СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 31.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-исследование по русскому языку в 4 классе по теме: «Глаголы. Зооглаголы.»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока:  урок – исследование

Оборудование:  интерактивная доска, карточки для индивидуальной  работы, толковые словари  В.И. Даля и С.И. Ожегова, карта успеха, проектор.

Цели:Образовательная: обобщить, систематизировать имеющиеся знания о глаголе;  охарактеризовать лексические особенности рассматриваемых глаголов;

Способствовать: формированию учебно-познавательной компетенции учащихся через создание оптимальных условий для исследовательской деятельности с целью выяснения понятия «Зооглаголы», умения определять лексическое значение таких глаголов;

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование по русскому языку в 4 классе по теме: «Глаголы. Зооглаголы.»»

Урок-исследование по русскому языку в 4 классе

Тема: «Глаголы. Зооглаголы.»

Тип урока:  урок – исследование

Оборудование: интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы, толковые словари В.И. Даля и С.И. Ожегова, карта успеха, проектор.

Цели:Образовательная: обобщить, систематизировать имеющиеся знания о глаголе; охарактеризовать лексические особенности рассматриваемых глаголов;

Способствовать: формированию учебно-познавательной компетенции учащихся через создание оптимальных условий для исследовательской деятельности с целью выяснения понятия «Зооглаголы», умения определять лексическое значение таких глаголов;

Стимулировать: учащихся к творческим действиям по осознанию противоречий, постановке проблемы и поиску её решения;

Развивающая:

  • Создать условия для развития учебно-информационных компетенций, умения работать с интерактивной доской, умения сравнивать, сопоставлять, наблюдать;

  • Развивать критическое мышление учащихся путём составления синквейнов;

Воспитывающая:

  • Создать условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся через воспитание навыков совместной деятельности, работы в парах, а также овладение приёмами действий в ситуациях общения: взаимоподдержки, взаимовыручки, сплочённости коллектива.
















Урок-исследование по русскому языку в 4 Б классе с применением ИКТ «Глаголы. Зооглаголы.»

Система:  «Начальная школа XXI века»
Тип урока:  урок – исследование

Оборудование: интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы, толковые словари В.И. Даля и С.И. Ожегова, карта успеха, проектор.

Цели:

Образовательная: обобщить, систематизировать имеющиеся знания о глаголе; охарактеризовать лексические особенности рассматриваемых глаголов;

Способствовать: формированию учебно-познавательной компетенции учащихся через создание оптимальных условий для исследовательской деятельности с целью выяснения понятия «Зооглаголы», умения определять лексическое значение таких глаголов;

Стимулировать: учащихся к творческим действиям по осознанию противоречий, постановке проблемы и поиску её решения;

Развивающая:

  • Создать условия для развития учебно-информационных компетенций, умения работать с интерактивной доской, умения сравнивать, сопоставлять, наблюдать;

  • Развивать критическое мышление учащихся путём составления синквейнов;

Воспитывающая:

  • Создать условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся через воспитание навыков совместной деятельности, работы в парах, а также овладение приёмами действий в ситуациях общения: взаимоподдержки, взаимовыручки, сплочённости коллектива.


ПРОЕКТ УРОКА

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Эмоциональное вхождение в урок.

Мобилизационный момент.



Целеполагание.

3 мин







2 мин


Настраивает учащихся на продуктивную работу



Знакомит с темой урока и задачами.


Ставит себе цель выполнить задания, достичь той отметки, которую желает получить за урок.

Ставят перед собой задачу: достичь определённого результата.

Каллиграфическая минутка.

3 мин

Фронтальная работа с классом.

Написание окончаний глаголов множественного числа

Проверка домашнего задания

10 мин

Обобщает результаты исследований детей

Сообщают результаты исследований над глаголами

Работа с индивидуальными карточками над правилом

3 мин

Индивидуальная работа по карточкам №1

Заполнение карточек

Физкультминутка

2 мин

Фронтально

Выполняют движения под музыку

Работа по индивидуальным карточкам

15 мин

Индивидуальная работа по карточкам №2, №3

Оказание помощи ученикам, контроль за индивидуальной работой учащихся.

