтесь в группе и сформулируйте основные этические нормы и правила для таких стилей общения.

  • Группа 1: Правила этикета для электронной почты.

  • Группа 2: Правила этикета для общения в чате.

  • Группа 3: Правила этикета для общения на форуме.

Отвечают по группам…

  • Верно, вот некоторые правила, что предлагает нам интернет и другие источники.

Несмотря на некоторые особенности, связанные с виртуальностью и анонимностью такого общения, основой остается уважение к собеседникам и грамотность.

Текущая проверка знаний

  1. Возвращаемся к заданию, которую ученики получили в начале урока и исправляем ошибки. Самопроверка заполнения таблицы (Слайд № 11.)

  2. Проводится игра “Найди пятерку!” (Приложение № 3.) (Слайд № 12.)

VIII.Подведение итогов урока.

  • Почему сегодня так важно говорить об информационной культуре? В чем ее актуальность?

(Падение общего культурного уровня в обществе, естественно влечет за собой падение и информационной культуры).

  • А зачем вообще современному человеку обладать информационной культурой и ее составляющими?

(Чтобы идти в ногу со временем. Чтобы быть успешным человеком в новом информационном обществе).

Вывод по уроку:

знание правил, обладание навыками – залог успешности человека.

IX. Домашнее задание. (Слайд № 13.)

Уровень знания: знать особенности информационной культуры и ее составляющих, разъяснить определение «информационная культура» и «компьютерная грамотность»

Уровень понимания: расставьте профессии по мере убывания степени использования компьютеров: водитель, программист, актер, бухгалтер, журналист, писатель, повар, швея, учитель, директор школы, министр.

Творческий уровень: сделайте рекламу какого-либо товара, используя для этого домашний компьютер и Интернет. Ответьте на вопросы анкеты «Ваш уровень информационной культуры», опубликованной в Google-документе.

Х. Рефлексия. (Слайд № 14.)

Список литературы

  • Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  • Сухих Н.А. Поурочные разработки по информатике: 9 класс.-М.: ВАКО,2012

  • http://открытыйурок.рф/статьи

  • https://easyen.ru/load/informatika/9_klass/

  • http://edufuture.biz/index.php?title

  • https://infourok.ru/informatika-klass-informacionnoe-obschestvo-informacionnaya-kultura

  • https://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt

  • https://videouroki.net/razrabotki/urok-informatiki-i-ikt-v-9-klassie.html





(Приложение № 2.)















































Оценка: _________









Ключевое слово в игре «Найди клад!»: ______________





































(Приложение № 3.)

ИГРА «НАЙДИ ПЯТЕРКУ!»


Пояснение к игре:

  1. Подберите несколько определений терминов и понятий по теме «Основы социальной информатики».

  2. Термины и понятия – это названия папок. Их определения – содержимое текстовых файлов.

  3. Постройте следующую файловую систему:


Найди клад




Информация Информационное Индустриальное

общество общество




Первая революция Вторая революция Третья революция Четвертая революция



Информатизация Компьютеризация Интернет




Материальные Информационные Финансовые Трудовые

ресурсы ресурсы ресурсы ресурсы




Библиотека Архив Статистика


  1. Текст подсказок наберите в текстовом редакторе WORD или POWER POINT c использованием анимации.

Папка

Файл

Текст подсказки

Найди клад

Привет

Привет! Хочешь получить оценку «5», тогда вперед!

Если ты правильно выполнишь все задания, тебя ждет награда. Правильные ответы на вопросы приведут тебя туда, где спрятана оценка «5».

Вопрос 1. В каком обществе мы живем сегодня?

Закрой окно и найди папку с именем, совпадающим с ответом.

Удачи!

Информационное общество

Прочти меня

Молодец! У тебя здорово получается!

Вопрос 2. Какая по счету информационная революция связана с изобретением книгопечатания?

Закрой окно и найди папку с именем, совпадающим с ответом.

Удачи!

Вторая революция

Прочти меня

Молодец! У тебя все получится!

Вопрос 3. Расшифруй ребус!

''





З акрой окно и найди папку с именем, совпадающим с ответом.

Удачи!

Информатизация

Прочти меня

Молодец! Уверенно шагаешь!

Вопрос 4. Какой ресурс не исчезает после его использования?

Закрой окно и найди папку с именем, совпадающим с ответом.

Удачи!

Информационный ресурс

Прочти меня

Молодец! Ты близок к цели!

Вопрос 5. Какой национальный ресурс хранит миллионы книг?

Закрой окно и найди папку с именем, совпадающим с ответом.

Удачи!

Библиотека

Прочти меня

Ты очень близок к цели!

Остался последний шаг.

Отгадай кроссворд и найди ключевое слово.

(Для заполнения кроссворда кликни два раза по кроссворду)

(После заполнения кроссворда кликни один раз вне кроссворда)

Ты заслужил оценку «5» .



  1. Во всех остальных папках создайте файлы со следующим содержанием: «Стоп! Ты неверно ответил на вопрос. Закрой окно и подумай еще раз. У тебя должно получиться!»


Суть задания: учащиеся читают первую подсказку, находящуюся в самой верхней папке «Найди клад». Ответ на подсказку – это название папки, в которую необходимо перейти для продвижения по пути к «пятерке». В этой папке должна находиться подсказка. И т.д.














