СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-исследование. Сложное предложение с разными видами связи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-практикум  с разработкой алгоритма для задания №19

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование. Сложное предложение с разными видами связи.»

Системно-деятельностный подход требует от современного урока определенной динамики и четкой организации этапов учебных действий школьников, поэтому предлагается урок-исследование, который адекватен современным требованиям ФГОС .

Опираясь на устоявшиеся классификацию и структуру уроков русского языка, используя привычные этапы традиционных уроков, меняются ценностные ориентации их структурных компонентов. В соотвествии с требованиями ФГОС и коммуникативно-деятельностной концепцией обучения, определяется цель каждого этапа урока с точки зрения формирования или развития определенных умений и навыков, поэтому в ниже помещенном уроке указывается дидактическая цель каждого структурного компонента. Её нельзя путать с целью, которую должны ставить на уроке сами ученики. Цели ученика и цели учителя не совпадают: учитель организует, руководит и управляет процессом изучения русского языка, ученик имеет целью обретать определенные знания и умения по русскому языку. Коммуникативно-деятельностный подход помогает учителю организовать урок таким образом, чтобы ученик мог обучаться учебным действиям сознательно – это предполагает постановку ЦЕЛИ УЧЕНИКОМ САМОСТОЯТЕЛЬНО в течение всего урока, на каждом его этапе. Нет цели – нет мотива к действию, нет мотива действовать – нет сознательного подхода к информации. Нет сознательного подхода к информации – нет понимания, что ее необходимо ПРЕОБРАЗОВАТЬ в знание.


Урок построения алгоритма

(УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ)

Сложное предложение разными видами связи.


Цели урока:

с точки зрения УУД – формировать способность к исследованию: обнаружение необходимых учебных умений по построению нового понятия, алгоритма (или выведения правила), по оформлению нового знания;

с точки зрения предметных умений – формировать умения выделять существенные признаки языкового понятия, обощать их и формулировать определение понятия.


Структурный компонент урока

Ход урока

1. Оргмомент (цель: мотивация к действиям на уроке, целеполагание)

Учитель:Добрый день!

На доске тема урока: Сложное предложение разными видами связи.


Каждый ученик в тетради отвечает на 6 вопросов, которые позволят ему выстроить свой индивидуальный план работы на уроке:

1. Зачем мы изучаем русский язык в школе?
2. Моя цель на сегодняшнем занятии.
3. Результат, который я хочу получить в качестве результата (продукт), только сегодня.
4. Какой материал мне для этого понадобится?
5. Какие действия я должен совершить, чтобы получить этот продукт?
6. Какие средства мне понадобятся?

Примерные ответы, которые звучали на моём уроке:

1. Чтобы сдать ЕГЭ.

2. Выяснить, как выполнять задание 19.

3.Создать алгоритм для решения задания.

4.Текст, конспект.

5. Прочитать текст и проанализировать его.

6.Чтение, анализ информации, синтез.


У каждого свои ответы на вопросы, они не оцениваются.Выборочно попросить зачитать ответы.

2. Проверка домашнего задания (цель: проверить усвоение предыдущих знаний и умений)

Учитель: Прочитайте домашнее задание:формулировку проблемы к тексту Л. Андреева.

Ученик: Проблема отношения человека к войне, влияния войны на человека.

Учитель:Я часто проверяю сочинения учеников. В каких случаях, как вы считаете, допускается наибольшее количество пунктуационных ошибок?

Ученик: В сложном предложении.

Учитель: А ведь нам не обойтись без сложных конструкций для выражения наших мыслей в сочинении. Вспомним Толстого. Какие мысли пришли в голову Буратино в первый день его рождения? «Мысли у него были маленькие – маленькие, коротенькие – коротенькие,пустяковые – пустяковые.» А какие мысли у нас? Вспомним Махатма Ганди: «Человек – это продукт своих собственных мыслей.О чём он думает, тем он и становится».


3. Подготовка к изучению новой темы (цель: создать мотив к учебному исследованию)

Учитель: Прочитаем текст.

