Этапы | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты исследования |
1 этап. Этап мотивации к исследовательской деятельности. | Самоопределение к деятельности. Обеспечить мотивацию к исследовательской деятельности. | - Ребята, здравствуйте! Меня зовут Анастасия Александровна. Мы начинаем наш урок окружающего мира. - «Здравствуйте» - говорим мы при встрече. Так мы желаем друг другу здоровья, ведь здоровье – это самое ценное, что есть у людей, а значит его нужно беречь. - Как вы уже заметили у нас необычный урок, ведь сегодня к нам пришёл в гости мальчик – Неопряшка. Давай помашем ему рукой. На экране изображен мальчик весь грязный, усталый и с пачкой чипсов в руках. К сожалению, наш друг попал в больницу. У него такой усталый вид – это потому, что он поздно ложится спать и правильно не отдыхает. Как вы думаете, почему? - Ох, еще и с пачкой чипсов в руках – это же так вредно! Что он делает неправильно? - Он такой неопрятный, весь неумытый и в грязной одежде. А здесь что он делает неправильно? Он пришёл к нам, потому что он хочет быть здоровым. А как вы думаете, мы можем помочь нашему новому другу, чтобы он был здоров? | Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку. - У него неправильный режим дня. - Это неправильное питание. - Он не соблюдает правила личной гигиены. - Да! | Учениками обеспечена мотивация к исследовательской деятельности. |
2 этап. Этап формулирования проблемы, темы и цели исследования, выдвижения гипотезы. | Создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и предположений, на основе которых формулируется гипотеза. Определить тему и цель исследования. | - На какой вопрос мы постараемся ответить вместе с Неопряшкой? - Для ответа на этот сложный вопрос нам нужно будет провести целое исследование. А вы знаете кто занимается исследованиями? Да, исследованиями занимаются настоящие исследователи. Сегодня и мы с вами превратимся в настоящих исследователей и изучим, что нужно делать, если ты хочешь быть здоровым. Таким образом, проблема нашего исследования – «Что нужно делать, если хочешь быть здоровым?» - А какая же тема нашего исследования? - Вы правы! Тема нашего исследования – «Здоровье человека». Теперь, когда мы знаем, чему будет посвящено наше с вами исследование, давайте определим цель исследования. - Вы правы! Цель исследования – исследовать, что нужно делать, чтобы быть здоровым. - Деятельность любого исследователя начинается с предположений. Давайте и вы выскажите свои предположения, которые будут начинаться словами: Предположим… Допустим… Возможно… Что, если… Такие высказывания в науке называются гипотезами. | - Что нужно делать, если хочешь быть здоровым? - Исследователи. - Здоровье человека. - Исследовать, что нужно делать, чтобы быть здоровым Предположим, что для того, чтобы быть здоровыми нужно соблюдать режим дня. Допустим, что для того, чтобы быть здоровым нужно правильно питаться. Что, если для того, чтобы быть здоровым нужно соблюдать правила личной гигиены. | Учениками строятся предположения (гипотезы), определяется тема и цель урока-исследования. |
3 этап. Этап планирования и отбора методов исследования. | Вовлечение учащихся к составлению плана. Характеристика отдельных методов исследования. Создание ситуации выбора методов для проведения намеченного исследования. | - Отлично. У нас с вами получилось составить даже не одну гипотезу. Чтобы доказать или опровергнуть выдвинутые нами гипотезы, нам необходимо продумать последовательность всех действий или как говорят настоящие исследователи «составить план исследования»! - Давайте подумаем, с чего начинает исследование учёный, чтобы детально изучить какой-то объект или явление, узнать о нём что-то новое? Что ему в этом поможет? Где он может найти нужную ему информацию? - Да, наше исследование тоже начнётся с исследования материала учебника. Как вы думаете, какой метод работы больше всего подходит для этого пункта нашего плана? Это очень сложный вопрос, для ответа на который я предлагаю Вам поработать с карточками, который лежат у Вас на партах. Перед Вами 4 карточки с названиями методов («Посоветоваться с другим человеком», «Посмотреть в книге», «Подумать самостоятельно» и «Спросить у специалиста»), которые Вы можете использовать в своем исследовании. Мы будем использовать только те методы, которые доступны и известны нам с вами. - Как вы думаете, а что исследователи делают после того, как собрали и изучили всю необходимую информацию? Они никому об этом не рассказывают? - Верно! Это и будет второй пункт нашего плана – представление результатов исследования. Посмотрите на карточки с названием методов и скажите - какой метод работы больше всего подходит для этого пункта нашего плана? - Я согласна с вами! И что же теперь будет делать настоящий исследователь, если он уже изучил всю необходимую информацию и поделился с ней с другими людьми? Для чего мы с вами разрабатывали гипотезы? - Верно! Это и будет наш заключительный этап – проверка гипотез. Посмотрите на карточки с названием методов и скажите - какой метод работы больше всего подходит для этого пункта нашего плана? - Супер! Вы большие молодцы! Вот мы и составили план нашего исследования, как у настоящих исследователей. Мы даже выбрали все необходимые нам методы исследования. | - Книга, учебник. - Для того, чтобы исследовать книгу или учебник, больше всего подходит метод «Посмотреть в книге». Учащиеся внимательно рассматривают карточки с названиями методом, выбирают наиболее подходящие для них и показывают учителю. После чего, учащимся необходимо обосновать свой выбор. - Нет. Они рассказывают о своём исследовании другим людям. - «Посоветоваться с другим человеком» - Проверит гипотезы: докажет или опровергнет их. - «Подумать самостоятельно» | Учениками составляется план исследования, отбираются методы исследования. |
