СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-инсценировка "Суд над Лукой"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок-инсценировка "Суд над Лукой"»

СУД НАД ЛУКОЙ

ВЕД Дамы и господа, вы присутствуете на историческом заседании суда, где предстоит решить один из главнейших вопросов русской литературы: виновен ли подсудимый, называющий себя Лукой, персонажем драмы Горького «На дне». В зале суда присутствуют: прокурор, адвокат, свидетели со стороны защиты и обвинения, ваш покорный слуга – судья (представляется), эксперты, сам подсудимый – Лука, без паспорта, без профессии, странник 60 лет, а также присяжные заседатели, которые вынесут вердикт по настоящему делу. Чтобы уважаемые дамы и господа скорее вошли в курс рассматриваемого дела, я приглашаю независимого эксперта, который познакомит вас с составом преступления и обрисует картину произошедшего. Господин литературный критик, прошу вас!

КРИТИК Пьеса "На дне" впервые опубликована в Мюнхене в 1902 году. 10 января 1903 года состоялась премьера пьесы в Берлине. Спектакль был сыгран 300 раз подряд; весной 1905 года отмечалось уже 500-е представление пьесы. В России "На дне" вышла в издательстве "Знание" в 1903 году.

Но задолго до этого, еще юным Горьким в 1893 году была написана притча «О чиже, который лгал, и о дятле – любителе истины». Главными персонажами являются две птицы. Одна из них чиж, он прилетает неведомо откуда и призывает птиц, которые живут спокойно и клюют свой корм, покинуть их уютные места и лететь в далекую, прекрасную, неведомую страну: « Путь, по которому нам нужно идти, мне незнаком, но я уверен, что нужно идти вперёд. Там страна, достойная быть наградой за те труды, которые понесли мы в пути!» Чиж вдохновенно лжет – говорит о высоком предназначении птиц, лжет из любви к птицам – то есть, конечно, из любви к людям.

Второй персонаж - дятел, который осуждает чижа: « …никто из вас не взлетал и не может взлететь выше самого себя», – говорит он. Нужно ли бросать насиженные места, подвергаться опасностям ради цели, которой никто никогда не видел? Здравомыслящий дятел уличает чижа во лжи. Птицы остаются на привычных местах… Так Горький формулирует перед собой наисложнейший вопрос: что лучше, истина или сострадание? В пьесе «На дне» носителем идеи утешительной лжи становится Лука…

ВЕД …наш сегодняшний подсудимый.

КРИТИК Имя Лука, с 1 стороны, означает «лукавый», искушающий. С другой стороны – это имя одного из последователей Христа, ставшего евангелистом. Он приходит в ночлежку неизвестно откуда, автор отмечает детали: котомку, посох, котелок, чайник. Он берет веник и предлагает «помести» пол. Заметьте: не подмести, а немного помести…

ВЕД Большое спасибо, ваше экспертное заключение будет приобщено к делу. А теперь я приглашаю прокурора, чьей обязанностью будет обвинение подсудимого и постановка вопроса о составе преступления.

ПРОКУРОР Ваша честь, господа присяжные, читатели и зрители! Вы видите одного из самых страшных преступников русской литературы. Нет, это не Раскольников, и топора у него не было, когда он совершал свои черные дела. Это не Катерина Измайлова, жертва преступной страсти, это не грозный Бульба, ставший сыноубийцей из чувства долга! Преступление странника Луки намного серьезнее, и тем плачевнее его результаты, чем добрее и мягче кажется присутствующий среди нас убийца. Что в этом милом, добром старичке может изобличить убийцу? Я не оговорился, ваша честь! Я обвиняю Луку в убийстве надежды, в утрате трезвого взгляда на себя, в примирении с действительностью и требую самой высшей меры – забвения. Он не нужен великой русской драматургии, его имя должно стать нарицательным для обозначения страшных преступлений против человечности.

ВЕД Ваши обвинения серьезны и безапелляционны. Кто может свидетельствовать против обвиняемого?

ПРОКУРОР С вашего разрешения, я приглашаю первого свидетеля обвинения – вора Василия Пепла!

ПЕПЕЛ Клянусь говорить правду и только правду.

ВЕД Как вы познакомились с обвиняемым?

ПЕПЕЛ Его привела Наташа, и он мне показался занятным старичишкой.

ЛУКА (встревая) Говорил тебе: «А в самом деле, отойти бы тебе, парень, прочь с этого места». «Хорошая сторона – Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там – как огурцу в парнике!»

