Хлопянова Татьяна Витальевна 4 класс
учитель начальных классов высшей категории окружающий мир
МБОУ «СОШ№14»
г. Новомосковска Тульской области
Цель урока: Организовать исследовательскую деятельность учащихся, направленную на
совершенствование навыков работы в группах.
Задачи:
Создать на уроке ситуацию, помогающую учащимся самостоятельно познакомиться с понятиями: "государственные символы: флаг, герб, гимн"; с историей государственных символов России.
Обеспечить формирование учащимися исследовательских умений в практической деятельности; развитие умений наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Способствовать формированию в учащихся интереса к истории России; чувства гордости за свою страну, любовь к истории своей Родины.
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы работы: фронтальная, групповая.
Методы обучения: исследовательский.
Оборудование:
План урока:
Организационный момент -1 минута.
Актуализация опорных знаний, постановка целей –7 минут.
Знакомство с новым материалом – 15 минут
Физминутка – 2 минуты.
Закрепление изученного материала– 5-6 минут.
Обобщение и систематизация полученных знаний (тест) – 4 минуты.
Итог урока –3 минуты.
Домашнее задание –2 минуты.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учащиеся разделены на три группы (по выбору, сделанному заранее)
II. Актуализация опорных знаний, постановка целей:
1. Учащийся читает наизусть стихотворение С. Васильева "Россия".
...Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей...
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою.
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степи задумчивую грусть.
Люблю все то, что называю
Одним широким словом "Русь"!
2. Почему сегодняшний урок мы начинаем со стихотворения о России?
3. Как правильно называется наша страна?
4. Почему Федерация?
Федерацией Россия называется, потому что слово «федерация» в переводе с латинского языка означает «союз, объединение», а в нашей стране объединено множество народов.
На территории России живет 160 различных народов.
5. В каком образовании живём мы?
6. Как устроена и работает государственная власть Российской Федерации?
7. А как вы думаете, как можно отличить одну страну от другой?
У каждой страны своё географическое положение.
Свои национальные особенности.
Мы ведь не можем побывать в каждой стране, поэтому мы можем отличать по символам.
Да, каждая страна отличается символами: флагом, гербом и гимном.
- Мы с вами, как и любой гражданин нашей страны, должны знать символы государства.
10. Тема сегодняшнего нашего урока “Государственные символы России”. Сформулируйте цели урока.
III. Знакомство с новым материалом:
1. - Работаем в группах. Каждая группа отрабатывает материал по одному из символов:
1 группа – герб
2 группа – флаг
3 группа – гимн
Основным источником будет наш учебник и статья «Славные символы России», дополнительным источником сегодня будут электронные презентации, которые подготовили заранее ребята.
2. - План изучения темы у каждой группы на столе и у меня на слайде (слайд №2):
Описание символа
История его создания
Использование данного символа.
Вопросы участников группы к остальным ребятам (составить самостоятельно)
3. - Вспомним правила работы в группах.
Учащиеся, работая по групповому методу, отрабатывают новый учебный материал с.168-173. Результатом такой работы должны стать: групповой ответ по составленному плану и презентация к ответу, выполненная заранее дома одним из учащихся группы.
4. Самостоятельная работа.
Учащиеся распределяют обязанности: все отрабатывают материал учебной статьи по определённому символу. Затем ребята прослушивают друг друга и выбирают “лучшего” для ответа; также ученик, готовивший дома презентацию, знакомит группу с её материалом; выбранный ученик выступает вместе с готовившим презентацию (презентации заранее перенесены в школьный компьютер).
IV. Физ. минутка
V. Закрепление изученного:
Выступления групп. Ответы на вопросы группы дают участники двух других групп (вопросы задают участники данной группы).
- Почему в центре герба России орёл? Когда и кем был принят этот герб?
- Что символизируют три цвета флага России? Когда и кем был принят этот символ?
- Что такое гимн? Кто является автором гимна России?
VI. Обобщение и систематизация полученных знаний.
1. А теперь проверьте себя, насколько вы работали внимательно и продуктивно. Поможет вам электронный тест. Вспомните, как выполняется коллективный тест?
Читаем вопрос
Обсуждаем ответ
А потом отвечаем
2. Молодцы, начинайте работу. Учащиеся выполняют тест (слайды 3-7).

- Символом какого князя был двуглавый орел, являющийся в настоящее время символом России? Что в наши дни означают двуглавый орёл, короны, скипетр и держава в изображении герба?

- Герб какого города изображен в центре герба России?

- Кто и когда впервые утвердил трехцветный флаг? В каком году флаг был утвержден вновь?

- Кто является авторами гимна России?
VII. Итог урока.
- А теперь сами подведите итог своей работы на уроке.
Наша группа работала слаженно, дружно. Мы узнали много нового и интересного о наших символах. Особенно отличились сегодня на уроке ….
А в нашей группе были разные мнения, но мы прислушивались друг к другу, поэтому результат получился хороший. Мы узнали много нового.
- Молодцы, вы замечательно сегодня работали. Особенно ценно было то, что все свои точки зрения вы доказывали, аргументировали и приходили к единому мнению.
VIII. Домашнее задание.
1. Какое домашнее задание вы бы себе предложили?
Нам нужно отработать материал по тому символу, по которому наша группа не работала. Это обязательное задание.
А мне хочется ещё найти дополнительный материал по символам нашего государства.
- А я бы еще предложила вам найти материал о символах нашего города и области.
2. Записываем домашнее задание:
Учебник с.168-174, рабочая тетрадь с.62-64, дополнительный материал.
Литература:
Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса начальной школы. В 2 ч. Ч.2/А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 4 класс. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2009. – 400с.
Герб России http://bograd-web.ru/uploads/posts/2010-06/1276677201_rus_emblem.jpg
Флаг России http://59209s006.edusite.ru/images/flag_rf.jpg
Гимн России http://im0-tub.yandex.net/i?id=84913867-15-24