СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-исследование - Если хочешь быть здоров

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование - Если хочешь быть здоров»

Дорожная карта урока-исследования 


ФИО участника: Серикова Анастасия Александровна.

Тема урока: «Если хочешь быть здоров».

Цель урока: формирование базовых исследовательских умений младших школьников посредством знакомства с основными составляющими здоровья человека: режим дня, правильное питание и личная гигиена.

Тема исследования: «Здоровье человека».

Объект исследования: составляющие здоровья человека.

Цель исследования: исследовать, что нужно делать, чтобы быть здоровым.

Гипотеза исследования: предположим, что для того, чтобы быть здоровыми нужно соблюдать режим дня, правильно питаться и соблюдать правила личной гигиены.

Методы исследования: 

  • «Посмотреть в книге»

  • «Посоветоваться с другим человеком»

  • «Подумать самостоятельно»

Дидактические средства и оборудование: учебник по окружающему миру 2 класс, 2 часть А.А. Плешаков; интерактивная доска, компьютер, ноутбуки, планшеты, презентация к уроку; карточки «Режим дня», «Правильное питание», «Правила личной гигиены» и «Методы исследования».

Планируемые результаты:

  • Предметные: формирование знаний о составляющих здоровья человека (режим дня, правильное питание и личная гигиена); правилах сохранения и укрепления здоровья, а также умений применить полученные знания в собственной жизнедеятельности.

  • Метапредметные (П, Р, К):

- Регулятивные: формирование умений самоорганизации (выстраивать последовательность выбранных действий); формирование умений самоконтроля (корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок);

- Коммуникативные: развитие умений общения (воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции; корректно и аргументировано выражать своё мнение); формирование умений совместной деятельности (выполнять совместные исследовательские задания с опорой на предложенные образцы).

- Познавательные: формирование базовых исследовательских действий (способности определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта исследования; формулировать цель, планировать изменение объекта исследования; проводить по предложенному плану несложное исследование; формулировать выводы и подкреплять их доказательства на основе результатов проведенного исследования; прогнозировать результаты исследования); умений работы с информацией (анализировать и создавать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей).

  • Личностные: развитие познавательных интересов, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ РАБОТЫ НАД ИССЛЕДОВАНИЕМ

Этапы

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты исследования

1 этап. Этап мотивации к исследовательской деятельности.

Самоопределение к деятельности.

Обеспечить мотивацию к исследовательской деятельности.

- Ребята, здравствуйте! Меня зовут Анастасия Александровна. Мы начинаем наш урок окружающего мира.

- «Здравствуйте» - говорим мы при встрече. Так мы желаем друг другу здоровья, ведь здоровье – это самое ценное, что есть у людей, а значит его нужно беречь.

- Как вы уже заметили у нас необычный урок, ведь сегодня к нам пришёл в гости мальчик – Неопряшка. Давай помашем ему рукой.

На экране изображен мальчик весь грязный, усталый и с пачкой чипсов в руках.

К сожалению, наш друг попал в больницу. У него такой усталый вид – это потому, что он поздно ложится спать и правильно не отдыхает. Как вы думаете, почему?

- Ох, еще и с пачкой чипсов в руках – это же так вредно! Что он делает неправильно?

- Он такой неопрятный, весь неумытый и в грязной одежде. А здесь что он делает неправильно?

Он пришёл к нам, потому что он хочет быть здоровым. А как вы думаете, мы можем помочь нашему новому другу, чтобы он был здоров?

Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.












- У него неправильный режим дня.


- Это неправильное питание.


- Он не соблюдает правила личной гигиены.



- Да!

Учениками обеспечена мотивация к исследовательской деятельности.

2 этап. Этап формулирования проблемы, темы и цели исследования, выдвижения гипотезы.

Создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и предположений, на основе которых формулируется гипотеза.

Определить тему и цель исследования.

- На какой вопрос мы постараемся ответить вместе с Неопряшкой?

- Для ответа на этот сложный вопрос нам нужно будет провести целое исследование. А вы знаете кто занимается исследованиями? Да, исследованиями занимаются настоящие исследователи. Сегодня и мы с вами превратимся в настоящих исследователей и изучим, что нужно делать, если ты хочешь быть здоровым. Таким образом, проблема нашего исследования – «Что нужно делать, если хочешь быть здоровым?»