Чтобы привлечь внимание читателя к этому вопросу Л.Андреев приводит развёрнутый монолог героя который убеждает своего брата в том что безумие войны способно лишить человека его лучших качеств. Автор особо подчёркивает тот факт что собеседник сам был участником боевых действий и война оставила страшный след в его жизни. Л.Андреев восхищается мудростью этого человека который пройдя через тяжёлые испытания осознал смысл и радость для каждого из нас заключаются не в уничтожении себе подобных а в свободном созидательном труде в наслаждении творчеством в заботе о детях. Автор подводит нас к мысли о том что если человек хочет сохранить в себе гуманность и вернуться к мирной жизни то ему необходимо забыть о жестокости и ужасах войны. Герой войны радостно осознаёт что он нужен своему сыну что он должен реализовать свой талант писателя. В качестве доказательства справедливости своей точки зрения приведу пример из художественной литературы. Из рассказа М.Шолохова «Судьба человека» мы узнаём Андрей Соколов возвращается с войны и когда узнаёт о гибели семьи находит в себе силы усыновить беспризорника чтобы подарить ребёнку любовь и тепло которые отняты войной. Жизнь фронтовика снова обретает смысл и когда мальчик называет его отцом то Соколов не может сдержать слёз радости потому что видит в нём продолжение себя.


ТЕКСТ с ЗАПЯТЫМИ

Чтобы привлечь внимание читателя к этому вопросу, Л.Андреев приводит развёрнутый монолог героя, который убеждает своего брата в том, что безумие войны способно лишить человека его лучших качеств. Автор особо подчёркивает тот факт, что собеседник сам был участником боевых действий и война оставила страшный след в его жизни.Л.Андреев восхищается мудростью этого человека, который, пройдя через тяжёлые испытания, осознал: смысл и радость для каждого из нас заключаются не в уничтожении себе подобных, а в свободном созидательном труде, в наслаждении творчеством, в заботе о детях. Автор подводит нас к мысли о том, что если человек хочет сохранить в себе гуманность и вернуться к мирной жизни, то ему необходимо забыть о жестокости и ужасах войны. Герой войны радостно осознаёт, что он нужен своему сыну, что он должен реализовать свой талант писателя. В качестве доказательства справедливости своей точки зрения приведу пример из художественной литературы.Из рассказа М.Шолохова «Судьба человека» мы узнаем: Андрей Соколов возвращается с войны и ,когда узнаёт о гибели семьи, находит в себе силы усыновить беспризорника, чтобы подарить ребёнку любовь и тепло, которые отняты войной. Жизнь фронтовика снова обретает смысл, и когда мальчик называет его отцом, то Соколов не может сдержать слёз радости, потому что видит в нём продолжение себя.


Учитель: Что это за текст? Где он может встретиться? Какая из проблем рассматривается в тексте?

Ученик: Это отрывок из сочинения по тексту Л.Андреева. Проблема отношения человека к войне.Комментарий, позиция автора и аргумент. Можно использовать в сочинении.


Учитель: Что делать с текстом?

Ученик:Определить абзацы. Расставить запятые.


4.Наблюдение над фактами языка (цель: при помощи сравнения и сопоставления языковых фактов выделить существенные признаки понятия (или правила)

Задание по группам. Ученики объясняют знаки и чертят схемы.

1.(чтобы =), [__=], ( который сс =), (что с____=) СПП с послед и неоднор.

2.[_____=], (что с ____ =) и (с что опущен____=) СПП с однород.подчинением.

3.[____=], (_который сс =): [____=] Сложное с разными видами связи: СПП+БСП

4.[____= ], (что если с___=и =), (то=) СПП с последовательным подч.

5. [___=],(что с___=),(что c __=) СПП однород

6.[____=]:[__= ] и,( когда с =), =, (чтобы с =), (которые сс =) Сложное с разными видами связи: БСП+СПП параллельное , последовательное

7. [___=], и( когда c ___=), [то ___=], (потому что c=) ССП +СПП параллельное перед и запятая

5.Обобщение структурных и семантических признаков понятия/правила (Цель: научить обобщать, делать выводы)

Учитель: Одной из целей урока было создание алгоритма для решения задания №19.

Ученики: Текст читали, анализировали предложения, делали синтаксический и пунктуационный анализ.

Учитель: А давайте запишем инструкцию, чтобы ей пользоваться .

Ученики:

1.Обозначим основы.

2.Определяем границы простых предложений в составе сложной синтаксической конструкции.

3.Определяем средства связи предложений.

4.Выясняем, есть ли в предложении союз И, и в случае наличия определяем, что он соединяет:

однородные члены – перед ним не ставим запятую

простые предложения –перед И ставим запятую

5. При наличии стыка союзов определяем, имеется ли при втором союзе продолжение (через одно простое предложение) в виде слов ТО, НО, ТАК:

ЕСЛИ продолжение есть, то запятая на стыке не ставится;

ЕСЛИ продолжения нет, то запятая на стыке ставится.

