СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - исследование "Местоимение как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В группе № 122 был проведен урок - исследование "Местоимение как часть речи". 

Цель: знакомство с разрядами данной части речи и её отличительными признаками

Просмотр содержимого документа
«Урок - исследование "Местоимение как часть речи"»

 Местоимение как часть речи.

Цель: знакомство с разрядами данной части речи и её отличительными признаками

Задачи: образовательная: познакомить с признаками местоимения как части речи; показать значимость местоимений в речи; учить находить местоимение в тексте.

развивающая: развивать мыслительную деятельность уч-ся, устную речь

воспитательная: воспитывать интерес к предмету через самостоятельное достижение цели урока

Тип урока: урок-исследование (изучение новой темы)

Форма работы: индивидуальная, коллективная, парная

Методы: проблемно-поисковый, практический, словесный, исследовательский

Оборудование: учебники, презентация, дневник исследования, карточки, музыка

Ход урока:

І Вводно-мотивационный этап (проверка отсутствующих)

Звучит тихая музыка, учитель читает стихотворение (уч-ся закрывают глаза):

В делах ? успехов и везенья!

В душе ? тепла и доброты!

Жить интересно, с настроеньем,

В удачу верить и в мечты!

Дарить любовь родным и близким,

С улыбкой новый день встречать

И всё, что лучшее есть в жизни,

Суметь увидеть и познать!



А теперь представьте себе, что вы исследователи и перед вами лежит задача сделать какое-нибудь открытие, исследовать его и внести вклад в развитие русского языка. А для этого у любого исследователя всё должно быть под рукой, давайте откроем глаза и проверим, всё ли у вас есть к уроку - я называю предметы, а вы их поднимаете: ручка, карандаш, линейка, тетрадь, учебник. Молодцы! И конечно же, у любого исследователя должен быть дневник, где он делает свои краткие записи (дневники на столах у каждого уч-ся)

И эпиграфом нашего исследования будут слова из китайской пословицы:

«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь».

Ну что, готовы к открытию?

ІІ Обучающий этап

  1. Выявление темы и цели урока

Запись числа, классная работа

Создание проблемной ситуации.

Сегодня на уроке  мы будем работать с одной из изученных ранее, самой загадочной части речи. Запишем предложение и постараемся самостоятельно определить её.

 

Эта часть речи может изменяться до неузнаваемости и может не изменяться вовсе, она всё всегда в маске. всегда скрывает своё истинное лицо, но, несмотря на такую обманчивость, даже коварство, мы не можем обойтись без неё ни дня. Мы часто не узнаём её в лицо, но в ней узнаём себя.

Итак, вы, конечно, догадались, что это местоимение.

Тема нашего урока "Местоимение". Запишите её в тетрадь.


Обратимся к учебнику. Упр.251, задание №1. Прочитаем высказывание известного учёного-филолога А.А.Реформатского и подумаем, о какой особенности местоимения идёт речь.

(Уч-ся самостоятельно читают текст и готовятся отвечать на вопросы).

   

Местоименные слова в языках независимо от их появления - слова вторичные, слова-заместители. Это как бы бумажная валюта, функционирующая ради удобства, благодаря наличию золотого фонда. Золотым фондом для местоимения являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений "обесценено", как и стоимость бумажных денег без обеспечивающего их стоимость золота.

Фронтальная беседа по вопросам:

-О какой особенности местоимений говорит учёный?

(Ответ: Местоимения употребляются вместо имен, они заменяют слова именных частей речи, указывают на них, но не называют.

-Какие местоимения встретились вам в этом тексте?

(Ответ: их, это, которых)

-Какое предложение связана с предыдущим с помощью местоимения?

