Урок информатики в 11 классе по теме: «Сервисы Интернета. Геоинформационные системы. Геолокационные сервисы реального времени. Практическая работа № 4. Использование интернет-сервисов»
Дата ________________________________
Учитель: Стеценко Н.Ю.
Образовательные результаты:
Личностные результаты:
-сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики за счёт понимания роли информационных ресурсов, информационных процессов и информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества
Метапредметные результаты:
-владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления
Предметные результаты:
-наличие представлений о видах деятельности в сети Интернет, компьютерных сетях и их роли в современном мире, об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений
Ход урока
-
Организация класса. Мотивация.
Всем нам хоть раз в жизни приходилось (или придется) оказаться в незнакомом городе, поселке, без друзей и знакомых, не зная, где-что находится, но нужно будет суметь сориентироваться. Какими средствами мы можем воспользоваться? Сегодня мы совместно попытаемся решить эту проблему.
Итак, наша задача – найти оптимальный способ ориентирования на местности, например, в чужом городе. Какими средствами воспользовались бы вы?
(ответы учащихся: спросить прохожих, позвонить другу, воспользоваться услугами гида, использовать карту, навигатор)
То, что вы предложили, имеет место быть. Но мы живем в век информационных технологий, поэтому говорить сегодня будем о современном способе ориентирования на местности. Сегодня бумажные карты и справочники – это прошлый век, их заменили ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ или коротко, ГИС.
(Запись темы урока в тетрадь)
-
Актуализация опорных знаний.
-
Изучение нового материала
Сегодня важно уметь работать с имеющейся информацией. Существуют виды деятельности, в которых карты - электронные, бумажные или хотя бы представляемые в уме - незаменимы. Даже в быту, мы регулярно работаем с информацией о географическом положении объектов - магазин, детский сад, метро, работа, школа… Пространственное мышление естественно для нашего сознания.
ГИС (геоинформационная система) - это современная компьютерная технология для картографирования и анализа объектов реального мира, а также событий, происходящих на нашей планете, в нашей жизни и деятельности.
Геоинформационная система - это компьютерная система, позволяющая показывать необходимые данные на электронной карте. На карты ГИС можно нанести не только географические, но и многие другие виды данных.
В отличие от обычной бумажной карты, электронная карта, созданная в ГИС, содержит скрытую информацию, которую можно «активизировать» по необходимости. ГИС хранит информацию о реальном мире в виде набора тематических слоев, которые объединены на основе географического положения.
ГИСы бывают разными и области применения их широки (записывают):
-
Интернет-ГИС – различных сетевых порталах, предоставляющих электронные карты;
-
открытых ГИС, которые доступны на автоматизированных рабочих местах разных специалистов внутри региона и страны;
-
GPS (Geo Position System) – система навигации с помощью спутниковой информации.
-
Профессиональных (для государственных и отраслевых структур);
-
САПР-ГИС – в системах автоматического проектирования в строительстве зданий и коммуникаций, ландшафтном дизайне;
-
Встроенных ГИС – системах, установленных на автомобилях, водном транспорте, подводных лодках, современном железнодорожном транспорте (работают на основе спутниковых технологии GPS);
-
Настольных ГИС – тех системах, которые устанавливаются на рабочих и домашних компьютерах.
Что можно сказать о применение ГИС.
В настоящее время ГИС – это многомиллионная индустрия, в которую вовлечены сотни тысяч людей во всем мире. ГИС изучают в школах, колледжах и университетах. Эту технологию применяют практически во всех сферах человеческой деятельности – будь то анализ таких глобальных проблем как перенаселение, загрязнение территории, сокращение лесных угодий, природные катастрофы, так и решение частных задач, таких как поиск наилучшего маршрута между пунктами, подбор оптимального расположения нового офиса, поиск дома по его адресу, прокладка трубопровода на местности, различные муниципальные задачи и др.
Сегодня на уроке мы более подробно рассмотрим функции и возможности геоинформационной системы «Яндекс карты»
Геоинформационная система «Яндекс карты» - интегрированная система, позволяющая пользователю одновременно работать с разными видами информации (картами, справочниками), имеющая стандартный Windows-интерфейс. «Яндекс карты» связаны с базами данных, поддерживает функции поиска по различным параметрам (названию, телефону, адресу, e-mail, www-адресу, сфере деятельности фирмы, а также по ее местоположению на карте).
В ней легко найти любой объект, проложить маршрут между двумя или несколькими объектами. Находить объекты в определенном радиусе, измерять расстояние между объектами, а также увидеть подробную информацию о самом объекте и находящихся в нем организации.
Проведение учебных исследований.
Сейчас я предлагаю выполнить вам самостоятельное мини-исследование с помощью программы «Яндекс карты».
Практическая работа
Составить маршрут для туристов по г.Ростов-на-Дону
1.Необходимо найти театры, кинотеатры, музеи, торговые центры и др. достопримечательности города и заполнить таблицу.
№ | Название | Адрес | Дни, время работы | Название остановки, транспорт |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
2.Используя таблицу заполнить маршрутный лист для туристов.
Маршрут для туристов
№ | Название объекта | Адрес | Расстояние до него от предыдущего объекта | № общественного транспорта |
-
| | | | |
-
| | | | |
-
| | | | |
-
| | | | |
-
| | | | |
Подведение итогов урока.
Итак, вы составили свои маршруты, научились пользоваться настольной ГИС, использовали различные способы поиска информации.
А вы ребята, что можете сказать о ГИС?
Как устроены ГИС?
Какую информацию вы можете получить в программе «2GIS»?
В каких случаях удобно применять программу «2GIS»?
Домашнее задание:
Параграф 30. Используя материалы учебника и Интернет-ресурсы, создать презентацию по следующему плану:
-
Что такое ГИС?
-
Как хранится информация в ГИС?
-
Классификация ГИС.
-
Преимущества ГИС.
-
Что можно делать с помощью ГИС?
-
Где применяются ГИС?
-
Что такое GPS?
-
Кто использует GPS?
-
Что такое GPS - приемник?
-
Как используются карты в GPS - приемниках?
-
Что такое геокешинг?
-
Кто играет в геокешинг?
-
Что такое Google Earth?
-
Возможности Google Планета Земля?
-
Рефлексия.
«Только тогда, когда мы приходим к цели, мы решаем, что путь был верным», я желаю вам выбрать верный путь и прийти к поставленной цели.
Практическая работа
Составить маршрут для туристов по г. Ростов-на-Дону
1.Необходимо найти театры, кинотеатры, музеи, торговые центры и др. достопримечательности города и заполнить таблицу.
№ | Название | Адрес | Дни, время работы | Название остановки, транспорт |
-
| | | | |
-
| | | | |
-
| | | | |
-
| | | | |
-
| | | | |
2.Используя таблицу заполнить маршрутный лист для туристов.
№ | Название объекта | Адрес | Расстояние до него от предыдущего объекта | № общ. транспорта |
-
| | | | |
-
| | | | |
-
| | | | |
-
| | | | |
-
| | | | |