СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-исследование "Гидролиз солей"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по определению среды раствора соли и объяснение данного факта.

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование "Гидролиз солей"»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области

«Саратовский политехнический колледж»








Разработка урока-исследования


«Гидролиз солей»





Преподаватель:

Васильева Людмила Николаевна









Саратов 2021


Цель: изучить сущность гидролиза солей в водном растворе.

Задачи урока:

образовательные:

  • Дать понятие о гидролизе вообще и о гидролизе солей в частности;

  • Научить составлять полные и сокращённые ионные уравнения реакций гидролиза солей;

  • Сформировать умение предсказывать среду растворов различных солей;

  • Закрепить у школьников знания теории электролитической диссоциации.

Воспитательные:

  • Раскрыть перед учениками научный путь познания через доказательство гипотезы, способствовать переходу знаний в убеждения;

  • Посредством эксперимента привить навыки трудолюбия, бережного отношения к реактивам, к природе, эстетические качества.

Развивающие:

  • На примере свойств солей, различной природы, их отношение к воде, продолжить развитие умений наблюдать, сравнивать изучаемые явления, выявлять причинно – следственные связи, делать соответствующие выводы.


Перед проведением занятия студентам следует:

  1. Повторить ранее изученный материал по темы «Растворы. Электролитическая диссоциация».

  2. Студенты получают индивидуальные задания - подготовить сообщения по темам «Гидролиз в природе», «Гидролиз в народном хозяйстве и в жизни человека».

  3. Заблаговременно студенты получают несколько полосок универсальной индикаторной бумаги и проверяют действие на неё влажных мыла и соды, хлорида цинка (паяльная кислота), силикатный клей, поваренная соль. Результаты заносят в таблицу

Исследуемые вещества

Изменение цвета индикаторной

бумаги

Мыло туалетное


Сода


Хлорид цинка (паяльная кислота)


Канцелярский клей (бумажный)


Поваренная соль



Оборудование: лабораторное оборудование, вещества, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

На столах учащихся: стаканы с дистиллированной водой, растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида натрия, хлорида алюминия, карбоната натрия, лакмус, фенолфталеин, штатив с пробирками, карточки с алгоритмом написания уравнений гидролиза.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: проблемно-исследовательский.

Методы обучения: частично-поисковый, словесно-наглядно-практический, объяснение с элементами беседы.

Структура урока 

Этапы
урока

Дидактические
задачи

Формы организации деятельности учащихся

Методы
обучения

Средства
обучения

Время

1. Оргмомент

Психологический настрой учащихся на урок.

Фронтальная

Словесный

 

1 мин.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Организовать повторение основных понятий, которые потребуются на данном уроке.

Индивидуальная

Словесно-наглядный

Экран

3 мин.

3. Целеполагание

Постановка цели урока и доведение её до сознания учащихся.

Групповая (работа в парах)

Словесно-наглядный-практический

Экран, доска, реактивы, лабораторное оборудование, тетрадь

6 мин.

4. Изучение нового материала

Организовать деятельность учащихся на усвоение новых знаний и способов деятельности.

Коллективная, групповая

Словесно-наглядно- практический

Экран, доска, реактивы, лабораторное оборудование, тетрадь

20 мин.

5. Закрепление. Самоконтроль и взаимо-контроль.

Выявление качества знаний, установление причин недостатков.

Групповая (работа в парах)

Словесно- практический

Карточки с заданием

10 мин.

6. Подведение итогов. Домашнее

Проверка степени усвоения знаний, выявление недостатков в их усвоении.

Фронтальная

Словесно-наглядный.

Экран

3 мин.

7. Домашнее задание

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения.

Фронтальная

Словесно-наглядный

Дополнительные источники информации, карточки с заданием.

2 мин.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Подготовка к активному восприятию новой темы.


Учитель: На прошлом уроке мы рассматривали химические свойства солей с позиции электролитической диссоциации. Сегодня продолжим - и познакомимся с одним важным и сложным свойством солей.

(С целью воспроизведения в памяти учащихся опорных положений и подготовки их к восприятию нового материала учитель проводит фронтальную беседу- опрос.)

Вопросы учителя (на экране) :

  • Что определяет свойства растворов кислот?

