СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В данной работе предложены две методики организации проектно-исследовательской работы на уроках истории в 10 классе по темам «Прозвище как зеркало деятельности исторической личности» и «Отказ от брака русских правительниц - во благо государства, или во имя личной свободы?».
Афанасьева М.А., Капустина Л.В. Урок истории как лаборатория юного исследователя
Содержание
стр.
Пояснительная записка…………………………………………………………………………………..3
I. Прозвище как зеркало деятельности исторической личности……………………………………..4
II. Отказ от брака русских правительниц - во благо государства или во имя личной свободы?......10
Литература………………………………………………………………………………………………..33
Пояснительная записка
Проблема развития образовательной мотивации актуальна для любого учителя, заинтересованного в качественном преподавании своего предмета. Преподавание предмета может быть эффективным, если ученик не равнодушен к его содержанию, внутренне понимает значимость изучаемого материала.
Целью изучения исторического материала через деятельность исторической личности, и отношение конкретного ученика к деяниям и поступкам данной исторической персоны было стремление «очеловечить» историю, придать содержанию предмета личностно значимый характер и способствовать развитию учебной мотивации школьников.
На основе системы ценностей, выстроенной личностью, образуются векторы-смыслы, находящие свое отражение в ее поступках и деяниях. Естественно, что в этой системе находит свое отражение время, в которой живет личность, а также иерархия вечных ценностей, таких как семья, любовь, мужество, долг перед отечеством и т.д., по которой любой современник может дать оценку исторической личности с позиции нравственности. Но такая оценка будет достаточно субъективной. Для объективной оценки деятельности личности, необходимо исследовать социальную среду, в которой она сформировалась, изучить особенности данного исторического периода.
Значит, ученик должен стать исследователем. А для этого, ему необходима не только мотивация и четко поставленная цель, но и совокупность инструментов, с помощью которых можно провести грамотное исследование. Набор таких инструментов предлагает технология ОТСМ-ТРИЗ.
С их помощью можно создать исследовательскую среду на уроке и целенаправленно работать над развитием проектно-исследовательских умений старшеклассников, которые являются основой для самоопределения и саморазвития.
Цель работы: разработать методики организации проектно-исследовательской работы на уроках истории в старших классах с помощью инструментов технологии ОТСМ-ТРИЗ, способствующие развитию исследовательской культуры учащихся на основе нового видения подачи учебного материала, акцентированного на деяния и поступки исторической личности.
Предложенные методики анализа исторической личности на основе инструментов ОТСМ-ТРИЗ дадут возможность учащимся воспринять ее целостный образ, осмыслить историческое пространство, в котором формировалась личность, увидеть в ее деятельности опыт достойный подражания, или наоборот, вызывающий чувство неприятия и отторжения. А это значит, что предлагаемый формат организации учебно-исследовательской работы несет и целенаправленную нагрузку воспитательного характера. Через личность исторической персоны ученики получат возможность глубже познать свою собственную личность и, проводя параллели, сравнивая себя с другими, возможно, примут решение что-то изменить в своей собственной жизни.
Для старшеклассников характерно владение методами научного познания, способствующими выработке потребности в интеллектуальной деятельности и проявлению исследовательской инициативы, поэтому данное направление организации учебного процесса актуально и психологически обосновано.
Предлагаемые темы и методики организации проектно-исследовательской деятельности на уроках, позволят не только осознанно и личностно - значимо изучить исторический материал, но и предоставят возможность каждому заинтересованному ученику, определить тему или направление для своего, индивидуального исследования.
В данной работе предложены две методики организации проектно-исследовательской работы на уроках истории в 10 классе по темам «Прозвище как зеркало деятельности исторической личности» и «Отказ от брака русских правительниц - во благо государства, или во имя личной свободы?».
I. Прозвище как зеркало деятельности исторической личности
В 10 классе изучается история Древнерусского государства. Это время правления династии Рюриковичей. Великие князья этой династии носили прозвища, которые им давались за особые черты личности, чаще всего находившие свое отражение в государственной деятельности (Вещий, Старый, Мудрый, Святой, Темный и т.д.). Раскрытие тайны прозвища князя может стать общей идеей, на основе которой будет строиться «проблемное поле» урока.
Методика анализа деяний и поступков исторической личности через ее отношение к проблемной ситуации разработана с помощью инструментов технологии ОТСМ-ТРИЗ, таких как паспорт, копилка (модель «Элемент мира - Имя признака - значение признака»), модели противоречия элемента и «Точка зрения».
Для организации урока кроме материала учебника необходим дополнительный материал: тексты, составленные на основе различных источников; легенды о князьях и их деятельности и документальные фильмы из цикла «История государства Российского», который создан студией «Бабич дизайн» (компания группы Star Media) на основе одноименного труда писателя и историка Н.М. Карамзина.
Поэтому опережающим домашним заданием может стать создание разнообразных информационных копилок. Например, копилки легенд о русских князьях и т.д.
Работа выполняется по следующему алгоритму:
Найдите в тексте учебника информацию об исследуемом лице.
Изучите дополнительный текстовый материал.
Посмотрите видеофильм.
Работая в группе:
4.1. Создайте копилку «Деяния и поступки личности»
4.2. Заполните паспорт «Рюриковичи. Князь…»
4.3. Представьте выявленные деяния и поступки в виде противоречий.
4.4. Достройте таблицу «Ситуация выбора - Решение»
4.5. Дайте оценку выборам князя.
4.6. Предложите, с вашей точки зрения, сильные или правильные решения, которые мог бы принять князь, но не принял. Обсудите предложенные вами решения с одноклассниками.
4.7. Решите любое другое (не рассмотренное в таблице «Ситуация выбора - Решение) противоречие с позиции князя или со своей личной позиции и представьте ваше решение одноклассникам.
Работая самостоятельно, создайте портрет личности князя и ответьте на вопрос: почему князь носил такое прозвище?
Проектно - исследовательская работа на уроке организуется с использованием следующих форм: индивидуальная работа учащихся с разными источниками информации; эвристическая беседа; групповая самостоятельная работа, направленная на анализ изученного материала; фронтальная работа; дискуссия; групповая самостоятельная работа учащихся проектного характера; индивидуальная самостоятельная работа учащихся проектного характера; ярмарка проектных продуктов.
Методика анализа деяний и поступков исторической личности
(на примере князя Олега)
Для организации проектно-исследовательской работы на уроке класс необходимо разделить на группы по 4-5 человек.
Учитель: Информацию о том, какими были первые русские князья, и какие политические деяния они осуществили, мы получили из письменных документальных источников.
Основным таким источником является летопись «Повесть временных лет», написанная монахом Киево - Печерского монастыря Нестором в 12 веке. Вот что рассказывает этот документ о первом реальном правителе Руси Олеге:
«В 882 г. захватил Киев и сделал его столицей древнерусского государства, убив княживших там ранее Аскольда и Дира. Подчинил себе племена древлян, северян, радимичей. Ежегодно объезжал население, собирая с него полюдье (дань). Упрочил внешнеполитическое положение. Нанес первый удар по Хазарскому каганату. В 907 г. совершил успешный военный поход на Константинополь, итогом которого стали выгодные для Руси два мирных договора (907 и 911 г.г.)»
Конечно, в летописи написано, не так, а сложным старорусским языком. А это цитата из современного учебника истории, в которой отражены факты, прописанные в летописи.
Найдите в тексте учебника информацию об Олеге, и прочитайте ее самостоятельно.
У вас на партах имеется раздаточный материал, также написанный на основе летописи «Повесть временных лет», но представлен он виде легенды (приложение). Внимательно прочитайте его.
А сейчас вам предлагается документальный фильм из цикла «История государства российского», который дополнит полученную вами информацию из текстов.
Чем отличаются предложенная вам информация?
