Урок-исследование по химии в 8 классе «Определение рН среды»
(14.04.2017)
Цель урока: Формирование, закрепление и контроль умений учащихся определять реакцию среды растворов с помощью различных индикаторов.
Задачи урока:
-
Образовательные. Закрепить следующие понятия индикаторы, реакция среды (типы) , pH на основе выполнения заданий практической работы. Проверить знания учащихся, которые отражают зависимость “ раствор вещества (формула) – значение pH (числовое значение) – реакция среды”.
-
Развивающие. Способствовать развитию логического мышления учащихся на основании анализа результатов, полученные в ходе практической работы, их обобщения, а также умения делать вывод. Подтвердить правило: практика доказывает теорию или опровергает ее. Продолжить формирование эстетических качеств личность учащихся на основе разнообразного спектра представленных растворов, а также поддержать интерес ребят к изучаемому предмету “Химия”.
-
Воспитывающие. Продолжить формировать умения учащихся выполнять задания практической работы, придерживаясь правил по охране труда и технике безопасности
Аннотация
Форма: урок – исследование. Данная форма позволяет моделировать все этапы химического исследования при изучении конкретной темы.
На подготовительном этапе класс делится на 5 равноценных групп (по 4-5 воспитанников) для удобства проведения экспериментов.
На данном уроке гармонично сочетаются проблемный метод и химический эксперимент, служащий средством доказательства или опровержения выдвинутых гипотез.
Ведущая форма деятельности на уроке – самостоятельная работа обучающихся в группах, выполняющих разные задания (по вариантам), направленные на получение более широкого круга информации всем классом.
Ход урока
I этап — мотивационный
Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с таких строк.
Сей напиток уникальный-
Вообще универсальный:
Он желудки прожигает
И монеты растворяет,
Унитазы отмывает,
Саранчу уничтожает!
Можно двигатель отмыть,
Пятна крови удалить.
Можно стёкла протирать,
И одежду постирать.
В общем, это вам не квас
Сей напиток губит нас.
Эти строки написали студенты химического факультета после проведения ряда экспериментов .
-Как вы думаете о каком напитке идет речь?
Эти строки они посвятили современным газированным напиткам, которые многие из нас просто обожает ежедневно употреблять в пищу. Что же такое должно содержаться в этих вкуснейших, утоляющих жажду напитках, что ими можно очищать чайники и унитазы? К ответу на этот вопрос мы вернемся в конце урока.
Мир, окружающий нас, полон разнообразных по строению и свойствам веществ. Познание их позволит нам познать самих себя.
Самым оптимальным и емким способом познания является исследование. Сегодня я предлагаю нам представить себя не учениками и учителем, а сотрудниками научно-исследовательского института, маститыми учеными-исследователями химии. В нашем институте 5 лабораторий, занимающихся исследованиями веществ различных отраслей промышленности: химической, пищевой, косметической. Вы уже обратили внимание на лотки на столах.
- Давайте выясним, какие образцы для исследования представлены в каждой из лабораторий?
Химическая промышленность, что у вас за средства? (средство для чистки унитазов, средство для мытья посуды, белизна, средство для мытья полов)
Косметическая промышленность, что у вас? (туалетное мыло, шампунь, кондиционер, средство для снятия макияжа)
Пищевая промышленность представлена у нас двумя лабораториями, у одной различные продукты, какие? (лимон, томат, яблоко, огурец);
У другой различные виды напитков, каких? (вода из под крана, чай, сок, газировка)
Кроме того, в нашем институте есть и пятая контрольная лаборатория, члены которой используют для анализов приборы особой точности. А вот зачем она нужна, мы с вами выясним в конце урока.
- Скажите мне, пожалуйста, что объединяет все предложенные вам сегодня образцы? (их ежедневно использует человек в своей жизни)
- Совершенно верно. Все они очень важны для нас.
-Какова роль чистящих и моющих средств в нашей жизни? (Они удаляют загрязнения в помещениях, где находится человек. Уничтожают различные микроорганизмы).
-Зачем человек постоянно пользуется косметическими средствами? (чтобы очистить кожу от различных патогенных микроорганизмов и грязи).
- Почему человеку необходимы в рационе питания фрукты и овощи? (Именно с пищей человек получает все необходимые питательные вещества, витамины, микроэлементы).
