Урок-исследование по русскому языку в 4 классе
Тема: «Глаголы. Зооглаголы.»
Тип урока: урок – исследование
Оборудование: интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы, толковые словари В.И. Даля и С.И. Ожегова, карта успеха, проектор.
Цели:Образовательная: обобщить, систематизировать имеющиеся знания о глаголе; охарактеризовать лексические особенности рассматриваемых глаголов;
Способствовать: формированию учебно-познавательной компетенции учащихся через создание оптимальных условий для исследовательской деятельности с целью выяснения понятия «Зооглаголы», умения определять лексическое значение таких глаголов;
Стимулировать: учащихся к творческим действиям по осознанию противоречий, постановке проблемы и поиску её решения;
Развивающая:
Создать условия для развития учебно-информационных компетенций, умения работать с интерактивной доской, умения сравнивать, сопоставлять, наблюдать;
Развивать критическое мышление учащихся путём составления синквейнов;
Воспитывающая:
Создать условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся через воспитание навыков совместной деятельности, работы в парах, а также овладение приёмами действий в ситуациях общения: взаимоподдержки, взаимовыручки, сплочённости коллектива.
Урок-исследование по русскому языку в 4 Б классе с применением ИКТ «Глаголы. Зооглаголы.»
Система: «Начальная школа XXI века»
Тип урока: урок – исследование
Оборудование: интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы, толковые словари В.И. Даля и С.И. Ожегова, карта успеха, проектор.
Цели:
Образовательная: обобщить, систематизировать имеющиеся знания о глаголе; охарактеризовать лексические особенности рассматриваемых глаголов;
Способствовать: формированию учебно-познавательной компетенции учащихся через создание оптимальных условий для исследовательской деятельности с целью выяснения понятия «Зооглаголы», умения определять лексическое значение таких глаголов;
Стимулировать: учащихся к творческим действиям по осознанию противоречий, постановке проблемы и поиску её решения;
Развивающая:
Создать условия для развития учебно-информационных компетенций, умения работать с интерактивной доской, умения сравнивать, сопоставлять, наблюдать;
Развивать критическое мышление учащихся путём составления синквейнов;
Воспитывающая:
Создать условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся через воспитание навыков совместной деятельности, работы в парах, а также овладение приёмами действий в ситуациях общения: взаимоподдержки, взаимовыручки, сплочённости коллектива.
ПРОЕКТ УРОКА
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Эмоциональное вхождение в урок. Мобилизационный момент.
Целеполагание. | 3 мин
2 мин | Настраивает учащихся на продуктивную работу
Знакомит с темой урока и задачами. | Ставит себе цель выполнить задания, достичь той отметки, которую желает получить за урок. Ставят перед собой задачу: достичь определённого результата. |
Каллиграфическая минутка. | 3 мин | Фронтальная работа с классом. | Написание окончаний глаголов множественного числа |
Проверка домашнего задания | 10 мин | Обобщает результаты исследований детей | Сообщают результаты исследований над глаголами |
Работа с индивидуальными карточками над правилом | 3 мин | Индивидуальная работа по карточкам №1 | Заполнение карточек |
Физкультминутка | 2 мин | Фронтально | Выполняют движения под музыку |
Работа по индивидуальным карточкам | 15 мин | Индивидуальная работа по карточкам №2, №3 | Оказание помощи ученикам, контроль за индивидуальной работой учащихся. |
Составление синквейна | 5 мин | Определяет тему синквейна | Индивидуальная работа |
Подведение итогов Оценивание | 1 мин | Подведение итогов | Оценка своих собственных достижений, сопоставление с предполагаемым результатом. |
Рефлексия | 1 мин | Подведение итогов. | Оценка своих собственных достижений, сопоставление с предполагаемым результатом. |
| | | |
| | | |
Ход урока
1. Эмоциональное вхождение в урок. СЛАЙД 1
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть зима прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
2. Мобилизационный момент.
На уроке мы продолжим исследования объектов русского языка.
Поднимите руку, кто хочет быть исследователем.
Кто такие исследователи? (Дети высказывают свои предположения)
--Давайте обратимся к словарям. (Дети читают значение слова в словарях)
(На партах лежат толковые словари В.И.Даля и С.И.Ожегова) СЛАЙД 2
Продолжите: “Я желаю быть исследователем, потому что…” СЛАЙД 3
И поэтому девиз нашего урока взят из приключенческого романа Вениамина Каверина «Два капитана»
«Бороться и искать, найти и не сдаваться» СЛАЙД 4
3. Постановка цели.
СЛАЙД 5
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.
– О какой части речи пойдет разговор на уроке? (О глаголе.)
3. Минута чистописания
--Откройте тетради, тему урока. (Глагол)
--На полях тетради поставьте ту отметку, которую вы хотите получить на уроке.
СЛАЙД 6
--Запишите соединения букв, которые вы видите на слайде. (-ат,-ят; -ут, -ют).
--Что вы можете сказать про эти соединения букв? Как они связаны с уроком? (Это окончания глаголов в форме множественного числа)
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
--Повторите написание глазами.
--Теперь напишите в тетради. Не забывайте следить за последовательностью написания и правильным соединением букв (образец на слайде). Обязательное правило при письме – следи за осанкой. Правильное письмо зависит от осанки. Кто выполнит задание, ставит руку на готовность.
--Познакомьтесь с высказыванием писателя Алексея Кузьмича Югова «Глагол-самая огнепышущая часть речи, самая живая и яркая.»
--Как вы понимаете эту фразу? Обратите внимание на рисунке, которые вы нарисовали.
4. Повторение правила.