Несмотря на свои отличия, информационный материал повествуют о деяниях и поступках князя Олега, получившего в истории прозвище «Вещий».
Любой поступок сопряжен с ситуацией выбора, а вот какой выбор сделает человек, зависит не только от внешних обстоятельств, но и от его характера.
Я предлагаю вам на время урока стать исследователями и плодотворно поработать в своих импровизированных исследовательских лабораториях (группах), и на основе этих двух небольших текстов и видеосюжета создать словесный портрет князя Олега, представляющий собой характеристику его личности и ответить на вопрос «Почему Олега прозвали «Вещий»?
Работу будем выполнять по следующему алгоритму:
Выявить все прописанные в текстах и озвученные в документальном фильме деяния князя Олега (поступки на которые способен только государственный деятель) разделив их на внешне - и внутриполитические, и поступки Олега человека (поступки, которые способен осуществить любой человек) и представить их в виде копилки.
Копилка «Деяния и поступки личности»
Деяния князя Олега | |
Внутренняя политика | Внешняя политика |
|
|
Поступки Олега | |
|
Образец копилки «Деяния и поступки личности»
Деяния князя Олега | |
Внутренняя политика | Внешняя политика |
Захватил Киев и превратил его в столицу | Организовал военный поход на Константинополь |
Подчинил племена древлян, северян, радимичей | Подписал два мирных договора |
Собирал дань с присоединенных племен | Собрал большое войско для военного похода в Византию |
Нанес удар по Хазарии | |
Стал от греков дань принимать | |
Прибил щит к воротам Царьграда | |
Не остановился перед препятствием (закрыли морские ворота), и отдал приказ продолжать поход. | |
Поступки Олега | |
Гадал, с целью получения знания о своей смерти. Отказался от своего боевого друга - коня; узнав о его смерти, посетил место нахождения останков; пнул череп коня. Убил князей Дира и Аскольда. Не притронулся к дарам греков. |
Заполнить паспорт «Рюриковичи. Князь Олег» (Паспорт можно заполнить в устной форме).
Паспорт «Рюриковичи. Князь Олег»
Элемент мира | Имя признака | Значение признака |
Князь Олег | Приоритетное (основное) направление политики | ??? |
Основные методы ведения политики | ??? | |
Уровень успешности осуществленных деяний | ??? | |
Характерные черты личности князя | ??? | |
Черты характера, в которых прослеживается «отпечаток эпохи» | ??? |
Образец заполненного паспорта: «Рюриковичи. Князь Олег»
Элемент мира | Имя признака | Значение признака |
Князь Олег | Приоритетное (основное) направление политики | внешнее |
Основные методы ведения политики | силовые | |
Уровень успешности осуществленных деяний | высокий | |
Характерные черты личности князя | дальновидный, смелый, расчетливый, умный, беспощадный, способный на безнравственные поступки и т.д. | |
Черты характера, в которых прослеживается «отпечаток эпохи» | беспощадный, безнравственный, смелый |
Представить выявленные деяния и поступки в виде противоречий по следующее схеме:
| ТО (+), какие плюсы получит князь лично, или какие положительные последствия для государства будет иметь его деятельность? |
| |
| |
ЕСЛИ (князь сделает это) | |
| |
НО (-), какие минусы получит князь лично, или какие отрицательные последствия для государства будет иметь его деятельность? | |
| |
| |
|
Предварительно класс делится на группы, количество которых определяется в соответствии с выявленными у князя Олега поступками. Одно противоречие в качестве примера составляется классом вместе с учителем и фиксируется на доске (на слайде).
Возможные варианты построения противоречий:
| ТО (+) этот город, занимающий центральное положение, станет столицей и будут центром объединения славянских племен |
| |
| |
ЕСЛИ Олег захватит Киев | |
| |
НО (-) пострадают люди, прежде всего бывшие правители, будет нарушен привычный уклад жизни киевлян, появятся среди жителей города враги, желающие отомстить и т.д. | |
| |
| |
|
| ТО (+) завершит процесс объединения и создаст единое государство |
| |
| |
ЕСЛИ Олег подчинит восточнославянские племена | |
| |
НО (-) будут жертвы, племена будут вынуждены подчинятся Киеву, платить ему дань
| |
| |
| |
|
| ТО (+) он устрашит врага и возрастут шансы на победу |
| |
| |
ЕСЛИ соберет большое войско | |
| |
НО (-) большое войско сложно содержать, без мужчин будет трудно вести хозяйство на территории Киевской Руси | |
| |
| |
|
| ТО (+) повысится международный статус государства, оно станет богаче, будет быстрее развиваться |
| |
| |
ЕСЛИ показать свою силу грекам | |
| |
НО (-) будут материальные и людские потери | |
| |
| |
|
| ТО (+) не будет потерь, войско вернется на родину, родственники будут рады видеть своих близких живыми и здоровыми |
| |
| |
ЕСЛИ отказаться от похода, увидев, что вход в бухту закрыт
| |
| |
НО (-) не будет славы, Русь как державу не признает Византия, войнам будет стыдно за бесславный поход | |
| |
| |
|
| ТО (+) можно обмануть судьбу и сохранить жизнь |
| |
| |
ЕСЛИ после посещения волхва отказаться от коня | |
| |
НО (-) рядом не будет верного друга, при воспоминаниях о нем будет тоскливо, стыдливо и т.д. | |
| |
| |
|
| ТО (+) будет исключена возможность быть отравленным |
| |
| |
ЕСЛИ отказаться от даров греков | |
| |
НО (-) сохраниться чувство голода. Не будет удовлетворено желание попробовать заморских яств. Не будет удовлетворено ощущение чувства победителя. | |
| |
| |
|
| ТО (+)он может почувствовать свою силу и умение самому вершить свою судьбу |
| |
| |
ЕСЛИ Олег пнет череп коня | |
| |
НО (-) это безнравственно, ведь это останки друга | |
| |
| |
|
Учитель: Назовите противоречия, которое должны решаться князем Олегом и противоречия, которые предназначены для человека Олега.
Достройте таблицу «Ситуация выбора - Решение»
«Ситуация выбора - Решение»
Ситуация выбора | Решение |
Киев хорошо укреплен, и им правят сильные правители Аскольд и Дир. Что делать? | ??? |
??? | Поставить корабли на колеса и пройти сушей |
Греки угощают щедрыми дарами, но можно ли им доверять? | ??? |
??? | Отказаться от встреч, но обеспечить уход за ним |
Образец заполненной таблицы «Ситуация выбора - Решение»:
Ситуация выбора | Решение |
Киев хорошо укреплен, и им правят сильные правители Аскольд и Дир. Что делать? | Обмануть (выманил людей за территорию города), убить соперников |
Греки закрыли морские ворота. Как быть? | Поставить корабли на колеса и пройти сушей |
Греки угощают щедрыми дарами, но можно ли им доверять? | Не доверю, откажусь от даров. |
Конь (боевой друг) смертельно опасен. Что делать? | Отказаться от встреч, но обеспечить уход за ним |
Оцените выбор князя по схеме:
Сильное решение (было решено противоречие) | Правильное решение (противоречие не решено, но в данных условиях я бы на месте князя поступил бы так же) | Не правильное решение (в данных условиях я бы на месте князя поступил бы по-другому) |
Например: | ||
Поставить корабли на колеса и пройти сушей | Не доверю, откажусь от даров. | Отказаться от встреч с конем, но обеспечить уход за ним |
Если в оценочной таблице вами заполнена графа «Не правильное решение», попробуйте предложить, с вашей точки зрения, сильное или правильное решение. Обсудите предложенные вами решения с одноклассниками.
Попробуйте решить любое другое (не рассмотренное в таблице «Ситуация выбора- Решение) противоречие с позиции князя или со своей личной позиции и представьте ваше решение одноклассникам.
