СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок- исследование «Наблюдение над произношением и написанием гласных в ударных и безударных слогах».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Наблюдение над произношением и написанием гласных в ударных и безударных слогах».

Просмотр содержимого документа
«Урок- исследование «Наблюдение над произношением и написанием гласных в ударных и безударных слогах».»

Тема : «Наблюдение над произношением и написанием гласных в ударных и безударных слогах».

Цели:

  • -научить детей применять правило при работе над безударной гласной

  • -совершенствовать умения находить проверочное слово путём изменения формы слова;

  • -расширить знания учащихся о правописании словарных слов.

  • -совершенствовать умения самостоятельной работы;

  • -развивать навыки выразительного чтения;

  • -расширить словарный запас учащихся;

  • -совершенствовать навыки анализировать текст

  • -воспитывать чувство коллективизма, ответственности друг за друга;

  • -прививать интерес к предмету.




Оборудование:

  • Карточки со словарными словами

  • Карточки с загадками

  • Слова из упр. 219

  • Текст с запиской

  • Стихотворение на правило


Ход урока.

  1. Орг. Момент.

  2. Словарная работа.

- Проверяя ваши тетради, я выписала из них несколько слов. Прочитайте их. Согласны ли вы с их написанием? Объясните.

(пагода, класная, биреза, учителница, москва, малчик.)

  1. Сообщение темы и цели урока.

- Мы пришли к выводу, что произношение и написание гласных может не совпадать.

- От чего это бывает? На этот вопрос постараемся ответить на уроке.

4. Объяснение нового материала.

- Откройте учебник. Упр.218 стр. 126. Выполняется по заданию.

- Прочитайте задание. На следующей строчке запишите слово «упражнение».

- Что нужно сделать? Запишите слова. Теперь будем выполнять вторую часть упражнения. Сделайте вывод.

Ученики записывают слова и в ходе записывания размышляют о написании. Каждый ученик вовлечен в учебный процесс. Каждому ребенку предоставляется возможность высказать свое мнение и в ходе исследовательской деятельности ученики делают вывод.

Вывод учащихся: Гласные звуки под ударением слышатся четко, а в безударных

слогах – неясно.

-Закройте учебник.

Слова появляются на доске :

( вода, водичка, воды, водяной, подводный, водитель).

- Прочитайте слова. Какое слово лишнее? (водитель). Почему? Мы его уберем.

- Какие слова называются однокоренными? Что можно сказать о словах вода и воды?

( это формы одного и того же слова).

-Выделите корень. Мы будем наблюдать за гласной в корне.

-Прочитайте слова, послушайте как они звучат. Одинаково ли звучит гласный в корне? Когда гласный звучит ясно, а когда нечетко? Обратите внимание, как написаны все корни? ( с гласной «о»)

Вот другая группа слов. На доске: (травы, трава, травинка, травка)

-Спишите слова. Что в них общего? Какие это слова? Выдели корень. Прочитайте слова. Одинаково ли звучит гласный в корне? Как написаны корни? Какой вывод можно сделать?

Под ударением слышатся гласная четко, а без ударения неясно. В однокоренных словах в корне слова, как под ударением, так и без ударения пишется одинаково.

Вывод делают учащиеся.

- А теперь откройте учебник и давайте сравним с выводом в учебнике. На стр. 127

- Прочитайте вопросы. Найдите в учебнике (в выводе) такие предложения, которые помогли бы вам ответить на вопросы. (2-я часть вывода)

- Я прочитаю стихи, а вы найдите и прочитайте те же предложения из вывода.

Мы под удареньем пишем

Без сомненья то, что слышим.

Если ж звук без ударенья –

Вызывает он сомненья.




В однокоренных словах, ты не спеши,

Гласную в любой позиции одинаково пиши!

5. Закрепление.

- Вы любите отгадывать загадки? Дети получают загадки , читают, отгадки записывают и подбирают проверочные слова.

1. Мы день и ночь не спим,

Мы ночь на спим,

И день, и ночь стучим, стучим. (часы – час)

2. По земле ползет, а к себе не подпускает.( Змея – змеи)

3.Один льет, другой пьет, третий растет. (дождь – дожи, земли – земля, выращивать – растения)

4.Два братца живут через дорогу, а друг друга не видят.(глаза- глаз)

6. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (дерево- деревья)


- Сейчас я вам прочитаю рассказ об одной ошибке.

Дима написал своему дружку Пете записку. «Приходи с мечем вечером, сыграем». Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, что расположен рядом с домом, где живет Петя, и передала записку.

- Ну как? – Спросил Дима вернувшуюся сестру.

- Отнесла. Сказал, что к 6 часам вечера придет.

В шестом часу Дима собрал ребят во дворе.

- Мяч будет! Петька принесет, я ему записку написал, он обещал.

Ровно в 6 часов пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него было оружие фехтования – длинный деревянный меч. Почему так получилось?

- Давайте повторим, о чем мы сегодня говорили, какое правило изучили?

Ударение над гласным

Может сделать букву ясной.

6. Домашнее задание.

Выучить правило наизусть.

7. Рефлексия.

Ученики оценивают свою деятельность на уроке.