Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова.
Предмет: русский язык
Класс: 3 «А»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний (урок - исследование)
Цели: формировать умение находить однокоренные слова и выделять в них корень, опираясь на смысловую составляющую
Задачи урока: Образовательные: создать условия для актуализации знаний учащихся о признаках однокоренных слов, одинаковом написании корня в однокоренных словах; Развивающие: способствовать развитию умений распознавать однокоренные слова в тексте, благодаря общности лексического значения и неизменяемой части; способствовать развитию самостоятельности при работе с учебником и прочими учебными пособиями, при записи слов.
Воспитательные: воспитывать любовь к родному краю, стимулировать интерес к изучению родного языка
Планируемые результаты : Предметные *различать однокоренные слова; *выделять корень в однокоренных словах; *подбирать примеры однокоренных слов; *находить однокоренные слова в тексте;
Метапредметные Познавательные: * наблюдать, проводить сравнение объектов, классификацию по заданным критериям *осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий * построить логические цепи рассуждений. Регулятивные: * принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; *нацелить на успешную деятельность; Коммуникативные: * вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; * формировать умение слушать и слышать; *доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных речевых ситуаций; Личностные: *проявлять интерес к русскому языку; * адекватно оценивать результаты своей учебной деятельности на основе заданных критериев её успешности; *формировать навыки самоконтроля и самооценки; *формировать чувство коллективизма, и индивидуальности обучающихся. Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная
Ход урока :
I.Организация класса.
Эмоциональный настрой.
- Сегодня у нас урок-исследование. Вы станете все исследователями. Как настоящие учёные весь ход исследования будем записывать в тетрадь.
- Откройте тетради и запишите дату исследования и место проведения.
II.Чистописание
- Перед началом исследования проверим вашу наблюдательность и внимательность.
- Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля.
з | н | о | р | ы | с | м | и | ю |
й | ц | в | з | а | п | р | д | с |
г | щ | у | ы | с | т | з | э | я |
з | х | ф | с | о | д | ж | к | е |
- Верно, сегодня повторим написание букв з и с
- Вспомните, какие звуки может обозначать буква з и буква с .
Что вам известно про звуки?
Зз Сс
Здоровье сила
В здоровом теле,здоровый дух.
- Как понимаете смысл этой пословицы ?
Смысл в данной пословицы заключается в том, что бодрость духа, ясность мыслей и хорошее настроение зависит от хорошего самочувствия тела. Когда где-то болит и ощущается слабость – душевное состояние тоже страдает. Слабость тела плохо влияет на умственные способности, возможность думать, концентрироваться. Поэтому забота о теле – это и укрепление ума, и забота о душевном спокойствии тоже.
Значит и вы тоже должны быть здоровыми.
III. Словарная работа
- А сейчас давайте узнаем, что мы будем исследовать.
Разгадаем кроссворд из словарных слов.
Угадайте словарное слово по его значению, запишите слова в строчку, поставьте ударение подчеркните орфограмму.
1. Полезный напиток белого цвета (молоко)
2. В этом фрукте очень много витаминов С (лимон)
3. В это время приёма пищи полезно кушать кашу (завтрак)
4. Летний отдых детей (лагерь)
5. Чай с этой ягодой надо пить ,когда заболел простудой или гриппом(малина)
6. С ним мы в игры поиграем,
С ним мы тексты набираем,
Он оформит их красиво
И разложит по архивам.
Он работу нам облегчит,
Связь мгновенно обеспечит.
Он рисует и поет,
В Интернет с собой ведет.
Друг что надо! Просто супер!
Персональный наш…(Компьютер)
- Назовите предмет который приносит не только пользу, но и вред.
- Правильно это компьютер.
Какое слово получилось в вертикальном столбике?
- Как вы думаете, что же станет темой нашего сегодняшнего исследования?
(корень)
IV. Работа по теме урока.
-Какие цели можем поставить на уроке? Что мы можем узнать о корне?
Что такое корень?
Как пишется корень?
Как найти корень?
- Где мы с вами находимся на лестнице знаний?
1 спупень.
Какие бывают корни?
Зубной корень, корень дерева и корень слова
Презентация слайд3
- значит это какое слово? (многозначное)
- Какое из его значений относится к науке о языке?