Создайте собственный портрет личности князя по схеме:
Князь как государственный деятель имел: | Князь как человек имел: | ||
Черты, которые я одобряю | Черты, которые я не одобряю | Черты, которые я одобряю | Черты, которые я не одобряю |
|
|
|
|
Ответьте на вопрос: почему Олега прозвали «Вещий»?
Дополнительные материалы.
Видеофильм. «История государства Российского. Серия 5. Олег» - - http://www.youtube.com/watch?v=nYWn2bQZneA
Текст. Вещий Олег.
Вещий Олег.
Никто не знает, сколько времени прошло с основания Киева, когда завоевал город князь Олег со своей дружиной. Родом был Олег из северной холодной страны варягов — Скандинавии. Понравился Олегу город на Днепре, решил он тут навсегда обосноваться и назвал Киев «матерью городов русских».
Собрав большое войско, отправился он в поход на Царьград. И когда первые ладьи с воинами выходили из Днепра в Черное море, то последние дружинники только садились в лодки у Киева — так велико было Олегово войско, растянулось оно на сотни километров.
Увидел византийский император такое огромное войско, испугался, велел поскорее закрывать ворота Царьграда со стороны моря толстой цепью. А воины Олега вытащили свои ладьи на сушу, приделали к ним колеса. Когда подул с моря попутный ветер, погрузились воины в ладьи на колесах — и устремились под парусами к стенам Царьграда. Ужас охватил греков-византийцев. Послали они поскорее послов к Олегу, предложили ему яства и вина. Но знал Олег, что отравлена еда, и ни к чему не притронулся. Подивились греки прозорливости князя и решили дать ему дань, какую попросит. Остановил Олег своих воинов, стал от греков дань принимать — золото и дорогие шелковые ткани, фрукты, вина, украшения. В знак своей победы прибил князь свой щит к воротам Царьграда.
С великим почетом вернулись воины Олега в Киев. Люди прозвали князя Вещим, то есть святым, прорицателем.
Смерть Олега. Однажды призвал Олег к себе волхвов и кудесников и спросил: «От чего я умру?» «От коня любимого предстоит тебе умереть», — ответил один из кудесников.
Повелел тогда князь поить и кормить коня, но к нему больше не приводить. Через пять лет вспомнил Олег про своего коня и спросил у конюха: «Где мой конь?» «Умер уже», — ответил тот.
Посмеялся Олег над словами кудесников: «Конь-то умер, а я жив». И решил он посмотреть на кости коня своего. Придя на то место, где лежали лошадиные кости, пнул Олег ногой череп коня, говоря: «От него ли мне смерть должна быть?» И выползла тогда из черепа змея и «уклюнула» князя в ногу. Разболелся князь и умер. Похоронили его на высокой горе над Днепром.
Древнерусские князья считали Вещего Олега своим прародителем, чтили его могилу, к нему обращались с мольбой в трудную минуту.
Литература:
II. Отказ от брака русских правительниц - во благо государства
или во имя личной свободы?
В 10 классе изучается история России с древнейших времен до середины XIX века. На протяжении этого периода времени во главе русского государства в основном стояли мужчины. В Киевской Руси единственным правителем женского пола была княгиня Ольга. Обилием женщин на российском престоле прославился XVIII век, который некоторые историки называют веком женщин. И действительно, после смерти Петра Великого в 1725 году и до конца столетия Россией почти непрерывно правили женщины, сменяя одна другую на императорском троне. Все они такие разные, у каждой своя необычная судьба, но в чем-то они очень близки. Нас будут интересовать те правительницы, которые, как и княгиня Ольга, по каким-либо причинам, отказались выходить замуж. Это Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и Екатерина II. Что заставило их отказаться от женского счастья и сосредоточить все свои силы и устремления на управлении государством? Был ли у них выбор? Безусловно, был. Но почему они сделали именно этот шаг, а не другой? Что могли бы посоветовать им мы, живущие в XXI веке?
Предложенная методика анализа поступка исторической личности позволяет не просто получить сумму знаний об исторических событиях. Она позволяет увидеть правительниц как женщин, которые любили и ненавидели, совершали ошибки и преступления, страдали сами и мучили других. Такое изучение исторического материала позволит учащимся сформировать личное отношение к поступкам правительниц, а также соотнести их поступки с собственным жизненным опытом.
Для организации урока кроме материала учебника используется дополнительный материал: видеофильмы и тексты, составленные из источников, размещенных в сети Интернет.
Проектно-исследовательская работа на уроке организована в следующих формах: индивидуальная самостоятельная работа с разнообразной информацией; групповая самостоятельная работа с моделями; публичная презентация результатов исследования; дискуссия; итоговая индивидуальная самостоятельная работа.
Ниже представлены четыре задачи: «Выбор княгини Ольги: брак или власть?», «Выбор Анны Иоанновны: брак или власть?», «Выбор Елизаветы Петровны: брак или власть?» и «Выбор Екатерины II: брак или власть?». К задаче 1. «Выбор княгини Ольги: брак или власть?» прилагается образец решения. Для решения задач используются такие инструменты технологии ОТСМ-ТРИЗ как системный оператор, модели противоречия элемента и «Точка зрения».
Методика решения серии задач «анализ поступка»
Для работы над задачей класс делится на 6 групп. Две группы работают с моделью «Ситуация глазами исследуемого лица», две другие с моделью «Ситуацией глазами других» и две группы с моделью «Ситуация глазами современников». Каждая группа работает по общему плану.
План решения задачи.
Найдите в тексте учебника информацию об исследуемом лице.
Посмотрите видеофильм.
Изучите дополнительный текстовый материал.
Заполните, предложенную вашей группе, модель.
Подготовьте презентацию своей модели.
Представьте свою презентацию и ответьте на вопросы оппонентов.
Обсудите с одноклассниками: отказ от брака исследуемого лица был продиктован государственной необходимостью или личными интересами?
Напишите эссе по теме: Отказ от брака русских правительниц - во благо государства, или во имя личной свободы? (Эссе пишется после того, как будут решены все четыре задачи).
Задача 1. Выбор княгини Ольги: брак или власть?
Опишите ситуацию выбора в моделях: «Ситуация глазами княгини Ольги», «Ситуация глазами византийского путешественника», «Ситуация глазами учащихся 10 класса».Обсудите: отказ княгини Ольги от брака был продиктован государственной необходимостью или личными интересами?
Дополнительные материалыВидеофильм «История государства Российского. Ольга»
http://www.youtube.com/watch?v=OABXmzNjtLY
Текст. Управление древнерусским государством. Князь и дружина.
Текст. Княгиня Ольга.
Управление древнерусским государством. Князь и дружина.
В древнерусском государстве X-XII веков первой и самой прочной основой является родовая наследственная княжеская власть, без которой почти все русские люди искони не могли себе и представить существование своей земли.
Власть на Руси принадлежала киевскому князю, который был окружен дружиной, зависящей от него и кормившейся в основном за счет его походов. Некоторую роль играло и вече. Князь первоначально выполнял четыре основные функции. Во-первых, князь – это военный вождь, защитник племени, земли-княжества. Это его главная задача - защищать свой народ, если он не справлялся с ней, в Древнерусском государстве его могли просто изгнать. Во-вторых, обязанность князя – «наряд», т. е. поддержание порядка на вверенной ему территории. В-третьих, князь выполнял судебную функцию. В-четвертых, князь обладал священной властью, выполнял жреческие функции до принятия христианства.
Управление государством осуществлялось при помощи тысяцких и сотских, т. е. по признаку военной организации. Доходы князя имели различные источники. В X — начале XI вв. это в основном «полюдье», «уроки» (дань), получаемые ежегодно с мест. 3
Князь и его дружина. Князь неразлучен с своей дружиной; с ней он «думает», или совещается, о всех делах, ходит на войну, на охоту, в объезд или полюдье; с ней же пирует и бражничает.
