СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-исследование "Славные символы России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Архив содержит конспект урока с презентацией. В ходе урока дети добывают информацию о государственной символике  России. УМК "Школа России" 4 класс

Просмотр содержимого документа
«государственные символы России»

Хлопянова Татьяна Витальевна 4 класс

учитель начальных классов высшей категории окружающий мир

МБОУ «СОШ№14»

г. Новомосковска Тульской области


Цель урока: Организовать исследовательскую деятельность учащихся, направленную на

совершенствование навыков работы в группах.

Задачи:

  1. Создать на уроке ситуацию, помогающую учащимся самостоятельно познакомиться с понятиями: "государственные символы: флаг, герб, гимн"; с историей государственных символов России.

  2. Обеспечить формирование учащимися исследовательских умений в практической деятельности; развитие умений наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

  3. Способствовать формированию в учащихся интереса к истории России; чувства гордости за свою страну, любовь к истории своей Родины.

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы: фронтальная, групповая.

Методы обучения: исследовательский.

Оборудование:

  • учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А.

  • компьютер,

  • мультимедийный проектор,

  • презентации, выполненные детьми.

План урока:

    1. Организационный момент -1 минута.

    2. Актуализация опорных знаний, постановка целей –7 минут.

    3. Знакомство с новым материалом – 15 минут

    4. Физминутка – 2 минуты.

    5. Закрепление изученного материала– 5-6 минут.

    6. Обобщение и систематизация полученных знаний (тест) – 4 минуты.

    7. Итог урока –3 минуты.

    8. Домашнее задание –2 минуты.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учащиеся разделены на три группы (по выбору, сделанному заранее)

II. Актуализация опорных знаний, постановка целей:

1. Учащийся читает наизусть стихотворение С. Васильева "Россия".


...Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей...
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою.
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степи задумчивую грусть.
Люблю все то, что называю
Одним широким словом "Русь"!

2. Почему сегодняшний урок мы начинаем со стихотворения о России?

  • Будем говорить о России.

  • Наверное, сегодня мы будем продолжать изучать историю нашей Родины.

3. Как правильно называется наша страна?

  • Российская Федерация

4. Почему Федерация?

  • Федерацией Россия называется, потому что слово «федерация» в переводе с латинского языка означает «союз, объединение», а в нашей стране объединено множество народов.

  • На территории России живет 160 различных народов.

5. В каком образовании живём мы?

  • в Тульской области, г. Новомосковск

  • в Центральном Федеральном округе.

6. Как устроена и работает государственная власть Российской Федерации?

7. А как вы думаете, как можно отличить одну страну от другой?

  • У каждой страны своё географическое положение.

  • Свои национальные особенности.

  • Мы ведь не можем побывать в каждой стране, поэтому мы можем отличать по символам.

  • Да, каждая страна отличается символами: флагом, гербом и гимном.

- Мы с вами, как и любой гражданин нашей страны, должны знать символы государства.

10. Тема сегодняшнего нашего урока “Государственные символы России”. Сформулируйте цели урока.

  • Узнать больше о государственных символах России

  • Узнать историю создания символов

III. Знакомство с новым материалом:

1. - Работаем в группах. Каждая группа отрабатывает материал по одному из символов:

  • 1 группа – герб

  • 2 группа – флаг

  • 3 группа – гимн

Основным источником будет наш учебник и статья «Славные символы России», дополнительным источником сегодня будут электронные презентации, которые подготовили заранее ребята.

2. - План изучения темы у каждой группы на столе и у меня на слайде (слайд №2):

  1. Описание символа

  2. История его создания

  3. Использование данного символа.

  4. Вопросы участников группы к остальным ребятам (составить самостоятельно)

3. - Вспомним правила работы в группах.

    • Работаем дружно

    • Выслушиваем мнение каждого

    • Распределяем обязанности

    • Помогаем друг другу

Учащиеся, работая по групповому методу, отрабатывают новый учебный материал с.168-173. Результатом такой работы должны стать: групповой ответ по составленному плану и презентация к ответу, выполненная заранее дома одним из учащихся группы.

4. Самостоятельная работа.

Учащиеся распределяют обязанности: все отрабатывают материал учебной статьи по определённому символу. Затем ребята прослушивают друг друга и выбирают “лучшего” для ответа; также ученик, готовивший дома презентацию, знакомит группу с её материалом; выбранный ученик выступает вместе с готовившим презентацию (презентации заранее перенесены в школьный компьютер).

IV. Физ. минутка

V. Закрепление изученного:

Выступления групп. Ответы на вопросы группы дают участники двух других групп (вопросы задают участники данной группы).

  • Герб

- Почему в центре герба России орёл? Когда и кем был принят этот герб?

  • Флаг

- Что символизируют три цвета флага России? Когда и кем был принят этот символ?

  • Гимн

- Что такое гимн? Кто является автором гимна России?

VI. Обобщение и систематизация полученных знаний.

1. А теперь проверьте себя, насколько вы работали внимательно и продуктивно. Поможет вам электронный тест. Вспомните, как выполняется коллективный тест?

  • Читаем вопрос

  • Обсуждаем ответ

  • А потом отвечаем

2. Молодцы, начинайте работу. Учащиеся выполняют тест (слайды 3-7).

