Тема: Греко-персидские войны. Победа греков в марафонской битве.
Цели урока:
Познакомить учащихся с причинами Греко-персидских войн, показать героическую борьбу греков против персидской агрессии, подвести учащихся к пониманию причин победы греков в Марафонской битве.
Продолжить формирование умений составлять рассказ, анализировать исторические документы, делать несложные выводы.
Стремиться развить у учащихся чувство сопричастности героической борьбе эллинов за свою свободу, отметив, что благодаря мужеству, самоотверженности и патриотизму удалось победить Персидскую державу.
Оборудование: Презентация: карты, схема сражения, ход сражения (анимация), иллюстрации.
Документы:
«Захват персами греческих колоний»
«Геродот о Марафонской битве»
Раздаточный материал для учащихся: черные и белые сигнальные карточки; таблица «Персия-Греция» с разрезными карточками; шаблон ОК (опорного конспекта); карточки с заданием «Термин-определение»; схемы сражений.
Основные понятия и термины: Марафонское сражение, стратег, фаланга, фланги, гоплиты.
Персоналии: Мильтиад
Хронология: 490 г. До н.э.
Тип урока: урок-изучение нового материала
Вид урока: комбинированный
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Подготовка к изучению новой темы
Актуализация опорных знаний учащихся о Персии и Греции.
Здравствуйте, ребята! Я рада снова видеть вас и начать очередной урок. Давайте создадим друг другу хорошее настроение - улыбнемся. Я желаю Вам плодотворно потрудиться. Cегодня мы с вами, продолжаем путешествие по Древней Греции.
Давайте проверим наши знания, ответим на вопросы.
1). На каком полуострове располагалась Древняя Греция? ( На юге Балканского полуострова)
2) Какой город являлся главным в области Аттики? (Афины)
3) Что такое полис? (город-государство)
4) Назовите один из самых могущественных и воинственных полисов Греции? (Спарта)
5) В каком полисе проходили олимпийские игры? /Олимпия/
6) В каком году состоялись первые олимпийские игры? /776 г.до н.э/
7) Что такое демократия?
8) Кто такой демос?
Назовите основное занятие спартанцев?
Архонты это - ……….?
- Молодцы ребята!
- Перед вами афинский мыслитель Сократ Вот как шутливо он замечал. “Греки расселись вокруг моря как лягушки вокруг болота” -
Что он имел в виду? \Основывали колонии\
- Посмотрите на карту, какой полуостров в Эгейском море греки заселяли наиболее активно? (Малая Азия)
- Скажите, как называлось самое крупное Древневосточное государство держава в 5 в. До н.э. на полуострове Малая Азия? \Персидская Держава/
- Что такое держава? \Большое сильное государство\
- Кто был могущественным царем Персидской державы? \Дарий 1
- Ребята, к границам какого государства приближалась персидская держава? \К границам Греции\
- Если два государства интересуются одной территорией, к каким историческим событиям это может привести? \К войне/ Война это конфликт между двумя государствами, в форме вооруженного противоборства.
- Между какими государствами могли произойти военные действия?\Греками и персами\
- сформулируйте тему урока. \Греко персидские войны\
- Тема нашего урока
Тема: «Греко-персидские войны. Победа греков над персами в марафонской битве»
Откройте тетради, запишите тему урока
Какие цели мы поставим сегодня на уроке
III. Изучение нового материала
Причины войны меджу греками и персами?
Марафонская битва (Как складывались военные действия?)
Причины победы греков.
Давайте сравним, что мы знаем о Персии и Греции?
– обратите внимание на слайд, какие из перечисленных черт относятся к Персии, а какие к Греции? (выполняется на местах и у доски)
большая территория
единое государство
небольшая территория
единая армия
полисы
малые армии
(Персия: большая территория, единое государство, единая армия. Греция: небольшая территория, полисы, малые армии) Постановка учебной задачи.
- Посмотрите на таблицу, которая у нас получилась, и сделайте вывод какое государство, на ваш взгляд, должно было победить? Каковы шансы у греков? А теперь прочитайте тему урока. Какой вопрос у вас возникает?
«Почему греки победили персов?»
А раз сегодня говорим только о первом сражении греков и персов, главный вопрос урока будет звучать так: «Почему греки победили персов в Марафонской битве?» на этот вопрос мы ответим свами в конце урока.
К началу 5 века до н.э. Дарий I покоряет побережье полуострова Малая Азия давайте вспомним, какие государства были захвачены персами. \Лидия Мидия Вавилонское царство и тд
- Ребята главная цель персов была захватить Грецию
Давайте Выясним, какие были причины войны Персов с Греками. Ответ подскажет документ, который лежит у вас на партах. Поработайте в парах с историческим документом Задание № 1. Выделите причины войны персов с греками.