Отношения князя и дружины строились на личных связях, закреплявшихся развитой системой «даров» в различных формах. 1
Князь всегда выступал в окружении верной дружины, боевых товарищей, соратников, охранителей и ударной силы всего русского войска. Отношения в дружине были похожи на родственные и первоначально их заменяли, т. к. воин, поступавший в дружину, терял связь со своим родом и племенем. Однако это были отборные воины-профессионалы, чья жизнь была посвящена только военной службе (в современном мире, с ними можно сравнить военные спецподразделения). Исходя из того, что дружинники были всегда на передовой, грудью встречая опасность, они получили привилегированное положение. Они получали лучшие части военной добычи. Князь щедро одарял дружинников золотом и серебром. На пирах, они ели с лучшей посуды и получали лучшие куски.
Княгиня Ольга.
Знаменитый Нестор в «Повести временных лет» родиной Ольги указывает деревню под Псковом, и что она из простого народа. Также и в биографии княгини Ольги сохранились только краткие сведения. По одной из легенд князь Игорь Рюрикович познакомился с Ольгой в лесу, когда тот развлекался охотой. Решив переправиться через реку, он попросил проходящую мимо на лодке Ольгу перевезти его, приняв ее за юношу. Девушка оказалась очень красивой, умной и чистой помыслами. Позднее князь Игорь женился на Ольге.
Киевская княгиня Ольга проявила себя очень мудрой правительницей на Руси. Во время боевых походов князя Игоря она занималась политическими вопросами, принимала послов, управлялась с жалобщиками, наместниками, дружинниками. Князь Игорь и княгиня Ольга были не только счастливой супружеской парой, но и вместе управляли страной, разделив управленческие обязанности.
Игорь предводительствовал на войне и решал межплеменные вопросы, а Ольга занималась внутренней жизнью страны. Но, князь в 945 г. погиб при сборе дани, оставив Ольгу одну с малолетним сыном Святославом.
Языческий обычай славян обязывал Ольгу мстить за смерть мужа: уважение к его памяти измерялось суровостью воздаяния убийцам. Месть являлась у них именно святой обязанностью, не отомстить означало оскорбить тень умершего[2]. Мстителями являлись не только сами обиженные и их родственники без ограничения степеней родства, но и просто находившиеся с обиженным в более или менее близких отношениях.
А мстили как самому обидчику, так и всем, находившимся с ним не только в родстве, но и каком-нибудь ином отношении[2].
Женщины, преимущественно, к осуществлению непосредственно актов мести также не допускались, но являлись самыми ярыми подстрекателями к мести [5].
После свершения мести Ольга в короткий срок объехала всю принадлежащую ей землю, повсюду оставляя следы своей хозяйственной деятельности. Регламентировала полюдье. Установила размеры (уроки), время (уставы) и место (погосты) сбора дани.
В 957 году Ольга отправляется в Константинополь. Там она принимает крещение.
Это переломный исторический момент не только в ее жизни, но в жизни всего становящегося русского княжества. С совершеннолетием своего единственного сына Святослава она сложила с себя полномочия по управлению государством.
Литература
Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.) - http://www.lants.tellur.ru/history/danilevsky/index.htm
Георгиевский, Э. В. Кровная месть и смертная казнь у восточных славян.- http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1208340
Князь и дружина. Русская историческая библиотека - http://rushist.com/index.php/ilovajskij-1/1273-knyaz-i-druzhina
Княгиня Ольга - первая русская святая. - http://adonay-forum.com/po_sekretu
Никольский С.Л. О характере участия женщин в кровной мести. -http://norse.ulver.com/articles/nikolsky/women.
Модель 1. Ситуация глазами княгини Ольги
| ВЫБОР |
| |||||
| Если княгиня Ольга выйдет замуж за древлянского князя Мала |
| |||||
| ТО (ПЛЮСЫ) | НО (МИНУСЫ) |
| ||||
| Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества | Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества |
|
Сейчас |
|
|
|
|
|
| Сейчас |
В ближайшем будущем |
|
|
|
|
|
| В ближайшем будущем |
Отдаленные последствия |
|
|
|
|
|
| Отдаленные последствия |
| ВЫБОР |
| |||||
| Если княгиня Ольга откажется выходить замуж за древлянского князя Мала |
| |||||
| ТО (ПЛЮСЫ) | НО (МИНУСЫ) |
| ||||
| Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества | Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества |
|
Сейчас |
|
|
|
|
|
| Сейчас |
В ближайшем будущем |
|
|
|
|
|
| В ближайшем будущем |
Отдаленные последствия |
|
|
|
|
|
| Отдаленные последствия |
| ВЫБОР |
| |||||
| Если княгиня Ольга выйдет замуж за древлянского князя Мала |
| |||||
| ТО (ПЛЮСЫ) | НО (МИНУСЫ) |
| ||||
| Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества | Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества |
|
Сейчас | Проблемы государства будет решать муж. | Дружину возглавит князь -опытный воин. | Будет исчерпан конфликт с древлянами | Потеря власти, отказ от обычая кровной мести | Князь Мал приведет свою дружину и установит свои порядки. | Страх за свою судьбу. | Сейчас |
В ближайшем будущем | Окрепнут семейные у4зы,появятся еще дети. | Богатая добыча. | Усиление государства в случае объединения киевской и древлянской дружин. | Князь Мал передаст власть своим детям, а Святослав останется без власти. | Дружинники Игоря при раздачи добычи отойдут на второй план. | Управление будет сосредоточено в руках древлянской знати. | В ближайшем будущем |
Отдаленные последствия | Благополучная старость в кругу детей и внуков | Рост благососто яния. | Стабиль ость, процветание, государствен ная безопасность | Вражда между детьми от разных браков. | Отсутствие перспектив занятия должностей по управлению государст вом | Киевляне попадут в полную зависимость от древлян. | Отдаленные последствия |
| ВЫБОР |
| |||||
| Если княгиня Ольга откажется выходить замуж за древлянского князя Мала |
| |||||
| ТО (ПЛЮСЫ) | НО (МИНУСЫ) |
| ||||
| Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества | Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества |
|
Сейчас | Сохранение власти, возможность кровной мести. | Сохранение прежних порядков, осуществление кровной мести. | Сохранение прежних порядков. | Бремя власти ляжет на плечи Ольги. | Ольга женщина, а не воин, не может возглавить дружину. | Опасения по поводу того, что у власти женщина. | Сейчас |
В ближайшем будущем | Князем будет сын княгини Святослав. | Если княгиня женщина, то власть дружины усилится. | Разумная правительница обеспечит порядок. | Не будет времени на воспитание сына. | Разрушение системы ценностей (традиций). | Самоуправство дружинников. Разрушение традиций. | В ближайшем будущем |
Отдаленные последствия | Княжеский род Игоря (Рюриков) сохранится. | Рост благосостоя ния, перспективы занятия должностей. | Усиление государства. | Непонимание между матерью и сыном. | Разрушение традиционных отношений внутри дружины. | Ослабление государства. | Отдаленные последствия |
Ольга решила не выходить больше замуж. Прямого отказа от замужества князь Мал не получил. Княгиня Ольга использовала данное брачное предложения для осуществления хитроумного плана кровной мести, в которую вовлекла все свое окружение. Ольга управляла страной до совершеннолетия сына Святослава.