  • Чем отличаются сильные кислоты от слабых? Приведите примеры тех и других.

  • В молекулах каких кислот – сильных или слабых – водород связан прочнее?

  • Дать определение основаниям. Как обнаруживается наличие гидроксид-ионов в растворе?

  • Почему одни основания относятся к сильным электролитам, а другие к слабым?

  • Что представляет вода с точки зрения теории электролитической диссоциации?

  • Скажите, пожалуйста, какие вещества называются индикаторами?

  • Какие вам известны индикаторы?

  • Как изменяется окраска индикаторов в разных средах?

(В ходе обсуждения выявляются уже имеющиеся знания учащихся о кислотах и основаниях с точки зрения теории электролитической диссоциации, о изменении окраски индикаторов в разных средах)


  1. Учитель: д.з. у вас было исследовать действие некоторых веществ на влажную индикаторную бумагу, результаты вас удивили, т.к. индикаторная бумага показывала присутствие кислоты или щёлочи в растворах солей. Сегодня мы разрешим все противоречия.


Учитель: Давайте подтвердим изменение окраски индикаторов опытом.

Приготовьте 6 пробирок и налейте в 2-е кислоты, во 2-е щелочи, в 2- е воды из стакана. Добавьте несколько капель лакмуса в пробирку с кислотой, со щелочью, и с водой.

Учитель: Что вы наблюдаете? (Изменение окраски).

А в следующие пробирки соответственно добавьте – метилоранжа.

Учитель: Ваши наблюдения? (Изменение окраски).

Учитель: Какую среду имеют данные растворы?

Присутствием, каких ионов обусловлена окраска индикаторов?

Учащиеся сообщают о концентрации ионов в различных средах и причинах изменения окраски индикаторов.

Учитель: Давайте проведём ещё один опыт.

1). Нальём в 2 пробирки раствор хлорид алюминия.

Вопрос учителя: Как вы думаете, какую окраску будут иметь лакмус и фенолфталеин в растворе этой соли? Учащиеся высказывают свои предположения.

Учитель: Ваши предположения проверим с помощью эксперимента. Прильем к раствору соли в первую пробирку раствор лакмуса, во вторую раствор фенолфталеина.

Вы видите, что в первой пробирке лакмус изменил окраску на красную, а во второй -фенолфталеин не меняет свой цвет.

Учитель: Какая среда данного раствора? (У школьников возникло противоречие с имеющимися знаниями – учителем создана проблемная ситуация).

Следовательно, раствор хлорида алюминия имеет кислую среду.

2.Возьмите раствор соли карбоната натрия, налейте также в 2 пробирки и добавьте индикаторы лакмус в одну и фенолфталеин в другую.

Учитель: Что наблюдаете? Какая среда данного раствора?

Нальем в две пробирки раствор хлорида натрия.

Учитель: Как вы думаете, будет ли изменяться окраска индикаторов в растворе этой соли? Проделаем эксперимент.

Учитель: Что вы наблюдаете?

Действительно среда в обеих пробирках среда нейтральная.

Учитель: Мы видим, что в разных водных растворах солей разная среда. Можем ли мы, основываясь на имеющихся знаниях, объяснить результаты данного опыта?

4. Изучение нового материала.

Учитель. Действительно, вы столкнулись с неизвестным пока для вас явлением, которое не можете грамотно истолковать на основании имеющегося у вас опыта и знаний. Это явление – гидролиз солей в водных растворах, и ему мы посвятим сегодняшний урок. Тема урока «Гидролиз солей». Запишем её в тетрадь. «Гидролиз» -данный термин состоит из двух составных частей от греческого “гидро” – вода, “лизис” – разложение. Дословно, гидролиз – разложение водой. К концу занятия вы должны сформулировать полное определение понятия “гидролиз”.

Давайте вспомним, из чего состоит раствор? (Школьники отвечают, из чего состоит раствор.) Вернёмся к нашему опыту.

Что в данном случае является растворителем и растворенным веществом? Давайте выясним состав данных солей.

Что сильнее, того и больше



Кислая реакция среды

Попробуем разобраться, что же произошло. Вода, как вы знаете, является слабым электролитом и диссоциирует на положительные ионы водорода и гидроксид-ионы.