-А сколько по времени человек сможет обходиться без воды? (несколько дней, так как вода является необходимым компонентом внутренней среды организма, в воде протекают все химические реакции, она является универсальным растворителем)
II. Операционно-исполнительский этап.
2.1. Постановка проблемы:
- Итак, основная задача всех предложенных нам сегодня образцов - сохранение нашего здоровья. Но вместе с тем возникает проблема, а все ли эти образцы так уж безопасны для человека?
-Как вы думаете, почему они могут быть опасны? (содержат вредные вещества)
Итак, задание. Вы видите на экране ряд веществ, относящихся к разным классам соединений. Выберите среди них кислоты и щелочи, формулы запишите в тетрадь и дайте названия веществам.(работа по вариантам)
Задание 1. HCl, NaOH, H2SO4, H2O, Ba(OH)2, H3PO4, LiOH, NaCl
-А какую среду создают эти вещества в растворах? (кислую и щелочную)
-Что значит кислая среда? (это среда, в которой содержание ионов водорода превышает содержание гидроксид ионов)
-Что значит щелочная среда? (это среда, в которой содержание гидроксид ионов превышает содержание ионов водорода)
-А какая еще есть среда? (нейтральная)
-Вспомните, какой вред организму наносят кислоты и щелочи? (Щелочь разъедает кожу, ткани, бумагу и другие материалы. На коже образуют долго не заживающие раны. Кожа становится сухой, теряет свою эластичность, появляется ощущения стягивания. Кислоты наносят ожоги, разрушают ткани)
-
Что же мы должны сделать, чтобы определить наличие кислотной или щелочной среды? (определить рН среды)
-
Что такое рН? (величина, характеризующая содержание ионов водорода в растворе.
-
-Как соотносятся между собой значение рН и среда? (если рН˃7 – щелочная среда, если рН˂7 – кислая среда, если рН = 7 – нейтральная среда)
- Сформулируйте тему нашего исследования (Определение рН среды)
2.2. Определите цель исследования.
- Как бы вы сформулировали цель исследования? Определить содержание кислот и щелочей в составе выданных образцов
2.3. Формулирование задач исследования.
- Глядя на цель, определите, какие задачи мы должны решить в ходе исследования?
Задачи исследования: измерить рН выданных образцов, обнаружить в них кислоты и щелочи, определить, какой вред они могут нанести организму и как избежать их негативного влияния
2.4. Выдвижение гипотезы.
- Важнейшим этапом любого исследования является выдвижение гипотезы. Гипотеза - это предположение, которое вы бы хотели доказать или опровергнуть в ходе исследования. Глядя на образцы выданных вам веществ, мы можем сразу сказать содержат они кислоту или щелочь? (нет)
Что же мы с вами сможем выяснить в результате исследования и к какому выводу прийти?
Гипотеза: среди выданных образцов есть такие, которые содержат кислоты или щелочи, а значит наносят вред здоровью.
2.5. Проверка выдвинутой гипотезы.
Молодцы! Наш великий соотечественник М. В. Ломоносов говорил: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением». Поэтому подвергнем экспериментальной проверке нашу гипотезу.
Посмотрите на свои лотки. С помощью чего мы с вами будем определять рН выданных образцов? (с помощью универсальной индикаторной бумаги)
-Что такое индикатор? (это вещества, которые изменяют свой цвет в зависимости от среды раствора)
-Какие индикаторы вам известны? (фенолфталеин, метилоранж, лакмус)
Задание 2.
На доске таблица. Рядом с таблицей разноцветные кружочки. Распределите правильно кружочки в таблице в зависимости от того, как изменяет окраску индикатор в зависимости от среды.
индикатор | Нейтральная среда | Кислая среда | Щелочная среда |
Фенолфталеин | бесцветный | Бесцветный | малиновый |
Метилоранж | оранжевый | красный | желтый |
Лакмус | фиолетовый | красный | синий |
- Что такое универсальный индикатор? (смесь нескольких индикаторов, изменяющих окраску в широком интервале значений рН.
Совершенно верно. Но у нас сегодня еще работает иконтрольная лаборатория, члены которой будут определять рН всех образцов с помощью электронных рН-метров. (знакомство с электронными рН-метрами)
В конце опыта мы с вами сравним результаты, полученные с помощью универсального индикатора с результатами, полученными с помощью современных электронных методов.
Сегодня вам предстоит работа с довольно опасными вещества. Поэтому, прежде, чем приступать к опыту, давайте вспомним правила по технике безопасности.