6.Находим границы между главной и придаточной частью и ставим запятые.

6.Применение понятия (или правила) на новом языковом материале (цель: закрепить понимание нового понятия/правила)

Совпадает с этапом №4.

7. Итог урока (цель: сформулировать новое знание: ЧТО – лингвиcтическое содержание – и КАК - способ действий)

Рефлексия совпадает с этапом №5.

Наш продукт на уроке – инструкция для постановки запятых в задании 19.


6. Задавание на дом (цель: дать установку на тренировку определенных умений)

Учитель: Что будем дома тренировать?

Ученики: Допишем сочинение, используя алгоритм.



1)Я сидел в ванне с горячей водой, а брат беспокойно вертелся по маленькой комнате, хватая в руки мыло, простыню, близко поднося их к близоруким глазам и снова кладя обратно. (2)Потом стал лицом к стене и горячо продолжал:

- (3)Сам посуди. (4)Нас учили добру, уму, логике - давали сознание.

(5)Главное - сознание. (6)Можно стать безжалостным, привыкнуть к слезам, но как возможно, познавши истину, отбросить её? (7)С детства меня учили не мучить животных, быть жалостливым. (8)Тому же учили меня книги, какие я прочёл, и мне мучительно жаль тех, кто страдает на вашей проклятой войне. (9)Но вот проходит время, и я начинаю привыкать ко всем страданиям, я чувствую, что и в обыденной жизни я менее чувствителен, менее отзывчив и отвечаю только на самые сильные возбуждения. (10)Но к самому факту войны я не могу привыкнуть, мой ум отказывается понять и объяснить то, что в основе своей безумно. (11)Миллионы людей, собравшись в одно место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны - что же это такое, ведь это сумасшествие? (12)Брат обернулся и вопросительно уставился на меня своими близорукими глазами.

- (13)Я скажу тебе правду. - (14)Брат доверчиво положил холодную руку на моё плечо. - (15)Я не могу понять, что это такое происходит. (16)Я не могу понять, и это ужасно. (17)Если бы кто-нибудь мог объяснить мне, но никто не может. (18)Ты был на войне, ты видел - объясни мне.

- (19)Какой ты, брат, чудак! (20)Пусти-ка ещё горячей водицы.

- (21)Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое, обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках. (22)Я снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он смеётся и шалит. (23)И снова буду писать - об умных книгах, о новых успехах человеческой мысли, о красоте и мире. (24)А то, что он сказал, было участью всех тех. кто в безумии своём становится близок безумию войны. (25)Я как будто забыл в этот момент, плескаясь в горячей воде, всё то, что я видел там.

- (26)Мне надо вылезать из ванны, - легкомысленно сказал я, и брат улыбнулся мне, как ребёнку, как младшему, хотя я был на три года старше его, и задумался - как взрослый, как старик, у которого большие и тяжёлые мысли.

- (27)Брат позвал слугу, и вдвоём они вынули меня и одели. (28)Потом я пил душистый чай из моего стакана и думал, что жить можно и без ног, а потом меня отвезли в кабинет к моему столу, и я приготовился работать. (29)Моя радость была так велика, наслаждение так глубоко, что я не решался начать чтение и только перебирал книги, нежно лаская их рукою.

- (30)Как много во всём этом ума и чувства красоты!

(По Л. Андрееву)

Основные проблемы:

1) нравственная оценка факта войны (почему человеческое сознание не может принять сам факт войны?);

2) душевное состояние человека в условиях войны (как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность чувствовать, сострадать?);

3) противостояние бездушию и разрушительной силе войны красоты и гармонии человеческих отношений, сознательного творчества людей, духовного наследия человечества (что обнаруживает противоестественность всего происходящего на войне?);

4) проблема памяти о пережитых испытаниях (как долго человек хранит память о прошедших трагических событиях?).

Позиция рассказчика:

1) война безумна, бессмысленна, противоестественна в самой своей основе;

2) безумие войны способно лишить человека его лучших душевных качеств;

3) смысл и радость человеческого существования заключается не в разрушении и уничтожении себе подобных, а в свободном соз¬нательном труде, в наслаждении творчеством, в приобщении ко всему лучшему, что создано человеком, в заботе о своих детях;

4) человеку свойственно не сосредоточиваться на тяжёлых мыслях, обычно он стремится скорее забыть о них.



Скачать

© 2018, 416 5

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!