СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационное общество. Информационная культура

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: выделить этапы развития информационного общества; разъяснить учащимся определение информационной революции и  рассказать об уже свершившихся информационных революциях;  ввести понятия «информационное общество» и «признаки  информационного общества»; разъяснить учащимся определения «информационная культура» и  «компьютерная грамотность».

Задачи:

образовательные:

изучить этапы развития информационного общества,

иметь представление о признаках информационного общества;

иметь представление о всех составляющих информационной культуры;

развивающие:

продолжить формирование информационной культуры учащихся; освоение различных форм коммуникации;

повышение уровня компетенции учащихся в вопросах информатизации современного общества.

воспитательные:

развитие коммуникативных качеств личности.

Ход урока:

Организационный момент. 

Приветствие учащихся

Актуализация знаний.

Человечество неотвратимо вступает в информационную эпоху. Мы с вами тоже причастны к этому процессу. Вот поэтому, практически завершая курс информатики средней школы, мы приступаем к изучению главы 6, которая называется «Информатизация общества».

Сегодня мы рассмотрим два вопроса: «Информационное общество» и «Информационная культура».

Записать:

  1. Термины с прилагательным информационный.
  2. Объяснить значение слова «революция». Когда происходят революции?

Изучение новой темы.

  1. По подсчетам науковедов с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750, почти два тысячелетия. Второе удвоение произошло в 1900 году (примерно за 250 лет), а третье – к 1950 году, то есть уже за 50 лет. Причем эта тенденция все более усиливается. Это явление получило название «информационный взрыв», указывая на быстрое сокращение времени удвоения объема накопленных научных знаний и превышение материальных затрат на хранение, передачу и обработку информации в сравнении с расходами на энергетику.
  1. Этапы становления информационного общества

На заре цивилизации (десятки тысяч лет назад до н.э.) люди научились изготавливать простые орудия труда и охоты. В первобытнообщинном, рабовладельческом и феодальном обществах деятельность была направлена на овладении веществом. Хватало элементарных знаний и первобытных навыков, но постепенно объем информации увеличивался и люди почувствовали недостаток индивидуальных знаний. Потребовалось научиться обобщать знания и опыт, которые способствовали правильной обработке информации и принятию необходимых решений.

Начиная примерно с XVII века, развивается машинное производство и на первый план выходит проблема овладения энергией (ветряные мельницы и водяные колеса, паровая машина, двигатель внутреннего сгорания, электрическая энергия, атомная энергия). В этот период происходили также существенные изменения в способах хранения и передачи информации.  В развитии человеческого общества существуют четыре этапа, названные информационными революциями, которые внесли изменения в его развитие.

Информационные революции.

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций — преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению.

Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:

  • •переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;
  • •миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;
  • •создание программно-управляемых устройств и процессов.

Последняя информационная революция выдвигает на передний план новую отрасль — информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшая составляющая информационной индустрии — информационная технология.  Задание

Просмотр содержимого документа
«Информационное общество. Информационная культура»

63-64 урок, 9 класс

Учитель: Брух Т.В.

Дата: __________

Тема урока: «Информационное общество. Информационная культура»

Цели урока: выделить этапы развития информационного общества;
разъяснить учащимся определение информационной революции и 
рассказать об уже свершившихся информационных революциях; 
ввести понятия «информационное общество» и «признаки 
информационного общества»;
разъяснить учащимся определения «информационная культура» и 
«компьютерная грамотность».

Задачи:

образовательные:

изучить этапы развития информационного общества,

иметь представление о признаках информационного общества;

иметь представление о всех составляющих информационной культуры;

развивающие:

продолжить формирование информационной культуры учащихся; освоение различных форм коммуникации;

повышение уровня компетенции учащихся в вопросах информатизации современного общества.

воспитательные:

развитие коммуникативных качеств личности.

Ход урока:

Организационный момент. 

Приветствие учащихся

Актуализация знаний.

