СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-исследование: «Радиация и окружающая среда»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  • показать необходимость такой отрасли как атомная энергетика;
  • доказать необходимость защиты от излучения;
  • проанализировать действие радиации на организм человека;
  • изучить последствия взрыва Чернобыльской АЭС.

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование: «Радиация и окружающая среда»»

Радиация и окружающая среда Тюрина Галина Николаевна учитель физики МБОУ Сосновская СОШ № 1

Радиация и окружающая среда

Тюрина Галина Николаевна

учитель физики

МБОУ Сосновская СОШ № 1

 «Недалеко время, когда человек получит в свои руки атомную энергию… такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как он захочет…  Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить её на добро, а не самоуничтожение?»  В.  И. Вернадский (1922 г.)

«Недалеко время, когда человек получит в свои руки атомную энергию… такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как он захочет…

Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить её на добро, а не самоуничтожение?»

В. И. Вернадский (1922 г.)

Биологическое действие радиации  Воздействие атомных станций на окружающую среду.  Выбросы и сбросы вредных веществ при эксплуатации АС. Перенос радиоактивности в окружающей среде.  Воздействие радиоактивных выбросов на организм человека.  Пути проникновения радиации в организм человека.

Биологическое действие радиации

  • Воздействие атомных станций на окружающую среду.
  • Выбросы и сбросы вредных веществ при эксплуатации АС. Перенос радиоактивности в окружающей среде.
  • Воздействие радиоактивных выбросов на организм человека.
  • Пути проникновения радиации в организм человека.

 Воздействие атомных станций на окружающую среду    Локальное механическое воздействие на рельеф – при строительстве; Сток поверхностных и грунтовых вод, содержащих химические и радиоактивные компоненты; Изменение характера землепользования и обменных процессов в непосредственной близости АЭС; Изменение микроклиматических характеристик прилежащих районов.

Воздействие атомных станций на окружающую среду

  • Локальное механическое воздействие на рельеф – при строительстве;
  • Сток поверхностных и грунтовых вод, содержащих химические и радиоактивные компоненты;
  • Изменение характера землепользования и обменных процессов в непосредственной близости АЭС;
  • Изменение микроклиматических характеристик прилежащих районов.
Природа в зоне Чернобыльской АЭС

Природа в зоне Чернобыльской АЭС

Выбросы и сбросы вредных веществ при эксплуатации АС. Перенос радиоактивности в окружающей среде   Радиоактивные выбросы бывают: Газовые и аэрозольные Жидкие сбросы Выбрасываются в атмосферу через трубу Выбрасываются в виде  растворов и мелкодисперсных смесей  в водоёмы

Выбросы и сбросы вредных веществ при эксплуатации АС. Перенос радиоактивности в окружающей среде

Радиоактивные выбросы бывают:

Газовые и аэрозольные

Жидкие сбросы

Выбрасываются в

атмосферу

через трубу

Выбрасываются в виде

растворов и

мелкодисперсных смесей

в водоёмы

Выбросы могут быть как постоянными, находящимися под контролем эксплуатационного персонала, так и аварийными

Выбросы могут быть как постоянными, находящимися под контролем эксплуатационного персонала, так и аварийными

Виды радиоактивного распада

Виды радиоактивного распада

Воздействие радиации на человека

Воздействие радиации на человека

Беккерель (Бк) – соответствует одному распаду в 1 с для любого радионуклида.  Грей (Гр) – единица поглощаемой дозы, т.е. количество энергии, поглощённое единицей массы: 1 Гр = 1 Дж/кг.  Зиверт (Зв) – единица эквивалентной дозы, т.е. поглощённая доза, умноженная на коэффициент качества излучения. Широко распространены следующие  внесистемные единицы .  Кюри (Ки) – соответствует радиоактивности 1 г радия;  1 Ки = 3,71010 Бк. Рад (рад) – единица поглощённой дозы облучения; 1 рад = 0,01 Гр. Бэр (бэр) – единица эквивалентной дозы облучения; 1 бэр = 0,01 Зв. Рентген (Р) – 1 Р = 1 рад.

Беккерель (Бк) – соответствует одному распаду в 1 с для любого радионуклида.

Грей (Гр) – единица поглощаемой дозы, т.е. количество энергии, поглощённое единицей массы: 1 Гр = 1 Дж/кг.

Зиверт (Зв) – единица эквивалентной дозы, т.е. поглощённая доза, умноженная на коэффициент качества излучения.