ПЕПЕЛ Вот-вот! На сердце пали эти слова!

ВЕД Я попрошу подсудимого держать себя в руках. Иначе он будет выведен из зала суда!

ПЕПЕЛ Ну, и… много разного. Про Наташу, про жизнь… А главное – про праведную землю.

ПРОКУРОР Я напоминаю, что вы свидетель обвинения, а не защиты!

ПЕПЕЛ Я помню. Вот сейчас – готов обвинять. А тогда – как рассказал он эту историю невеселую, так всю душу разобрало! Так вот… Праведная земля – не оказалось, значит… Так тяжело это показалось… «Я сказал – брошу воровство! Ей-богу – брошу! Коли сказал – сделаю! Я – грамотный… буду работать… Вот он говорит – в Сибирь-то по своей воле надо идти…Я одно чувствую: надо жить…иначе! Лучше надо жить! Надо так жить…чтобы самому себя можно мне было уважать…»

ВЕД Я ничего не понимаю! Вы - свидетель защиты?

ПЕПЕЛ Да как ее поймешь-то? Защита ваша… Обвинение… Он, старик, мне первый на мою волчью жизнь указал! Об этом я молчать не могу! Спасибо тебе, старик… За эти минуты – спасибо…

ВЕД Займите свое место, свидетель!

АДВОКАТ Я думаю, что теперь может взять слово защита! Ваш свидетель не мог не сказать, что Лука подействовал на него благотворно…

ПРОКУРОР Вам, господин адвокат, слова еще не предоставили! Мой свидетель, расчувствовавшись, помянул о беседах с подсудимым. Но сейчас бывший вор Василий Пепел, романтически настроенный босяк, находится в тюрьме по обвинению в убийстве хозяина ночлежки. Это, господа присяжные, влияние нашего милого старичка – вот этого, этого страшного человека.

ВЕД Я адресую вопрос прокурору: кто еще может свидетельствовать против обвиняемого?

ПРОКУРОР С вашего позволения, ваша честь! Анна, жена слесаря по кличке Клещ. Умирает, несмотря на сладкую утешительную ложь. Сам Клещ, который не смог вырваться из ночлежки. Девица Настя…

НАСТЯ (с места) Я буду свидетелем защиты!

ПРОКУРОР Это как вам угодно… Тогда приглашаю Барона, бывшего дворянина, бывшего аристократа, бывшего… во всех отношениях человека.

БАРОН Клянусь говорить правду и только правду. Хотя что такое правда – признаюсь, с некоторых пор не понимаю сам…

ПРОКУРОР Какого рода беседы вы вели с подсудимым?

БАРОН О, самые философские! Он отлично умел слушать… Да. Он говорил, что люди живут для лучшего… А ведь я сам раньше был порядочным человеком. Он живо напомнил мне… «Я…бывало…проснусь утром и, лежа в постели, кофе пью…кофе! – со сливками…да!» Вы подумайте!

АДВОКАТ Протестую! Пить кофе со сливками – еще не значит быть порядочным человеком! Что за нравственный критерий, господа? Кто из присутствующих в зале пил сегодня кофе?

ПРОКУРОР Я протестую!

ВЕД Протест принимается. Господин адвокат, ваша реплика не относится к делу… Свидетель, продолжайте.

БАРОН Так вот… у меня были десятки лакеев, дом в Москве и в Петербурге, лошади, повара… Но с тех пор как я помню себя, у меня в башке стоит какой-то туман… Мне кажется, что я всю свою жизнь только переодевался. А зачем? Не понимаю! Учился – носил мундир дворянского института… А чему учился? Не помню… Женился – надел фрак, потом – халат… а жену взял скверную и – зачем? Не понимаю… Прожил всё, что было, - носил какой-то серый пиджак и рыжие брюки… а как разорился? Не заметил… Служил в казённой палате… мундир, фуражка с кокардой… растратил казённые деньги, - надели на меня арестантский халат… потом – надел вот это… И всё… как во сне… а? Это смешно? Ведь зачем-нибудь я родился… а?

АДВОКАТ Протестую! Как связаны ваши инсинуации с процессом, на котором мы присутствуем?

БАРОН Я говорю не о себе. Я говорю о Луке, господа…

ВЕД Поясните свою мысль, свидетель.