4 этап. Этап организации исследования по плану с использованием выбранных методов. | Поиск способов решения проблемы, фактов для обоснования или опровержения гипотезы. | - Мои маленькие исследователи, давайте, наконец, начнём наше исследование и первый этап нашего исследования, согласно плану «Исследование материалов учебника». Так давайте скорее отправляться в лабораторию. - Представьте, что вы маленькие лаборанты. А я, как старший лаборант нашей лаборатории, разработала для каждой группы карточки с советами для Неопряшки, которые лежат на краю ваших парт. Будьте готовы представить результаты своего исследования, заранее распределив роли. 1-я группа (Режим дня) Что пропущено в режиме дня Сережи? 2-я группа (Питание) Назовите продукты животного происхождения/ растительного происхождения? Допишите в каждую колонку еще по 2 продукта. 3-я группа (Личная гигиена) Закончи правила! - Я вижу, что многие из вас уже закончили работу с карточками. Сейчас я предлагаю каждой команде подойти к документ-камере и показать результаты своего исследования. - Вот мы и ответили на главный вопрос нашего исследования: «Что делать, если хочешь быть здоровым.?». - Давайте вернёмся к крайнему пункту нашего плана и проверим наши гипотезы. Я считаю, что каждая наша гипотеза подтвердилась. А как вы считаете, ребята, мы доказали гипотезы или нет? | Изучают материал учебника, заполняют карточки. Демонстрируют результаты своего исследования на карточках. - Для этого нужно соблюдать правильный режим дня, правильно питаться и соблюдать правила личной гигиены. Доказывают гипотезы. | Учениками проведено исследование материалов учебника в соответствии с планом и с использованием выбранных методов, найдены способы решения проблемы, проверены гипотезы. |
5 этап. Этап применения найденных способов решения проблемы. | Применение найденных учениками способов решения проблемы исследования в процессе решения задач репродуктивного типа. | - Вот теперь, когда мы знаем в чём секрет здоровья, мы можем помочь нашему другу Неопряшке. Давайте поможем собрать ему корзину продуктов, используя приложение Learning Apps. Упражнение в Learning Apps, на основе упр 3 в рабочей тетради «Собери корзины с продуктами только животного и только растительного происхождения». - А теперь давайте расскажем ему о том, что такое режим дня. Упражнение в Learning Apps, на основе упр 1 в рабочей тетради «Собери определение Режим дня из слов, выстаивая их в правильном порядке». - А теперь покажите Неопряшке предметы личной гигиены. Упражнение в Learning Apps, на основе упр 6 в рабочей тетради «Выбери из предложенных картинок только предметы личной гигиены». - Ура! Наконец, мы помогли нашему новому другу Неопряшке. Теперь он всегда будет просыпаться вовремя, правильно питаться и соблюдать все правила личной гигиены. Давайте поблагодарим друг друга за помощь. Вы большие молодцы! | Выполняют задание Благодарят друг друга за помощь. | Учениками применены найденные способы решения проблемы исследования в процессе решения задач репродуктивного типа. |
6 этап. Этап познавательной и эмоциональной рефлексии. | Организация самооценки и самоконтроля результатов деятельности учащихся. Актуализация учениками проблемы и цели исследования. Оценивание учениками собственного эмоционального состояния на уроке. | -А сейчас ребята посмотрите на критерии оценки этих заданий. Проверьте свои задания и поставьте себе оценку. - Ребята, вот и подходит к концу наше исследование. Мы с вами хорошо потрудились, ответили на многие ваши вопросы и помогли новому другу. Вы большие молодцы! - В кого мы с Вами сегодня превратились? - Чему было посвящено наше исследование? - А какая была проблема нашего исследования? - А какая была цель? Мы её достигли? - Я так рада, что вам всем было интересно на уроке, вы очень активно работали и хорошо усвоили новый материал. У вас на столах лежат силуэты человечков. Нарисуйте им эмоции, которые были у вас на сегодняшнем уроке и расположите их на пьедестал к той отметке, которую вы считаете, что сегодня заработали. - Урок окончен! Большое спасибо вам. А Неопряшке мы пожелаем удачи и скажем «Пока!». До свидания! | Осуществляют самооценку и самоконтроль, выставляют отметки и поднимают карточку со своей отметкой. - В исследователей. - Здоровью. -Что нужно делать, если хочешь быть здоровым? - Узнать, что нужно делать, если хочешь быть здоровым? Да! Дорисовывают человечкам эмоции. Используя магнит, крепят их на доску. - Пока! До свидания! | Учениками организована самооценка и самоконтроль результатов своей деятельности, проведена актуализация проблемы и цели исследования, проведена оценка собственного эмоционального состояния на уроке. |