Модель 2. Ситуация глазами византийского путешественника
| ВЫБОР |
| |||||
| Если княгиня Ольга выйдет замуж за древлянского князя Мала |
| |||||
| ТО (ПЛЮСЫ) | НО (МИНУСЫ) |
| ||||
| Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества | Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества |
|
Сейчас |
|
|
|
|
|
| Сейчас |
В ближайшем будущем |
|
|
|
|
|
| В ближайшем будущем |
Отдаленные последствия |
|
|
|
|
|
| Отдаленные последствия |
_____________________________________________________________________________________
| ВЫБОР |
| |||||
| Если княгиня Ольга откажется выходить замуж за древлянского князя Мала |
| |||||
| ТО (ПЛЮСЫ) | НО (МИНУСЫ) |
| ||||
| Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества | Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества |
|
Сейчас |
|
|
|
|
|
| Сейчас |
В ближайшем будущем |
|
|
|
|
|
| В ближайшем будущем |
Отдаленные последствия |
|
|
|
|
|
| Отдаленные последствия |
| ВЫБОР |
| |||||
| Если княгиня Ольга выйдет замуж за древлянского князя Мала |
| |||||
| ТО (ПЛЮСЫ) | НО (МИНУСЫ) |
| ||||
| Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества | Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества |
|
Сейчас | Станет женой одного из самых сильных восточнославянских князей. | Дружину возглавит князь -опытный воин. | Исчерпан конфликт с древлянами. Во главе государства - сильный князь. | Потеряно уважение соплеменников, так как не отомстит за мужа. | Князь Мал приведет свою дружину и установит свои порядки.
| Страх перед неизвестным. | Сейчас |
В ближайшем будущем | Проблемы государства будет решать муж, а Ольга заниматься домом и семьей. | Богатая добыча. | Объединения киевской и древлянской дружин. | Отход от государственных дел. Опасение за судьбу Святослава. | Дружинники Игоря при раздачи добычи отойдут на второй план. | Унижение древлянами киевлян. | В ближайшем будущем |
Отдаленные последствия | Благополучная старость в кругу детей и внуков. | Рост благосостоя ния. | Усиление государства. Обеспечение государственной безопасности. | Бездеятельная жизнь в старости. | Отсутствие перспектив занятия должностей по управлению государством. | Новый конфликт между древлянами и киевлянами. | Отдаленные последствия |
Княгиня Ольга может выйти замуж за князя Мала, при условии заключения «ряда» (договора), в котором будет оговорено ее положение и роль киевской знати в управлении государством. А так же в этот договор должно быть включено положение о запрете кровной мести в случае заключения брака между главными действующими лицами конфликта. Договор должен быть публично представлен обществу.
| ВЫБОР |
| |||||
| Если княгиня Ольга откажется выходить замуж за древлянского князя Мала |
| |||||
| ТО (ПЛЮСЫ) | НО (МИНУСЫ) |
| ||||
| Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества | Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества |
|
Сейчас | Сохранение власти, осуществление кровной мести. | Сохранение прежних порядков, осуществление кровной мести. | Сохранение прежних порядков. | Бремя власти ляжет на плечи Ольги. | . Ольга женщина, а не воин, не может возглавить дружину. | Опасения по поводу того, что у власти женщина. | Сейчас |
В ближайшем будущем | Есть перспектива нового, более выгодного для Ольги брака. | Если княгиня женщина, то власть дружины усилится. | Возвышение Киева. | Новый претендент на руку Ольги может оказаться менее достойным | Разрушение системы ценностей (традиций). | Увеличение «даней» | В ближайшем будущем |
Отдаленные последствия | Усиление влияния Ольги на государственные дела. | Рост благосостоя ния, перспективы занятия должностей. | Развитие славянских земель под властью Киевского князя. | Политика станет для Ольги основным видом деятельности, в ущерб личной жизни. | Разрушение традиционных отношений внутри дружины. | Киев-центр борьбы за власть. | Отдаленные последствия |
Ольга не должна выходить замуж за древлянского князя Мала. Ей необходимо официально объявить Киевским князем сына Святослава, и создать совет знати, возглавляемый ею для решения государственных дел до совершеннолетия сына.
Модель 3. Ситуация глазами учащихся 10 класса
| ВЫБОР |
| |||||
| Если княгиня Ольга выйдет замуж за древлянского князя Мала |
| |||||
| ТО (ПЛЮСЫ) | НО (МИНУСЫ) |
| ||||
| Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества | Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества |
|
Сейчас |
|
|
|
|
|
| Сейчас |
В ближайшем будущем |
|
|
|
|
|
| В ближайшем будущем |
Отдаленные последствия |
|
|
|
|
|
| Отдаленные последствия |
Какой выбор Вы бы предложили сделать Княгине Ольге
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
| ВЫБОР |
| |||||
| Если княгиня Ольга откажется выходить замуж за древлянского князя Мала |
| |||||
| ТО (ПЛЮСЫ) | НО (МИНУСЫ) |
| ||||
| Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества | Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества |
|
Сейчас |
|
|
|
|
|
| Сейчас |
В ближайшем будущем |
|
|
|
|
|
| В ближайшем будущем |
Отдаленные последствия |
|
|
|
|
|
| Отдаленные последствия |
Какой выбор Вы бы предложили сделать Княгине Ольге
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Образец выполненного задания
| ВЫБОР |
| |||||
| Если княгиня Ольга выйдет замуж за древлянского князя Мала |
| |||||
| ТО (ПЛЮСЫ) | НО (МИНУСЫ) |
| ||||
| Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества | Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества |
|
Сейчас | Ольга получит опору в лице сильного мужчины, готового ее опекать и защищать. Отпадет необходимость кровной мести. | Во главе государства станет сильный мужчина, с которым легче договориться, чем с женщиной. | Уверенность в завтрашнем дне. | Необходимость подчиняться мужу и заниматься только домашним хозяйством. | Нежелание князя Мала сотрудничать с киевской знатью. | Опасение увеличения налогового бремени. | Сейчас |
В ближайшем будущем | У Ольги будет новая крепкая семья. | Активная военная политика. | Реализация задуманных планов. Расширение хозяйственной деятельности. | Сложные отношения между отчимом и пасынком. | При ведении боевых действий киевская дружина оказывается в более сложном положении. | Государственная поддержка, в первую очередь, коснется древлян. | В ближайшем будущем |
Отдаленные последствия | Благополучная старость в окружении детей и внуков. | Рост благосостоя ния | Рост благосостоя ния. | Конфликты между детьми от разных браков. | Несправедливый дележ военной добычи. | Социальная нестабильность. | Отдаленные последствия |
Какой выбор Вы бы предложили сделать Княгине Ольге
Ольга выходит замуж за древлянского князя Мала. Она заключает с ним брачный договор, где будут оговорены интересующие ее условия организации публичной и личной жизни, а также положение ее ближайшего окружения. Также необходимо ввести следующий порядок: увеличение налогов или введение новых возможно только после согласия вече.
| ВЫБОР |
| |||||
| Если княгиня Ольга откажется выходить замуж за древлянского князя Мала |
| |||||
| ТО (ПЛЮСЫ) | НО (МИНУСЫ) |
| ||||
| Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества | Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества |
|
Сейчас | Самостоятельность и независи мость. | Возможность прямого участия в государственных делах. | Сохранение привычного образа жизни. | Необходи мость самостоя тельно решать все проблемы, | Зависть, интриги. | Обеспокоенность ослаблением обороноспо собности страны. | Сейчас |
В ближайшем будущем | Реализация личных амбиций. | Участие в работе коллегиаль ных органах власти. | Реализация задуманных планов. Расширение хозяйственной деятельности. | Напряжение сил, стрессы. | Превышение должностных полномочий. | Необходи мость участвовать в народном ополчении | В ближайшем будущем |
Отдаленные последствия | Управление государством. | Появление новой формы государственного правления | Рост благосостоя ния. | Ранняя старость, болезни. | Нарушение сложившего ся порядка занятия государственных должностей. | Снижение доли трудоспособного мужского населения. | Отдаленные последствия |
Какой выбор Вы бы предложили сделать Княгине Ольге
Княгиня Ольга не должна выходить замуж за древлянского князя Мала. Для успешного управления государством ей необходимо: разделить властные функции с представителями знати, имеющими авторитет среди киевлян; заключить мирные договоры с соседними государствами; во главе дружины поставить опытного военачальника.