Задание №1 В конце 6 века до н.э. на полуострове Малая Азия Персия захватила греческую колонию Милет, богатейший город Персов привлекали богатства и новые земли. На помощь Милету пришли Афины, отправив 20 триер. Но персы все-таки одержали победу. Греческая колония Милет был разрушен до основания, а население продано в рабство. Но известно, что Дарий приказал своим советникам каждый день напоминать ему: «Владыка, помни об афинянах, которые помогали Милетту!
Какие причины войны персов с греками вы выделили? Назовите.
-захват новых территорий;
-обогащение.
- ненависть к грекам
Вывод: Дарий понимал, чтобы окончательно покорить греков, нужно захватить все полисы.)
Над греками нависла угроза порабощения, Дарий 1 в Элладу отправляет персидских послов. Вот они поднимаются на помост в ярких восточных одеяниях и произносят следующую фразу:
С каким посланием они прибыли в Грецию, какой ответ получили вы узнаете поработав с учебником на стр. 161 п 1. ответив на вопросы. Задание №2
Какие полисы решили, не подчиняться персам? \Афины и Спарта\
Как поступили Афиняне с послами персов? /Сбросили их со скалы\
Как поступили Спартанцы с послами персов? /Сбросили послов в колодец/
??? Ребята, как вы думаете, почему другие полисы решили сдаться персам без боя? \У персов была сильная непобедимая армия/
Но многие полисы покорились Дарию. Почему? (считали бесполезным бороться + пример расправы над Милетом)
Вывод: Афины и Спарта отказались подчиниться Персам
- Как на ваш взгляд мог отреагировать Дарий I? (Объявить Греции войну)
Поработайте с текстом задание №3, ответьте на вопросы
Кого афиняне выбрали на должность стратега? \Мильтиада\ Почему? \Хорошо знал военные приемы персов\
Кто стал союзниками афинян? СОЮЗНИКИ – Платеи – 1 тыс. воинов
По какой причине Спарта не присоединилась? /У спартанцев был обычай, в сентябре в полнолуние нельзя было выступать в военный поход\
Вывод: Афиняне практически в одиночку решили выступить против персов. Стратегом выбрали Мильтиаду т.к. он знал приемы ведения войны с персами, союзники полис Платей предоставили 1 тыс. воинов.
– Какими качествами обладали афиняне и за что они сражались. Мы узнаем из клятвы юношей, вступающих в афинскую армию (стр. 164)
Вывод: греки сражались за свою Родину, отстаивали свою свободу (осознавали, что защищают не только свое имущество, дома, детей, но и свободу, демократию, Родину!
В 490 г. до н.э. к берегам Греции отправился огромный персидский флот во главе с Дарием I . Давайте рассмотрим соотношение сил армии, Персов и Греков поработав с текстом Задание № 4, заполните таблицу.
Соотношение сил
Текс армия
Заполнить таблицу
Армия | Персы | Греки |
Численность | 25 | 11 |
Род войск | флот, конница, пехота | Пехота гоплиты |
Вооружение | Копья, луки, меч-кинжал, щит, | Меч, копье, щит. |
Гоплиты – это пешие воины, пехотинцы.
Силы сторон
Армия персов
Персидская армия состояла из 25 тысяч воинов, в неё входили рода войск лучники и всадники \конница\. Воины были представителями разных народов покоренных персами. На вооружении они имели короткие копья и большие луки, щиты. На правом бедре находился меч-кинжал, шлемы из кожи или деревянные. Флот персов составлял 500 кораблей. Самую большую опасность для греков представляла конница.
Афинская армия всего 10 тысяч человек состояла из гоплитов. Гоплиты – это пешие воины пехота. Их вооружением были: короткий меч, копье длинной около 3 метров которое использовали для нанесения ударов противнику, щит. Щит закрывал воина от подбородка до колен, весил около 10 килограмм на обратной стороне были две ручки, за которые гоплит держал щит. Одну тысячу воинов предоставил полис Платеи.
Заполнить таблицу
Армия | Персы | Греки |
Численность | 25 | 11 |
Армия | флот, конница, пехота | Пехота гоплиты |
Вооружение | Копья, луки, щиты, меч-кинжал, щит, флот, конницу | Меч, копье, щит. |
Вывод: армия персов превосходила по численности
Давайте посмотрим ролик, какой прием использовали греки для ведения военных действий.
