Тема : «Наблюдение над произношением и написанием гласных в ударных и безударных слогах».
Цели:
-научить детей применять правило при работе над безударной гласной
-совершенствовать умения находить проверочное слово путём изменения формы слова;
-расширить знания учащихся о правописании словарных слов.
-совершенствовать умения самостоятельной работы;
-развивать навыки выразительного чтения;
-расширить словарный запас учащихся;
-совершенствовать навыки анализировать текст
-воспитывать чувство коллективизма, ответственности друг за друга;
-прививать интерес к предмету.
Оборудование:
Ход урока.
Орг. Момент.
Словарная работа.
- Проверяя ваши тетради, я выписала из них несколько слов. Прочитайте их. Согласны ли вы с их написанием? Объясните.
(пагода, класная, биреза, учителница, москва, малчик.)
Сообщение темы и цели урока.
- Мы пришли к выводу, что произношение и написание гласных может не совпадать.
- От чего это бывает? На этот вопрос постараемся ответить на уроке.
4. Объяснение нового материала.
- Откройте учебник. Упр.218 стр. 126. Выполняется по заданию.
- Прочитайте задание. На следующей строчке запишите слово «упражнение».
- Что нужно сделать? Запишите слова. Теперь будем выполнять вторую часть упражнения. Сделайте вывод.
Ученики записывают слова и в ходе записывания размышляют о написании. Каждый ученик вовлечен в учебный процесс. Каждому ребенку предоставляется возможность высказать свое мнение и в ходе исследовательской деятельности ученики делают вывод.
Вывод учащихся: Гласные звуки под ударением слышатся четко, а в безударных
слогах – неясно.
-Закройте учебник.
Слова появляются на доске :
( вода, водичка, воды, водяной, подводный, водитель).
- Прочитайте слова. Какое слово лишнее? (водитель). Почему? Мы его уберем.
- Какие слова называются однокоренными? Что можно сказать о словах вода и воды?
( это формы одного и того же слова).
-Выделите корень. Мы будем наблюдать за гласной в корне.
-Прочитайте слова, послушайте как они звучат. Одинаково ли звучит гласный в корне? Когда гласный звучит ясно, а когда нечетко? Обратите внимание, как написаны все корни? ( с гласной «о»)
Вот другая группа слов. На доске: (травы, трава, травинка, травка)
-Спишите слова. Что в них общего? Какие это слова? Выдели корень. Прочитайте слова. Одинаково ли звучит гласный в корне? Как написаны корни? Какой вывод можно сделать?
Под ударением слышатся гласная четко, а без ударения неясно. В однокоренных словах в корне слова, как под ударением, так и без ударения пишется одинаково.
Вывод делают учащиеся.
- А теперь откройте учебник и давайте сравним с выводом в учебнике. На стр. 127
- Прочитайте вопросы. Найдите в учебнике (в выводе) такие предложения, которые помогли бы вам ответить на вопросы. (2-я часть вывода)
- Я прочитаю стихи, а вы найдите и прочитайте те же предложения из вывода.
Мы под удареньем пишем
Без сомненья то, что слышим.
Если ж звук без ударенья –
Вызывает он сомненья.
В однокоренных словах, ты не спеши,
Гласную в любой позиции одинаково пиши!
5. Закрепление.
- Вы любите отгадывать загадки? Дети получают загадки , читают, отгадки записывают и подбирают проверочные слова.
1. Мы день и ночь не спим,
Мы ночь на спим,
И день, и ночь стучим, стучим. (часы – час)
2. По земле ползет, а к себе не подпускает.( Змея – змеи)
3.Один льет, другой пьет, третий растет. (дождь – дожи, земли – земля, выращивать – растения)
4.Два братца живут через дорогу, а друг друга не видят.(глаза- глаз)
6. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (дерево- деревья)
- Сейчас я вам прочитаю рассказ об одной ошибке.
Дима написал своему дружку Пете записку. «Приходи с мечем вечером, сыграем». Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, что расположен рядом с домом, где живет Петя, и передала записку.
- Ну как? – Спросил Дима вернувшуюся сестру.
- Отнесла. Сказал, что к 6 часам вечера придет.
В шестом часу Дима собрал ребят во дворе.
- Мяч будет! Петька принесет, я ему записку написал, он обещал.
Ровно в 6 часов пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него было оружие фехтования – длинный деревянный меч. Почему так получилось?
- Давайте повторим, о чем мы сегодня говорили, какое правило изучили?
Ударение над гласным
Может сделать букву ясной.
6. Домашнее задание.
Выучить правило наизусть.
7. Рефлексия.
Ученики оценивают свою деятельность на уроке.