СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории 8 класс "Общественное движение в России в последней трети XIX в.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок истории представлен в рамках методической недели, посвященной проектно- исследовательской деятельности на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории 8 класс "Общественное движение в России в последней трети XIX в.»

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Саракташская средняя общеобразовательная школа №1 имени 70- летия Победы в Великой Отечественной войне»









Методическая неделя « Проектно-исследовательская деятельность на уроке»





Тема урока:

Общественное движение в России в последней трети XIX в.

8 класс


Учитель: Еремеева Ю.А






























Март 2017 г.


8 класс ФГОС 7.03.17

Тема урока №50 Общественное движение в России в последней трети XIX в.

Цель: Дать понимание общественного движения в России в последней трети XIX в. Консервативные, либеральные, радикальные течения в об­щественной мысли. Народническое дви­жение. Идеология народничества. Теоре­тики революционного народничества: М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев. Народнические организации. Народни­ческий террор. Кризис революционного народничества.

Планируемые результаты:

Планируемые УУД: Предметные: овладение целостным представлением об историческом пути народов человечества, как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества. Раскрывать существенные черты идеологии консерватизма, либерализма, радикального

общественного движения.

Объяснять, в чем заключалась эволюция народнического движения в 1870-1 880-е гг.

Давать характеристику участников народнического движе­ния, используя материалы учебника и дополнительную литера­туру.

Излагать оценки значения народнического движения, выска­зывать свое отношение к ним

Личностные: Планировать пути достижения цели. Видеть историю, как исторический процесс, пронизанный причинно- следственной связью. Умение сотрудничать с соседом по парте и классом., учителем. Метапредметные: работать с основным текстом учебника, анализировать исторические документы, выделять необходимую информацию, работать с картографическим материалом, статистическим, составлять ментальные карты.

Технологическая карта урока

Основные этапы организации учебной деятельности



Цель этапа


Содержание педагогического взаимодействия


Деятельность учителя

деятельность учащихся

Деятельность обучающихся


Орг. Мом

эмоциональный настрой

приветствие. Организация рабочего места.



  1. Актуализация знаний.

  2. Проверка домашнего задания.


Вызов:

Показ видео «Убийство Александра II»и показ слайдов презентации.

-Что вы знаете об этом? Как оценивало общество данное событие?

Раб. С документом с.71-72 зад №74., 75

-.Почему царствование Александра II обернулось невидным ранее политическим террором., неоднократными покушениями на царя « освободителя» и в конце концов , его гибелью?

Организация работы с заданиями для групп.


Ответы учащихся

Индивидуальные ответы учащихся

– смыслообразование (Л);

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К

– целеполагание (П);

  1. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Итак, тема урока: Общественное движение в России в последней трети XIX в. Насколько тема актуальна работа для нас.

-На прошлом занятии мы с вами были в роли исследователей и учились составлять алгоритм учебного исследования. Вы получили алгоритм учебного исследования и задание его с учетом темы. Предлагаю прослушать, что у вас получилось и вместе дать оценку самым удачным.

-Сегодня, на уроке я вам предлагаю в рамках одного урока исследование через работу с документами, а для этого мы должны определить общую тему, цель, задачи, объект и предмет исследования, гипотезу. Работу по исследованию предлагаю построить по группам.


Целеполагание.

Ответы

Презентуют свои работы по работе с текстом и алгоритмом .


Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

  1. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Дает алгоритм исследования на уроке ( презентация):

Тема исследования

( о чем ?)

Об общественном движеии 1860-70-х гг. в России.



Цель исследования

Показать Выявить, узнать,(зачем? )

Определить роль народничества в социально- политической жизни страны

Задачи исследования

(Что делать?)

Изучить

Найти

Определить

Сделать вывод

Выявить причины зарождения народничества и их цели.

Изучив и сравнив три направления в народничестве и их идеологов составить сравнительную таблицу.

Выявить причины « хождения в народ» народников и причины неудач.