На доске: боль, болел, больной, заболел.
- Что заметили?
-Почему эти слова однокоренные?
- Выделите общую часть слов?
-как вы думаете, что же должен делать человек, чтобы не болеть?(закаливаться)
На доске: Море, морской, моряк, заморский
- Что такое корень? (часть слова)
-Проведем еще одно исследование. В слове больной закроем другую часть слова, оставив корень. Вам понятен ли смысл слова? (да)
- А теперь закроем корень слова заморский. Что получилось?
- Так какая эта часть? (главная или второстепенная)
- В каких словах? Во всех или нет? (однокоренных)
Сделайте вывод:(вывод делают ученики) Корень – главная общая часть однокоренных слов.
Запишите в тетради и выделите корень.
2 спупень.
- На какой вопрос ответили? Можем продвинуться по лестнице знаний?
Впереди еще много работы и поэтому нам нужно немного отдохнуть.
Отдых для глаз.
2.Чтобы ответить на следующий вопрос надо поработать в парах.
А) Укажи варианты, в которых использованы однокоренные слова. Выдели корень.
1) Ранним утром гусыня повела своих гусят на берег пруда.
2) Проснулось солнышко. Первый солнечный луч заглянул в мою комнату.
Прочитайте однокоренные слова.(гусыня гусят солнышко солнечный)
Какой корень в этих словах?
Как написан корень в этих словах?
Б) Прочитай текст. Укажи, сколько в нём однокоренных слов. Выдели корень.
Грибы – дружный народ. Часто их можно увидеть большими семейками и стайками. Недаром говорят грибники: где один грибок, там и весь кузовок.
Прочитайте однокоренные слова. (грибы грибники грибок)
Какой корень в этих словах?
Как написан корень в этих словах?
В) Прочитай текст. Укажи, сколько в нём однокоренных слов. Выдели корень.
В лесу часто можно услышать барабанную дробь дятла. Барабанит он своим собственным носом. А вместо барабана у него - сухое дерево.
Прочитайте однокоренные слова. (барабанную барабанит барабана)
Какой корень в этих словах?
Как написан корень в этих словах?
Г) Прочитай текст. Укажи, сколько в нём однокоренных слов. Выдели корень.
У меня встали _______. Ещё ______ назад ходили. А сейчас ____________ стрелка стоит неподвижно. Нужно чтобы их починил мастер - ________.
Слова для справок: часовщик, час, часовая, часики.
Прочитайте однокоренные слова.
Какой корень в этих словах?
Как написан корень в этих словах?
ПРОВЕРКА КАРТОЧЕК.
Вывод: корень в однокоренных словах пишется ( одинаково)
Вывод вместе.
- На какой вопрос ответили? Слайд.
- Можем ли мы продвинуться по лестнице знаний?
3. Какой вопрос остался?
3 спупень.
Но прежде чем ответить на этот вопрос нам надо немного отдохнуть
Физминутка
Как найти корень у слова завинтить?
-Так что нам надо сделать, чтобы выделить корень? (Подобрать однокоренные слова.)
Сделаем вывод:
Чтобы выделить корень надо подобрать однокоренные слова (слайд)
Завинтить, винт, винтовой.
V. Закрепление
Давайте попробуем данные полученные в исследовании применить на практике.
В каждой строке найди однокоренные слова, выпиши их в тетрадь. Выдели корень.
сила, силач, спортсмен, сильный
лень, ленивый, лентяй, бездельничать
Работа с учебником
VI.Рефлексия (презентация)
Что такое корень?
- Почему важно уметь правильно находить корень в словах?
- Всех ли целей мы достигли?
VII.Домашнее задание.
Задание по выбору
Найти информацию и сделать сообщение на тему «Являются ли в современном русском языке однокоренными слова стол и столица?»
Рефлексия. Самооценка деятельности
- Я считаю, что урок прошёл для меня с пользой, я доволен своей работой и могу научить других
- Я считаю, что на уроке работал хорошо, научился выделять корень и подбирать однокоренные слова, но иногда мне нужна помощь.
- Я считаю, что мог бы работать лучше, мне было трудно на уроке