Задача 2. Выбор Анны Иоанновны: брак или власть?
Изучите представленный ниже учебный материал и опишите ситуацию выбора в моделях: «Ситуация глазами Анны Иоанновны», «Ситуация глазами испанского посла в России герцога Лирийского», «Ситуация глазами учащихся 10 класса».
Обсудите: отказ Анны Иоанновны от брака был продиктован государственной необходимостью или личными интересами?
Видеофильм «Романовы – правители России. Анна Иоанновна» - http://www.youtube.com/watch?v=VZUDU2vKp7Y
Текст. Эрнст Иоганн Бирон
Эрнст Иоганн Бирон
Эрнест-Иоанн Бирон — курляндский дворянин. Он учился в университете в Кенигсберге, но, не кончив там курса, вернулся в Курляндию.Что делал он до 1718 г., когда получил благодаря стараниям одного влиятельного курляндского дворянина Кейзерлинга какую-то должность при дворе Анны Иоанновны, с точностью не установлено. Затем он был удален от двора, но в 1724 г., благодаря покровительству того же Кейзерлинга, он вернулся, и с этого года Бирон неотлучно оставался при особе Анны Иоанновны до самой ее смерти. Он мечтал о женитьбе на Анне Иоанновне. Однако это не входило в ее планы, и она связала его брачными узами своей фрейлиной Бенигной Готтлиб.
С переездом в Россию начинается для Бирона счастливая эпоха, доставившая богатство и славу как ему, так и всему его роду. В 1730 году он получает должность обер-камергера, сразу став выше сенаторов. В том же году он был награжден Александровской и Андреевской лентами и возведен императором Карлом VI в графское достоинство Римской империи (12 августа). Новой наградой, выпавшей на долю Бирона и его рода от милостивой императрицы, было возведение его в звание владетельного курляндского герцога.
Время правления Бирона заклеймено в истории именем «Бироновщины». Почти все современники Бирона и большинство позднейших историков считали и считают время правления Анны Иоанновны вследствие господства Бирона самым бедственным временем для русского государства. Несомненно, конечно, что личность Бирона при его жестоком и надменном характере, разнузданном монаршим благоволением, не могла не возбудить к себе ненависти придворных, которым приходилось преклоняться и трепетать перед всесильным фаворитом.
По случаю заключения Белградского мира герцог Бирон получает последнюю награду от императрицы — 500000 р. (14 февраля 1740), вложенные в золотой бокал, осыпанный бриллиантами. Вскоре после празднования этого мира императрица захворала, и весьма опасно. Бирон уже на столько привык к власти, что стал мечтать об удержании ее и после смерти Анны Иоанновны.
Анна Иоанновна объявила наследником престола после себя Иоанна Антоновича, только что родившегося от брака Анны Леопольдовны с Антоном Брауншвейгским. Бирон, при помощи придворной партии и ее главных представителей — Миниха, А. П. Бестужева-Рюмина, Черкасского, Головина, Остермана и др., склонил императрицу за день до смерти подписать указ, которым он назначался регентом до совершеннолетия принца Иоанна Антоновича.
Литература
Бирон (биография) (из энциклопедии Брокгауза и Ефрона) - http://rhistory.ucoz.ru/publ/biron_biografija/32-1-0-107
Модель 1. Ситуация глазами Анны Иоанновны
| ВЫБОР |
| |||||
| Если Анна Иоанновна выйдет замуж за Бирона |
| |||||
| ТО (ПЛЮСЫ) | НО (МИНУСЫ) |
| ||||
| Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества | Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества |
|
Сейчас |
|
|
|
|
|
| Сейчас |
В ближайшем будущем |
|
|
|
|
|
| В ближайшем будущем |
Отдаленные последствия |
|
|
|
|
|
| Отдаленные последствия |
| ВЫБОР |
| |||||
| Если Анна Иоанновна откажется выходить замуж за Бирона |
| |||||
| ТО (ПЛЮСЫ) | НО (МИНУСЫ) |
| ||||
| Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества | Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества |
|
Сейчас |
|
|
|
|
|
| Сейчас |
В ближайшем будущем |
|
|
|
|
|
| В ближайшем будущем |
Отдаленные последствия |
|
|
|
|
|
| Отдаленные последствия |
Модель 2. Ситуация глазами Ситуация глазами испанского посла в России герцога Лирийского.
| ВЫБОР |
| |||||
| Если Анна Иоанновна выйдет замуж за Бирона |
| |||||
| ТО (ПЛЮСЫ) | НО (МИНУСЫ) |
| ||||
| Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества | Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества |
|
Сейчас |
|
|
|
|
|
| Сейчас |
В ближайшем будущем |
|
|
|
|
|
| В ближайшем будущем |
Отдаленные последствия |
|
|
|
|
|
| Отдаленные последствия |
____________________________________________________________________________________
| ВЫБОР |
| |||||
| Если Анна Иоанновна откажется выходить замуж за Бирона |
| |||||
| ТО (ПЛЮСЫ) | НО (МИНУСЫ) |
| ||||
| Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества | Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества |
|
Сейчас |
|
|
|
|
|
| Сейчас |
В ближайшем будущем |
|
|
|
|
|
| В ближайшем будущем |
Отдаленные последствия |
|
|
|
|
|
| Отдаленные последствия |
Модель 3. Ситуация глазами учащихся 10 класса
| ВЫБОР |
| |||||
| Если Анна Иоанновна выйдет замуж за Бирона |
| |||||
| ТО (ПЛЮСЫ) | НО (МИНУСЫ) |
| ||||
| Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества | Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества |
|
Сейчас |
|
|
|
|
|
| Сейчас |
В ближайшем будущем |
|
|
|
|
|
| В ближайшем будущем |
Отдаленные последствия |
|
|
|
|
|
| Отдаленные последствия |
Какой выбор Вы бы предложили сделать Анне Иоанновне
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
| ВЫБОР |
| |||||
| Если Анна Иоанновна откажется выходить замуж за Бирона |
| |||||
| ТО (ПЛЮСЫ) | НО (МИНУСЫ) |
| ||||
| Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества | Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества |
|
Сейчас |
|
|
|
|
|
| Сейчас |
В ближайшем будущем |
|
|
|
|
|
| В ближайшем будущем |
Отдаленные последствия |
|
|
|
|
|
| Отдаленные последствия |
Какой выбор Вы бы предложили сделать Анне Иоанновне
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 3. Выбор Елизаветы Петровны: брак или власть?
Изучите представленный ниже учебный материал и опишите ситуацию выбора в моделях: «Ситуация глазами Елизаветы Петровны», «Ситуация глазами маркиза Шетарди», «Ситуация глазами учащихся 10 класса».
Обсудите: отказ Елизаветы Петровны от брака был продиктован государственной необходимостью или личными интересами?
Видеофильм «Романовы – правители России. Елизавета Петровна» -http://www.youtube.com/watch?v=2PXfwMVCWRw
Текст. Алексей Григорьевич Разумовский.
Алексей Григорьевич Разумовский
Алексей родился 17 марта 1709 года. Хроники пишут, что был он мальчиком способным, хотел учиться, и что грамоте учил его дьячок из соседнего села Чемер. А пока он пас общественное стадо да пел в церкви по праздничным дням. И из эдакой жизни попасть в Петербург, а потом встретиться с красавицей цесаревной, которая искренне в него влюбилась. Поистине сказочная судьба!
Алексей Разумовский появился в Петербурге в 1731 году. Федор Вишневский, вельможа Анны Иоанновны, устроил Алексея певчим в императорскую капеллу. Там и услышала его Елизавета. Обладатель великолепного голоса поразил ее также своей красотой, и ей удалось устроить его при своем дворе.