Изучив учебный текст и дополнительную литературу о революционных организациях действовавших в Росси в в1870-х гг. в России составить схему «Революционные организациив 1870-х г»

Объект исследования

Какую область исследуем. Объект-целое

Революционная направление общественной мысли 60-70х гг. в России

Предмет исследования

Какую часть предмета исследуем

предмет –часть целого

Народничество второй половины 1960- начало 80-х гг.

гипотеза

Предположение

Если…., то ….

Совершив террор против «царя – освободителя», народники помешали стать России на путь демократических преобразований.







Целеполагание.



Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

  1. Конструирование нового способа действия.

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Организует учебное исследование для выделения понятия...

  • Самостоятельная работа в группах с текстом работа и ответы на вопросы к пунктам.

План:

Группа №1 Выявить причины зарождения народничества и их цели. Док-т №72 с.69 , № 74.Пазин

Группа № 2 На основе п.2. учебника и документа изучив и сравнив три направления в народничестве и их идеологов, составить сравнительную таблицу.( Учебник)

Группа № 3 Выявить причины « хождения в народ» народников и причины неудач. Работа с документом № 1-4 (Документ №1-4)

??? Почему хождение в народ потерпело поражение?

Учитель дополняет ответ учащихся: Подобная тактика не была результативной, поскольку:

• крестьяне воспринимали приходивших к ним как «бар». В деревне, где все друг друга знают, на пришедших смотрели с опаской и недоверием.

• крестьянство консервативно, среди крестьян сильны монархические иллюзии, вера в доброго царя; призывы к бунту, революции вызывали испуг, страх.

• речь приходивших была часто не понятна, слова о том, что все имущество будет общим встречалось с ироническим усмешками;

• хотя разговоры о малоземелье и тяжести выкупных платежей были близки и понятны крестьянам.


Группа № 4 Изучив учебный текст и дополнительную литературу ( «Земля и воля» и «Раскол «Земли и воли») о революционных организациях действовавших в России в в1970-х гг. в России составить схему «Революционные организации 60 – х гг.», , определив лидеров, программу и тактику

Группы № 5 Изучив п. 4, с.166 и док-т № 73 с. 70 «Из проекта, разработанного министром внутренних дел графом М.Т. Лорис- Меликовым» докажите или опровергните гипотезу: «Совершив террор против «царя – освободителя», народники помешали России стать на путь демократических преобразований».


Индивидуальная работа с текстом п. 15. Составление сравнительной таблицы



Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

6.Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу


Работа с документом.

Составление схем, таблиц




Работа в раб .тетради.



Работают над заданием по группам

Ответы групп.

Взаимообучение.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль.

- контрольно-оценивающая деятельность

Зад № 166 С 4 .Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. 1 марта 1881 г. Александр одобрил план государственных преобразований Лорис Меликова. Его рассмотрение Советом министром было назначено на 4 марта. Однако Александр II погиб в результате террористического акта. Кто организовал покушение на императора? Укажите организацию и ее лидеров. Как повлияло убийство царя на развитие России?

Работают в группах над заданием формата ОГЭ. Отвечают на вопросы, делают предположение и озвучивают перед классом.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.


Осуществляют пошаговый контроль по результату

8.Рефлексия

итог образовательной деятельности

Итак, подведем итог урока:

Во время урока я узнал ( а), что…

Я участвовал(а) в разработке, создании, решении..

Я уверен(а), что

Я сомневаюсь , что..

Пожелания, предложения…

История его царствования поистине парадоксальна:

- его правление принесло крупнейшие преобразования в истории России, но стоило жизни царю- реформатору.

-при всей масштабности проведенных реформ суть режима не была изменена;

- общество, поверившее и последовавшее за царем- освободителем, к концу 1970-х гг. увидело, что его преобразовательная деятельность тормозит дальнейшие реформы.

- Как повлияло убийство царя на развитие России?

-Народники- герои или злодеи?



Ответы учащихся

самооценка на основе критерия успешности (Л);

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К

д.з


П.написать мини- сочинение «народники- преступники или герои?»








Тема исследования

( о чем ?)




Цель исследования

Показать Выявить, узнать,(зачем? )


Задачи исследования

(Что делать?)