Приложение 4

Правила этикета для электронной почты
  1. Всегда заполняйте поле «Тема» своего письма. Ориентируясь по темам, проще выделить нужные письма в большом списке поступающей корреспонденции, а также отфильтровать спам (от англ. spam) — навязчивую рекламу.

  2. Отвечая на чье-либо письмо, в поле темы принято вписывать Re: Исходная тема. Большинство программ для работы с почтой эту фразу вписывают автоматически.

  3. Отвечая на пришедшее письмо, принято цитировать некоторые его отрывки. Цитируемые фразы нужно выделять каким-нибудь символом, обычно это «», и отделять их от ваших фраз пустой строкой. Большинство программ для работы с электронной почтой при написании ответа сами выделяют текст исходного письма подобными знаками, и пользователю достаточно лишь удалить ненужные фразы.

  4. В Интернете считается, что фраза, написанная БОЛЬШИМИ БУКВАМИ, означает, что автор громко кричит. К тому же предложения, написанные буквами верхнего регистра, плохо читаются, что создает неудобства вашему корреспонденту. В связи с этим используйте прописные буквы, только если это является действительно необходимым.

  5. В официальной переписке принято использовать подпись, содержащую некоторую информацию об авторе письма: полное имя, должность или другие регалии, контактную информацию. Поскольку во многих случаях программы для работы с электронной почтой автоматически добавляют к письму однажды подготовленную подпись, будьте внимательны и не помещайте в подпись информацию, которую вы не хотели бы показывать всем своим корреспондентам.

  6. Старайтесь не допускать грамматических ошибок. Многие современные текстовые редакторы и программы для работы с электронной почтой имеют встроенные системы проверки правописания. В любом случае полезно перед отправкой еще раз перечитать письмо.

  7. Не вставляйте в электронное письмо файлы большого объема, не узнав у вашего корреспондента, принимает ли такие вложения его почтовый сервер. Если есть проблема с объемом и количеством приложенных файлов, большие файлы разбейте на несколько меньших и разошлите их отдельными письмами.

  8. В обычной (не деловой) переписке часто используются смайлики — комбинации текстовых символов, например :-), которые напоминают лицо, если смотреть на них, повернув голову набок. Использование смайликов способно придать письму живой характер и даже заменить жестикуляцию. Но не следует этим злоупотреблять — это будет уже плохим тоном. Смайликов придумано очень много, наиболее часто используются такие:

  • :-) или :) — улыбка; обычно используется для выражения радости;

  • :-( или :( — несчастное лицо; выражает сожаление или разочарование;

  • ;-) или ;) — подмигивающее лицо; обычно выражает иронию и означает, что слова не следует понимать слишком буквально.

Правила этикета для общения в чате
  1. В чате, форуме, гостевой книге общается большое количество разных людей, с разными мнениями и интересами. Следует быть тактичным и корректным в своих высказываниях. Не нападайте на человека только из-за того, что его мнение не совпало с вашим.

  2. Выбирайте себе псевдоним, или ник (от англ. nickname — прозвище, кличка), не оскорбляющий других участников чата. Избегайте нейтральных имен, не дающих возможности представить кто вы: женщина или мужчина.

  3. Обращаясь к кому-либо, пишите его ник в начале вашей фразы.

  4. Не повторяйте многократно одну и ту же фразу, не забивайте «эфир».

  5. Как и в электронной почте, текст, написанный прописными буквами или с большим количеством восклицательных знаков (например, ПОМОГИТЕ!!!!), интерпретируется как громкий крик, поэтому не нужно злоупотреблять этим средством выделения своих сообщений.

  6. Используйте смайлики, но не злоупотребляйте ими. Не факт, что экзотический смайлик знаком участникам общения. ;-)

  7. Уходя из чата, не забудьте попрощаться с вашими собеседниками и, возможно, договориться о времени следующей совместной беседы.

Правила этикета для общения на форуме
  1. На форуме общается большое количество разных людей, связанных общими интересами. Следует быть тактичным и корректным в своих высказываниях. Не нападайте на человека только из-за того, что его мнение не совпало с вашим.

  2. Выбирайте себе псевдоним, или ник (от англ. nickname — прозвище, кличка), не оскорбляющий других участников чата. При выборе нейтрального имени, не дающих возможности представить кто вы: женщина или мужчина, отмечайте свой пол в соответствующих настройках. Старайтесь предоставить более полную регистрационную информацию о себе.

  3. Отправляя сообщение на форум, вы по умолчанию отвечаете на заданную тему форума. Обращаясь к кому-либо конкретному, пишите его ник в начале вашей фразы.

  4. Заголовок созданной вами темы должен быть лаконичен (не более 2/3 строки) и как можно точнее отображать суть проблемы.

  5. В теле сообщений выражайте свои мысли максимально четко.

  6. Старайтесь следить за грамотностью. Помните, чем грамотнее и разумнее будет изложен вопрос, тем выше вероятность, что к нему отнесутся серьезно. Перед тем как разместить сообщение, еще раз внимательно его перечитайте.

  7. Если вы на форуме впервые, почитайте и полистайте архив старых сообщений. Возможно, именно там вы найдете ответ на вопрос, который хотели задать.

  8. Если вы допустили ошибку – поместили сообщение не в тот форум, сделали ненужную копию сообщения и т. п., не пишите дополнительных сообщений, не оправдывайтесь. Администрация сама во всем разберется.

  9. Не злоупотребляйте цитированием, а при использовании цитат не забывайте отрезать лишнее. Обязательно отмечайте цитаты специальным знаком в начале строки.

19


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!