СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-исследование по теме "Мед - кладовая разнообразных веществ"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-исследование "Мед - кладовая разнообразных веществ"

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование по теме "Мед - кладовая разнообразных веществ"»

Мед – главный продукт жизнедеятельности пчел, которые существуют на Земле примерно 55 млн. лет.

Мед – главный продукт жизнедеятельности пчел, которые существуют на Земле примерно 55 млн. лет.

Мед получается в результате биохимической переработки нектара.   Нектар – сладкая жидкость, выделяемая особыми желёзками растений для привлечения насекомых опылителей. Содержание сахаров в нектаре разных растений колеблется от 8 до 75 %.

Мед получается в результате биохимической переработки нектара.

Нектар – сладкая жидкость, выделяемая особыми желёзками растений для привлечения насекомых опылителей. Содержание сахаров в нектаре разных растений колеблется от 8 до 75 %.

Чтобы получить 100 г. мёда, пчела должна собрать нектар в среднем  с 1 млн. цветков. ..

Чтобы получить 100 г. мёда, пчела должна собрать нектар в среднем

с 1 млн. цветков. ..

 В результате обезвоживания и других химических процессов нектар, содержавший 75-80% воды, густеет и превращается в мед, в котором от 16 до 21 % воды и множество полезных биологически активных веществ.

В результате обезвоживания и других химических процессов нектар, содержавший 75-80% воды, густеет и превращается в мед, в котором от 16 до 21 % воды и множество полезных биологически активных веществ.

 Мёд – это смесь органических соединений, которые состоят в основном из

Мёд – это смесь органических соединений, которые состоят в основном из

 Элементный состав меда зависит от вида и состояния почв, от вида медоносных растений, времени года и прочих условий

Элементный состав меда зависит от вида и состояния почв, от вида медоносных растений, времени года и прочих условий

Различают три вида мёда:     Монофлёрный  Полифлёрный  Падевый

Различают три вида мёда:

  • Монофлёрный
  • Полифлёрный
  • Падевый

Химический состав мёда  Класс веществ Названия (формулы) веществ Углеводы (до 80 %) Моносахариды: глюкоза, фруктоза (70-75 %). Дисахариды: сахароза, мальтоза (4-8 %) Минеральные вещества  ( ~ 40 химических элементов) Вода (15-21 %). Химические элементы: Li,Na,K,Be,Mg,Ca,Sr,Ba,B,Al,Ga,C,Si,Ge,Sn,Pb,N,P,Sb,Bi,O,S,Se,Cu,Ag,Au,Zn,Ti,Zr,V,Cr,Mo,Mn,Fe, Co, Ni, Cl и др. Азотистые вещества ( ~ 1 %) Белковые (ферменты): амилаза, инвертаза, каталаза, пероксидаза, фосфорилаза, инулаза и др. Небелковые (аминокислоты): аланин, аргинин, лейцин, тирозин, треонин и др. Кислоты ( ~ 0,3 %) Неорганические: соляная, фосфорная. Органические: молочная, щавелевая, яблочная, винная, лимонная, линолевая, линоленовая и др. Ароматические вещества ( ~ 200 веществ ) Спирты, альдегиды, кетоны, кислоты, эфиры. Витамины ( содержание в 100 г мёда) B 1 – тиамин (4-6 мкг), B 2 – рибофлавин (20-60 мкг), B 5 -пантотеновая кислота (20-110 мкг), B 6 -пиридоксин (8-320 мкг), C - аскорбиновая кислота (около 30 000 мкг), E - токоферол (около 1000 мкг), H -биотин (380 мкг), PP - никотиновая кислота (110-360 мкг) и др.

Химический состав мёда

Класс веществ

Названия (формулы) веществ

Углеводы (до 80 %)

Моносахариды: глюкоза, фруктоза (70-75 %).

Дисахариды: сахароза, мальтоза (4-8 %)

Минеральные вещества

( ~ 40 химических элементов)

Вода (15-21 %).

Химические элементы: Li,Na,K,Be,Mg,Ca,Sr,Ba,B,Al,Ga,C,Si,Ge,Sn,Pb,N,P,Sb,Bi,O,S,Se,Cu,Ag,Au,Zn,Ti,Zr,V,Cr,Mo,Mn,Fe, Co, Ni, Cl и др.

Азотистые вещества ( ~ 1 %)

Белковые (ферменты): амилаза, инвертаза, каталаза, пероксидаза, фосфорилаза, инулаза и др.

Небелковые (аминокислоты): аланин, аргинин, лейцин, тирозин, треонин и др.

Кислоты ( ~ 0,3 %)

Неорганические: соляная, фосфорная.

Органические: молочная, щавелевая, яблочная, винная, лимонная, линолевая, линоленовая и др.

Ароматические вещества

( ~ 200 веществ )

Спирты, альдегиды, кетоны, кислоты, эфиры.

Витамины

( содержание в 100 г мёда)

B 1 – тиамин (4-6 мкг), B 2 – рибофлавин (20-60 мкг), B 5 -пантотеновая кислота (20-110 мкг), B 6 -пиридоксин (8-320 мкг), C - аскорбиновая кислота (около 30 000 мкг), E - токоферол (около 1000 мкг),

H -биотин (380 мкг), PP - никотиновая кислота (110-360 мкг) и др.

Соединения бора нормализуют основные физиологические  процессы  организма во время его роста.            Золото участвует в выработке тканевого иммунитета.            Соединения ванадия  стимулируют  кроветворение.            Соединения кобальта участвуют в синтезе витаминов А, С, Е, В 12 .

Соединения бора нормализуют основные физиологические

процессы

организма

во время его роста.

