УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ: «ВОЗВЕДЕНИЕ В КВАДРАТ СУММЫ И РАЗНОСТИ ДВУХ ВЫРАЖЕНИЙ»
Цель урока:
- Вывести формулы квадратов суммы и разности двух чисел.
- Сформировать умение учащихся практически применять эти формулы для упрощения выражений.
- Воспитывать активность, внимательность, самостоятельность.
- Развивать математическую речь, память, интерес к математике, умение логически рассуждать.
Ход урока.
Введение.
«Ещё в глубокой древности было подмечено, что некоторые многочлены можно умножать короче, быстрее, чем остальные. Так появились формулы сокращённого умножения. Их несколько. Сегодня вам предстоит сыграть роль исследователей и «открыть» две из этих формул».
I. Устные упражнения.
1. Найдите квадраты выражений.
b ; - 3 ; 6а ; 7х 2 у 3 .
2. Найдите произведение 5 b и 3 с. Чему равно удвоенное произведение этих выражений?
3. Прочитайте выражения.
а) х + у в) (к + 1) 2 д) (а –b) 2
б) с 2 + р 2 г) р – у е) с 2 – х 2
4. Перемножить данные многочлены.
( 4 – а) · (3 + а).
5.Объясните, как умножить многочлен на многочлен.
II. Новый материал.
Исследовательская работа.
Для исследовательской работы учащиеся объединяются в группы. В них входят ребята с разной математической подготовкой. Каждой группе предлагается заполнить на доске три строки таблицы, перемножив пары двучленов, приведённых в этой строке. После того как ребята справились с заданиями, один из них выходит к доске и записывает в правом столбце таблицы полученный ответ. Средняя часть таблицы закрыта.
Задание: Найти произведение данных многочленов.
I
II
1) (а + b) (а +b)
(а +b) 2
III
= а 2 + 2аb + b 2
2) (с + d ) (d + c)
(c + d) 2
= c 2 + 2 c d + d 2
3) (x – y) (x – y)
(x – y) 2
Из Д / З. № 731
= x 2 – 2 x y – y 2
(x + 10) (x + 10)
(x + 10) 2
=
(3a – 1) (3a – 1)
(3a – 1) 2
=
(5 – 6b) (5 – 6b)
(5 - 6b) 2
=
Вопросы: 1) Есть ли нечто общее в условиях и ответах?
2) Можно ли выражения в I cтолбце записать короче?
Получив ответы, учитель открывает II столбец.
( Открыть II столбец)
- Вы уже приступили к исследованию темы урока, поскольку находили произведение двух одинаковых двухчленов (1 столбец таблицы), т.е. возводили в квадрат сумму и разность двух выражений (2 столбец таблицы).
Обсуждение полученных результатов
Анализ III столбца:
После приведения подобных членов подсчитайте, сколько получилось членов в каждом многочлене? (ответ: трёхчлен)
Что представляет собой 1 й , 2 й и 3 й члены по сравнению с 1-м и 2-м выражениями, стоящими в основании соответствующей степени?
1-й член – квадрат первого выражения.
2-й член – удвоенное произведение первого и второго выражений.
3-й член – квадрат второго выражения.
Итог.
Учащиеся записывают общую формулу квадрата суммы двух чисел и дают словесное описание.
(а + b) 2 = а 2 + 2аb + b 2 - формула сокращённого умножения.
(подчёркивается, что эта формула в дальнейшем будет применяться для возведения в квадрат суммы двух выражений).
Исследование начинается с вопросов.
1) Изменяется ли результат, если возвести в квадрат не (а + b) 2 , а (а – b)?
2) Как можно проверить наше предположение?
(Выясняется, что можно проверить воспользовавшись таблицей, если во всех скобках левого столбца знаки «+» поменять на «- «).
Учащиеся (проверка происходит в группах) проверяют результат и выясняют, что « - « стоит только перед удвоенным произведением.
(а – b) 2 = а 2 – 2аb + b 2
-Для чего нужны формулы? ( Для упрощения выражений)
Задание: Сформулируйте эти две формулы, а затем прочитайте по учебнику на стр. 152 – 153.
Приступаем к работе компактным методом.
Первый шаг. Ученики выполняют упражнение: «Разделить правило чёрточками на отдельные указания».
Квадрат суммы двух выражений ║ равен квадрату первого выражения ║ плюс удвоенное произведение первого и второго выражений ║ плюс квадрат второго выражения.
Расстановку чёрточек сверяют
Второй шаг. Учитель даёт образец выполнения упражнения с помощью подготовленного к работе правила.
Третий шаг. В соответствии с образцом, указанным учителем, вызванный ученик читает правила по учебнику и, останавливаясь после каждой чёрточки, выполняет соответствующую часть упражнения:
«Квадрат суммы двух выражений (убеждается, что дан именно квадрат суммы
(х 2 + 2хy) 2 , а не что-либо другое) равен квадрату первого выражения (записывает: (х 2 ) 2 ) плюс удвоенное произведение первого и второго выражений (выполняет это указание: 2 (х 2 ) (2 хy)) плюс квадрат второго выражения (записывает: (2 хy) 2 и упрощает полученное выражение х 4 + 4 х 3 y + 4 х 2 y 2 )
Остальные следят за работой отвечающего на доске:
а) (х 2 + 2хy) 2
б) (8х + 3) 2
в) (10х – 7 y) 2
г) ( 1/2а + 6с) 2
III Закрепление нового материала
Групповая работа.
Каждая группа работает самостоятельно, получив тестовое задание.
Выбрать правильный ответ.
Задания
1) (с + 11) 2
А
c 2 + 11c +121
2) (7y + 6) 2
Б
В
c 2 - 22c + 121
49y 2 + 42y + 36
3) (9 – 8y) 2
81 – 144y + 64y 2
c 2 +22c + 121
4) (2x – 3y) 2
49y 2 + 84y + 36
81 – 72y + 64y 2
49y 2 – 84y +36
4x 2 -12xy + 9y 2
81 + 144y + 64y 2
81 – 72y + 64y 2
4x 2 – 6xy + 9y 2
Результаты работы с тестами учащиеся записывают на доске.
1
2
В
Б
3
4
А
А
Игра «Кубик – экзаменатор».
На каждой грани, записан квадрат суммы или разности двух выражений. Вызванный по желанию ученик, подбрасывает кубик и комментирует выпавшую ему на верхней грани часть формулы, называет многочлен, в который можно преобразовать данный квадрат двучлена.
(4zy – 3р) 2
(b – 3) 2
(g + 5c) 2
(4c 2 - 5t) 2
(7c + 5p) 2
(1/2x + 1) 2