Хлорид алюминия – соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой, диссоциирует следующим образом



При растворении соли в воде слабые ионы соединяются т.е. гидролизуются.


Среда кислая


Учитель. Какой тип данной реакции? (реакция обмена)

Давайте сделаем вывод, используя данную схему.

Раствор соли, образованный_______________ имеет____________ реакцию, так как в растворе избыток _____________.

(Соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой, имеет кислую реакцию, т.к. в растворе избыток ионов водорода.)

Данная соль подвергается гидролизу. Это 1-й случай, когда реакция гидролиза идёт.

1.Аналогично составляются схемы по другим солям и делаются соответствующие выводы. (Один школьник выполняет задание на доске, остальные на местах, пользуясь алгоритмом)





Щелочная реакция



2Na+ +CO3 2- +H +OH- = HCO3- +2Na+ + OH- Среда щелочная.



Учитель: Какой тип реакции?

Сформулируем вывод:

(Раствор соли, образованной сильным основанием и слабой кислотой, имеет щелочную реакцию, так как в растворе избыток гидроксид-ионов.)

Данная соль подвергается гидролизу. Это 2-й случай когда реакция гидролиза идёт.

Составьте аналогичную схему для хлорида натрия


.



Учитель: Хлорид натрия гидролизу не подвергается, так как в составе соли нет иона, который мог бы при взаимодействии с водой образовывать слабый электролит.

Сформулируем вывод:

(Раствор соли, образованной сильным основанием и сильной кислотой, имеет нейтральную реакцию, так как в растворе равное количество катионов водорода и гидроксид-ионов.)

Учитель: Итак, на какие группы можно разделить соли по составу?



Учитель: Зачастую гидролиз идет необратимо, соль полностью разлагается водой. В этом случае в таблице растворимости в ячейке соответствующей соли стоит прочерк. В зависимости от природы соли, среда может быть нейтральная, щелочная или кислая. Сегодня мы с вами познакомились с особыми свойствами солей, которое называется гидролизом.

Проанализируйте записи молекулярных уравнений рассмотренных процессов. Ответьте на вопросы и дайте определение понятия «гидролиз».

  • К какому типу мы отнесем данные реакции?

  • Какие вещества в них участвуют?

  • В чем заключается сущность гидролиза? Какие продукты данных взаимодействий с точки зрения теории электролитической диссоциации мы получили?

Итак, гидролиз – это реакция обмена между некоторыми солями и водой приводящая к образованию слабого электролита.

Учитель: Это явление характерно не только для солей, но и для других соединений. Оно распространено в природе, и используется в промышленности и в быту.

5. Закрепление.

Студенты самостоятельно выполняют задания на карточках, работают в группах по 2 человека.

1. Установите соответствие между формулой соли и типом гидролиза.

Формула соли

Тип гидролиза

а) (NH4)2CO3

1) по катиону;

б) NH4CL

2) по аниону;

в) Na2CO3

3) по катиону и по аниону.

г) NaNO2

 

2. Установите соответствие между названием соли и средой ее водного раствора.

Название соли

Способность к гидролизу

а) Нитрат свинца (II);

1) Кислая;

б) Карбонат калия;

2) Щелочная;

в) Нитрат натрия;

3) Нейтральная;

г) Сульфид лития.

 

3. Установите соответствие между формулой соли и молекулярно-ионным уравнением гидролиза.

Формула соли

Молекулярно-ионное уравнение

а) Na3PO4;

1) S2−+H2O↔HS+OH;

б) Al2(SO4)3;

2) CH3COO+NH4++H2O↔CH3COOH+NH3∙H2O;

в) K2S;

3) PO43−+H2O↔HPO42−+OH;

г) CH3COONH4.

4) PO43−+3H2O↔H3PO4+3OH;

 

5) Al3++H2O↔AlOH2++H+;

 

6) SO42−+2H2O↔H2SO4+2OH.

Через 10 мин ответы на экране, проводиться самопроверка.


6. Подведём итог урока:

  • С каким свойством солей вы познакомились на уроке?

  • Какие группы солей по составу вы знаете?

  • В каких случаях идёт реакция гидролиза?

  • В каком случае не идёт?

  • Какой ион определяет реакцию среды?

