СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-исследование по русскому языку в 3 классе. Корень слова. Однокоренные слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать умение находить однокоренные слова и выделять в них корень, опираясь на смысловое мышление.

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование по русскому языку в 3 классе. Корень слова. Однокоренные слова.»

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова.

Предмет: русский язык

Класс: 3 «А»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний (урок - исследование)

Цели: формировать умение находить однокоренные слова и выделять в них корень, опираясь на смысловую составляющую

Задачи урока: Образовательные: создать условия для актуализации знаний учащихся о признаках однокоренных слов, одинаковом написании корня в однокоренных словах; Развивающие: способствовать развитию умений распознавать однокоренные слова в тексте, благодаря общности лексического значения и неизменяемой части; способствовать развитию самостоятельности при работе с учебником и прочими учебными пособиями, при записи слов. 

Воспитательные: воспитывать любовь к родному краю, стимулировать интерес к изучению родного языка

Планируемые результаты : Предметные *различать однокоренные слова; *выделять корень в однокоренных словах; *подбирать примеры однокоренных слов; *находить однокоренные слова в тексте;

Метапредметные Познавательные: * наблюдать, проводить сравнение объектов, классификацию по заданным критериям *осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий * построить логические цепи рассуждений. Регулятивные: * принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; *нацелить на успешную деятельность; Коммуникативные: * вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; * формировать умение слушать и слышать; *доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных речевых ситуаций; Личностные: *проявлять интерес к русскому языку; * адекватно оценивать результаты своей учебной деятельности на основе заданных критериев её успешности; *формировать навыки самоконтроля и самооценки; *формировать чувство коллективизма, и индивидуальности обучающихся. Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная



Ход урока :

I.Организация класса.

Эмоциональный настрой.

- Сегодня у нас урок-исследование. Вы станете все исследователями. Как настоящие учёные весь ход исследования будем записывать в тетрадь.

- Откройте тетради и запишите дату исследования и место проведения.

II.Чистописание

- Перед началом исследования проверим вашу наблюдательность и внимательность.

- Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля.


з

н

о

р

ы

с

м

и

ю

й

ц

в

з

а

п

р

д

с

г

щ

у

ы

с

т

з

э

я

з

х

ф

с

о

д

ж

к

е



- Верно, сегодня повторим написание букв з и с

- Вспомните, какие звуки может обозначать буква з и буква с .

Что вам известно про звуки?

Зз Сс

Здоровье сила

В здоровом теле,здоровый дух.

- Как понимаете смысл этой пословицы ?

Смысл в данной пословицы заключается в том, что бодрость духа, ясность мыслей и хорошее настроение зависит от хорошего самочувствия тела. Когда где-то болит и ощущается слабость – душевное состояние тоже страдает. Слабость тела плохо влияет на умственные способности, возможность думать, концентрироваться. Поэтому забота о теле – это и укрепление ума, и забота о душевном спокойствии тоже.

Значит и вы тоже должны быть здоровыми.



III. Словарная работа

- А сейчас давайте узнаем, что мы будем исследовать.

Разгадаем кроссворд из словарных слов.

Угадайте словарное слово по его значению, запишите слова в строчку, поставьте ударение подчеркните орфограмму.

1. Полезный напиток белого цвета (молоко)

2. В этом фрукте очень много витаминов С (лимон)

3. В это время приёма пищи полезно кушать кашу (завтрак)

4. Летний отдых детей (лагерь)

5. Чай с этой ягодой надо пить ,когда заболел простудой или гриппом(малина)

6. С ним мы в игры поиграем, 
С ним мы тексты набираем, 
Он оформит их красиво 
И разложит по архивам. 
Он работу нам облегчит, 
Связь мгновенно обеспечит. 
Он рисует и поет, 
В Интернет с собой ведет. 
Друг что надо! Просто супер! 
Персональный наш…(Компьютер)


- Назовите предмет который приносит не только пользу, но и вред.

- Правильно это компьютер.


Какое слово получилось в вертикальном столбике?

- Как вы думаете, что же станет темой нашего сегодняшнего исследования?

(корень)

IV. Работа по теме урока.

-Какие цели можем поставить на уроке? Что мы можем узнать о корне?

Что такое корень?

Как пишется корень?

Как найти корень?

- Где мы с вами находимся на лестнице знаний?