Правила техники безопасности:
Помни, каждый ученик,
Знай, любая кроха:
Безопасность – хорошо,
А халатность – плохо
(Работа с презентацией)
Итак, вы сейчас исследуете ваши образцы на содержание в них кислот и щелочей, используя инструкционные карты. Свои данные вы будете вносить в соответствующие таблицы на доске. Эксперты занесут свои данные в третий столбик каждой таблицы.
Учащиеся проводят исследования, каждая лаборатория заполняет свою таблицу на доске, внося полученные результаты.
Образцы растворов | Показания рН по универсальному индикатору | Среда | Показания электронного рН-метра |
средство для чистки унитазов | | | |
средство для мытья посуды | | | |
белизна | | | |
средство для мытья полов | | | |
туалетное мыло | | | |
шампунь | | | |
Кондиционер для белья | | | |
средство для снятия макияжа | | | |
лимон | | | |
томат | | | |
яблоко | | | |
огурец | | | |
вода из- под крана | | | |
чай | | | |
сок | | | |
газировка | | | |
Давайте теперь проанализируем полученные данные.
-
Какой из методов является наиболее точным? Почему?
-
Какую среду имеют исследуемые образцы?
-
Какие выводы можем сделать, глядя на полученные результаты?
-
Какие из исследуемых образцов не принесут никакого вреда человеку?
III. Оценочно-рефлексивный этап
3.1 Применение знаний на практике
Проблемные вопросы:
-
Как Вы думаете, какие жидкости не рекомендуется употреблять людям с язвенной болезнью желудка? Почему?
(Все слабо- и сильно кислые растворы (чай, лимонный, яблочный, томатный сок, газировка) могут вызвать обострение язвенной болезни из-за излишний кислотности).
-
Что общего, на Ваш взгляд, между нашатырным спиртом, который хозяйки добавляют в воду для мытья стекол, и мылом, которым мы с Вами моем руки?
(И раствор мыла, и нашатырный спирт имеют щелочную среду, которая способствует удалению грязи).
-
Как защититься от пагубного влияния средств бытовой химии, а также косметических средств на наш организм? (внимательно изучить состав средства, строго выполнять меры предосторожности, которые всегда указывают на этикетках)
-
Какие жидкости стоит полностью исключить из вашего рациона? Почему? (стоит исключить воду из-под крана, так как она содержит большое количество примесей и ее рН намного выше 7, а также газировку, которая содержит много кислоты, а значит может привести к язвенной болезни желудка или гастриту)
-
Так что же за вещество содержат современные газированные напитки, о которых так нелестно отозвались студенты-химики в начале урока (содержат кислоту фосфорную)
Да, мы действительно едим это вещество. Фосфорная (или ее правильное химическое название – ортофосфорная) кислота может использоваться как пищевая добавка и даже имеет свое обозначение в перечне таких добавок – Е338.
3.2. Вывод по результатам исследовательской работы.
- Вспомните о наших целях и гипотезе. Мы добились поставленных целей? (Да)
- Наша гипотеза подтвердилась? (Да. Действительно, средства для чистки унитазов, полов содержат кислоты, которые могут вызвать ожоги и поражение печени, почек, легких при попадании в организм. Средства для мытья посуды содержат растворы щелочей, которые поражают слизистые оболочки глаз и дыхательных путей, раздражают кожу, вызывают аллергию).
- Какой вывод в заключение исследования вы можете сделать?
Вывод: Многие образцы не столь безопасны, как мы привыкли считать. Поэтому прежде, чем использовать те или иные средства дома, необходимо внимательно ознакомиться с составом и мерами предосторожности.
Учитель инициирует рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учениками и учителем, предлагая ответить на вопросы:
-
Что мы узнали сегодня нового?
-
Что было непонятно?
-
Что мы научились выполнять?
-
Какие были затруднения?
-
Что показалось самым интересным?
-
Что удивило вас?
IV. Домашнее задание. Домашнее задание предусматривает элементы выбора, творчества.
-
Домашний эксперимент Определение рН с помощью растительных индикаторов (стр.213-214)
Иногда нам бывает необходимо определить среду раствора в домашних условиях. А под руками нет универсальной индикаторной бумаги. Что делать?
Информация:
Оказывается, некоторые овощи и фрукты обладают индикаторной способностью. Они содержат в себе рН-чувствительный пигмент (антоцианин).