Изучить

Найти

Определить

Сделать вывод


Объект исследования

Какую область исследуем. Объект-целое


Предмет исследования

Какую часть предмета исследуем

предмет –часть целого


гипотеза

Предположение

Если…., то ….







Тема исследования

( о чем ?)




Цель исследования

Показать Выявить, узнать,(зачем? )


Задачи исследования

(Что делать?)

Изучить

Найти

Определить

Сделать вывод


Объект исследования

Какую область исследуем. Объект-целое


Предмет исследования

Какую часть предмета исследуем

предмет –часть целого


гипотеза

Предположение

Если…., то ….








Группа № 3 Выявить причины « хождения в народ» народников и причины неудач. Работа с документом № 1-4 (Документ №1-4)

«Хождение в народ». В середине 70-х гг. народники пришли к вы­воду о том, что если не произойдет немедленной революции, то ка­питализм, набирающий силы, изменит, приспособит к своему раз­витию крестьянскую общину. Поэтому необходимо было, по их мнению, идти в народ для того, чтобы вносить в его сознание «иде­алы лучшего, справедливого общественного строя».

Состав пропагандистов был очень пестрым: «в народ» устреми­лись не только революционные романтики из числа членов тайных организаций, но и люди, не связанные с ними, но разделяющие на­роднические идеи. Среди них были даже представители высших слоев общества.

В 1874—1875 гг. сотни пропагандистов под видом врачей, ин­женеров, учителей, а порой, чтобы завоевать доверие крестьян, и переодетые мастеровыми разбрелись по России, проникая в самые глухие ее уголки. Они толковали с крестьянами о революции и со­циализме. Но мужики, как правило, не понимали «бар» с их гос­подской, полной иностранных слов речью. Чаще всего крестьяне и доносили на пропагандистов в полицию.

В этом движении приняли участие несколько тысяч пропагандистов. В основном это была учащаяся молодежь, вдохновленная идеей Бакунина о ' возможности поднять народ на «всеобщий бунт». Толчком к этому походу послужил тяжелый голод 1873-1874 гг. Пропагандисты разбредались по России и толковали крестьянам о революции и социализме в надежде под­нять их на восстание.

Власти ответили на «хождение в народ» всероссийской облавой и показательными судами над революционерами.

Деятельность народников, их самоотверженность вызывали к ним глубокие симпатии со стороны образованной части общества. Поведение революционеров выглядело особенно впечатляющим в сравнении с погоней за наживой, которая расцвела тогда на почве железнодорожного строительства, учреждения банков и торгово-промышленных предприятий. Однако крестьяне, жившие собствен­ной жизнью, сообразно укоренившимся представлениям, не от­кликнулись на призывы народников.






РАБОТА С ДОКУМЕНТАМИ

Документ 1.

"Первою заботою революционеров, двинувшихся в народ, было приискание таких пунктов в районе будущей их деятельности, в которых можно было бы поселиться (оседлые пропагандисты) или из которых можно было бы совершать экскурсии в народ (летучие пропагандисты). Одни пропагандисты предпочитали проходить из села в село по более или менее обширному району, другие действовали набегами из занятых ими позиций, третьи старались занять какое-либо определенное положение в деревне... и круг своей деятельности ограничивали сравнительно небольшими пределами".

"Один из нас выхлопотал разрешение быть книгоношей, то есть ходячим продавцом по деревням книг. Вверху его короба лежали различные божественные книжки, а внизу революционные воззвания к народу и брошюры, издаваемые для народа за границей (запрещенные в России). Все эти книги распространялись книгоношей по всему уезду.

??? Как вы понимаете, что такое «Летучая пропаганда»?

Документ 2

На лугу были устроены качели и карусели. Благодаря таким приманкам каждое воскресенье собиралась в Потапове вся деревенская молодежь. Везде кругом пели песни, водили хороводы. Когда народники замешивались по временам в эту огромную толпу со своими шутками и веселыми рассказами, то их местонахождение можно было легко определить по взрывам хохота. С особенным воодушевлением пела толпа революционный вариант "Дубинушки":

Ой, ребята, плохо дело!

Наша барка на мель села.