Человечество неотвратимо вступает в информационную эпоху. Мы с вами тоже причастны к этому процессу. Вот поэтому, практически завершая курс информатики средней школы, мы приступаем к изучению главы 6, которая называется «Информатизация общества».

Сегодня мы рассмотрим два вопроса: «Информационное общество» и «Информационная культура».

Записать:

  1. Термины с прилагательным информационный.

  2. Объяснить значение слова «революция». Когда происходят революции?

Изучение новой темы.

  1. По подсчетам науковедов с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750, почти два тысячелетия. Второе удвоение произошло в 1900 году (примерно за 250 лет), а третье – к 1950 году, то есть уже за 50 лет. Причем эта тенденция все более усиливается. Это явление получило название «информационный взрыв», указывая на быстрое сокращение времени удвоения объема накопленных научных знаний и превышение материальных затрат на хранение, передачу и обработку информации в сравнении с расходами на энергетику.

  1. Этапы становления информационного общества

На заре цивилизации (десятки тысяч лет назад до н.э.) люди научились изготавливать простые орудия труда и охоты. В первобытнообщинном, рабовладельческом и феодальном обществах деятельность была направлена на овладении веществом. Хватало элементарных знаний и первобытных навыков, но постепенно объем информации увеличивался и люди почувствовали недостаток индивидуальных знаний. Потребовалось научиться обобщать знания и опыт, которые способствовали правильной обработке информации и принятию необходимых решений.

Начиная примерно с XVII века, развивается машинное производство и на первый план выходит проблема овладения энергией (ветряные мельницы и водяные колеса, паровая машина, двигатель внутреннего сгорания, электрическая энергия, атомная энергия). В этот период происходили также существенные изменения в способах хранения и передачи информации. 
В развитии человеческого общества существуют четыре этапа, названные информационными революциями, которые внесли изменения в его развитие.

Информационные революции.

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций — преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению.

Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:

  • •переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;

  • •миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

  • •создание программно-управляемых устройств и процессов.

Последняя информационная революция выдвигает на передний план новую отрасль — информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшая составляющая информационной индустрии — информационная технология. 
Задание

  • Запишите в заготовке для конспекта основные изобретения, с которыми связаны четыре информационные революции

  1. История развития ЭВМ.

Первой попыткой автоматизированной обработки информации стало создание Чарльзом Бэббиджем в середине 19 века механической цифровой Аналитической машины. Однако лишь с середины 20 века, с момента появления электронных устройств обработки и хранения информации, начался переход от индустриального общества к информационному.

Сообщение по истории развития ЭВМ

Характеристика

Поколения

Первое

Второе

Третье

Четвертое

Годы применения

1946-1960

1950-1964

1964-1970

1970-1990-e

Основной элемент

Электронная лампа

Транзистор

Интегральная схема

Большая интегральная схема

Количество ЭВМ в мире, шт

Сотни

Тысячи

Сотни тысяч

Десятки миллионов

Размеры

Очень большие
(ENIAC, UNIVAC, EDSAC)

Значительно меньшие

Миникомпьютеры

Микрокомпьютеры

Быстродействие

1 (условно)

10

1 000

100 000

Носитель информации

Перфорированная лента

Магнитный диск, м. лента

Диск

Гибкий диск

Задание.

  • Запишите в заготовке для конспекта элементную базу ЭВМ каждого поколения

  1. Как можно охарактеризовать современное общество? 
    Понятие "информационное общество" появилось в середине 60-х годов XX века в Японии и США. Смысл его заключался в том, что большая часть населения развитых стран будет заниматься информационной деятельностью, а главным продуктом производства и основным товаром станет информация.

  2. Признаки информационного общества:

  • Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека.

  • Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация.

  • Информация же является продуктом деятельности современного человека.

  • Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли – продажи.

  • Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.

  • Безопасность информационного общества, информации.

  • Защита интеллектуальной собственности.

  • Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.

  • Управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций.

В информационном обществе каждый человек, в какой бы точке земного шара он не находился, будет иметь реальную возможность легко связаться с другим человеком или организацией, передать и получить любую необходимую информацию - деловую и бытовую.