Золото участвует в выработке тканевого иммунитета.

Соединения ванадия

стимулируют

кроветворение.

Соединения кобальта участвуют в синтезе витаминов А, С, Е, В 12 .

Соединения лития растворяют мочевую кислоту, препятствуя развитию  артритов.            Соединения серебра  подавляют рост микробов.            Цинк входит в состав дыхательного фермента.

Соединения лития растворяют мочевую кислоту,

препятствуя развитию

артритов.

Соединения серебра

подавляют

рост микробов.

Цинк входит в состав дыхательного

фермента.

 Хранить мёд надо в герметично закрытой стеклянной таре при  5-10 0 С в темном месте, т. е. в подвале или во фруктовом ящике холодильника.

Хранить мёд надо в герметично закрытой стеклянной таре при

5-10 0 С в темном месте, т. е. в подвале или во фруктовом ящике холодильника.

 В керамическую емкость поместить стеклянной лопаточкой образцы меда № 1, № 2, № 3. Затем сверху на мед поместите крахмал горкой ( со спичечную головку).  Если через 5 – 10 минут крахмал останется лежать горкой и не растворится в меде – продукт качественный.  Если крахмал намок или растворился в меде – продукт не натуральный.

В керамическую емкость поместить стеклянной лопаточкой образцы меда № 1, № 2, № 3. Затем сверху на мед поместите крахмал горкой ( со спичечную головку).

Если через 5 – 10 минут крахмал останется лежать горкой и не растворится в меде – продукт качественный.

Если крахмал намок или растворился в меде – продукт не натуральный.

 При испытании меда берут маленькую пробу и наносят тонким слоем на стеклянную пластинку и рассматривают форму кристаллов через лупу с 5-7 кратным увеличением.  Если мед густой, сильно закристаллизованный, тонкий мазок сделать трудно. В этом случае на одну сторону мазка наносят 1-2 капли дистиллированной воды, которая растворяет мелкие кристаллы. Тогда форма оставшихся кристаллов просматривается легко. Большое количество прямоугольных кристаллов сахарозы ( при виде сверху ) говорит о фальсификации меда.

При испытании меда берут маленькую пробу и наносят тонким слоем на стеклянную пластинку и рассматривают форму кристаллов через лупу с 5-7 кратным увеличением.

Если мед густой, сильно закристаллизованный, тонкий мазок сделать трудно. В этом случае на одну сторону мазка наносят 1-2 капли дистиллированной воды, которая растворяет мелкие кристаллы. Тогда форма оставшихся кристаллов просматривается легко. Большое количество прямоугольных кристаллов сахарозы ( при виде сверху ) говорит о фальсификации меда.

 Игольчатые кристаллы глюкозы , говорят о том, что мёд качественный

Игольчатые кристаллы глюкозы , говорят о том, что мёд качественный

Прямоугольные кристаллы сахарозы, говорят о фальсификации мёда

Прямоугольные кристаллы сахарозы, говорят о фальсификации мёда

 В пробирки помещаем стеклянной лопаткой образцы меда №1, №2, №3. Затем приливаем в пробирки по 1 мл дистиллированной воды и размешиваем до получения однородного раствора. Далее в пробирки с растворами меда №1, №2, №3 капаем 2-3 капли аптечной йодной настойки.  Если наблюдаем характерное темно-синее или фиолетовое окрашивание растворов , то мы можем сделать вывод, что данный образец меда содержит примеси крахмала, значит этот мед некачественный.  Затем к этому образцу меда добавляют несколько капель уксусной эссенции. Если он зашипит или запенится - образец содержит мел или муку.

В пробирки помещаем стеклянной лопаткой образцы меда №1, №2, №3. Затем приливаем в пробирки по 1 мл дистиллированной воды и размешиваем до получения однородного раствора. Далее в пробирки с растворами меда №1, №2, №3 капаем 2-3 капли аптечной йодной настойки.

Если наблюдаем характерное темно-синее или фиолетовое окрашивание растворов , то мы можем сделать вывод, что данный образец меда содержит примеси крахмала, значит этот мед некачественный.

Затем к этому образцу меда добавляют несколько капель уксусной эссенции. Если он зашипит или запенится - образец содержит мел или муку.

 В пробирки поместить образцы меда и добавить по 1 мл некрепкого теплого чая. Если мед неподдельный, то раствор чая с медом потемнеет, в нем не будет осадка.

В пробирки поместить образцы меда и добавить по 1 мл некрепкого теплого чая. Если мед неподдельный, то раствор чая с медом потемнеет, в нем не будет осадка.

 В пробирки поместили образцы меда № 1, № 2,№ 3 и добавили 1 – 1,5 мл дистиллированной воды, размешали осторожно стеклянной палочкой до получения однородного раствора. Затем к полученным растворам №1, №2, №3 добавили 10 капель синего раствора сульфата меди ( II ) , далее прилили раствор гидроксида натрия или калия до появления характерного ярко синего окрашивания. Это качественная реакция на глюкозу и фруктозу.

В пробирки поместили образцы меда № 1,

№ 2,№ 3 и добавили 1 – 1,5 мл дистиллированной воды, размешали осторожно стеклянной палочкой до получения однородного раствора. Затем к полученным растворам №1, №2, №3 добавили 10 капель синего раствора сульфата меди ( II ) , далее прилили раствор гидроксида натрия или калия до появления характерного ярко синего окрашивания. Это качественная реакция на глюкозу и фруктозу.

ВИКТОРИНА

ВИКТОРИНА

Мёд – удивительное творение природы!

Мёд – удивительное творение природы!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!