Царь наш белый кормщик пьяный!

Он завел на мель нас прямо.

Чтобы барка шла ходчее,

Надо кормщика в три шеи.

Писарев спросил однажды меня: "Как ты думаешь, скоро ли будет революция?" "Не знаю, -ответил я ему печально, - может быть лет через 10, а может быть и более." "Ну, нет! - воскликнул он. -Более чем на четыре года, я не согласен." Из воспоминаний Н. А. Морозова


??? Почему хождение в народ потерпело поражение?



Документ 3.

"Нужно сказать, что время конца 1875-го года и начала 76-го было временем разочарования в тех надеждах, с которыми революционная молодежь двинулась в народ. Выработанная на основе социалистических принципов программа, без всякого отношения к тому, что представляла собой жизнь, потерпела крушение. В лучшем случае удавалось только завоевать симпатии деревни; но надежды на то, что пропаганда вызовет деревенский народ на активную борьбу... не оправдались. Крестьянин слушал революционера так же как он слушал батюшку, проповедующего ему о царствии небесном, и после прослушанной проповеди, как только переходил порог церкви, жил точно так же, как он жил и до проповеди. Многие побывавшие в народе вынесли на этот счет такое же убеждение" Из воспоминаний MP. Потапова.

Документ 4.

«Раз идем мы с товарищем по дороге. Нагоняет нас мужик на дровнях. Я стал толковать ему, что податей платить не следует, что чиновники грабят народ и что по писанию выходит, что надо бунтовать. Мужик стегнул коня, но и мы прибавили шагу. Он погнал лошадь трусцой, но и мы побежали вслед, и все время продолжал я ему втолковывать насчет податей и бунта. Наконец мужик пустил коня вскачь, но лошаденка была дрянная, так что мы не отставали от саней и пропагандировали крестьянина, покуда совсем пе­рехватило дыханье». Воспоминания П. А. Кропоткина, передающего рассказ Сергея Кравчинского

??? Почему хождение в народ потерпело поражение?



















Группа № 4 Изучив учебный текст и дополнительную литературу ( «Земля и воля» и «Раскол «Земли и воли») о революционных организациях действовавших в России в в1970-х гг. в России составить схему «Революционные организации 60 – х гг.», определив лидеров, программу и тактику

«Земля и воля»

1876 – 1879 гг. – создана организация «Земля и воля».

ЧЛЕНЫ:

ПРОГРАММА:

ТАКТИКА:

«Земля и воля». Неудача агитационного движения заставила ре­волюционеров перейти к созданию строго централизованных и за­конспирированных групп. На смену увлечения идеями Бакунина и Лаврова пришло пристальное внимание к доводам Ткачева.

В конце 1876 г. в Петербурге возникла организация «Земля и воля», названная так в память первого революционного объедине­ния 60-х гг. Ее создателями были М. А. Натансон, А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов и др. Позже в «Землю и волю» вступили В. Н. Фиг­нер, С. Л. Перовская, Н. А. Морозов, С. М. Кравчинский. Своей целью землевольцы провозгласили переход всей земли в руки тру­дового крестьянства, организацию жизни общества на принципах общинного самоуправления, решение национального вопроса сооб­разно желанию населения. Они считали, что осуществить эти цели возможно «только путем насильственного переворота».

Для подготовки народного восстания предполагалось использо­вать организаторские и дезорганизаторские методы работы. Орга­низаторские меры предусматривали ведение пропаганды среди крестьянства и рабочих. Дезорганизаторские методы предполагали проведение действий, ослабляющих правительство, в том числе уничтожение наиболее «вредных» чиновников (индивидуальный террор).

Организаторская работа среди крестьян являлась продолжени­ем «хождения в народ». Но при этом «летучая» пропаганда смени­лась «оседлой». Члены организации создавали в сельской местности свои поселения, совмещая пропагандистскую деятельность с работой по специальностям фельдшеров, учителей, агрономов. При этом такая работа часто отнимала столько времени и сил, что до пропаганды просто не доходили руки.

