УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ в начальной школе
Дорошенко Л.В. учитель начальных классов
МБОУ «СШ №16»
Должны помнить!
НА ДАННОМ УРОКЕ ПРЕЖДЕ ВСЕГО - РЕБЁНОК СО СВОИМИ ИНТЕРЕСАМИ И ВОПРОСАМИ, А НЕ УЧИТЕЛЬ С ГОТОВЫМИ ЗНАНИЯМИ
Отличительная черта урока
целостность, т. е. связность всех его этапов и их подчинённость одной функции – открытию или доказательству какого-то нового знания, идее урока.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
I . Мотивация
II. Исследование
III. Обмен информацией
IV. Организация информации
V. Связывание информации
VI. Подведение итогов, рефлексия
VII. Применение (использование приобретённого нового знания в новых условиях для достижения подлинного понимания открытия)
В основе организации урока можно выделить шесть основных этапов методики исследования, которые следуют друг за другом, и один дополнительный:
I. Мотивация (создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и предположений, на основе которых формулируется гипотеза)
II. Исследование (поиск решения проблемы, фактов для обоснования или опровержения гипотезы)
III. Обмен информацией (изложение результатов исследования)
IV. Организация информации (сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов)
V.Связывание информации (открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения)
VI. Подведение итогов, рефлексия (оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы)
VII. Применение (использование приобретённого нового знания в новых условиях для достижения подлинного понимания открытия)
Этапы исследования
Условия и умения
Выбор темы
Осознание собственных интересов.
Определение проблемы
Умение формулировать вопросы
Сбор информации
Умение пользоваться разными источниками информации
Анализ информации. Заключения и выводы.
Проведение опытов, само исследование, наблюдение
Сравнение, классификация, обобщение. Подготовка заключения (умение делать вывод)
Представление информации
Умение представить результаты в различных формах. Формирование навыка публичного выступления
Мотивация !!!
- КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА.
- ЗАГАДКА.
- ЗАДАНИЕ С ЛОВУШКОЙ
- ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
1 Ключевые слова.Обучение умению пользоваться ключевыми словами для постановки исследовательских вопросов.
2. Загадка. Это может быть реальный объект, рисунок, модель, символ, и т.д. Цель удивить, заинтересовать, замотивировать!
3. Задание с ловушкой. Задание на первый взгляд кажется лёгким и решаемым, но оказывается невыполнимым.
4. Погружение в проблему, выбор принятия какого либо решения ( выбор позиции)
РАБОТА МАЛЫХ ГРУПП
- 1. Определение количества групп в классе и состав участников групп
- 2.Планирование работы в группах( инструкции, маршрутные листы, план работы и т.д.)
- 3. Планирование представления результатов проделанной работы(презентация, устное представление и т.д.)
Конструирование урока-исследования
1.Определить материал для изучения детьми
2. Конструирование проблемной ситуации на уроке
3. Планирование работы в группах
4. Сформулировать обобщение урока