  1. Вопросы для размышления:

    • По каким основным параметрам будем судить о степени развитости информационного общества и почему?

    • Можно ли назвать российское общество информационным?

Количество информации в современном обществе стремительно нарастает, человек оказывается погруженным в море информации. Для того чтобы в этом море «не утонуть», необходимо обладать информационной культурой. Записать определение в тетрадь.

Самостоятельно по учебнику стр. 233-234 в презентации выписать черты информационной культуры человека.

  1. Один из компонентов информационной культуры – компьютерная грамотность. Результаты анкетирования учащихся на определение примерного уровня компьютерной грамотности учащихся.

  2. Становление информационного общества в России.
    А у нас в Судиславле сформировано информационное общество?
    А в МОУ Судиславская средняя школа? А в других школах района?
    Какие еще термины с прилагательным информационный ты можешь теперь дописать?

  3. Заключение: «Мы живем в XXI веке – значит, мы живем в информационном 
    обществе. Каким оно будет – это зависит от нас!»

Домашнее задание

  1. Заполнить таблицы об информационных революциях, об этапах развития ЭВМ и черты информационной культуры.

  2. Подумать над вопросами: 
    Ожидают ли нас еще информационные революции?
    Что ты знаешь о мире IT-профессий?

Тест «Информационное общество»

Задание # 1 Что такое информационная революция?

1) быстрый рост информации

2) кардинальные изменения в обществе, связанные с появлением средств и методов работы с информацией

3) изобретение и массовое внедрение компьютеров

4) военные действия за информацию

Задание # 2 Установите соответствие между информационными революциями и изобретениями.

1) первая

2) вторая

3) третья

4) четвертая

__ книгопечатание

__ письменность

__ электричество

__ микропроцессорная технология

Задание # 3 Какая информационная революция провела к переходу от индустриального общества к информационному?

1) четвертая

2) вторая

3) третья

4) пятая

Задание # 4 Информационная культура - это

1) умение целенаправленно работать с информацией, используя современные технические средства, методы и информационные технологии

2) умение почерпнуть сведения от культурного человека

3) умение культурно использовать в общении слова, передавая ими информацию собеседнику;

4) умение культурно общаться, обмениваться информацией

Задание # 5 В чем заключается отличие информационного общества и индустриального?

1) общество, основанное на промышленности и арго ресурсах

2) общество, основанное на знаниях

3) добыча и переработка природных ресурсов заменяется на приобретение и переработку знаний

4) главную роль в искусстве начинает играть наука и новые технологии

Задание # 6 Назовите положительную черту информационного общества

1) создание глобальных баз данных и свободный доступ к любой информации всем людям

2) нет необходимости пользоваться книгами в библиотеке

3) возможность приобретения готовых рефератов, курсовых работ и дипломов в глобальной сети

4) все перечисленное

Задание # 7 Сколько информационных революций произошло до сегодняшнего дня?

1) 5

2) 4

3) 6

4) 3

Задание # 8 Знания, идеи человечества и указания по их реализации, зафиксированные в любой форме, на любом носителе информации - это

1) информационные ресурсы

2) базы данных

3) информационные технологии

4) информационное общество

5) информационная система

Задание # 9 Что такое информатизация?

1) система управления базами данных

2) технология подготовки документов

3) совокупность способов и приемов хранения, передачи и обратотки информации

4) программное обеспечение компьютера

5) процесс создания, развития и массового применения информационных средств и технологий

Задание # 10 Назовите отличительные черты информационного общества

1) возрастание числа людей, занятых информационными технологиями

2) увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества

«Информационная безопасность»

Под информационной безопасностью понимается защищенность информации и поддерживающей ее инфраструктуры от любых случайных или злонамеренных воздействий, результатом которых может явиться нанесение ущерба самой информации, ее владельцам или поддерживающей инфраструктуре.

Информационная безопасность организации - состояние защищенности информационной среды организации, обеспечивающее её формирование, использование и развитие.

