Познакомить учащихся со значением дыхания в жизни человека и других живых организмов, сформировать знаний о возможности получения энергии при окислении питательных веществ, необходимых для жизни.
-сформировать знания о дыхании как о сложном процессе, состоящем из двух этапов: газообмене и окисления питательных веществ с освобождением энергии, необходимой для жизни;
- создание эмоционального настроя, помогающего активно включиться в решение сложных теоретических задач;
-формирование навыков групповых, парных, индивидуальных видов деятельности, коммуникативных и творческих начал личности; умений работы с информационными источниками;
Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Сравнивать и группировать предметы и их образы.
Слушать и понимать речь и других.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Личностные результаты обучения: участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, уметь сотрудничать в совместном решении проблемы.
Предметные: освоение знаний по теме, основным понятиям.
Метапредметные: самостоятельно определять цели своего обучения, уметь работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в интернете, анализировать и оценивать информацию.
развивающее обучение, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии, технология групповой деятельности
Дыхание, газообмен, кислород, углекислый газ, жабры, легкие, устьица, чечевички, энергия
Экология, технология, валеология, химия.
Метод генерации идей, метод моделирования, метод проектов, индуктивный метод, метод стимулирования учебной деятельности, анализ, синтез, работа с учебником, индивидуальная, парная, групповая работа, опережающие задания
Компьютер, проектор, презентация, карточки, ресурсы интернет, мобильные телефоны (по количеству групп), ручки (по количеству учащихся), раздаточный материал с текстом по теме, картинки - иллюстрации, ватман, фломастеры цветные, клей, ножницы (по количеству групп), известковая вода, две пробирки, стеклянная трубочка,
| Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД |
| Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
1.Организационный этап |
Приветствие учащихся Давайте поприветствуем друг друга, улыбнувшись, сделаем глубокий вдох и выдох, чтобы настроиться на урок. | Выполняют оценку/самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей, правильность и аккуратность расположения предметов на парте, самостоятельность подготовки, настрой на урок. Ребята улыбаются друг другу. Выполняют дыхательные упражнения. | Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения, нравственно-эстетическое оценивание. |
2. Этап мотивации (самоопределение) к учебной деятельности |
Предлагаю начать урок с просмотра небольшого видеоролика. Содержание видеоролика: (Дыхание планеты Земля, дыхание растений, дыхание животных). (Сопровождаю следующими словами) Дыхание - одна из главные загадок природы, волнующая нас с начала цивилизации. Это ключ к множеству тайн: тайне здоровья, тайне продолжительности жизни, тайне сверхъестественных способностей. Только представьте себе, что человек за сутки совершает более 20000 вдохов и выдохов. Ставлю перед детьми проблемный вопрос. Чем отличается живая природа от неживой? Только дыхание, отличает живое от неживого, нашу планету от всех других в солнечной системе, камень от цветка, жизнь от смерти. Человек может прожить неделю без воды, месяц без еды, несколько дней без сна. А как вы думаете, без чего человек не сможет прожить и двух минут? Конечно, без дыхания. | Смотрят видеоролик, слушают учителя. Учащиеся отвечают Учащиеся отвечают | Личностные -смыслообразование, сдвиг мотива на цель, Регулятивные- целеполагание, прогнозирование |
3.Этап актуализации и пробного учебного действия |