Вот рассказ маркиза Шетарди, в 1742 году он был уже своим при дворе императрицы Елизаветы: «Некая Нарышкина, вышедшая с тех пор замуж, женщина, обладающая большими аппетитами и приятельница цесаревны Елизаветы, была поражена лицом Разумовского (это происходило в 1732 году), случайно попавшегося ей на глаза. Оно было действительно прекрасно. Он брюнет с черной, очень густой бородой, а черты его, хотя и несколько крупные, отличаются приятностью, свойственной тонкому лицу. Сложение его также характерно. Он высокого роста, широкоплеч, с нервными и сильными оконечностями, и если его облик и хранит еще остатки неуклюжести, свидетельствующей о его происхождении и воспитании, то эта неуклюжесть, может быть, и исчезнет при заботливости, с какой цесаревна его шлифует, заставляя его, невзирая на его тридцать два года, брать уроки танцев, всегда в ее присутствии, у француза, ставящего здесь балеты».
Алексей Разумовский никогда не занимался политическими делами. Однако когда Елизавета Петровна взошла на российский престол жизнь нашего героя совершенно переменилась: он действительный камергер двора ее величества, генерал-поручик гренадерского Преображенского полка и «ночной император», как называли его злоязычники при дворе. И началась сказочная жизнь. Помимо почетных должностей и наград Елизавета пожаловала фавориту земли из конфискованного имущества Миниха – поместье Рождественское-Поречье, Гостилицы и пр. Благодеяния императрицы распространились и на семью Разумовских.
Теперь относительно тайного брака. Существует устойчивая легенда, что в 1742 году Елизавета и Алексей Разумовский тайно обвенчались в маленькой церкви в подмосковной деревеньке Перово. Ни церковной записи, ни каких бы то ни было документов не сохранилось, но в наличии рассказы очевидцев. Дальше все идет со словом «якобы». Елизавету побудили к браку ее духовник Дубенский и Бестужев. Бестужев рассчитывал и дальше на поддержку Разумовского, а опасность, что Елизавета со временем выйдет замуж, не сходила с повестки дня. В России опять появился искатель приключений Мориц Саксонский, Бестужев боялся – вдруг сумасбродной императрице взбредет в голову связать себя браком с этим красавцем и авантюристом. Но все это только версии и сомнительные догадки.
С именем Алексея Григорьевича Разумовского связана еще одна легендарная история, сыгравшая существенную роль при русском дворе. Екатерину II тоже хотели выдать замуж, идея и на этот раз принадлежала Бестужеву. На роль мужа предлагался Григорий Орлов. Клан Орловых посадил Екатерину на трон, не без их стараний был «устранен» нелюбимый муж, теперь от императрицы ждали естественной благодарности. Екатерина боялась этого брака, он бы связал ей руки, но ей говорили: «А как же государыня Елизавета? Раз есть прецедент, то следует поступать так же». И вот тогда к старику Разумовскому направился канцлер Воронцов и попросил показать документы, удостоверяющие его брак с Елизаветой. Разумовский вынул эти документы из шкатулки, дал их прочитать Воронцову, поцеловал бумаги, а после этого бросил их в огонь. Нет документов, нет прецедента, а значит, браку с Орловым не бывать.
Литература
Соротокина Н.М. Императрица Елизавета Петровна. Ее недруги и фавориты. -http://www.plam.ru/hist/imperatrica_elizaveta_petrovna_ee_nedrugi_i_favority/p21.php
Модель 1. Ситуация глазами Елизаветы Петровны
| ВЫБОР |
| |||||
| Если Елизавета Петровна выйдет замуж за Алексея Разумовского |
| |||||
| ТО (ПЛЮСЫ) | НО (МИНУСЫ) |
| ||||
| Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества | Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества |
|
Сейчас |
|
|
|
|
|
| Сейчас |
В ближайшем будущем |
|
|
|
|
|
| В ближайшем будущем |
Отдаленные последствия |
|
|
|
|
|
| Отдаленные последствия |
| ВЫБОР |
| |||||
| Если Елизавета Петровна не выйдет замуж за Алексея Разумовского |
| |||||
| ТО (ПЛЮСЫ) | НО (МИНУСЫ) |
| ||||
| Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества | Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества |
|
Сейчас |
|
|
|
|
|
| Сейчас |
В ближайшем будущем |
|
|
|
|
|
| В ближайшем будущем |
Отдаленные последствия |
|
|
|
|
|
| Отдаленные последствия |
Какой выбор сделан
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Модель 2. Ситуация глазами маркиза Шетарди
| ВЫБОР |
| |||||
| Если Елизавета Петровна выйдет замуж за Алексея Разумовского |
| |||||
| ТО (ПЛЮСЫ) | НО (МИНУСЫ) |
| ||||
| Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества | Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества |
|
Сейчас |
|
|
|
|
|
| Сейчас |
В ближайшем будущем |
|
|
|
|
|
| В ближайшем будущем |
Отдаленные последствия |
|
|
|
|
|
| Отдаленные последствия |
Какой выбор предложил бы сделать Елизавете Петровне маркиз Шетарди.
_____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
| ВЫБОР |
| |||||
| Если Елизавета Петровна не выйдет замуж за Алексея Разумовского |
| |||||
| ТО (ПЛЮСЫ) | НО (МИНУСЫ) |
| ||||
| Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества | Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества |
|
Сейчас |
|
|
|
|
|
| Сейчас |
В ближайшем будущем |
|
|
|
|
|
| В ближайшем будущем |
Отдаленные последствия |
|
|
|
|
|
| Отдаленные последствия |
Какой выбор предложил бы сделать Елизавете Петровне маркиз Шетарди.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Модель 3. Ситуация глазами учащихся 10 класса
| ВЫБОР |
| |||||
| Если Елизавета Петровна выйдет замуж за Алексея Разумовского |
| |||||
| ТО (ПЛЮСЫ) | НО (МИНУСЫ) |
| ||||
| Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества | Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества |
|
Сейчас |
|
|
|
|
|
| Сейчас |
В ближайшем будущем |
|
|
|
|
|
| В ближайшем будущем |
Отдаленные последствия |
|
|
|
|
|
| Отдаленные последствия |
Какой выбор Вы бы предложили сделать Елизавете Петровне
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
| ВЫБОР |
| |||||
| Если Елизавета Петровна не выйдет замуж за Алексея Разумовского |
| |||||
| ТО (ПЛЮСЫ) | НО (МИНУСЫ) |
| ||||
| Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества | Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества |
|
Сейчас |
|
|
|
|
|
| Сейчас |
В ближайшем будущем |
|
|
|
|
|
| В ближайшем будущем |
Отдаленные последствия |
|
|
|
|
|
| Отдаленные последствия |
Какой выбор Вы бы предложили сделать Елизавете Петровне.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 4. Выбор Екатерины II: брак или власть?
Изучите представленный ниже учебный материал и опишите ситуацию выбора в моделях: «Ситуация глазами Екатерины II», «Ситуация глазами французского поверенного в делах Беранже», «Ситуация глазами учащихся 10 класса».
Обсудите: отказ Екатерины II от брака был продиктован государственной необходимостью или личными интересами?
Дополнительные материалыВидеофильм «Романовы – правители России. Екатерина Вторая» http://www.youtube.com/watch?v=q-2Ql-H8kYw
Текст. Григорий Орлов и Екатерина II.
Григорий Орлов и Екатерина II.
Григорий Григорьевич Орлов один из пяти братьев, возвысившихся при Екатерине II.
Он служил поручиком в Измайловском полку. О его подвигах слагали легенды. Он был темой разговоров везде, где собирались солдаты и офицеры - в столичных трактирах, в гвардейских казармах и даже в гостиных царского дворца. Гигантского роста, широкоплечий, с длинными мускулистыми ногами и торсом, словно вырубленным из камня, он считался самым сильным среди измайловцев.