Это плоды темно-синего, фиолетового цвета: свекла, ежевика, черная смородина, вишня, темный виноград и, в том числе краснокочанная капуста.
2. По желанию: Составить презентацию «Польза и вред химических веществ, применяемых в быту»
Химическая лаборатория.
Лабораторный опыт «Определение рН среды»
Цель: провести реакцию обнаружения щелочей и кислот с применением индикаторов.
Оборудование: средства бытовой химии, стеклянные стаканчики, стеклянные палочки, универсальный индикатор
Ход работы:
-
Возьмите емкость со средством.
-
Налейте немного средства в стаканчик.
-
С помощью пинцета опустите полоску универсальной индикаторной бумаги в стакан.
-
Сравните цвет индикаторной бумаги со шкалой.
-
Определите рН и среду исследуемого раствора
-
Результат занесите в таблицу.
-
То же проделайте со вторым, третьим и четвертым химическим средством.
-
Сделайте вывод о том, какая среда в растворе.
Таблица 1. Значение рН растворов.
Образец | рН | среда |
средство для чистки унитазов | | |
средство для мытья посуды | | |
белизна | | |
средство для мытья полов | | |
- Какой вывод, о наличии кислот и щелочей в исследуемых средствах вы можете сделать?
(В состав средства………. входит……… , проявляя ……… среду )
Косметическая лаборатория.
Лабораторный опыт «Определение рН среды»
Цель: провести реакцию обнаружения щелочей и кислот с применением индикаторов.
Оборудование: средства бытовой химии, стеклянные стаканчики, стеклянные палочки, универсальный индикатор
Ход работы:
-
Возьмите емкость со средством.
-
Налейте немного средства в стаканчик.
-
С помощью пинцета опустите полоску универсальной индикаторной бумаги в стакан.
-
Сравните цвет индикаторной бумаги со шкалой.
-
Определите рН и среду исследуемого раствора
-
Результат занесите в таблицу.
-
То же проделайте со вторым, третьим и четвертым химическим средством.
-
Сделайте вывод о том, какая среда в растворе.
Таблица 1. Значение рН растворов.
Образец | рН | среда |
туалетное мыло | | |
шампунь | | |
Кондиционер для белья | | |
средство для снятия макияжа | | |
- Какой вывод, о наличии кислот и щелочей в исследуемых средствах вы можете сделать?
(В состав средства………. входит……… , проявляя ……… среду )
Пищевая лаборатория (продукты питания).
Лабораторный опыт «Определение рН среды»
Цель: провести реакцию обнаружения щелочей и кислот с применением индикаторов.
Оборудование: средства бытовой химии, стеклянные стаканчики, стеклянные палочки, универсальный индикатор
Ход работы:
-
Возьмите образец.
-
Выдавите небольшое количество сока.
-
Опустите полоску универсальной индикаторной бумаги в сок.
-
Сравните цвет индикаторной бумаги со шкалой.
-
Определите рН и среду исследуемого образца
-
Результат занесите в таблицу.
-
То же проделайте со вторым, третьим и четвертым химическим образцом.
-
Сделайте вывод о том, какая среда в растворе.
Таблица 1. Значение рН растворов.
Образец | рН | среда |
лимон | | |
томат | | |
яблоко | | |
огурец | | |
- Какой вывод, о наличии кислот и щелочей в исследуемых средствах вы можете сделать?
(В состав образца (название)………. входит……… , проявляя ……… среду )
Пищевая лаборатория (жидкости).
Лабораторный опыт «Определение рН среды»
Цель: провести реакцию обнаружения щелочей и кислот с применением индикаторов.
Оборудование: средства бытовой химии, стеклянные стаканчики, стеклянные палочки, универсальный индикатор
Ход работы:
-
Возьмите емкость со средством.
-
Налейте немного средства в стаканчик.
-
С помощью пинцета опустите полоску универсальной индикаторной бумаги в стакан.
-
Сравните цвет индикаторной бумаги со шкалой.
-
Определите рН и среду исследуемого раствора
-
Результат занесите в таблицу.
-
То же проделайте со вторым, третьим и четвертым химическим средством.
-
Сделайте вывод о том, какая среда в растворе.
Таблица 1. Значение рН растворов.
Образец | рН | среда |
вода из- под крана | | |
чай | | |
сок | | |
газировка | | |
- Какой вывод, о наличии кислот и щелочей в исследуемых средствах вы можете сделать?
(В состав средства………. входит……… , проявляя ……… среду )