Составление синквейна

5 мин

Определяет тему синквейна

Индивидуальная работа

Подведение итогов Оценивание

1 мин

Подведение итогов

Оценка своих собственных достижений, сопоставление с предполагаемым результатом.

Рефлексия

1 мин

Подведение итогов.

Оценка своих собственных достижений, сопоставление с предполагаемым результатом.











Ход урока

1. Эмоциональное вхождение в урок. СЛАЙД 1

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть зима прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

2. Мобилизационный момент.

На уроке мы продолжим исследования объектов русского языка.

Поднимите руку, кто хочет быть исследователем.

Кто такие исследователи? (Дети высказывают свои предположения)

--Давайте обратимся к словарям. (Дети читают значение слова в словарях)

(На партах лежат толковые словари В.И.Даля и С.И.Ожегова) СЛАЙД 2

Продолжите: “Я желаю быть исследователем, потому что…” СЛАЙД 3

И поэтому девиз нашего урока взят из приключенческого романа Вениамина Каверина «Два капитана»

«Бороться и искать, найти и не сдаваться» СЛАЙД 4

3. Постановка цели.

СЛАЙД 5

Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.

– О какой части речи пойдет разговор на уроке? (О глаголе.)

3. Минута чистописания

--Откройте тетради, тему урока. (Глагол)

--На полях тетради поставьте ту отметку, которую вы хотите получить на уроке.

СЛАЙД 6

--Запишите соединения букв, которые вы видите на слайде. (-ат,-ят; -ут, -ют).

--Что вы можете сказать про эти соединения букв? Как они связаны с уроком? (Это окончания глаголов в форме множественного числа)

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

--Повторите написание глазами.

--Теперь напишите в тетради. Не забывайте следить за последовательностью написания и правильным соединением букв (образец на слайде). Обязательное правило при письме – следи за осанкой. Правильное письмо зависит от осанки. Кто выполнит задание, ставит руку на готовность.

--Познакомьтесь с высказыванием писателя Алексея Кузьмича Югова «Глагол-самая огнепышущая часть речи, самая живая и яркая.»

--Как вы понимаете эту фразу? Обратите внимание на рисунке, которые вы нарисовали.

4. Повторение правила.

-- По опоре вспомним, что такое глагол. СЛАЙД 7

Глагол – это _________________________________________ ,

обозначает ___________________________________________ ,
отвечает ______________________________________________,
имеет ________________________________________________,
бывает _______________________________________________,
изменяется ___________________________________________,
в предложении является_________________________________ .

5. Проверка домашнего задания. Исследование слов:

Ершиться – входить в задор, горячиться.

Ехидничать – зло насмехаться.

Ёжиться – сутулясь, сжиматься всем телом.

Жучить – мучить выговорами, строгостью.

Ишачить – выполнять тяжёлую работу.

Крыситься – злиться, гневаться, сердиться.

Лисить – хитро льстить, подделываться к кому-нибудь.

Моржевать – заниматься зимним купанием, обычно в открытом водоёме.

Набычиться – наклонив голову, принять угрожающий вид.

Обезьянничать – слепо подражать кому-то.

Павлиниться (павлинничать) – чваниться, спесивиться, выступать надменно.

Попугайничать – передразнивать.

Приголубить – приласкать.

Проворонить – упустить, прозевать.

Собачиться – браниться, ругаться, обижать друг друга.

Соловеть – становиться вялым, сонным.

Хомячить – мять, тискать что-нибудь.

Каждому ребенку было дано 1 слово. Они проводили исследования по плану:

Исследование слова СЛАЙД 8

  1. Часть речи

  2. Лексическое значение слова

  3. Однокоренные слова

  4. Синонимы

  5. Словосочетания

  6. Поговорки, пословицы, фразеологизмы, отрывки из литературных произведений

--Ваше задание было не только исследовательским, но и творческим.

(Некоторые ученики выступают у доски)

--На что вы обратили внимание, когда исследовали эти глаголы?