Организация экспериментальной работы Предлагаю стать исследователями и проделать опыт. Ребята встают, по моему сигналу задерживают дыхание, но прежде чем перейти к исследованию, задаю вопрос: Сегодня все утром завтракали? На счет 3 все задержали дыхание. Рассказывают свои ощущения. Что испытывали в момент задержки дыхания. Подведение к определению темы урока Задаю наводящие вопросы: Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Вы хотите узнать сегодня что - то новое о функции дыхания? Мне бы хотелось вас познакомить с ролью дыхания для живых организмов Формулирование цели урока Постановка проблемы: Зачем живым организмам кислород? Можем ли мы сейчас с вами ответить на такой вопрос? | Проговаривают проблему, отделяя знание от незнания. Самостоятельно или с помощью учителя формулируют проблему, цель и тему для изучения и фиксируют учебную задачу, в соответствии, предполагают свои действия. Обсуждение своих ощущений. Возможное предположение, что клеткам не хватает кислорода. Дети определяют тему урока Можно ли жить и не дышать? Дети отвечают дети формулируют цель | Познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Этап выявления места и причины затруднения. |
Проблемная беседа Подумайте, из каких этапов состоит процесс дыхания? Скажите, пожалуйста, отличается ли состав воздуха, который мы вдыхаем от того, который выдыхаем? Опережающее задание (проведение опыта): Одному из уч-ся было поручено задание, провести домашний опыт и сделать вывод. Содержание опыта В две пробирки налить известковую воду. В пробирку №1 устанавливается трубочка (взаимодействие известковой воды с воздухом, содержащим низкое количество углекислого газа). В пробирку №2 устанавливается трубочка и необходимо сделать сильный выдох( взаимодействие известковой воды с воздухом, содержащим количество углекислого газа) Вода в пробирке №2 помутнеет.) Работа по технике безопасности Но прежде чем приступить к опыту, Ученик рассказывает технику безопасности, которую он соблюдал. | Ответы детей (Да отличается, в воздухе, которым мы дышим, содержится 78 % азота, 21 % кислорода углекислый газ 0,03 % и остальное примеси.) Ученик говорит о соблюдении правил техники безопасности при выполнении опыта: Работать необходимо в халате, чтобы не испортить одежду. Работать необходимо аккуратно, чтобы не разбить пробирки. Наблюдают за выполнением опыта. Показ, рассказ содержания опыта учащимся. (Содержание опыта. В 2 пробирки я наливал известковую воду, которая помутнела в присутствии углекислого газа. В воздухе, которым мы дышим, он тоже есть, но в небольшом количестве. В пробирку №1 устанавливаем трубочку: взаимодействие известковой воды с воздухом, содержащим низкое количество углекислого газа. В пробирку №2 устанавливаем трубочку и делаем сильный выдох: взаимодействие известковой воды с воздухом, содержащим количество углекислого газа. Вода в пробирке №2 помутнеет.) Ученик делает вывод: В выдыхаемом воздухе углекислого газа стало больше, чем было во вдыхаемом. | Личностные - овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие устной речи учащихся. Познавательные Развитие познавательного интереса, расширение кругозора учащихся. Коммуникативные Умение самостоятельно получать новые знания, обобщать и делать выводы; работать со справочной литературой. |
Ребята оценивают, насколько правильно сделан вывод Работа с учебником Учащиеся рассматривают рис 99 стр.106. Находят общую закономерность для всех живых организмов. | Учащиеся находят сходства и различия в дыхании живых организмов. Делают вывод. (В процессе дыхания все живые организмы вдыхают кислород и выдыхают углекислый газ. Этот процесс называют газообменом) | Работа с учебником помогают осуществлять познавательную учебную деятельность |
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство). |
Организация групповой, парной и индивидуальной работы: Объявлена ярмарка вакансий: один « ученый», два « испытателя», Остальные учащиеся работают в группах «исследователи». Индивидуальная работа (задание для «ученого»). Работает с книгой, изучает процесс транспортировки кислорода к каждой клетке и процесс получения энергии каждой клеткой Вопросы для индивидуальной работы « учёному» Как кислород достигает каждой клетки? Что помогает ему в этом? С чем взаимодействует кислород в клетках живых организмов? Откуда берется энергия в клетке? Составь схему- проект. Парная работа (задание для «испытателей») Выполняют практическое задание. Задания для парной работы Определите количество вдохов и выдохов за 1 минуту в спокойном состоянии. Запишите количество вдохов и выдохов за 1 минуту после 10 приседаний. Отметьте количество вдохов и выдохов за 1 минуту после 5следующих упражнений. Групповая работа. Сформированы две лаборатории(задание для «исследователей») На столах конверты, в которых зашифрована информация. Расшифровывают код, используя приложение QR-код. В конверте значок в виде штрих - кода, этот знак сканируется мобильным телефоном, в котором есть определенное приложение. В QR- коде зашифрована информация, где описаны особенности дыхательной системы объекта изучения. Используя гаджеты с информацией, выходят в сеть Интернет. У каждой лаборатории свой объект изучения: 1 лаборатория изучает особенности дыхания растений на примере дерева. 