- А какая же тема нашего исследования?

- Вы правы! Тема нашего исследования – «Здоровье человека». Теперь, когда мы знаем, чему будет посвящено наше с вами исследование, давайте определим цель исследования.

- Вы правы! Цель исследования – исследовать, что нужно делать, чтобы быть здоровым.

- Деятельность любого исследователя начинается с предположений. Давайте и вы выскажите свои предположения, которые будут начинаться словами:

  • Предположим…

  • Допустим…

  • Возможно…

  • Что, если…

Такие высказывания в науке называются гипотезами.

- Что нужно делать, если хочешь быть здоровым?





- Исследователи.






- Здоровье человека.




- Исследовать, что нужно делать, чтобы быть здоровым



  • Предположим, что для того, чтобы быть здоровыми нужно соблюдать режим дня.

  • Допустим, что для того, чтобы быть здоровым нужно правильно питаться.

  • Что, если для того, чтобы быть здоровым нужно соблюдать правила личной гигиены.

Учениками строятся предположения (гипотезы), определяется тема и цель урока-исследования.


3 этап. Этап планирования и отбора методов исследования.

Вовлечение учащихся к составлению плана.

Характеристика отдельных методов исследования.

Создание ситуации выбора методов для проведения намеченного исследования.

- Отлично. У нас с вами получилось составить даже не одну гипотезу. Чтобы доказать или опровергнуть выдвинутые нами гипотезы, нам необходимо продумать последовательность всех действий или как говорят настоящие исследователи «составить план исследования»!

- Давайте подумаем, с чего начинает исследование учёный, чтобы детально изучить какой-то объект или явление, узнать о нём что-то новое? Что ему в этом поможет? Где он может найти нужную ему информацию?

- Да, наше исследование тоже начнётся с исследования материала учебника. Как вы думаете, какой метод работы больше всего подходит для этого пункта нашего плана? Это очень сложный вопрос, для ответа на который я предлагаю Вам поработать с карточками, который лежат у Вас на партах. Перед Вами 4 карточки с названиями методов («Посоветоваться с другим человеком», «Посмотреть в книге», «Подумать самостоятельно» и «Спросить у специалиста»), которые Вы можете использовать в своем исследовании. Мы будем использовать только те методы, которые доступны и известны нам с вами.

- Как вы думаете, а что исследователи делают после того, как собрали и изучили всю необходимую информацию? Они никому об этом не рассказывают?

- Верно! Это и будет второй пункт нашего плана – представление результатов исследования. Посмотрите на карточки с названием методов и скажите - какой метод работы больше всего подходит для этого пункта нашего плана?

- Я согласна с вами! И что же теперь будет делать настоящий исследователь, если он уже изучил всю необходимую информацию и поделился с ней с другими людьми? Для чего мы с вами разрабатывали гипотезы?

- Верно! Это и будет наш заключительный этап – проверка гипотез. Посмотрите на карточки с названием методов и скажите - какой метод работы больше всего подходит для этого пункта нашего плана?

- Супер! Вы большие молодцы! Вот мы и составили план нашего исследования, как у настоящих исследователей. Мы даже выбрали все необходимые нам методы исследования.







- Книга, учебник.





- Для того, чтобы исследовать книгу или учебник, больше всего подходит метод «Посмотреть в книге».

Учащиеся внимательно рассматривают карточки с названиями методом, выбирают наиболее подходящие для них и показывают учителю. После чего, учащимся необходимо обосновать свой выбор.








- Нет. Они рассказывают о своём исследовании другим людям.




- «Посоветоваться с другим человеком»



- Проверит гипотезы: докажет или опровергнет их.





- «Подумать самостоятельно»

Учениками составляется план исследования, отбираются методы исследования.

4 этап. Этап организации исследования по плану с использованием выбранных методов.

Поиск способов решения проблемы, фактов для обоснования или опровержения гипотезы.

- Мои маленькие исследователи, давайте, наконец, начнём наше исследование и первый этап нашего исследования, согласно плану «Исследование материалов учебника». Так давайте скорее отправляться в лабораторию.

- Представьте, что вы маленькие лаборанты. А я, как старший лаборант нашей лаборатории, разработала для каждой группы карточки с советами для Неопряшки, которые лежат на краю ваших парт. Будьте готовы представить результаты своего исследования, заранее распределив роли.