Григорий Орлов появился в Петербурге весной 1759 года в эскорте видного прусского пленника, графа Шверина, бывшего адъютанта императора Фридриха. Именно там повстречала будущая императрица Екатерина Орлова, о героизме которого уже была наслышана, как и все в столице. Орлов очаровал великую княгиню и занял особое место в ее мыслях.
О том, как Екатерина и Григорий Орлов стали любовниками, не упоминается в исторических хрониках. Она была уже опытной женщиной тридцати лет, романтической и страстной, с притязаниями на власть. Она нуждалась в мужчине, который самозабвенно любил бы ее и столь же самоотверженно отстаивал ее дело.
Орлов был молодым светским кавалером, прославленным боевым офицером, чья неистощимая энергия и отвага находили себе выход на войне, в пьяном разгуле и любовных приключениях. Ему очень хотелось сделать карьеру, но мешали недостаточно высокое происхождение, малая образованность. Да и покровителей не было при дворе. Ему нужна была возможность проявить себя.
До восшествия на престол Екатерина дала Григорию Орлову слово стать его женой после смерти Петра. Этим она заставила его подумать о том, как ускорить кончину императора.
Григорий Орлов поселился в покоях императрицы и начал вести себя как будущий неофициальный император. Но Екатерина не смела его остановить, потому что любила его и боялась.
25 ноября 1764 года французский поверенный в делах Беранже писал из Петербурга: «Чем более я присматриваюсь к господину Орлову, тем более убеждаюсь, что ему недостает только титула императора... Он держит себя с императрицей так непринужденно, что поражает всех, говорят, что никто не помнит ничего подобного ни в одном государстве со времени учреждения монархии. Не признавая никакого этикета, он позволял себе в присутствии всех такие вольности с императрицей, каких в приличном обществе уважающая себя куртизанка не позволит своему любовнику».
Григорий Орлов не любил заниматься политикой. Для простого, необразованного офицера из солдат это было скучным делом. Ему просто нравилось играть роль из тщеславия.
Это тщеславие побуждало его поскорее сделаться мужем русской императрицы. Он сделал свое дело, возвел Екатерину на престол и устранил Петра с помощью братьев. Теперь он требовал, чтобы и она исполнила свое обещание, ради которого он и его четыре брата рисковали жизнью и обагрили руки в крови Петра Федоровича.
Красавец Григорий не видел к тому никаких препятствий. Она же видела, причем не одно. Императрица заявила Григорию, что не может выйти за него, не имея согласия Государственного совета.
На заседании Государственного совета Екатерина заявила, что желает обвенчаться с Григорием Орловым. Никто не смел ей возражать. Все боялись всесильного фаворита, которому Екатерина успела уже подарить более миллиона рублей и десять тысяч душ крестьян, превратив его из нищего в богача.
Но Панин, воспитатель цесаревича, был также смел и отважен. Он ревновал императрицу и ненавидел Орловых, на которых смотрел как на выскочек. Хотя он и сам был невысокого происхождения, но его ум и образование давали ему право занимать при дворе почетное место, тогда как Орлов был груб и ленив. И в то время как все сенаторы молчали, Панин заявил: «Императрица может поступать, как ей угодно, но госпожа Орлова никогда не будет императрицей российской». Панина поддержал Кирилл Разумовский.
«Друг мой, я люблю тебя, но, если я обвенчаюсь с тобою, нам грозит участь Петра III», - сказала императрица фавориту. Орлов отказался от мысли об официальном браке, по примеру Анны Леопольдовны, и теперь требовал просто морганатического венчания, сославшись на пример императрицы Елизаветы, которая венчалась с Алексеем Разумовским. Но Екатерина возразила ему: Елизавета никогда не была женою Разумовского. По крайней мере, не сохранилось ни документов, ни доказательств этого брака. Таким образом прецедента не существовало.
Литература
Тайны истории – Григорий Орлов и Екатерина II. - http://www.liveinternet.ru/users/5152491/post300103302
Модель 1. Ситуация глазами Екатерины II.
| ВЫБОР |
| |||||
| Если Екатерина II выйдет замуж за Григория Орлова |
| |||||
| ТО (ПЛЮСЫ) | НО (МИНУСЫ) |
| ||||
| Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества | Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества |
|
Сейчас |
|
|
|
|
|
| Сейчас |
В ближайшем будущем |
|
|
|
|
|
| В ближайшем будущем |
Отдаленные последствия |
|
|
|
|
|
| Отдаленные последствия |
| ВЫБОР |
| |||||
| Если Екатерина II не выйдет замуж за Григория Орлова |
| |||||
| ТО (ПЛЮСЫ) | НО (МИНУСЫ) |
| ||||
| Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества | Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества |
|
Сейчас |
|
|
|
|
|
| Сейчас |
В ближайшем будущем |
|
|
|
|
|
| В ближайшем будущем |
Отдаленные последствия |
|
|
|
|
|
| Отдаленные последствия |
Какой выбор сделан
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Модель 2. Ситуация глазами французского поверенного в делах Беранже
| ВЫБОР |
| |||||
| Если Екатерина II выйдет замуж за Григория Орлова |
| |||||
| ТО (ПЛЮСЫ) | НО (МИНУСЫ) |
| ||||
| Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества | Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества |
|
Сейчас |
|
|
|
|
|
| Сейчас |
В ближайшем будущем |
|
|
|
|
|
| В ближайшем будущем |
Отдаленные последствия |
|
|
|
|
|
| Отдаленные последствия |
Какой выбор предложил бы сделать Екатерине II французский поверенный в делах Беранже
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
| ВЫБОР |
| |||||
| Если Екатерина II не выйдет замуж за Григория Орлова |
| |||||
| ТО (ПЛЮСЫ) | НО (МИНУСЫ) |
| ||||
| Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества | Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества |
|
Сейчас |
|
|
|
|
|
| Сейчас |
В ближайшем будущем |
|
|
|
|
|
| В ближайшем будущем |
Отдаленные последствия |
|
|
|
|
|
| Отдаленные последствия |
Какой выбор предложил бы сделать Екатерине II французский поверенный в делах Беранже.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Модель 3. Ситуация глазами учащихся 10 класса
| ВЫБОР |
| |||||
| Если Екатерина II выйдет замуж за Григория Орлова |
| |||||
| ТО (ПЛЮСЫ) | НО (МИНУСЫ) |
| ||||
| Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества | Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества |
|
Сейчас |
|
|
|
|
|
| Сейчас |
В ближайшем будущем |
|
|
|
|
|
| В ближайшем будущем |
Отдаленные последствия |
|
|
|
|
|
| Отдаленные последствия |
Какой выбор Вы бы предложили сделать Екатерине II.
_____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
| ВЫБОР |
| |||||
| Если Екатерина II не выйдет замуж за Григория Орлова |
| |||||
| ТО (ПЛЮСЫ) | НО (МИНУСЫ) |
| ||||
| Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества | Для себя | Для ближайшего окружения | Для общества |
|
Сейчас |
|
|
|
|
|
| Сейчас |
В ближайшем будущем |
|
|
|
|
|
| В ближайшем будущем |
Отдаленные последствия |
|
|
|
|
|
| Отдаленные последствия |
Какой выбор Вы бы предложили сделать Екатерине II.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература
Нестеренко А.А. Мастерская знаний: проблемно-ориентированное обучение на базе ОТСМ-ТРИЗ. – М.: BOOKinFILE, 2013
Учебники:
Борисов Н.С. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / базовый уровень. – М.: Просвещение, 2012.
Левандовский А.А. История России XVIII-XIX. 10 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / базовый уровень. – М.: Просвещение, 2012.
34