Генеалогический метод изучения генетики человека. Практическая работа: Составление схем родословных.
Интегрированный урок
биология – информатика
Задачи урока
- Углубить и расширить знания учащихся о методах изучения генетики человека
- Дополнить знания о генеалогическом методе
- Сформировать умения составлять схемы родословных
- Продолжить обучение применению исследовательских знаний в практической деятельности
- Развивать умение грамотно использовать компьютер и Интернет, как инструмент для поиска и обработки информации
- Воспитывать заинтересованность учащихся в исследовательской деятельности
Методы изучения наследственности человека
- Близнецовый метод
- Биохимический метод
- Онтогенетический метод
- Цитогенетический метод
- Генеалогический метод
Близнецовый метод
- Изучение развития признаков у близнецов
- Определение роли генотипа в наследовании признаков
- Оценка влияния воспитания и обучения на развитие человека
Биохимический метод
- Обнаружение заболеваний обмена веществ при помощи исследований биологических жидкостей (моча, кровь, амниотическая жидкость)
- Изучение причин изменения активности определенных ферментов
Онтогенетический метод
- Изучение развития нормальных и патоло-гических признаков в ходе онтогенеза
Цитогенетический метод
- Микроскопическое исследование структуры хромосом у здоровых и больных людей
- Диагностика ряда наследственных заболеваний, связанных с хромосомными изменениями
Генеалогический метод
- Выяснение родственных связей
- Прослеживание наследования нормальных или патологических признаков в семье на основе составления родословных
Генеалогический метод изучения генетики человека. Практическая работа: Составление схем родословных.
Интегрированный урок, 10 класс
Биология – информатика
2010 год
Тип
наследования
признаков
Генеалогический
метод
Сцепленный с полом
Доминантный
Рецессивный
Аутосомный
Моногенность (полигенность) признака
Генеалогическим методом доказано наследование сахарного диабета, шизофрении, гемофилии.
Диагностика → консультирование → профилактика
Виктория
Альберт
1901
Алиса Гессенская
Николай II
Александра
Алексей
Основные обозначения при составлении родословных
Мужчина
Брак
Женщина
Родственный брак
Пол не выяснен
Родители
Носитель признака
Дети
Умер рано
Аутосомно- рецессивный (фенилкетонурия) и аутосомно- доминантный (короткопалость) типы наследования признаков
Практическая работа: Составление схем родословных
Создание сетевой базы данных «Генеа-логическое древо семьи» в программе Geno Pro (Живая Родословная).
- Запустить программу Geno Pro (Живая Родословная) командой [Программы - Живая Родословная].
- В диалоговом окне программы на Панели инструментов выбрать себя, т.е, (Новый мужчина) или (Новая женщина).
- С помощью кнопки на Панели инструментов вставить в генеалогическое древо своих родителей.
4. Поочередно выделить родителей и с помощью той же кнопки вставить в генеалогическое древо родителей своих родителей, т. е. дедушек и бабушек.
5. Поочередно заполнить данные о всех родственниках в генеалогическом древе семьи, дважды кликнув на его знаке. В появившемся диалоговом окне ввести сведения о родственниках.
Памятка 1. Правила составления родословных.
- Каждое поколение находится на своей горизонтали.
- Составление родословной начинают с пробанда.
- Рядом с пробандом разместите символы его родных братьев и сестер в порядке рождения.
- Выше линии пробанда укажите родителей.
- На линии родителей изобразите символы родственников и их супругов.
- На линии пробанда укажите его братьев и сестер.
- Выше линии родителей укажите линию бабушек и дедушек.
- Символы детей расположите на линии ниже пробанда.
- Покажите носителей признака.
- Укажите (если это возможно) генотипы всех членов родословной.
- !!! Если в семье несколько наследственных признаков, не связанных между собой, составляйте родословную отдельно.
Создание сетевой базы данных «Генеа-логическое древо семьи» в программе Geno Pro (Живая Родословная).
- Запустить программу Geno Pro (Живая Родословная) командой [Программы - Живая Родословная].
- В диалоговом окне программы на Панели инструментов выбрать себя, т.е, (Новый мужчина) или (Новая женщина).
- С помощью кнопки на Панели инструментов вставить в генеалогическое древо своих родителей.
4. Поочередно выделить родителей и с помощью той же кнопки вставить в генеалогическое древо родителей своих родителей, т. е. дедушек и бабушек.
5. Поочередно заполнить данные о всех родственниках в генеалогическом древе семьи, дважды кликнув на его знаке. В появившемся диалоговом окне ввести сведения о родственниках.
- В браке женщины с нормальным зрением, братья которой были дальтоники, и мужчины с нормальным зрением, отец которого страдал дальтонизмом, родились три дочери с нормальным зрением и два сына дальтоника. Установите генотипы родителей и их детей.
Домашнее задание: Используя ресурсы Интернет составьте родословную наших соотечественников:
- В. Зайцев
- А. Пугачева
- Н. Миклухо – Маклай
- Петр Первый
- Д.И. Менделеев
- С. Ковалевская
- К. А. Тимирязев
- С. Есенин
- Д. А. Медведев
Дополнительное домашнее задание по информатике и биологии:
- Уточнить данные для составления более полной версии своей родословной
- Повторить тему «Методы изучения генетики человека»
В медико-генетическую консультацию обратилась женщина с просьбой, определить вероятность рождения детей, страдающих альбинизмом. Она здорова, но в ее семье встречались случаи альбинизма, муж альбинос. Болезнь наследуется как аутосомный рецессивный признак.
В медико-генетическую консультацию обратилась молодая семейная пара с просьбой - определить вероятность появления волосатых ушей у потомства, так как муж имеет этот признак. Гипертрихоз (волосатые уши) наследуется как признак, сцепленный с Y хромосомой.
В медико-генетическую консультацию обратилась молодая пара, собиравшаяся вступить в брак, но обеспокоенная здоровьем буду-щих детей. Их тревога объясняется тем, что в их семьях имеются случаи рождения детей с шестью пальцами. У жены – шестипа-лость, муж - здоров. Полидактилия (шестипалость) у человека определяется доминантными аллелями аутосомных генов.
Дочь дальтоника выходит замуж за сына другого дальтоника, причем жених и невеста различают цвета нормально. Каким будет зрение у детей? Известно, что ген дальтонизма передается как рецессивный, сцепленный с Х хромосомой.