3) Раскол «Земли и Воли»

«Дело Веры Засулич»

Раскол «Земли и воли». Дезорганизаторской группе народников удалось провести ряд громких террористических актов, взбудора­живших всю страну. В январе 1878 г. молодая революционерка В. И. Засулич стреляла в петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова, приказавшего выпороть политического заключенного, не снявшего перед ним головного убора.

В августе 1878 г. в центре Петербурга, средь бела дня, С. Кравчинский заколол кинжалом шефа жандармов Н. В. Мезенцева. В фев­рале 1879 г. был приведен в исполнение смертный приговор гене­рал-губернатору Харькова Д. Н. Кропоткину. В марте 1879 г. было совершено покушение на нового шефа жандармов А. Р. Дрентельна. От рук террористов пострадали шеф одесских жандармов, ки­евский прокурор, несколько агентов полиции.

2 апреля 1879 г. землеволец А. К. Соловьев совершил новое по­кушение на Александра II. Но пять выпущенных им пуль не до­стигли цели, царь остался жив.

Власти боролись с революционерами чрезвычайными метода­ми. С августа 1878 г. до конца 1880 г. 22 террориста были казне­ны. За это же время от рук революционеров погибло 27 человек и несколько десятков было ранено. Зачастую во время террористических актов страдали ни в чем не повин­ные люди, случайно оказавшиеся рядом с намеченной жертвой.

В августе 1879 г. «Земля и воля» разде­лилась на две самостоятельные организа­ции — «Черный передел», куда вошли сто­ронники продолжения пропагандистской работы, возглавляемые Г. В. Плехановым, и «Народную волю», объединившую сто­ронников индивидуального террора













Группа № 2 На основе п.2. учебника изучив и сравнив три направления в народничестве и их идеологов, составить сравнительную таблицу.( Учебник)



Группа № 2 На основе п.2. учебника изучив и сравнив три направления в народничестве и их идеологов, составить сравнительную таблицу.( Учебник)



Группа № 2 На основе п.2. учебника изучив и сравнив три направления в народничестве и их идеологов, составить сравнительную таблицу.( Учебник)



Группа № 2 На основе п.2. учебника изучив и сравнив три направления в народничестве и их идеологов, составить сравнительную таблицу.( Учебник)



Группы № 5 Изучив п. 4, с.166 и док-т № 73 с. 70 «Из проекта, разработанного министром внутренних дел графом М.Т. Лорис- Меликовым» докажите или опровергните гипотезу: «Совершив террор против «царя – освободителя», народники помешали России стать на путь демократических преобразований».



Группы № 5 Изучив п. 4, с.166 и док-т № 73 с. 70 «Из проекта, разработанного министром внутренних дел графом М.Т. Лорис- Меликовым» докажите или опровергните гипотезу: «Совершив террор против «царя – освободителя», народники помешали России стать на путь демократических преобразований».



Группы № 5 Изучив п. 4, с.166 и док-т № 73 с. 70 «Из проекта, разработанного министром внутренних дел графом М.Т. Лорис- Меликовым» докажите или опровергните гипотезу: «Совершив террор против «царя – освободителя», народники помешали России стать на путь демократических преобразований».



Группы № 5 Изучив п. 4, с.166 и док-т № 73 с. 70 «Из проекта, разработанного министром внутренних дел графом М.Т. Лорис- Меликовым» докажите или опровергните гипотезу: «Совершив террор против «царя – освободителя», народники помешали России стать на путь демократических преобразований».



Группа №1 Выявить причины зарождения народничества и их цели. Док-т №72 с.69 , № 74.





Группа №1 Выявить причины зарождения народничества и их цели. Док-т №72 с.69 , № 74.





Группа №1 Выявить причины зарождения народничества и их цели. Док-т №72 с.69 , № 74.





Группа №1 Выявить причины зарождения народничества и их цели. Док-т №72 с.69 , № 74.































1 марта 1881 г. – убийство Александра II «Народной волей» (СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ)

Итог: разгром «Народной воли», казнь, лидеры «Черного передел» уехали за границу

«Народная воля»: охота на царя. Еще в июле 1878 г. в Липецке наиболее активные члены дезорганизаторской группы «Земли и воли» вынесли смертный приговор Александру II. Они были иск­ренне убеждены в том, что удачное покушение на царя послужит сигналом для крестьянской революции.