-- По опоре вспомним, что такое глагол. СЛАЙД 7
Глагол – это _________________________________________ ,
обозначает ___________________________________________ ,
отвечает ______________________________________________,
имеет ________________________________________________,
бывает _______________________________________________,
изменяется ___________________________________________,
в предложении является_________________________________ .
5. Проверка домашнего задания. Исследование слов:
Ершиться – входить в задор, горячиться.
Ехидничать – зло насмехаться.
Ёжиться – сутулясь, сжиматься всем телом.
Жучить – мучить выговорами, строгостью.
Ишачить – выполнять тяжёлую работу.
Крыситься – злиться, гневаться, сердиться.
Лисить – хитро льстить, подделываться к кому-нибудь.
Моржевать – заниматься зимним купанием, обычно в открытом водоёме.
Набычиться – наклонив голову, принять угрожающий вид.
Обезьянничать – слепо подражать кому-то.
Павлиниться (павлинничать) – чваниться, спесивиться, выступать надменно.
Попугайничать – передразнивать.
Приголубить – приласкать.
Проворонить – упустить, прозевать.
Собачиться – браниться, ругаться, обижать друг друга.
Соловеть – становиться вялым, сонным.
Хомячить – мять, тискать что-нибудь.
Каждому ребенку было дано 1 слово. Они проводили исследования по плану:
Исследование слова СЛАЙД 8
Часть речи
Лексическое значение слова
Однокоренные слова
Синонимы
Словосочетания
Поговорки, пословицы, фразеологизмы, отрывки из литературных произведений
--Ваше задание было не только исследовательским, но и творческим.
(Некоторые ученики выступают у доски)
--На что вы обратили внимание, когда исследовали эти глаголы?
(Ответы детей: глаголы связаны с повадками животных)
--Давайте дадим название этим глаголам. (зооглаголы)
6. Физминутка СЛАЙД 9
7. Работа с разноуровневыми карточками. Карта успеха.
1 карточка (уровень на отметку 3)
1. Допиши предложение.
Глагол – это ______________________________________________________ ,
обозначает _______________________________________________________ ,
отвечает __________________________________________________________,
имеет ____________________________________________________________,
бывает ___________________________________________________________,
изменяется _______________________________________________________,
в предложении является_____________________________________________ .
2. Из данных слов выбери глаголы и подчеркни.
Изучаемый, исследовать, изыскание, искать, исследование, изыскатель, познавательный, изучение, отыскивать, усвоение.
2 карточка (уровень на отметку 4)
1. Данные глаголы запиши в неопределённой форме. Определи вид глагола.
Познаёт - _______________________ ( ),
отыскиваем - ____________________ ( ),
исследуешь- _____________________( ),
изучаю - ________________________ ( ),
обдумываете - __________________ _( ),
рассуждают - ____________________ ( ).
2. Вставь нужные буквы и образуй от данных слов глаголы:
…ворон - ____________________________________ ____
…ёж- ____________________________________________
…голуб- _________________________________________
…ёрш- __________________________________________
…жуч- ___________________________________________
3. Проспрягай глагол искать. Выдели окончания.
Единственное число. Множественное число
1-е лицо ______________________ ______________________
2-е лицо ______________________ ______________________
3-е лицо ______________________ ______________________
3 карточка (уровень на отметку 5)
1. Определи спряжение данных глаголов.
Сияют ( ), решают ( ), гремят ( ), стерегут ( ), кормит ( ), чувствуют ( ),
слышат( ), блестят ( ), летят ( ), катает ( ), жужжат ( ), идёт ( ).
2. Разбери по составу слова: приголубила , моржевать , проворонили .
Составление синквейна. СЛАЙД 10
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка - одно слово, обычно существительное, с помощью которого человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Тема синквейна - исследователь, изыскатель
Подведение итогов. Оценивание. СЛАЙД 11
-- Подтвердили ли мы девиз урока «Бороться и искать, найти и не сдаваться»?
--За что боролись? (за знания)
--Что искали? (новые слова, глаголы )
--Что нашли? (расширили словарный запас )
--Будем сдаваться или продолжим дальше изучать объекты русского языка?
(будем изучать дальше)
10. Рефлексия. СЛАЙД 12
- Раньше я не знал, а теперь знаю, что…
- На уроке я научился…
- Я доволен собой, потому что …
11. СЮРПРИЗ
--Я подготовила для вас сюрприз, но его тоже надо найти. (Конверты с оценками за урок и пожеланиями прикреплены к нижней части столешницы)
СЛАЙД 13 Заключение урока. Домашнее задание. Составить синквейн на тему «Глагол»
СЛАЙД 13 Афиша-приглашение на спектакль
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева Т. «Понятие о глаголе как части речи»//Начальная школа: Приложение к газете «Первое сентября». –2000. -№9 –с.7-9.
2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.:Советская энциклопедия, 1966. – 606с.
3. Гогун Е. А. Графическая наглядность на уроках русского языка. Тема: «Глагол». 4 класс//Начальная школа. –2002. - №7.- с.48-54.
4. Зинченко В.В. Лексические упражнения при изучении глагола.//Начальная школа. – 1971. - №1.- с.25
5. Иванова Л. А. Обобщающий урок по изучению глагола в 4 классе //Начальная школа. – 2002. - №2.- с. 25-29.
6. Лоншакова А. А. Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русского языка//Начальная школа.- 2002 - №4. – с. 38-44.
7. Никитина Л. А. Формирование навыка правописания безударных личных окончаний глаголов//Начальная школа. – 1982.- №9. – с. 22-27.
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1978.- 538с.
9. Рамзаева Т. Г.,Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и методика начального обучения».– М.:Просвещение, 1979. – 431с.
10. Фонин Д. С. Внимание: Глагол!//Начальная школа. – 1996. - № 3. – с. 25-28.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карта успеха
0