СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-исследование Современные монеты России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробная технологическая карта занятия и раздаточный материал к занятию

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование Современные монеты России»

Технологическая карта занятия 26

Тема: Современные монеты в России.

Цель: Актуализировать, полученные на предыдущих уроках, ознакомиться с современными монетами нашей страны.

Ключевой вопрос: Как выглядят современные монеты России?

Основные понятия: монеты, гурт, аверс, реверс, «орёл», «решка», номинал, фальшивые деньги, монетный двор, чеканка.

Планируемые результаты

Предметные результаты: • знать основные понятия в отношении денег, • описывать современные монеты России, • сравнивать металлические деньги междусобой, • знать способы защиты от подделок металлических денег на примере российской валюты, • объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Используемые педтехнология/методы/приёмы: • технология  проблемного  диалога; • фронтальный опрос; • игровые технологии; •самопроверка и взаимопроверка; • групповая работа и работа в парах • выдвижение предположений и гипотез; • обсуждение, беседа; • решение экономических и логических задач; • наглядные методы (электронная презентация); • исследование монет; • рефлексия.

Средства обучения: • рабочая тетрадь для записей у каждого ученика

• современные монеты различного номинала • электронная презентация к занятию.

Чему научатся: актуализируют знания в вопросе денег, признаки и функции денег. Узнают как выглядят современные деньги в России, научатся читать легенду монеты.


Этап урока, продолжительность,

инструменты

Учитель

Ученики

1. Мотивация к деятельности.

Девиз занятия: Знания собираются по каплям.

Поясняют смысл выражения. Приводят примеры, когда так могут говорить.

2. Актуализация знаний

На доске капельки с вопросами и нарисованный графин. Ответьте на них и заполните графин мудрости.

1) покупательная сила денег – это … номинал

2) в 1 рубле их 100 ..копейка

3) металлические деньги – это …монеты

4) на монете есть, а на банкноте нет…гурт

5) где чеканят монеты … монетный двор

Обменяйтесь тетрадями и проверьте ответы друг друга.

Поднимите руки, кто смог заполнить графин мудрости? Почему не получилось заполнить? Что это означает?

Учащиеся в тетрадях записывают ответы на вопросы. Взаимопроверка по эталону.







Никто не поднимает руку.

В графине еще много пустого места.

Мы еще не всё знаем, нужно учиться дальше.

3. Целеполагание

Тему сегодняшнего занятия спрятала для вас в коробку. Поиграем в игру «Да-нетка»





Молодцы, сегодня мы говорим о монетах. Какие это монеты?

Тема занятия «Современные монеты России». На какие вопросы вы хотели ответить? Что изучить?

Вызывается 1 ученик, который смотрив в коробку и видит монеты. Остальные учащиеся задают ему вопросы про этот предмет, на которые можно ответить словами да или нет. На пример: это красного цвета? Это съедобное? И пр.

Это современные монеты России.

Когда стали выпускаться? Где и из каких мариалов?

Изучить как выглядят монеты, что на них нарисовано, что означает легенда монеты и пр.

Правила работы в группе

Сегодня вы будете работать в группах, и мы будем отвечать на эти вопросы вместе. Чтобы все получилось, вспомните правила.

Говорят правила работы в группе:

- работать должны все;

- внимательно слушать друг друга, не перебивать;

- прийти к общему мнению и пр.


Первичное действие в группах.

Из коробки группам раздаются мешочки с монетами.

Покажите какие вы дружные, как быстро можете прийти к общему мнению.

1) Я прошу вас полученными монетами собрать 3 рубля.

Молодцы, теперь 5 руб. 70 коп., 4 руб., 2 руб. 25 коп.

Какими монетами вы пользовались? Чем они отличаются друг от друга?

В группах из монет разного номинала выкладывают суммы, запрашиваемые учителем.



Размером, цветом, величиной номинала.


4. Реализация проекта

Следующее задание на скорость и сплочение:

2) разложите все монеты в группы по цвету. Какие это цвета? Из каких они металлов?

Монеты в нашей стране чеканятся из сплавов нескольких металлов. Основу составляют сталь, латунь и медь. Мы говорили с вами, что медные монеты – красного цвета, но если они покрыты мельхиором, то становятся серого цвета (5 рублей 1997 года). Иногда монеты по цвету очень похожи.

Найди монеты одинаковые по цвету, но разного номинала.

Верно, но выполнены они из разных сплавов. Используем карту монет России (приложение 1), которая лежит у вас на столах. Найдите, из чего сделана 5-ти копеечная монета, 1 рубль.

У меня на столе две 10-ти копеечные монеты, они одного цвета, но отличаются годами выпуска: 2001 и 2009. Посмотрите в таблице из одного ли материала они выпущены?


3) разложите все монеты в группы по размеру.

Есть ли у вас группа, в которую попали монеты разного номинала?

Действительно, эти монетки почти не отличаются по диаметру. Найдите разницу, используя карту монет.

Измерьте диаметр 50-ти копеечной монеты и сравните ее с таблицей. Удобно ли это делать линейкой? В современных условиях люди используют электронные штангельциркули, так они выглядят СЛАЙД


4) разложите все монеты в группы по номиналу.

Сколько групп у вас получилось? Уберите в мешочки дубли так, чтобы на столе оказалось 8 монет разного номинала. Перечислите их.

