Урок-исследование
«Водоемы»
В класс входит почтальон и каждому ученику и учителю вручает письмо. Учитель читает начало письма.
- Здравствуйте, второклассники!
Пишет вам водяной. Поселился я в прекрасном озере: вода в нем чистая, много разных растений, животных. Да вот беда, никого из них я не знаю. Все для меня здесь новое, неизвестное. А вдруг они не захотят со мной водиться и останутся со мной одни пиявки и лягушки. Помогите! Познакомьте меня с обитателями озера! А я позабочусь о ваших хороших отметках.
К своему адресу я прилагаю карту и посылаю помощника Юнгу на корабле. Жду вас с нетерпеньем.
- Ну что, ребята, согласимся помочь Водяному? Тогда читайте адрес.
Плавание ваше начнется от истока реки Незнайки. Ваш кораблик, проплыв левый и правый притоки, долдон оказаться в устье Незнайки.
- Стоп, ребята, я что-то не очень разобрала адрес, да и карта без всяких обозначений. Еще раз внимательно прочтите адрес и подчеркните непонятные слова.
Слова: исток, устье, притоки.
- Вы знаете, что обозначают эти слова. Давайте предположим…
Версии записываются на доске.
- Кто же нам поможет проверить наши догадки? (Юнга)
У Юнги есть три подсказки. (вынимает из кармана карточки)
Вода, выпавшая из облаков на поверхность земли, частично просачивается в землю, образуя подземные воды. Подземная вод в некоторых местах выходит наружу, образуя родники. От родников в виде ручейков вода течет по уклону. Ручейки, соединяясь между собой, образуют исток реки. Иногда реки берут начало из болот, тогда вода в них темно-рыжая. Иногда реки стекают с гор, и вода в таких реках студеная.
Задание. Выдели в тексте самое главное и расскажи об этом в двух предложениях. Начни предложение так «Исток – это…»
Устье.
Длина рек различная. Некоторые реки имеют длину 10 километров, а другие – 1000 километров. Но любая река где-нибудь заканчивается: она впадает в океан, море, озеро или другую реку. Это место и называется устьем реки.
Задание. Выдели в тексте самое главное и расскажи об этом в двух предложениях. Начни предложение так «Устье – это…»
Приток.
В реку постоянно поступает вода. Летом наши реки питаются от дождей. Много воды в реку поступает весной от таяния снега. В реку впадают другие реки. Это ее притоки. Они обычно короче главной реки. Чем больше притоков, тем многоводнее река.
Задание. Выдели в тексте самое главное и расскажи об этом в двух предложениях. Начни предложение так «Приток – это…»
После анализа текстов лишние версии на доске вычеркиваются, остаются лишь верные. А обозначения истока, устья и притоков наносятся на карту.
- Ребята, но в письме говорится о двух притоках, левом и правом. Как же нам их различить? Снова нужно обращаться к Юнге.
Юнга достает из кармана карточку.
Левей приток – это река, впадающая в главную реку с левой стороны по ее течению. Правый приток – это река, впадающая в главную реку с правой стороны по ее течению.
- Как же нам отличать притоки? (1. Определить направление течения реки. 2. Встать лицом по течению реки. 3. С левой стороны – левый приток, с правой – правый).
Обозначения наносятся на карту.
Карта готова, можно плыть на помощь. А чтобы в пути не было скучно, Юнга предлагает с ним поиграть.
Физминутка
- Вот мы и на месте. Смотрите, Водяной оставил нам записку в бутылочной почте. Прочтем!
Озеро мое называется Светлым. Светлым потому, что на глубине двух метров видны мелкие камушки и рыбки. Вот одна, например:
Опасней всех в реке она.
Хитра, прожорлива, сильна.
Притом, такая злюка!
Конечно, это … (щука).
Найдите изображение щуки на доске. А если она злая, может, не будем ее селить в водоем, еще обидит Водяного? (Щука – речной санитар. Она прежде всего охотится на больных рыбок, таким образом очищая водоем).
Изображение щуки помещается на меловой рисунок, изображающий озеро в разрезе.
- А другая рыбка очень красивая, но такая недотрога:
В реках, старицах, озерах
Много зарослей в которых
И в карьерах обитает
С промерзающей водой,
и серебряной бывает,
и бывает золотой … (карась).
Такую красивую рыбку обязательно нужно поселить в озеро.
А по краям озера столько чудных растений! У одного странное название - стрелолист. Почему его так назвали?
Ребята объясняют название растения и находят его на рисунке. Сажают на берегу озера.
- А другое растение очень опасное. Схватишь его рукой, захочешь сорвать, но сорвать не сорвешь, только руку порежешь острым листом. Как оно называется? (Осока).
Найдите осоку на рисунке и посадите к озеру.
Наверное, вы встречали такое растение с большими темно-коричневыми, почти черными головками. Как оно называется? (камыш).
- Но, наверное, вы не знаете, что по-настоящему он называется рогоз.
Найдите рогоз на рисунке и посадите его к озеру.
А однажды мне на руку приземлился маленький вертолет, золотистые глаза. Кто же это? (стрекоза).
В результате работы на доске появляется модель, изображающая озеро и его обитателей.