-А знаете ли вы, кто изобрел бумагу? Первыми бумагу начали делать китайцы. Изобрел её Цай Лунь в Китае в 105 году. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Мастер растолок волокна шелковицы, древесную золу, тряпки и пеньку. Всё это он перемешал с водой и получившуюся массу выложил на форму (деревянную рамку и сито из бамбука). После сушки на солнце он эту массу разгладил с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги. - А как сейчас изготавливают бумагу? (Посмотрите ролик) - Как вы думаете, производство бумаги - это сложный процесс? - Почему нужно бережно относиться к бумаге? - Ребята, знаете ли вы, что такое макулатура? Макулатура – это отходы всех видов бумаги (газеты, журналы, книги), которые перерабатывают в новую бумагу. Ведь 54 кг макулатуры позволяет сохранить 1 дерево, а значит продлить жизнь окружающей среде. Какую пользу может принести сбор макулатуры? При производстве бумаги используют большое количество воды. А ещё это производство имеет вредные отходы, которые иногда попадают в реки, моря, океаны. Давайте проведем исследования некоторых видов бумаги и подберём необходимую бумагу для изготовления поделки. Работать вы будете в группах. У вас в каждой группе бейджики одного цвета и под номерами. В каждой группе вы выбираете того, кто по окончании работы будет представлять вашу группу. Я попрошу встать в каждой группе 1 и 2 номера – вытягивайте листочек с каким видом бумаги вы будете работать. Теперь встаньте 3 и 4 номера – возьмите свой объект исследования. Каждая группа сейчас поделена на пары, вы должны провести исследование, произвести запись на листе исследования. И после этого поделиться и сравнить в группе (есть ли сходства или различия разных свойств бумаги). На работу в паре 3- 4 минуты. На обсуждение в группе 3 минуты. Перед тем, как вы начнете работать, давайте вспомним с вами правила работы в группе. По звонку мы начинаем работу и по звонку необходимо завершить свои исследования. Можно приступать к работе. Карточка. Вид бумаги – 1.Подчеркните, какая бумага на ощупь - рыхлая - плотная - грубая - гладкая - рельефная - мягкая 2.Согните бумагу и подчеркните - легко выполнить сгиб - трудно выполнить сгиб 3.Разрежьте бумагу и подчеркните - легко режется - трудно режется 4.Разорвите бумагу и подчеркните - на месте разрыва видны небольшие волокна -трудно рвется - место разрыва ровное - место разрыва кривое - на месте разрыва видны длинные пушистые волокна 5. Сомните бумагу и подчеркните - легко мнется - трудно мнется - после замятия легко расправляется - после замятия плохо расправляется 6.Опустите бумагу в воду и подчеркните - стала волнами - увеличилась в размерах - размокает долго - быстро размокает 1 группа – исследование картона, цветной бумаги 2 группа – исследование тетрадной бумаги, газетной бумаги 3 группа – исследование салфетной бумаги, альбомной бумаги Время работы вышло. Группы провели исследования. Прошу выйти по одному представителю от группы. Итак, какие свойства бумаги вы выделили? Есть что добавить остальные представители групп? - Какие свойства оказались одинаковыми у любого вида бумаги? Вывод: вся бумага отличается друг от друга своими свойствами, но есть и одинаковые свойства. Бумагу легко согнуть, а картон согнуть труднее, остаются глубокие заломы. Легче всего рвется салфеточная, тетрадная бумага, а картон труднее рвется. - Почему? Картон состоит из нескольких слоёв бумажных волокон. Намокает вся бумага, но легче всего – салфеточная, газетная. -Почему? Тонкий слой волокон, между волокнами большие промежутки. - Какая же бумага подойдет для изготовления поделки? (цветная или альбомная) Следовательно. Из какой бумаги будем выполнять нашу работу? |