  • Какие ионы гидролизуются?

7. Домашнее задание

  1. 1) Подготовить сообщения по темам « Гидролиз в природе», «Гидролиз в народном хозяйстве и в жизни человека».

2) Заполнение таблицы


Название соли. Вещества из домашнего эксперимента.

Уравнение гидролиза

Среда раствора

Окраска лакмуса

Гидрокарбонат натрия (сода пищевая)

 

 

 

Хлорид цинка (паяльная кислота)

 

 

 

Хлорид натрия (поваренная соль)

 

 

 

Стеарат натрия (мыло)




Силикат натрия (канцелярский клей)







Приложение 1


Гидролиз в природе

Обменные реакции между солями и водой широко распространены в природе.

Явление гидролиза играет огромную роль в химическом преобразовании земной коры. Многие минералы земной коры - это сульфиды металлов, которые хотя и плохо растворимы в воде, постепенно взаимодействуют с ней. Такие процессы идут и на поверхности Земли, и особенно интенсивно в ее глубинах при повышенной температуре. В результате образуется огромное количество сероводорода, который выбрасывается на поверхность при вулканической деятельности. А силикатные породы постепенно переходят в гидроксиды, а затем в оксиды металлов. В результате гидролиза минералов – алюмосиликатов – происходит разрушение горных пород.

Известный нам малахит (Cu(OH)CO3) – не что иное, как продукт гидролиза природных карбонатов.

В Мировом океане соли также интенсивно взаимодействуют с водой. Выносимые речной водой гидрокарбонаты кальция и магния придают морской воде слабощелочную реакцию. Именно в такой слабощелочной среде прибрежных вод рН приблизительно равно 9 наиболее интенсивно протекает фотосинтез в морских растениях и наиболее быстро развиваются морские животные. А если вспомнить о составе рН крови млекопитающих, в том числе и человека, то вы сможете не только сделать вывод о единстве животного мира на Земле но и сформулировать и некоторые гипотезы происхождении жизни на планете.

урок химия гидролиз соль



Приложение 2


Гидролиз в народном хозяйстве

Гидролиз доставляет немало хлопот нефтяникам. Как известно, в нефти имеются примеси воды и многих солей, особенно хлоридов кальция и магния. При нагревании нефти в процессе ее переработки до 250 град. С и выше происходит интенсивное взаимодействие указанных хлоридов с водяным паром. Образующийся при этом газообразный хлороводород вступает в реакцию с металлом, из которого сделано оборудование, разрушает его, что резко увеличивает стоимость нефтепродуктов.

Впрочем, на счету гидролиза немало и добрых дел. Например, образующийся при взаимодействии сульфата алюминия с водой мелкодисперсный осадок гидроксида алюминия уже несколько веков используется в качестве протравы при крашении. Оседая на ткань и прочно соединяясь с ней, гидроксид алюминия затем легко адсорбирует красители и образует весьма устойчивые красящие слои, которые выдерживают многократную стирку ткани. Без протравы качественной окраски тканей не получится.

Этот же процесс используют для очистки питьевой воды и промышленных стоков: рыхлый аморфный осадок гидроксида алюминия обволакивает частички грязи и адсорбирует вредные примеси, увлекая все это на дно. Примерно таков же механизм очистки природной воды глинами, которые представляют собой соединения алюминия.

Гидролиз солей Na2CO3 Na3PO4 применяется для очистки воды и уменьшения ее жесткости.

Известкование почв с целью понижения их кислотности также основано на реакции гидролиза.

Посредством гидролиза в промышленности из непищевого сырья (древесины, хлопковой шелухи, подсолнечной лузги, соломы вырабатывается ряд ценных продуктов: этиловый спирт, белковые дрожжи, глюкоза, сухой лед.

Гидролиз в жизни человека

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с явлением гидролиза – при стирке белья, мытье посуды, умывании мылом. Даже процессы пищеварения, в частности, расщепление жиров, протекают благодаря гидролизу.


Приложение 3


Алгоритм составления уравнений реакций гидролиза

1.Записать уравнение диссоциации воды.

2.Записать уравнение диссоциации соли.

3.Выбрать слабый ион.

4. Записать его взаимодействие с водой.

5.Опеделить среду раствора.