БАРОН Да чего тут объяснять… Это он –да-да, он – вынудил меня задуматься об этом… Разве мне не горько думать о том, во что я превратился? (плачет). Я ползаю на коленях, я лаю, как собака, за полбутылки вина. Я не знаю, кого тут обвинять… (рыдает)

ВЕД Уведите свидетеля, дайте ему валерьяновых капель. М-да…

АДВОКАТ Ваш процесс превращается в фарс, не находите?

ПРОКУРОР Не нахожу. У меня есть самый серьезный свидетель обвинения… Господин Горький, Максим Максимович! Будете обвинять?

ГОРЬКИЙ Буду. Но, может, не столько Луку, сколько себя…Хитрый старичишка этот Лука, на Толстого похож. Утешение – сложная штука… Много есть разных утешителей, и я их на своем веку повидал… Есть такие, которые утешают только для того, чтобы им не надоедали своими жалобами, не тревожили привычного покоя ко всему притерпевшейся холодной души.

Самое драгоценное для них именно этот покой, это устойчивое равновесие их чувствований и мыслей. Затем для них очень дорога своя котомка, свой собственный чайник и котелок для варки пищи. Котелок и чайник предпочитают медные. Утешители этого рода – самые умные, знающие и красноречивые. Они же поэтому и самые вредоносные. Именно таким утешителем должен был быть Лука в пьесе «На дне», но я, видимо, не сумел сделать его таким». В этом я безоговорочно и безоглядно – виновен, господа.

ЛУКА Браво, автор! Спасибо!

ВЕД Я думаю, присяжные учтут ваши слова и приобщат показания к делу… Теперь я предоставляю слово стороне защиты. Прошу вас, господин адвокат. Только предупреждаю – не отклоняйтесь от темы.

АДВОКАТ Благодарю вас. Я хочу спросить вас, дамы и господа, присутствующие здесь, уважаемые присяжные заседатели, литературная общественность и все-все-все, кто меня сейчас слышит… Есть среди вас хоть один человек, который ни разу не лгал? Вы молчите. Вы сейчас не можете солгать, потому что эта ложь будет очевидна всем… Вы молчите потому, что знаете: правда разрушает, она убивает, она лишает человека надежды… Я приглашаю сразу двух свидетелей: Настю, девицу 24 лет и Клеща, слесаря 40 лет.

НАСТЯ Я не клянусь говорить правду, потому что не хочу ее знать. Можете это записать в ваших бумажках, как хотите: за призрак, за мечту, за краешек надежды я без башмаков пойду на край света… Мне все равно, кто он, этот добрый дедушка, но с ним я не чувствовала себя последней дрянью, я чувствовала себя Человеком. Мне казалось, что у меня был любимый – Рауль, и жизнь у меня была какая-то другая, и я сама – другая, настоящая…

ЛУКА Во что веришь, то и есть! Верь, деточка!

ВЕД Подсудимый, замолчите!

НАСТЯ Вот и вы… Может, мне той жизни-то осталось на вершок, может, хоть кто-то не обругает, не посмеется… Дедушка! Как ты мне нужен, дедушка! Вернись!

ПРОКУРОР Я как прокурор не могу не отметить, что Лука ушел из ночлежки и окончательно разбил все надежды бедной девушки…

НАСТЯ ЛОЖЬ!!!!!!!

ВЕД У меня есть вопросы к свидетельнице. Скажите… (смотрит в бумажки) Настя. Вот вы взрослая, грамотная девушка, столько книжек прочитали. Как вы можете верить проходимцу, который нагло лжет вам в глаза? Верить, защищать его, считать чуть ли не святым? Опомнитесь, сударыня! Вы заблудились и запамятовали, где ложь, где правда, где ночлежка, где все остальное! Неужели вы ничего не сделаете для себя сами?

КЛЕЩ Я могу ответить. Я – рабочий человек. Я хотел отсюда выйти, выползти, кожу содрать, да не смог. Я всю жизнь работал! И что? Где я теперь?!!

ВЕД Вы не поклялись говорить правду, свидетель. Я прошу вас исполнить это предписание.

КЛЕЩ Ну… Клянусь говорить правду – потому что совершенно неважно, что вы все здесь правдой считаете. Дурра Настька, а и то мозгов хватило. И без правды дышать нечем! На кой она нужна-то? Вон князь… руку раздавил на работе… отпилить руку придется. Напрочь… вот те и правда! А старик… он правды не любил… Так-то.

АДВОКАТ Я благодарю свидетелей и, если вопросов к ним нет, я приглашу еще одного свидетеля защиты – Актера.