(Ответ: второе)



- Посмотрите на доску, подготовьте выразительное чтение текста

Сегодня в мире говорят на пяти тысячах диалектов. Только в Индии их насчитывается восемьсот сорок пять. Первое место по числу говорящих занимает мандаринский диалект китайского языка. По данным тысяча девятьсот восемьдесят девятого года, им пользуется шестьдесят восемь процентов населения Китая, что составляет примерно семьсот сорок восемь миллионов человек. Второе место занимает английский язык, который является наиболее распространённым языком в мире. Около трехсот тридцати миллионов человек считают его родным языком, а вдвое больше называют его вторым или третьим языком. (Из «Книги рекордов Гиннесса»)

- объяснить значение выделенного слова «диалект»

- назовите выделенные слова? К какой части речи они относятся? (местоимение)

- сделайте вывод: какая тема нашего сегодняшнего исследования?

Запись темы в дневник исследования

- давайте подумаем: какую цель может перед собой поставить исследователь, т.е. вы, исходя из темы занятия?

Запись цели в дневник исследования

- какие местоимения вы знаете? Запишите в свой дневник

  1. Устная работа

Заменить выделенные слова местоимениями

Слоны шли к водопою по узкой тропе. Узкую тропу слоны проложили лет сто тому назад. Во всяком случае, сто лет помнил эту тропу их вожак - старый слон.

Прочитайте отредактированный текст.

Слоны шли к водопою по узкой тропе. Эту тропу они проложили лет сто тому назад. Во всяком случае,столько лет помнил эту тропу их вожак - старый слон.

Ответьте на вопросы: Вместо слов каких частей речи используются местоимения? На какие вопросы они отвечают? С какой целью используются? Какими членами предложения являются? (Подчеркните). Каковы их грамматические признаки? (Определите падеж; род, число (если есть).

Они-слоны. (Кто?)

Эту-узкую (Какую?)

Столько-сто лет (Сколько?)

Вывод: данные слова-местоимения. Они отвечают на вопросы тех частей речи, вместо которых употребляются. Отвечают на вопросы именных частей речи. Имеют признаки данных частей речи, то есть способность меняться по родам, числам, падежам и выполнять определённую синтаксическую роль. Делают текст более благозвучным.

- на какие вопросы отвечают местоимения?

- значит, на что может указывать местоимение? (на предмет, признак, количество)

- сделайте вывод, что называется местоимением?

Запись определения в дневник исследования

Запись определения в дневник исследования

  1. Знакомство с разрядами местоимений (самостоятельно) - заполнение таблицы

- проверка записей по интер.доске

4. Выразительное чтение текста (найти местоимение, определить разряд) – сильные уч-ся, слабые – запис.через запятую местоимения, указывают разряд

Среди более пяти тысяч языков, существующих сегодня в мире, русский язык занимает видное место по своему значению и функциям, которые он выполняет.

Любой язык является, прежде всего, средством общения для носителей данного языка. Это одна из главных его функций. Русский язык является средством общения на довольно большой территории.

Но нашу страну населяют многие народы. Таким образом, русский язык, являясь официальным языком, служит также средством межнационального общения. Но и в тех странах, где русский язык не признан государственным, он все равно остается средством общения для многих людей. Вместе с тем, русский язык является обязательным языком для изучения в качестве иностранного языка во многих школах мира.

Велико и международное значение русского языка. Он является одним из восьми рабочих языков Организации Объединенных Наций. То есть, документы, регламентирующие отношения между государствами, написаны также и на русском языке. Это говорит о его значимости в современном мире. На различных международных научных конференциях, симпозиумах используется русский язык.

Хочется еще отметить, что по красоте, по мелодичности, по возможностям для выражения мыслей, чувств, состояний русский язык не имеет себе равных в мире. Язык Пушкина и Толстого, Есенина и Булгакова – самый выразительный. Это отметил еще М.В.Ломоносов. А П.Мериме сказал, что « русский язык является богатейшим из всех европейских наречий». Он создан «для выражения тончайших оттенков».

- сделайте вывод: для чего используются местоимения в нашей речи?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!