Учитель физики
МБОУ «Колодезянская школа» Асанов Р.И.
8 класс
План-конспект урока №57
Тема урока: Урок-исследование "Изучение полей постоянных магнитов"
Цель: исследование свойств магнитных полей постоянных магнитов и их взаимодействия с различными материалами, сформировать понятия о постоянных магнитах, их свойствах;
Задачи:
образовательная: формирование знаний о свойствах магнитного поля и принципах работы постоянного магнита;
развивающая: развитие у учащихся навыка проведения экспериментов и анализа полученных данных, развитие умений строить самостоятельные высказывания в устной речи на основе выводов, сделанных в результате исследования; развитие логического мышления;
воспитательная: содействовать воспитанию у учащихся навыков исследовательской работы.
Оборудование:
-
Постоянные магниты различной формы (прямоугольный брусок, подковообразный)
-
Железные опилки
-
Лист бумаги
-
Стеклянная палочка
-
Металлические предметы (гвозди, скрепки)
-
Компас
-
Компьютер, проектор,
ХОД УРОКА:
-
Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация учебной деятельности, настрой учащихся)
Учитель: Сегодня мы проведем экспериментальное исследование магнитных полей постоянных магнитов. Что вы уже знаете о магнетизме? Какие свойства магнитов вам известны?
Обсуждение: Учащиеся делятся своими знаниями о магнетизме, учитель корректирует и дополняет информацию.
-
Актуализация опорных знаний
Вопросы для повторения
1.Что такое магнит?
(Ответ: Магнит — это тело, которое создает вокруг себя магнитное поле и способно притягивать некоторые вещества, особенно те, которые содержат железо.)
2. Какие существуют типы магнитов?
(Ответ: Существуют естественные (природные) и искусственные магниты. Естественный магнит — это минерал магнетит, обладающий магнитными свойствами. Искусственные магниты создаются человеком путем обработки определенных материалов.)
3. Каковы основные свойства магнитов?
(Ответ: Основные свойства магнитов включают способность притягивать определенные металлы (особенно железо), наличие двух полюсов (северного и южного), взаимодействие с другими магнитами (одноименные полюсы отталкиваются, разноименные притягиваются).
4. Почему магниты могут притягивать только определённые материалы?
( Ответ: Магниты способны притягивать только те материалы, которые обладают ферромагнитными свойствами, то есть способностью намагничиваться. К таким материалам относятся железо, никель, кобальт и их сплавы.)
5. Можно ли изменить направление магнитного поля магнита?
(Ответ: Направление магнитного поля постоянного магнита нельзя изменить без разрушения самого магнита. Однако временные магниты (электромагниты) позволяют изменять направление поля, изменяя направление тока в обмотке.)
-
Экспериментальная часть
Эксперимент №1: Исследование магнитной силы
Задание: Положить лист бумаги на стол, сверху насыпать железные опилки. Поднести постоянный магнит к бумаге снизу так, чтобы он находился близко к поверхности листа, но не касался её.
Наблюдения: Опилки выстраиваются вдоль линий магнитного поля, образуя характерные узоры.
Вопросы для обсуждения:
Как располагаются железные опилки вокруг магнита?
Почему они принимают такую форму?
Что такое линии магнитного поля?
Вывод: Магнитное поле распространяется от одного полюса магнита к другому, создавая силовые линии, которые влияют на металлические объекты.
Эксперимент №2: Взаимодействие магнитов
Задание: Взять два одинаковых магнита и попробовать соединить их разными сторонами.
Наблюдения: При соединении одноименных полюсов магниты отталкиваются, при соединении разноимённых – притягиваются.
Вопросы для обсуждения:
Почему магниты ведут себя таким образом?
Можно ли сказать, что магнит имеет два полюса?
Как определить, где северный полюс, а где южный?
Вывод: Магниты имеют два полюса – северный и южный. Одноимённые полюсы отталкиваются, а разноимённые притягиваются.
Эксперимент №3: Влияние материалов на магнитное поле
Задание: Провести эксперименты с различными материалами (металлы, стекло, дерево), используя постоянные магниты.
Наблюдения: Некоторые материалы (например, железо) сильно реагируют на магнитное поле, другие (дерево, пластик) практически не взаимодействуют с ним.
Вопросы для обсуждения:
Какие материалы притягиваются к магниту?
Почему одни материалы реагируют на магнит, а другие нет?
Есть ли разница между магнитными свойствами различных металлов?
Вывод: Магнитное поле воздействует преимущественно на ферромагнитные материалы, такие как железо, никель и кобальт.
-
Физкультминутка
-
Закрепление изученного материала
Подведение итогов урока (самостоятельное применение полученных знаний)(решение качественных задач):
1. Когда к магнитной стрелке поднесли один из полюсов постоянного магнита, то южный полюс стрелки оттолкнулся. Какой полюс поднесли?
2. На рисунке изображен полосовой магнит АВ и его магнитное поле. Какой из полюсов северный и какой южный?
3.Можно ли сделать магнит, у которого был бы только северный манитный полюс или только южный магнитный полюс?
4.Если разломать магнит на две части, будут ли эти части магнитами?
-
Рефлексия. Подведение итогов
Учитель предлагает учащимся поделиться своими впечатлениями от урока, отметить, что было наиболее интересным и полезным. Оценка активности учеников на уроке, их участия в обсуждении и проведении экспериментов.
-
Домашнее задание
1. Найти дома устройства, в которых используются постоянные магниты. Расскажите об их назначении и принципе действия.
2. Подготовить краткий отчет об экспериментах, проведенных на уроке, и сделать выводы о свойствах магнитных полей