2 лаборатория - особенности дыхания обитателей водной среды. При формировании групп используется дифференцированный подход, т.к. задания с разным уровнем сложности. На столах в конверте находятся разноцветные листочки. Выбрав для себя любой, дети получают конкретные задания, которые должны выполнить, работая в составе группы. Только работая в составе группы, конкретная задача - исследование будет успешным. На столах предложены заготовки - это будущие проекты, которые должны оформить уч-ся. Дети используют разные картинки, предложенные учителем для создания проекта. Предлагаю сравнить полученные данные и сделать вывод. Отчет о проделанной работе оформляют в виде проекта. Даётся 4-5 минут. Пожелание удачи. | изучают, анализируют, выделяют самое основное, важное, делают вывод, составляют проекты, наклеивают картинки. Самостоятельно изучает, составляют проект-схему. Учащиеся делают мах руками, начиная с положения над головой и двигая их вниз и в стороны, а также скрещивая перед грудью. Затем взмах руками вверх и продолжают несколько раз. Фиксируют, сколько требуется времени на восстановление ритма дыхания. Сравнивают полученные данные и делают вывод. Используя возможности сети интернет и современных технологий, учащиеся изучают особенности дыхания живых организмов в зависимости от среды обитания и типа питания. В процессе исследования, участникам лабораторий находят ответ на вопросы: Какие органы входят в дыхательную систему? В чём особенность в дыхательной системе? Какую функцию они выполняют? Участники лаборатории выбирают задания из конверта (задания по выбору учащихся) Оформляют проект. | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравне-ние, обобщение, аналогию, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. |
5.Реализация построенного проекта |
. Проверка индивидуальной работы Ученик делает выводы из своей работы. Рассказывает, используя составленный проект. Проверка выполнения парной работы (« испытатели) Физкультминутка (в ходе которой предлагаются упражнения на обучение правильному дыханию) Предлагаю дыхательные упражнения, которые помогут сохранить здоровье: Исходное положение сидя. Руки опущены. на счет раз - быстрый вдох, руки притягивая к подмышкам ладонями вверх, на счет два - медленно выдыхая, опустить руки вдоль тела ладонями вниз. Повторяем 3 раза. Проверка выполнения групповых работ. Первая лаборатория анализирует особенности дыхания растений (деревьев) Вывод отмечается на доске как элемент единого целого.(лучики солнца) Вторая лаборатория анализирует, сравнивает и делает выводы об особенностях дыхания рыб, лягушки, жука - плавунца. Вывод закрепляется на доске как элемент единого целого.( лучик солнца) | Участвуют в диалоге с учителем и уч-ся (организованной дискуссии). Анализируют и осмысливают, проговаривают (фиксируют) свои достижения. дети слушают, анализируют содержание проекта, задают вопросы. Примерное содержание выводов Доставка кислорода к каждой клетке осуществляется помощниками, у животных и человека являются органы дыхания и кровь. Через органы дыхания кислород поступает из окружающей среды в организм, а кровь разносит его по всему телу, к каждой живой клетке. Этим же путем, но в обратном направлении из каждой клетки, а в конечном счете, и из всего организма удаляется накопившийся углекислый газ. В клетку поступают питательные вещества. Эти питательные вещества превращаются в более простые органические вещества, одни из которых расходуются клеткой на получении энергии, другие необходимы для процессов жизнедеятельности клетки. Необходимая для жизни энергия выделяется в процессе клеточного дыхания, когда при участии кислорода происходит распад веществ, находящихся