(Ответы детей: глаголы связаны с повадками животных)

--Давайте дадим название этим глаголам. (зооглаголы)

6. Физминутка СЛАЙД 9

7. Работа с разноуровневыми карточками. Карта успеха.

1 карточка (уровень на отметку 3)

1. Допиши предложение.
Глагол – это ______________________________________________________ ,

обозначает _______________________________________________________ ,
отвечает __________________________________________________________,
имеет ____________________________________________________________,
бывает ___________________________________________________________,
изменяется _______________________________________________________,
в предложении является_____________________________________________ .

2. Из данных слов выбери глаголы и подчеркни.

Изучаемый, исследовать, изыскание, искать, исследование, изыскатель, познавательный, изучение, отыскивать, усвоение.

2 карточка (уровень на отметку 4)

1. Данные глаголы запиши в неопределённой форме. Определи вид глагола.

Познаёт - _______________________ ( ),

отыскиваем - ____________________ ( ),

исследуешь- _____________________( ),
изучаю - ________________________ ( ),

обдумываете - __________________ _( ),

рассуждают - ____________________ ( ).


2. Вставь нужные буквы и образуй от данных слов глаголы:
…ворон - ____________________________________ ____
…ёж- ____________________________________________
…голуб- _________________________________________
…ёрш- __________________________________________
…жуч- ___________________________________________

3. Проспрягай глагол искать. Выдели окончания.
Единственное число. Множественное число
1-е лицо ______________________ ______________________
2-е лицо ______________________ ______________________
3-е лицо ______________________ ______________________

3 карточка (уровень на отметку 5)


1. Определи спряжение данных глаголов.
Сияют ( ), решают ( ), гремят ( ), стерегут ( ), кормит ( ), чувствуют ( ),
слышат( ), блестят ( ), летят ( ), катает ( ), жужжат ( ), идёт ( ).

2. Разбери по составу слова: приголубила , моржевать , проворонили .

  1. Составление синквейна. СЛАЙД 10

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка - одно слово, обычно существительное, с помощью которого человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Тема синквейна - исследователь, изыскатель

  1. Подведение итогов. Оценивание. СЛАЙД 11

-- Подтвердили ли мы девиз урока «Бороться и искать, найти и не сдаваться»?

--За что боролись? (за знания)

--Что искали? (новые слова, глаголы )

--Что нашли? (расширили словарный запас )

--Будем сдаваться или продолжим дальше изучать объекты русского языка?

(будем изучать дальше)



10. Рефлексия. СЛАЙД 12

- Раньше я не знал, а теперь знаю, что…

- На уроке я научился…

- Я доволен собой, потому что …

11. СЮРПРИЗ

--Я подготовила для вас сюрприз, но его тоже надо найти. (Конверты с оценками за урок и пожеланиями прикреплены к нижней части столешницы)

СЛАЙД 13 Заключение урока. Домашнее задание. Составить синквейн на тему «Глагол»

СЛАЙД 13 Афиша-приглашение на спектакль

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева Т. «Понятие о глаголе как части речи»//Начальная школа: Приложение к газете «Первое сентября». –2000. -№9 –с.7-9.

2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.:Советская энциклопедия, 1966. – 606с.

3. Гогун Е. А. Графическая наглядность на уроках русского языка. Тема: «Глагол». 4 класс//Начальная школа. –2002. - №7.- с.48-54.

4. Зинченко В.В. Лексические упражнения при изучении глагола.//Начальная школа. – 1971. - №1.- с.25

5. Иванова Л. А. Обобщающий урок по изучению глагола в 4 классе //Начальная школа. – 2002. - №2.- с. 25-29.

6. Лоншакова А. А. Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русского языка//Начальная школа.- 2002 - №4. – с. 38-44.

7. Никитина Л. А. Формирование навыка правописания безударных личных окончаний глаголов//Начальная школа. – 1982.- №9. – с. 22-27.

8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1978.- 538с.

9. Рамзаева Т. Г.,Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и методика начального обучения».– М.:Просвещение, 1979. – 431с.

10. Фонин Д. С. Внимание: Глагол!//Начальная школа. – 1996. - № 3. – с. 25-28.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карта успеха

ФИ ученика


3


4


5



























































0



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!