Технологическая карта урока
Информатика 10 класс
Учитель: Максимов Дмитрий Дмитрьевич
Муниципальная бюджетная образовательная организация «Черкехская средняя общеобразовательная школа имени П.А. Ойунского» МР «Таттинский улус» Республика Саха (Якутия)
Тема: Использование стандартных функций. Адресация.
Цель урока: Изучение и вычисление с помощью стандартных функций и адресация в табличном редакторе Excel.
Задачи:
Образовательные:
формировать, закрепить знания, умения и навыков расчетов с использованием встроенных функций и адресаций в табличном редакторе Microsoft Excel.
Развивающие:
развивать интерес к конкретной деятельности на уроке;
развивать интерес к предмету
развивать деловитость, предприимчивость, настойчивость;
учить анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки;
формировать умение преодолевать трудности в учении
Воспитательные:
пробудить чувства сопричастности к качеству обучения
подвести учащихся к выводу о получения аттестата о среднем общем образовании
Форма организации деятельности обучающихся – индивидуальная, т.е. работают самостоятельно, в индивидуальном темпе
Форма урока – имитационно-ролевое моделирование
Тип урока: Комбинированный (Изучения нового материала, повторение и закрепление).
Этапы урока | Цель | Время | Деятельность учащихся | Деятельность преподавателя | Оснащение | Форма работы |
Информирование | Мотивация учащихся, задание | 3 | Получение информации и роли, знакомство с темой урока | Мотивация учащихся, формулировка темы урока | ПК, Доска (Можно проектор и экран), приложение (готовое задание) | Фронтальная |
Мотивация и планирование | Активизация знаний учащихся | 2 | Совместная деятельность с учителем информатики | Демонстрация работы в программе MS Excel | Фронтальная, индивидуальная |
Принятие решения | Выбор оптимального плана действий | 3 | Выбор оптимального плана действий по выполнению задания | Консультирование, корректировка каждой работы учащихся | задание 10 класс.xclx; ПК | Индивидуальная |
Выполнение | Выполнение практической работы | 20 | Выполнения задания, заполнение таблиц в программе MS Excel |
Контроль | Презентация работ, проверка задания | 7 | Презентация работ на экране, краткая характеристика таблицы | Корректировка | ПК | Взаимоконтроль |
Корректировка | Выполнение практической работы | 7 | Выполнения задания, заполнение таблиц в программе MS Excel | Консультирование, корректировка каждой работы учащихся | ПК | Индивидуальная |
Рефлексия | Анализ результатов | 3 | Самоанализ проделанной работы, выявление затруднений и наиболее удачных моментов | Самоанализ проделанной работы, выявление затруднений и наиболее удачных моментов. Вывод о проделанной работе с напутственным предложением | | Самоанализ |
Итого | 45 | |
Подробное описание урока
Этап (учебная ситуация) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | Личностные |
1. Оргмомент | -Вы готовы? Начинается урок. | Приветствие учителя. Демонстрируют готовность к уроку, проверяют наличие и работоспособность ПК. | | | Умение слушать. | Вежливость. |
2. Этап мотивации и планирования. Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | Давайте представим что сегодня 20 мая, конец 2 полугодия и мы сегодня будем классным руководителем 11 класса, и нам предстоит вывести результаты успеваемости обучающихся 11 класса. В ваших компьютерах на рабочем столе есть файл Задание 10 класс.xlsx. Запустите этот файл. Перед Вами ведомости по 8 предметам. Годовые оценки по полугодиям 10 класса и первого полугодия 11 класса. А также для выставления итоговых оценок в аттестате за среднее общее образование. Ваша цель сегодня выставить для всех учащихся оценок в аттестате. Для этого нам потребуется вывести оценки за полугодие по предметам. | Находят и запускают файл. Планируют работу | Умение ориентироваться в своей системе знаний; -умение структурировать знания, логическое выдвижение. | Целеполагание, выдвижение версии. Прогнозирование своей деятельности. | Умение слушать и работать | Вежливость |
3 этап Принятие решений Цель: Повторить и закрепление ранее изученного материала Прохождение нового материала. | Как Вы сделаете это? Правильно. Т.е. функцию нахождения среднего арифметического из оценок. И так по каждому предмету. Далее Вы должны вывести итоговую оценку в 10 классе по итогам полугодий. Тоже по функции нахождение среднего значения. Далее в 11 классе Вы должны поставить полугодовые оценки. Т.е. выставить оценки по предметам в таблице «11 класс». Для этого надо выставить знак равенства в ячейку, где нужно поставить оценку и мышью перейти в тот «предмет» которого нужно поставить и указать ячейку где уже вывели оценку за полугодие. Т.е. это называется Адресация. Итоговые оценки за класс вставится в пользу обучающегося. Т.е. если в первом полугодии стоит «4» а во втором стоит «5» то итоговая будет «5» В Аттестатах ставится оценка полученная в 10 и 11 классах за все промежуточные оценки. Т.е. среднее по шести оценкам, 10 класс 1 полугодие, 2 полугодие, годовая, 11 класс 1 полугодие, 2 полугодие и годовая. | Планирование Введем формулу для вычисления. =Срзнач(и выделим промежутки в таблицах) | Умение ориентироваться в своей системе знаний; -умение структурировать знания, логическое выдвижение. | Целеполагание, выдвижение версии. Прогнозирование своей деятельности. | Умение слушать и работать | Вежливость |