Исполнительный комитет «Народной воли» начал настоящую охоту на Александра II. Она проводилась при тщательном соблю­дении конспирации и отличалась фантастической изобретатель­ностью. Было решено организовать покушение на царя при его возвращении из Крыма в Петербург в ноябре 1879 г. Были задей­ствованы три группы террористов. Первая состояла из М. Фролен­ко и Т. Лебедевой, которые устроились на работу в качестве же­лезнодорожных сторожей близ Одессы. Но императорский поезд проследовал не через Одессу, а на Александровск. Здесь его ожи­дала вторая группа народовольцев во главе с А. Желябовым, кото­рый под видом купца обустраивал землю у самого полотна желез­ной дороги якобы для строительства кожевенного завода. Однако при прохождении царского поезда заложенная бомба не взорва­лась. В дело была подключена третья группа во главе с С. Перов­ской, которая подготовила подкоп под железнодорожное полотно в семи километрах от Москвы. Но судьба вновь оказалась благо­склонна к императору. Был взорван не тот поезд.

Зимой 1879/80 г. народовольцы начали подготовку нового, еще более дерзкого покушения — взрыва в Зимнем дворце. Народник

C. Халтурин устроился во дворец краснодеревщиком и каждый день проносил туда понемногу динамита. Комната столяров нахо­дилась под царской столовой. Взрыв был намечен на день, когда на парадном обеде должна была собраться вся императорская семья. Но в дело вновь вмешался случай. Начало обеда перенесли на более позднее время. Во время взрыва пострадала только охра­на и прислуга: было убито 10 человек и 53 ранено.

Запланировали новый взрыв — на дороге, по которой следова­ла карета царя с железнодорожного вокзала в Зимний дворец.

Операцию готовил А. Желябов. За Александром установили еже­дневное наблюдение, выяснили маршруты его поездок. На Малой Садовой улице стали рыть подкоп. Но в конце февраля 1881 г. Желябов был арестован. Исполнительным комитетом «На­родной воли» было принято решение ускорить покушение.

1 марта 1881 г. император направился на развод войск в Ми­хайловский замок. Он и на этот раз попытался обмануть судьбу, изменив обычный маршрут следования. Но террористы постара­лись исключить всякую случайность — на всем пути возможного следования царской кареты были поставлены бомбометатели. Александр оказался в ловушке. Император был смертельно ранен бомбой, брошенной И. Греневицким, который также погиб. Через девять часов после взрыва император скончался.

Почти все члены Исполнительного комитета «Народной воли» были арестованы. А. И. Желябов, С. Л. Перовская, А. Д. Михай­лов, Н. И. Кибальчич, Н. И. Рысаков, подготовившие покушение, были повешены в апреле 1881 г.

Цареубийство не стало, вопреки ожиданиям народников, нача­лом крестьянской революции. Более того, народ был ошеломлен дерзким убийством императора, Александра II в деревнях жалели. Народническое движение зашло в тупик.



Дополнительные мтариалы для учителя.

Засулич Вера Ивановна (1849-1919) - родилась в Смоленской губернии в семье отставного капитана и мелкопоместной помещицы. Воспитывалась В. И. Засулич в Москве в частном пансионе, где она познакомилась с участниками народнического кружка Н. А. Ишутина (член этого кружка Каракозов в 1866 г. стре­лял в Александра II).

По окончании пансиона в 1868 г. Засулич переезжает в Петербург. Здесь она вновь сближается с радикально настроенными студенческими кругами. В это время студенчество увлекалось созданием всякого рода мастерских, основанных на ар­тельных началах. Девушка поступает в одну из таких переплетно-брошюровочных мастерских и знакомится с С. Г. Нечаевым, игравшем тогда видную роль в студенче­ском движении. Нечаев пытается вовлечь ее в создаваемую им заговорщическую организацию, но Засулич не принимает его предложения. Однако она соглашается помочь ему и дает Нечаеву свой адрес для пересылки конспиративных писем.