- Символом какого князя был двуглавый орел, являющийся в настоящее время символом России? Что в наши дни означают двуглавый орёл, короны, скипетр и держава в изображении герба?

- Герб какого города изображен в центре герба России?

- Кто и когда впервые утвердил трехцветный флаг? В каком году флаг был утвержден вновь?

- Кто является авторами гимна России?

VII. Итог урока.

- А теперь сами подведите итог своей работы на уроке.

  • Наша группа работала слаженно, дружно. Мы узнали много нового и интересного о наших символах. Особенно отличились сегодня на уроке ….

  • А в нашей группе были разные мнения, но мы прислушивались друг к другу, поэтому результат получился хороший. Мы узнали много нового.

- Молодцы, вы замечательно сегодня работали. Особенно ценно было то, что все свои точки зрения вы доказывали, аргументировали и приходили к единому мнению.

VIII. Домашнее задание.

1. Какое домашнее задание вы бы себе предложили?

  • Нам нужно отработать материал по тому символу, по которому наша группа не работала. Это обязательное задание.

  • А мне хочется ещё найти дополнительный материал по символам нашего государства.

- А я бы еще предложила вам найти материал о символах нашего города и области.

2. Записываем домашнее задание:

Учебник с.168-174, рабочая тетрадь с.62-64, дополнительный материал.

Литература:

  • Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса начальной школы. В 2 ч. Ч.2/А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

  • Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 4 класс. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2009. – 400с.

  • Герб России http://bograd-web.ru/uploads/posts/2010-06/1276677201_rus_emblem.jpg

  • Флаг России http://59209s006.edusite.ru/images/flag_rf.jpg

  • Гимн России http://im0-tub.yandex.net/i?id=84913867-15-24

Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

МБОУ «СОШ№14» г. Новомосковска Тульской области Хлопянова Татьяна Витальевна, учитель начальных классов Урок-исследование  «Славные символы России»

МБОУ «СОШ№14» г. Новомосковска Тульской области

Хлопянова Татьяна Витальевна, учитель начальных классов

Урок-исследование

«Славные символы России»

План работы:  Описание символа Описание символа   История его создания История его создания   Использование данного символа. Использование данного символа.   Вопросы участников группы к остальным ребятам (составить самостоятельно) Вопросы участников группы к остальным ребятам (составить самостоятельно)

План работы:

  • Описание символа
  • Описание символа

  • История его создания
  • История его создания

  • Использование данного символа.
  • Использование данного символа.

  • Вопросы участников группы к остальным ребятам (составить самостоятельно)
  • Вопросы участников группы к остальным ребятам (составить самостоятельно)

Символом какого князя был двуглавый орёл, являющийся в настоящее время символом России?  Что в наши дни означают двуглавый орёл, короны, скипетр и держава в изображении герба? Герб какого города изображён в центре  герба России? Кто и когда впервые утвердил трёхцветный флаг? В каком году флаг был утверждён вновь? Кто является авторами гимна России?

Символом какого князя был двуглавый орёл, являющийся в настоящее время символом России?

Что в наши дни означают двуглавый орёл, короны, скипетр и держава в изображении герба?

Герб какого города изображён в центре

герба России?

Кто и когда впервые утвердил трёхцветный флаг?

В каком году флаг был утверждён вновь?

Кто является авторами гимна России?

Впервые двуглавый орёл появился на печати Ивана Третьего в 1497 году. Две головы: две части света - Европа и Азия, короны, скипетр и держава говорят о сильной власти и единстве государства.

Впервые двуглавый орёл появился на печати

Ивана Третьего в 1497 году.

Две головы: две части света - Европа и Азия,

короны, скипетр и держава говорят о сильной власти

и единстве государства.

Герб города Москва, т.к. Москва – столица России.

Герб города Москва, т.к. Москва – столица России.

Утвердил флаг Пётр Первый в 1705 году. Вновь флаг утвердили в 1991 году. 22 августа – День Государственного флага России.

Утвердил флаг Пётр Первый в 1705 году. Вновь флаг утвердили в 1991 году. 22 августа – День Государственного флага России.

Авторы гимна:  музыка А.В.Александрова  слова С.В.Михалкова

Авторы гимна:

музыка А.В.Александрова

слова С.В.Михалкова

Домашнее задание:  учебник с.168-174, рабочая тетрадь с.62-64, дополнительный материал.

Домашнее задание:

учебник с.168-174,

рабочая тетрадь с.62-64,

дополнительный материал.

Используемые источники Герб России http://bograd-web.ru/uploads/posts/2010-06/1276677201_rus_emblem.jpg Гимн России http://im0tub.yandex.net/i?id=84913867-15-24 Мир вокруг нас.Учебник для 4 класса начальной школы. В 2 ч. Ч.2/А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010 . Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 4 класс. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2009. – 400с.

Используемые источники

  • Герб России http://bograd-web.ru/uploads/posts/2010-06/1276677201_rus_emblem.jpg
  • Гимн России

http://im0tub.yandex.net/i?id=84913867-15-24

  • Мир вокруг нас.Учебник для 4 класса начальной школы. В 2 ч. Ч.2/А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010 .
  • Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»:

4 класс. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2009. – 400с.

  • Флаг России http://59209s006.edusite.ru/images/flag_rf.jpg