в клетке, и образуются простые вещества, в том числе и углекислый газ. Примерное содержание выводов «испытателей» В состоянии покоя человек тратит очень мало энергии, значит и кислорода ему требуется меньше, поэтому и дыхание спокойное. При различных физических нагрузках -энергии требуется больше, значит и кислорода необходимо больше, поэтому мы начинали дышать чаще, когда стали выполнять упражнения. Двое из участников лаборатории, выходят к доске закрепляют проект и рассказывают особенности дыхательной системы живых организмов. Дети в ходе работы делают выводы: Примерное содержание выводов 1 лаборатории: Растение поглощает кислород из воздуха. Клетки корня поглощают кислород из почвы. У листьев дерева происходит через устьица, отверстия между особыми клетками на нижней поверхности листа, в ствол воздух проникает через маленькие отверстия в коре - чечевички. Примерное содержание выводов 2 лаборатории: Рыба забирает кислород из воды, с помощью жабр. Через них же в окружающую среду удаляет углекислый газ. Жук-плавунец живет в воде, но дышит кислородом из воздуха. Для дыхания он выставляет из воды конец брюшка и через дыхательное отверстие получает кислород и выделяет углекислый газ. У лягушки газообмен происходит через влажную кожу и легкие. | Коммуникативные умение работать в группе. Лидерство и согласование действий с партнером. Личностные -профессиональное самоопределение Познавательные Сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение и извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации. |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
Игра « Верю - не верю» Содержание игры Верите ли вы, что лягушка дышит с помощью кожи? Верите ли вы, что растения в процессе дыхания поглощают углекислый газ и выделяют кислород? Верите ли вы, что у рыбы процесс дыхания осуществляется с помощью легких? Верите ли вы, что человек делает за сутки более 20000 актов дыхания? Верите ли вы, что растения дышат с помощью легких? В ходе игры выявляю пробелы первичного осмысления Предлагаю сделать вывод. Зачем всем живым организмам нужен и важен процесс дыхания? | Примерные ответы Да, у лягушки процесс дыхания осуществляется с помощью кожи и легких. Нет, в процессе дыхания растенияпоглощают кислород и выделяют углекислый газ? Нет, рыбы дышат с помощью жабр. Да, что человек делает за сутки более 20000 актов дыхания Нет, растения дышат с помощью устьицами, щели, между особыми клетками. Делают выводы Содержание вывода В процессе дыхания кислород и питательные вещества постоянно расходуются каждой клеткой организма для получения необходимой для жизни энергией. | Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества, Ребенок может осуществлять продуктивное взаимодействия с детьми и взрослыми; Ребенок может интегрироваться в группу свестников Регулятивные - выделение и осознание того, что усвоено, что еще подлежит усвоению. Личностные : нравственно-этическая ориентация, У ребенка развита рефлексия; У ребенка сформирована учебная мотивация; Ребенок умеет адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку |
7.Рефлексия |
С целью проведения рефлексии: предлагаю составить синквейн, состоящий из: Первая строка 2 прилагательных. Вторая строка 2 глагола. Третья строка 1 фраза. Заключение в виде существительного. Благодарю детей за урок, предлагаю провести самооценку своей работы, оцениваю работу отдельных учащихся. | Записывают синквейн Озвучивают свои записи | Личностные способность к самооценке, умение выражать свои мысли., Ученик умеет делать нравственный выбор; Ученик способен к волевому усилию; |
Домашнее задание |
Домашнее задание дифференцированное. | Всем параграф №28 и задания повыбору. Дети выбирают разноцветные конверты с предложенными заданиями. Задания следующие: 1.Составить проект « О вреде курения» 2.Проведите дома исследования с родными:Запишите количество вдохов и выдохов за 1 минуту в спокойном состоянии. Зависит ли частота дыхания от возраста. 3.Запишите количество вдохов и выдохов за 1 минуту после 10 приседаний. 4.Составьте рекомендации одноклассникам « Правильно дыши» 5. Попробуйте каждый день выполнять дыхательную гимнастику, проследите, как изменится ваш обычный ритм дыхания. Оформите дневник наблюдений. | |