Обратите внимание, что несмотря на похожесть, рисунок ветвей на реверсе, у каждого номинала свой неповторимый. Попробуйте найти разницу.

Все рисунки и надписи на монетах или банкнотах называются легендой.







1 копейка, 5 копеек и 1 рубль и пр. – серого цвета

10 копеек, 50 копеек – жёлтого цвета

сталь, покрытая  мельхиором, и сталь с никелем


нет из разного, 2001 – латунь, 2009 – сталь.






2 руб. и 10 руб.

2 руб. – 23 мм, 10 руб. – 22 мм, разница в 1 мм






8 групп

Убирают в мешок дубли монет.


5. Первичное закрепление

Легенда – надписи на монете, банкноте.

Монеты РФ с 1998 года: 1 копейка, 5 копеек, 10 копеек, 50 копеек, 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей, 10 рублей

Делают записи в столбик.


Чтобы понять какую монету проще подделать, на что мы обратим внимание?

Рассмотрите гурт монет. У какой из них гурт гладкий? Почему?


Итак, современные регулярные монеты, которыми мы пользуемся сегодня, чеканят на монетном дворе с 1998 года. Считается, что срок службы монеты 20-30 лет. Государство может изымать и переплавлять монеты в виду их износа, потертости. Чеканят их в двух городах Москве и Санкт-Петербурге. На аверсе монет с рублевым номиналом внизу справа под ногой орла, а на копейках внизу справа под копытом лошади можно увидеть знак монетного двора – ММД или СПМД. (СЛАЙД)

Выберите понравившуюся монетку.

С помощью лупы найдите, на каком монетном дворе она изготовлена.


На гурт

У 1 копейки и 10 копейках. Они дешевые их не выгодно подделывать.




С помощью лупы определяют монетный двор. Представители групп называют номинал монеты и монетный двор.


Прочитайте легенду аверса вашей монеты. Сначала в группе, потом для класса.


Как мы видим, монеты чеканятся каждый год. Но случается, что в какой-то год монет определенного номинала изготовили меньше они стали очень редкими. А кто коллекционирует такие редкие монеты? За такими монетами ведется настоящая охота и на рынке нумизматов их можно продать очень дорого.


Например: Обратите внимание на 1, 2 и 5 рублей СПМД 2003 года выпуска. Они были отчеканены в количестве 15 тыс. экземпляров. Конечно, за прошедшие годы многие дорогие экземпляры 2003 года были выловлены, но это привело к еще большему росту их ценности. За такие монетки можно получить от 30 до 300 тыс.руб.

А где у Вас дома может лежать такой клад?

Обсудив в группе, ее представители описывают аверс монет для класса.



Нумизматы







В копилках, обязательно заглянем туда с родителями

Самостоятельная работа групп

Каждая группа получает исследовательский лист монеты и может исследовать понравившуюся монету, выяснив её номинал, год выпуска, диаметр, толщину, массу и пр., используя карту монет России.

Вклейте в тетрадь свой исследовательский лист.


Работают в группах (по желанию возможна индивидуальная работа)

7. Рефлексия

Интересно ли было вам изучать монеты?

Что нового вы сегодня узнали?

Какие знания пригодятся вам в жизни?







Приложение 1


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЛИСТ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЛИСТ

Номинал


Номинал


Год выпуска


Год выпуска


Диаметр


Диаметр


Толщина


Толщина


Масса


Масса


Гурт


Гурт


Материал


Материал




ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЛИСТ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЛИСТ

Номинал


Номинал


Год выпуска


Год выпуска


Диаметр


Диаметр


Толщина


Толщина


Масса


Масса


Гурт


Гурт


Материал


Материал






Карта монет России образца 1997 года[4]

Изображения

Номинал

Диаметр
(мм)

Толщина
(мм)

Масса
(г)

Материал

Гурт

Годы выпус-ка

1 копейка

15,5

1,25

1,50

сталь, покрытая  мельхиором

гладкий

1997—2009

2014[5][6]


5 копеек

18,5

1,45

2,60

1997—2009

2014[5]


10 копеек

17,5

1,25

1,95

латунь

рубчатый
(98 рифлений)

1997—2006

1,85

сталь, покрытая

 томпаком

гладкий

2006—2014


сталь, покрытая латунью

2014—2015


50 копеек

19,5

1,50

2,90

латунь

рубчатый
(105 рифов)

1997—1999
2001—2006


2,75

сталь, покрытая

 томпаком

гладкий

2006—2014


сталь, с покрытая латунью

2014—2015

1 рубль

20,5

1,50

3,25

медно-никелевый сплав

рубчатый
(110 рифов)

1997—1999

2001

2002—2003
2005—2009

3,0

сталь, покрытая никелем

2009—2015

с 2016

2 рубля

23,0

1,80

5,10

медно-никелевый сплав

прерывисто-рубчатый
(12 участков по 7 рифов)

1997—1999

2001

2002—2003
2006—2009

5,0

сталь, покрытая никелем

2009—2015

с 2016

5 рублей

25,0

6,45

медь, покрытая мельхиором

прерывисто-рубчатый
(12 участков по 5 рифов)

1997—1999

2002—2003

2008—2009

6,0

сталь, покрытая никелем

2009—2015

с 2016

10 рублей

22,0

2,20

5,63

сталь, покрытая латунью

прерывисто-рубчатый
(6 участков по 5 рифов
и 6 участков по 7 рифов)

2009—2013

2015

с 2016



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!