- Что такое фаланга?
Греки выстраивались фалангой. Фаланга - это тесные сомкнутые ряды воинов боевое построение в несколько шеренг.
- Гонец принес в Афины страшную весть « В марафонской бухте показались корабли персов вооружайтесь» В 490 г. до н.э. к берегам Греции приплыл огромный персидский флот из 500 кораблей. Войско персов высадилось в Аттике на Марафонской равнине в 42 км от Афин (показ по карте). Афиняне смогли собрать всего 9 тысяч гоплитов, еще 1 тысячу прислал город Платеи они выступили против 25 тысячной армии персов. Армию греков возглавлял стратег Мильтиад. Перед боем он сказал грекам «Только от нас зависит, ибо наложить на Афины иго рабства или укрепить свободу»
Давайте посмотрим с вами как проходило сражение Марафонской битвы. После просмотра ролика вам предстоит ответить на вопросы и составить кластер по алгоритму Задание № 5 .
Марафонская битва 980 г.до н.э. 12 сентября, участники греки персы. Итоги греки одержали победу
Какую хитрость придумал Дарий 1\План был прост обогнуть Аттику и ворваться в беззащитные Афины/
- Что предпринял стратег Мильтиад. \Отправил в афины войско\
Каковы причины победы греков над персами?
- Мужество, храбрость воинов.
-- Помощь Платеи.
- Талант Мильтиада
- Греки боролись за Родину.
???? Давайте, вернемся к главному вопросу урока, сможем мы на него ответить? Почему Греки одержали победу в Марафонской битве
Значение победы персов над греками : Персы перестали считаться непобедимыми
Совместное начертание схемы на доске.
- Чем закончился бой? (слайд потери: афиняне – 192чел, персы – 6 400тыс).
Мильтиад приказал самому быстроногому воину отправиться в Афины, чтобы сообщить о победе. В Афинах воин успел произнести только: «Радуйтесь, греки, мы победили!». Сердце его не выдержало огромного напряжения, и он умер. А в память о нем осталась преодоленная им дистанция в 42 км. 195 метров, на которой теперь соревнуются самые выносливые бегуны во время Олимпиад. Называется этот вид спорта марафонским бегом.
- раньше кто-нибудь побеждал персов?
Для кого эта война была захватнической, а для кого – освободительной? (Ответ: захватническая – для персов; освободительная – для греков).
4. Закрепление изученного.
Выполнение теста
1. Персы через послов потребовали у греков земли и воды. Что означало:
А) участки возле водоемов
Б) поесть и попить
В) подчинения
2. Укажите причину греко-персидских войн:
А) спор Дария I c греками
Б) завоевание новых земель
В) конфликт из-за Спарты
3. Кого Народное Собрание в Афинах избрало стратегом для борьбы с персами:
А) Аминий
Б) Мардоний
В) Мильтиад
4. Укажите дату Марафонского сражения:
А) 500г до н.э.
Б) 480 г до н.э.
В) 490 г до н э.
5. Персидский царь, предпринявший первую попытку захватить Грецию в 490г до н.э.?
А) Ксеркс
Б) Дарий 1
В) Кир
6. Кто оказал помощь афинянам?
А) Платеи
Б) Спартанцы
В) Македонцы
Проверь себя
5. Подведение итогов
Учитель: Выяснили, что для греков война носила справедливый характер. Победа греков над персами в Марафонской битве показала, что они способны отстоять свою независимость. Своей победой афиняне вдохновили другие греческие города на сопротивление.
4. Домашнее задание ( дифференцированное ) :
-написать мини- сочинение о Марафонской битве от лица участника;
- составить небольшой связный текст по теме урока, включив 5 «ошибок».
Преодоление проблемы.
Так почему же греки одержали победу над персами в Марафонской битве? (подсказка: что придавало силы грекам в битве?)
Вывод: Мужество воинов, Талант Мильтиада
Греки отстаивали свою свободу (осознавали, что защищают не только свое имущество, дома, детей, но и свободу, демократию, Родину!
(заполнение ОК)
На могиле погибших греков был сооружен холм, который сохранился до наших дней, а на гробнице была сделана надпись:
Доблесть этих мужей освещает бессмертная слава.
Здесь поразили они гордые персов войска.
Пешими поднялись против Азии конницы сильной,
Чтобы Эллады земли рабского дня не узнать. (слайд)
IV. Закрепление
На следующем уроке вам предстоит узнать, как удалось грекам остановить настоящее нашествие персов.
V. Итог урока. Рефлексия.
VI. Д/з.
9