ПРОКУРОР Вы не оговорились??? Актер будет защищать Луку?

АДВОКАТ Он вызвался сам…

АКТЕР Господа! Зрители! Конферансье! Я не прошу плакать, я еще ничего не сказал. Почему вы все смотрите на меня как на жертву? Разве я – жертва? Разве я просил рыдать надо мной?

ПРОКУРОР (с состраданием) Почему вы защищаете его? Посмотрите, вот он здесь! Это он виноват в том… что случилось…

АКТЕР В том… что случилось… Господин судья, я мог бы ответить на все ваши вопросы, но я… не хочу. Я слишком устал. Я устал от гнусных разговоров и мордобоя. Я устал пить, я устал без конца падать все ниже и ниже. Я жалкий, я ничтожный, я бесталанный актер! Ну, сами посудите: что за псевдоним «Сверчков-Заволжский»? тьфу, пошлятина. Давеча говорили об уважении… Так вот я не могу и не хочу уважать себя – за что? Я забыл слова… Любимые…

ЛУКА В любимом вся душа… Что ж хорошего?

АКТЕР Да! Я все забыл! Может быть, эта мраморная лечебница, о которой говорил он – это рай для потерявших себя, несчастных и бесталанных? Неужели вы думали, что я поверил в нее? Хоть на одну минуту?

МОЛЧАНИЕ

То-то. Даже если и есть где-то такая мраморная лечебница для больных душ, я в нее никогда не попаду… Я не хочу лечиться… Не хочу вспоминать… (закрывает лицо руками, плачет)

ЛУКА Да есть же лечебница, есть! Ты… Того… Верь! И… Не пей, да! А я тебе вспомню, где… Город-то этот… Вспомню!

АКТЕР Спасибо, старик! Мудрый, добрый мой друг. Ты один мне указал путь – я бы сам никогда не смог… (обводит всех сияющими глазами) Я благодарю тебя, что ты меня избавил от этого ада. Я все-таки актер – хотелось уйти красиво. И вот что… Помолитесь за меня… Господа! Если к правде святой мир дороги найти не сумеет – честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой…. (уходит)

САТИН Дуррак! Зачем это? Зачем?

ВЕД (в растерянности) Это уже не процесс, не балаган, а какая-то общественная трибуна… Кто вы?

АДВОКАТ Это свидетель защиты – Сатин.

САТИН Присягать я не буду – я всегда говорю правду. Правда – вот бог свободного человека. Старик это понимал… Старик подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету! Я – понимаю старика! Да… Он врал, но - это из жалости к вам, черт вас возьми! Он был… как мякиш для беззубых! Да… Кто слаб душой, кто живет чужими соками – тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие прикрываются ею… Дед ! Зачем живут люди?

ЛУКА Для лучшего люди-то живут…

САТИН Для лучшего… Да! В тяжелые часы усталости духа я вызываю пред собой величественный образ Человека. Человек! Точно солнце рождается в груди моей, и в ярком свете его медленно шествует — вперед! и — выше! трагически прекрасный Человек!

Все в Человеке — все для Человека! Вот снова, величавый и свободный, подняв высоко гордую главу, он медленно, но твердыми шагами идет по праху старых предрассудков, один в седом тумане заблуждений, за ним — пыль прошлого тяжелой тучей, а впереди — стоит толпа загадок, бесстрастно ожидающих его. Они бесчисленны, как звезды в бездне неба, и Человеку нет конца пути! Так шествует мятежный Человек — вперед! и — выше! все — вперед! и — выше!

ПРОКУРОР Господин Сатин, я уже ничего не понимаю. Вы защищаете того, кто ограничивает человека в его стремлениях, утешает его, закрывает глаза на очевидное… «Трагически прекрасный Человек» НЕ ЖИВЕТ В НОЧЛЕЖКЕ!

САТИН Вы так думаете? Заблуждаетесь!

ТАТАРИН А мозьна и я тозе?

ПРОКУРОР (обреченно) Мне уже все равно. Ваша честь, вы позволите?

ТАТАРИН Старик карош был. Закон знал. Закон душе имел. Не обижай человека – такой закон. Магомет дал коран, сказал: «Вот — закон! Делай, как написано тут!» Потом придет время — коран будет мало... время даст свой закон, новый... Всякое время дает свой закон...

ВЕД …а законы литературы нарушать нельзя, и мы должны все-таки вынести вердикт по делу об утешительной лжи Луки…


6