СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-исследование по теме полезные ископаемые

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока по окружающему миру. 3 класс

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование по теме полезные ископаемые»

Ф.И.О. педагога Савинцева Альбина Григорьевна.

Урок по теме: «Полезные ископаемые».

Цель: познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами и применением.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

1) знать о значении камней в жизни человека;

2) вызвать интерес к изучению новой темы;

3) расширение кругозора учащихся.

Метапредметные результаты (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):

уметь добывать новые знания, используя свой жизненный опыт, исследовательские наблюдения, использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах, составлять рассказ по результатам;

формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; уметь различать объекты природы и предметы, созданные человеком.

Предметные результаты:

1) формирование уважительного отношения к природным богатствам нашей страны;

2) развитие представлений о форме, размерах, цвете предметов; учить различать образцы полезных ископаемых;

3) формирование понятия «полезные ископаемые», освоение знаний о свойствах полезных ископаемых и их применении.

Средства (оборудование):

1)учебник по окружающему миру (УМК «Школа России» Плешаков А.А.);

2)проектор-компьютер, ноутбук;

3)коллекция полезных ископаемых; план описания полезного ископаемого.

Материалы для проведения урока: образцы полезных ископаемых: глины, гранита, янтаря, мела, каменного угля.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

















Этап урока,

время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы

обучения

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Мотивационно-целевой.

(Постановка проблемы)

5 мин.












Поисково-исследовательский

(Формулировка темы урока)

5 мин.















Практический

10 мин




































Рефлексивно-оценочный

5 мин

Приветствие

-Проверить готовность к уроку;

- Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность ("хочу");

-










Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности ("надо");

















-Установить тематические рамки учебной деятельности ("могу");



































Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке.



Беседа, наводящие вопросы.














Беседа

Работа со словарем (при необходимости)

Слайд 1,2,3
















Работа в группах.

Работа с карточками









































Я приготовила для вас корзинку с секретом. Посмотрите, что в ней находится и скажите из чего сделаны эти предметы.( таблебкаактивир. угля, глиняная солонка, карандаш, гранитная плитка, мел)

Можем ли мы ответить на вопрос? Может нам не хватает знаний? Опыта?

Какая задача стоит перед нами?






Чтобы сформулировать тему урока, вам помогут «волшебные коробочки», в которых спряталась тема нашего урока.

Перед вами коробки. Выберите один лишний предмет, он поможет вам сформулировать тему урока.

- Как вы понимаете тему нашего урока?





Сейчас поделимся на группы. У каждой группы будет свое полезное ископаемое и информационная карточка.

Ваша задача заполнить таблицу.


От каждой группы выходит 1 представитель (выбирается с помощью кружков).


Прежде чем назвать полезное ископаемое группы, учащимся предлагается отгадать загадку


Давайте вернемся к нашему вопросу, который был задан в начале урока.

-Из чего сделаны предметы из корзины?

- задача выполнена?

-мы ответили на вопрос?












Ребята, в России много полезных ископаемых, мы познакомились лишь с частью.

Каждое полезное ископаемое на карте имеет свое условное обозначение. Давайте мы с вами попробуем составить свою карту полезных ископаемых.



Смотрят на предметы из корзинки. Высказывают свои мнения.

Формулировка задачи: Узнать из чего сделаны предметы из корзины.







Выбирают лишний предмет, открывают капсулу и произносят тему урока.

Высказывают свои мнения почему капсула из-под киндера сюрприза лишняя.

Пытаются объяснить своими словами как понимают, что такое полезные ископаемые.









Работают в группах, заполняют таблицу.

Выступают перед классом.











Отгадывают загадки.






Ответы на вопросы.


















Оценивают свою работу.







































Цвет

Прозрачность

Состояние

Применение





































Гранит – бывает серого, розового, красного цвета. Твердый, непрозрачный, очень плотный, основное свойство – прочность. Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т. е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу.

Гранит используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц, мостят дороги; хорошо полируется, им украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники.



Глина – твердое, непрозрачное, рыхлое, негорючее, коричневого цвета.

используется в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают кирпич; хорошо лепится, мягкая под действием воды применяется для изготовления посуды. Встречается повсюду, очень распространенное полезное ископаемое. Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой.

Графит - Цвет графита варьирует от железо-черного до стального серого с характерным металлическим блеском. На ощупь жирный, скользкий, пачкает пальцы и бумагу, при механическом воздействии расслаивается на отдельные чешуйчатые частицы. Именно это свойство графита позволяет применять его в карандашах. Кроме производства карандашей, графит используется для изготовления красок и термостойких смазочных материалов.



Каменный уголь – твердый, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета.

Применяется как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; так же из него делают лекарство.

Миллионы лет назад на земле росли могучие деревья. Под действием ветра эти деревья ломались и падали в воду. Там они долго лежали и превращались в твёрдое, холодное, чёрное вещество. Так нам в наследство достались залежи каменного угля. Как добывают каменный уголь? (В шахте: роют котлован или поднимают пласты земли)






Мел — осадочная горная порода белого цвета, мягкая и рассыпчатая, нерастворимая в воде, органического происхождения.

Появился из остатков микроскопических животных, живших в глубинах мелового моря.

Молотый мел широко применяется для побелки, окраски заборов, стен, бордюров, для защиты стволов деревьев от солнечных ожогов.

Мел используется для письма на больших досках для общего обозрения (например, в школах). При недостатке кальция медицинский мел может быть прописан как добавка к пище.