Выполнение | Работа с задачей. | Выполняют работу индивидуально, | Умение ориентироваться в своей системе знаний Выбор эффективных способов решения. | Умение принимать учебную задачу. Владение навыками самоконтроля и саморегуляции | умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку. |
Контроль | Проверка работ. Все закончили выставление оценок. Обратите внимание у «ученика 3» в таблице «11 класс» за итоговую оценку стоит 3. Это почему? Это происходит из за того что мы просто отсекли значения после запятой. Поэтому так получилось. Надо изменить формулу т.е. надо еще вставить функцию округления =Округл(Срзнач(«Промежуток»); «И количество знаков после запятой») т.е в нашем случае после точки запятой вставиться «0». Сейчас дается время на исправление. Т.к. в таблице несколько ошибок. Т.е. надо исправленную формулу выписать во все ячейки по предмету т.е. копировать исправленную формулу копировать на другие | Самопроверка своих работ. Проверяют правильность формулы. По формулам все правильно | Умение ориентироваться в своей системе знаний Выбор эффективных способов решения. | Умение принимать учебную задачу. Владение навыками самоконтроля и саморегуляции | умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку. |
Корректировка Цель этапа: организовать закрепление решения уравнений и практических задач. | Работа с задачей. | Выполняют задания в ПК | Умение ориентироваться в своей системе знаний Выбор эффективных способов решения. | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Планирование своей деятельности. уметь действовать по алгоритму. | Умение задавать вопросы, необходимые для получения наивысшего результата. | Смыслообразование Планирование учебного сотрудничества со сверстниками |
Рефлексия Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | -Какая цель стояла перед нами в начале урока? - Можно ли считать, что мы справились? Повторили и освоили новые встроенные функции Excel. Но функций Excel очень много, и если еще изучать Excel то много времени понадобиться времени. Трудно ли было? - Что нам помогло? Можно применить полученные знания? - Оцените свою работу на уроке. Из пройденного урока вы усвоили как ставятся оценки именно в аттестате. При поступлении в ВУЗах и ССУЗ главным критерием становится именно оценки за предметы и Средние оценки за аттестаты. Именно среднюю оценку за аттестаты можно контролировать вам самим. Т.е. надо уже работать на оценки результатов уже с 10 класса | Дают ответы на вопросы -Да Анализируют работу на уроке через самооценку Отвечают Оценивают свои работы | Моделирование | Ретроспективная рефлексия. Оценка (осознание качества и уровня усвоения) | Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли и чувства | Самооценка и установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. |
Описание пройденного урока
Учитель – Максимов Дмитрий Дмитрьевич
Открытый урок, в рамках празднования 115-летним юбилеем МБОО «Черкехская средняя общеобразовательная школа имени П.А. Ойунского», проводился в 10 классе 15 октября 2021 года 6-м уроком в политехническом классе.
Заранее было подготовлено задание для класса. Задание задумалось так, чтобы совпало именно с количеством обучающихся их класса. Предметы были сформированы так, пологая при выставлении оценок на первый предмет они потратят около 3 минут, в последующих предметах время будет сокращать до нескольких секунд. После выставления полугодовых оценок, они потратят на годовую оценку 10 класса примерно 2 минуты. В 11 классе они потратят примерно 5 минут. Файлы были заранее размножены по компьютерам. Пришедшие учителя тоже работали по компьютерам сделали задания класса, некоторые справились с заданием. Помогали друг другу.
Эти времени были примерно правильными. Но один обучающийся нечаянно закрыл Excel автоматически сказав «нет» на сохранение электронной таблицы. Поэтому все стерлось. И пришлось все заново сделать, и не допустил такие ошибки у других обучающихся. Этот же ученик все работы сделал, успел в отведенном времени.
Обучающиеся ранее проходили именно простые функции, например среднее значение, сумма, счёт, условия. И поэтому не составило больших затруднений в выполнении задания. Были вопросы по округлению чисел. Так как в школе округление означает округление до целого значения, а не по количеству знаков после запятой.
Была цель, дать понять обучающимся о выставлении оценок в аттестатах. Цель была достигнута, Обучающиеся сами ответили «Надо работать по оценкам результатов уже с 10 класса». Были примеры с выставлением оценок.
Один ученик, успевший сделать все задания (Отличник), в качестве поощрения вывел средние баллы по оценкам аттестата, и анализировал оценку за аттестат.