1-я группа (Режим дня)

Что пропущено в режиме дня Сережи?

2-я группа (Питание)

Назовите продукты животного происхождения/ растительного происхождения? Допишите в каждую колонку еще по 2 продукта.

3-я группа (Личная гигиена)

Закончи правила!

- Я вижу, что многие из вас уже закончили работу с карточками. Сейчас я предлагаю каждой команде подойти к документ-камере и показать результаты своего исследования.

- Вот мы и ответили на главный вопрос нашего исследования: «Что делать, если хочешь быть здоровым.?».

- Давайте вернёмся к крайнему пункту нашего плана и проверим наши гипотезы. Я считаю, что каждая наша гипотеза подтвердилась. А как вы считаете, ребята, мы доказали гипотезы или нет?






Изучают материал учебника, заполняют карточки.







Демонстрируют результаты своего исследования на карточках.











- Для этого нужно соблюдать правильный режим дня, правильно питаться и соблюдать правила личной гигиены.


Доказывают гипотезы.

Учениками проведено исследование материалов учебника в соответствии с планом и с использованием выбранных методов, найдены способы решения проблемы, проверены гипотезы.

5 этап. Этап применения найденных способов решения проблемы.

Применение найденных учениками способов решения проблемы исследования в процессе решения задач репродуктивного типа.

- Вот теперь, когда мы знаем в чём секрет здоровья, мы можем помочь нашему другу Неопряшке. Давайте поможем собрать ему корзину продуктов, используя приложение Learning Apps.

  • Упражнение в Learning Apps, на основе упр 3 в рабочей тетради «Собери корзины с продуктами только животного и только растительного происхождения».

- А теперь давайте расскажем ему о том, что такое режим дня.

  • Упражнение в Learning Apps, на основе упр 1 в рабочей тетради «Собери определение Режим дня из слов, выстаивая их в правильном порядке».

- А теперь покажите Неопряшке предметы личной гигиены.

  • Упражнение в Learning Apps, на основе упр 6 в рабочей тетради «Выбери из предложенных картинок только предметы личной гигиены».

- Ура! Наконец, мы помогли нашему новому другу Неопряшке. Теперь он всегда будет просыпаться вовремя, правильно питаться и соблюдать все правила личной гигиены. Давайте поблагодарим друг друга за помощь. Вы большие молодцы!

Выполняют задание
























Благодарят друг друга за помощь.



Учениками применены найденные способы решения проблемы исследования в процессе решения задач репродуктивного типа.

6 этап. Этап познавательной и эмоциональной рефлексии.

Организация самооценки и самоконтроля результатов деятельности учащихся.

Актуализация учениками проблемы и цели исследования.

Оценивание учениками собственного эмоционального состояния на уроке.

-А сейчас ребята посмотрите на критерии оценки этих заданий. Проверьте свои задания и поставьте себе оценку.

- Ребята, вот и подходит к концу наше исследование. Мы с вами хорошо потрудились, ответили на многие ваши вопросы и помогли новому другу. Вы большие молодцы!

- В кого мы с Вами сегодня превратились?

- Чему было посвящено наше исследование?

- А какая была проблема нашего исследования?

- А какая была цель? Мы её достигли?

- Я так рада, что вам всем было интересно на уроке, вы очень активно работали и хорошо усвоили новый материал. У вас на столах лежат силуэты человечков. Нарисуйте им эмоции, которые были у вас на сегодняшнем уроке и расположите их на пьедестал к той отметке, которую вы считаете, что сегодня заработали.

- Урок окончен! Большое спасибо вам. А Неопряшке мы пожелаем удачи и скажем «Пока!». До свидания!

Осуществляют самооценку и самоконтроль, выставляют отметки и поднимают карточку со своей отметкой.





- В исследователей.

- Здоровью.

-Что нужно делать, если хочешь быть здоровым?

- Узнать, что нужно делать, если хочешь быть здоровым? Да!


Дорисовывают человечкам эмоции. Используя магнит, крепят их на доску.





- Пока! До свидания!

Учениками организована самооценка и самоконтроль результатов своей деятельности, проведена актуализация проблемы и цели исследования, проведена оценка собственного эмоционального состояния на уроке.