1 спупень.

Какие бывают корни?

Зубной корень, корень дерева и корень слова

Презентация слайд3

- значит это какое слово? (многозначное)

- Какое из его значений относится к науке о языке?


На доске: боль, болел, больной, заболел.

- Что заметили?

-Почему эти слова однокоренные?

- Выделите общую часть слов?

-как вы думаете, что же должен делать человек, чтобы не болеть?(закаливаться)

На доске: Море, морской, моряк, заморский

- Что такое корень? (часть слова)

-Проведем еще одно исследование. В слове больной закроем другую часть слова, оставив корень. Вам понятен ли смысл слова? (да)

- А теперь закроем корень слова заморский. Что получилось?

- Так какая эта часть? (главная или второстепенная)

- В каких словах? Во всех или нет? (однокоренных)

Сделайте вывод:(вывод делают ученики) Корень – главная общая часть однокоренных слов.

Запишите в тетради и выделите корень.

2 спупень.


- На какой вопрос ответили? Можем продвинуться по лестнице знаний?

Впереди еще много работы и поэтому нам нужно немного отдохнуть.

Отдых для глаз.

2.Чтобы ответить на следующий вопрос надо поработать в парах.

А) Укажи варианты, в которых использованы однокоренные слова. Выдели корень.
1) Ранним утром гусыня повела своих гусят на берег пруда.
2) Проснулось солнышко. Первый солнечный луч заглянул в мою комнату.


Прочитайте однокоренные слова.(гусыня гусят солнышко солнечный)

Какой корень в этих словах?

Как написан корень в этих словах?



Б) Прочитай текст. Укажи, сколько в нём однокоренных слов. Выдели корень.

    Грибы – дружный народ. Часто их можно увидеть большими семейками и стайками. Недаром говорят грибники: где один грибок, там и весь кузовок.

Прочитайте однокоренные слова. (грибы грибники грибок)

Какой корень в этих словах?

Как написан корень в этих словах?

В) Прочитай текст. Укажи, сколько в нём однокоренных слов. Выдели корень.

    В лесу часто можно услышать барабанную дробь дятла. Барабанит он своим собственным носом. А вместо барабана у него -  сухое дерево.



Прочитайте однокоренные слова. (барабанную барабанит барабана)

Какой корень в этих словах?

Как написан корень в этих словах?



Г) Прочитай текст. Укажи, сколько в нём однокоренных слов. Выдели корень.

У меня встали _______. Ещё ______ назад ходили. А сейчас ____________ стрелка стоит неподвижно. Нужно чтобы их починил мастер - ________.

Слова для справок: часовщик, час, часовая, часики.

Прочитайте однокоренные слова.

Какой корень в этих словах?

Как написан корень в этих словах?

ПРОВЕРКА КАРТОЧЕК.

Вывод: корень в однокоренных словах пишется ( одинаково)

Вывод вместе.

- На какой вопрос ответили? Слайд.

- Можем ли мы продвинуться по лестнице знаний?

3. Какой вопрос остался?



3 спупень.

Но прежде чем ответить на этот вопрос нам надо немного отдохнуть

Физминутка

Как найти корень у слова завинтить?

-Так что нам надо сделать, чтобы выделить корень? (Подобрать однокоренные слова.)

Сделаем вывод:

Чтобы выделить корень надо подобрать однокоренные слова (слайд)

Завинтить, винт, винтовой.

V. Закрепление

Давайте попробуем данные полученные в исследовании применить на практике.

В каждой строке найди однокоренные слова, выпиши их в тетрадь. Выдели корень.

сила, силач, спортсмен, сильный

лень, ленивый, лентяй, бездельничать

Работа с учебником


VI.Рефлексия (презентация)

Что такое корень?

- Почему важно уметь правильно находить корень в словах?

- Всех ли целей мы достигли?

VII.Домашнее задание.



Задание по выбору

  1. Найти информацию и сделать сообщение на тему «Являются ли в современном русском языке однокоренными слова стол и столица?»

Рефлексия. Самооценка деятельности

- Я считаю, что урок прошёл для меня с пользой, я доволен своей работой и могу научить других

- Я считаю, что на уроке работал хорошо, научился выделять корень и подбирать однокоренные слова, но иногда мне нужна помощь.

- Я считаю, что мог бы работать лучше, мне было трудно на уроке







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!