За получение письма от Нечаева из-за границы для передачи другому лицу в 1869 г. В. Засулич была арестована. Ее заключили сначала в Литовский замок, а за­тем в Петропавловскую крепость. Во время нечаевского процесса ее не вызывали в суд в качестве свидетеля. После почти двухлетнего одиночного заключения В. Засу­лич была освобождена, однако уже через месяц ее вновь арестовывают и под конво­ем жандармов отправляют в административную ссылку, сначала в г. Крестцы (Нов­городской губернии), затем в Тверь и в 1872 г. в Солигалич (Костромской губернии). В конце 1873 года она получает разрешение поселиться под надзором полиции в Харькове. Прожив там почти два года, Засулич решает перейти на нелегальное по­ложение. С этого времени начинается ее активное участие в революционном движе­нии. Засулич входит в Киевский кружок народников-«бунтарей», принимает участие в организации деревенских поселений.

Уцелев при разгроме жандармами киевского кружка осенью 1877 года, Засулич приезжает в Петербург и готовит покушение на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова, который приказал высечь розгами одного из членов «земли и воли», что было воспринято многими революционерами не только как явное и безнаказан­ное попрание законов высокопоставленным чиновником, но и как проявление не­уважения к человеческой личности. 24 января 1878 г. Засулич стреляла в Трепова и тяжело его ранила, однако он остался жив. Однако суд присяжных под председа­тельством известного либерала А. Ф. Кони оправдал Засулич. Событие вызвало ог­ромный резонанс в стране, поскольку совершившая уголовное преступление не только не была наказана, но и полностью оправдана. Многие, в том числе, например, Ф. М. Достоевский, увидели в этом явное извращение норм правосудия. Став одним из символов торжества справедливости народной борьбы, Засулич впоследствии становится членом «Черного передела», одним из организаторов «Освобождения труда», одним из лидеров меньшевиков.

Фигнер Вера Николаевна (1852-1942) - народница, революционерка, затем видный член партии эсеров. Происходила из семьи казанских дворян. После оконча­ния Казанского университета в 1869 г. несколько лет изучала в Швейцарии медици­ну. Вернувшись в Россию, включилась в «хождение в народ». Живя в деревне, рабо­тала фельдшерицей, старалась просвещать крестьян. С 1879 г. - член Исполнитель­ного комитета террористической организации «Народная воля». Участвовала в под­готовке покушения на Александра II. В 1883 г. была арестована, и в 1884 г. пригово­рена к смертной казни, которая была заменена на вечную каторгу. 20 лет провела в заключении в Шлиссельбургской крепости, а в 1904 г. была выслана на поселение в Желябов Андрей Иванович (1851-1881) - один из руководителей и создателей «Народной воли». Был членом кружка «чайковцев», участвовал в «хождении в на­род». В конце 70-х гг. признал справедливость идеи Ткачева о заговоре как единст­венно возможном методе революционной борьбы. Был одним из фанатичных вдох­новителей террора, развязанного сначала членами «Земли и воли», а затем народо­вольцами против властей. Сам участвовал в разработке нескольких покушений на Александра II, в том числе последнего. Несмотря на то, что Желябов был арестован еще до убийства императора Александра, он добился того, чтобы его судили вместе с его товарищами, обвинявшимися в этом покушении. Вместе с другими четырьмя участниками покушения был казнен.

Перовская Софья Львовна (1853-1881) - известная революционерка. Проис­ходила из богатой дворянской семьи, ее отец был губернатором Петербургской гу­бернии. Как и Желябов, поначалу состояла в кружке «чайковцев», затем в «Земле и воле», участвовала в «хождении в народ». После раскола «Земли и воли» вместе с Желябовым стала руководить террористической организацией «Народная воля», войдя в ее исполнительный комитет. Была особо фанатичной сторонницей идеи тер­рора и расправы с царем. Принимала активное участие в подготовке покушений на Александра II. После покушения 1 марта 1881 г. была арестована и 10 марта пове­шена вместе с несколькими другими исполнителями покушения на царя