В современном социуме информационная сфера имеет две составляющие: информационно-техническую (искусственно созданный человеком мир техники, технологий и т.п.) и информационно-психологическую (естественный мир живой природы, включающий и самого человека). Соответственно, в общем случае информационную безопасность общества (государства) можно представить двумя составными частями: информационно-технической безопасностью и информационно-психологической (психофизической) безопасностью.

В качестве стандартной модели безопасности часто приводят модель из трёх категорий:

· Конфиденциальность - состояние информации, при котором доступ к ней осуществляют только субъекты, имеющие на него право;

· Целостность - избежание несанкционированной модификации информации;

· Доступность - избежание временного или постоянного сокрытия информации от пользователей, получивших права доступа.

Выделяют и другие не всегда обязательные категории модели безопасности:

· неотказуемость или апеллируемость - невозможность отказа от авторства;

· подотчётность - обеспечение идентификации субъекта доступа и регистрации его действий;

· достоверность - свойство соответствия предусмотренному поведению или результату;

· аутентичность или подлинность - свойство, гарантирующее, что субъект или ресурс идентичны заявленным .

Действия, которые могут нанести ущерб информационной безопасности организации, можно разделить на несколько категорий:

1. Действия, осуществляемые авторизованными пользователями. В эту категорию попадают: целенаправленная кража или уничтожение данных на рабочей станции или сервере; повреждение данных пользователей в результате неосторожных действий.

2. «Электронные» методы воздействия, осуществляемые хакерами. Под хакерами понимаются люди, занимающиеся компьютерными преступлениями как профессионально (в том числе в рамках конкурентной борьбы), так и просто из любопытства. К таким методам относятся: несанкционированное проникновение в компьютерные сети; DOS_атаки.

Целью несанкционированного проникновения извне в сеть предприятия может быть нанесение вреда (уничтожения данных), кража конфиденциальной информации и использование ее в незаконных целях, использование сетевой инфраструктуры для организации атак на узлы третьих фирм, кража средств со счетов и т.п.

Атака типа DOS (сокр. от Denial of Service - «отказ в обслуживании») ? это внешняя атака на узлы сети предприятия, отвечающие за ее безопасную и эффективную работу (файловые, почтовые сервера). Злоумышленники организуют массированную отправку пакетов данных на эти узлы, чтобы вызвать их перегрузку и, в итоге, на какое-то время вывести их из строя. Это, как правило, влечет за собой нарушения в бизнес-процессах компании-жертвы, потерю клиентов, ущерб репутации и т.п.

3. Компьютерные вирусы. Отдельная категория электронных методов воздействия ? компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Они представляют собой реальную опасность для современного бизнеса, широко использующего компьютерные сети, интернет и электронную почту. Проникновение вируса на узлы корпоративной сети может привести к нарушению их функционирования, потерям рабочего времени, утрате данных, краже конфиденциальной информации и даже прямым хищениям финансовых средств. Вирусная программа, проникшая в корпоративную сеть, может предоставить злоумышленникам частичный или полный контроль над деятельностью компании.

4. Спам. Всего за несколько лет спам из незначительного раздражающего фактора превратился в одну из серьезнейших угроз безопасности: электронная почта в последнее время стала главным каналом распространения вредоносных программ; спам отнимает массу времени на просмотр и последующее удаление сообщений, вызывает у сотрудников чувство психологического дискомфорта; как частные лица, так и организации становятся жертвами мошеннических схем, реализуемых спамерами; вместе со спамом нередко удаляется важная корреспонденция, что может привести к потере клиентов, срыву контрактов и другим неприятным последствиям; опасность потери корреспонденции особенно возрастает при использовании черных списков RBL и других «грубых» методов фильтрации спама.

5. «Естественные» угрозы. На информационную безопасность компании могут влиять разнообразные внешние факторы: причиной потери данных может стать неправильное хранение, кража компьютеров и носителей, форс-мажорные обстоятельства и т.д.

Таким образом, в современных условиях наличие развитой системы информационной безопасности становится одним из важнейших условий конкурентоспособности и даже жизнеспособности любой компании.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!