Широко распространены следующие

внесистемные единицы .

Кюри (Ки) – соответствует радиоактивности 1 г радия;

1 Ки = 3,71010 Бк.

Рад (рад) – единица поглощённой дозы облучения; 1 рад = 0,01 Гр.

Бэр (бэр) – единица эквивалентной дозы облучения; 1 бэр = 0,01 Зв.

Рентген (Р) – 1 Р = 1 рад.

Доза, Гр Причина и результат воздействия (0,7– 2) ×10**(-3) Доза от естественных источников в год 0,05 Предельно допустимая доза профессионального облучения в год 0,1 0,25 Уровень удвоения вероятности генных мутаций Однократная доза оправданного риска в чрезвычайных ситуациях 1,0 Доза возникновения лучевой болезни 3 – 5 Без лечения 50 % облучённых умирает в течение 1 – 2 месяцев вследствие нарушения деятельности клеток костного мозга 10 – 50 Смерть наступает через 1 – 2 недели вследствие поражения главным образом желудочно-кишечного тракта 100 Смерть наступает через несколько часов или дней вследствие поражения центральной нервной системы

Доза, Гр

Причина и результат воздействия

(0,7– 2)

×10**(-3)

Доза от естественных источников в год

0,05

Предельно допустимая доза профессионального облучения в год

0,1

0,25

Уровень удвоения вероятности генных мутаций

Однократная доза оправданного риска в чрезвычайных ситуациях

1,0

Доза возникновения лучевой болезни

3 – 5

Без лечения 50 % облучённых умирает в течение 1 – 2 месяцев вследствие нарушения деятельности клеток костного мозга

10 – 50

Смерть наступает через 1 – 2 недели вследствие поражения главным образом желудочно-кишечного тракта

100

Смерть наступает через несколько часов или дней вследствие поражения центральной нервной системы

Пути проникновения радиации в организм человека   Радиоактивные изотопы могут проникать в организм человека вместе с пищей или водой. Радиоактивные частицы из воздуха во время дыхания могут попасть в лёгкие. Изотопы, находящиеся в земле или на её поверхности, испуская гамма-излучение, способны облучить организм снаружи. Эти же изотопы переносятся атмосферными осадками.

Пути проникновения радиации в организм человека

  • Радиоактивные изотопы могут проникать в организм человека вместе с пищей или водой.
  • Радиоактивные частицы из воздуха во время дыхания могут попасть в лёгкие.
  • Изотопы, находящиеся в земле или на её поверхности, испуская гамма-излучение, способны облучить организм снаружи.
  • Эти же изотопы переносятся атмосферными осадками.
Пути воздействия радиоактивных отходов АЗС на человека

Пути воздействия радиоактивных отходов АЗС на человека

Погибает 50 % облученных в течение 30 дней

Погибает 50 %

облученных в течение

30 дней

Виды радиационного воздействия на людей и животных

Виды радиационного воздействия на людей и животных

Классификация возможных последствий облучения людей

Классификация возможных последствий облучения людей

Практическая работа  «Анализ последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС»  Задание.  Прочитать текст и по статистическим данным построить график роста определённого заболевания или аномалии.

Практическая работа «Анализ последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС»

  • Задание.
  • Прочитать текст и по статистическим
  • данным построить график роста
  • определённого заболевания или
  • аномалии.
Вопросы на закрепление: 1. В чём причина негативного воздействия радиации на живые существа? 2. Что называется поглощенной дозой излучения 3. Расскажите о способах защиты от воздействия радиоактивных частиц и излучения. 4. Что используется для защиты от нейтронов? 5. С помощью какого прибора можно зарегистрировать величину радиоактивного излучения? 6. Как зависит интенсивность радиации от расстояния до источника радиоактивного излучения?

Вопросы на закрепление:

1. В чём причина негативного воздействия радиации на живые существа?

2. Что называется поглощенной дозой излучения

3. Расскажите о способах защиты от воздействия радиоактивных частиц и излучения.

4. Что используется для защиты от нейтронов?

5. С помощью какого прибора можно зарегистрировать величину радиоактивного излучения?

6. Как зависит интенсивность радиации от расстояния до источника радиоактивного излучения?

Домашнее задание: Как вы думаете за какими электростанциями будущее? 2. Проанализировать последствия катастрофы на АЭС Фукусима.

Домашнее задание:

  • Как вы думаете за какими электростанциями будущее?

2. Проанализировать последствия катастрофы на АЭС Фукусима.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!