Смоленское областное Государственное БЮДЖЕТНОЕ ПРОфессиональное образовательное учреждение
«Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина»
«Утверждаю» Зам. директора по УВР _______Никитина А.В. « 11 » октября 2018г
Методическая разработка открытого урока
по дисциплине БД.04. История
по теме: 1.2. Ранние цивилизации
для студентов 34.02.01. специальность «Сестринское дело»
Автор-разработчик: преподаватель общественных
дисциплин Наташенков Н.А.
Вязьма 2018 г
Содержание
Пояснительная записка ………………………………………………….. | 3 |
I. План урока……………………………………………………................. | 4 |
II. Структура урока и продолжительность этапов урока…………….. | 5 |
III. Ход урока………………………………………………………………… | 6 |
Литература и Интернет-ресурсы...……………………………………… | 15 |
Приложение 1-2……………………………………………………………. | 16 |
Пояснительная записка
Урок по БД.04. История по разделу 2. Цивилизации Древнего мира по теме 2.1. Ранние цивилизации разработан в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения. В разработке урока основной акцент сделан на профилизацию обучения по естественнонаучной специальности 36.02.01 Ветеринария. На уроке внедрен практико-ориентированный подход, учтена профессиональная направленность учебной дисциплины. Применены элементы современных педагогических технологий, таких как, критического мышления, проблемного обучения, информационного обучения, технология схемно-знаковых моделей, направляющие студентов к активному мыслительному поиску, дискутированию, высказыванию собственного мнения, реализации творческого потенциала.
Разработка урока имеет логическую структуру и целесообразное распределение учебного времени, отведенного на каждый этап урока. В материалах урока содержатся приложения, необходимые для организации занятия, таблицы, схемы, инфограммы, рисунки, материалы для проведения рефлексивной деятельности «Рефлексивная мешень».
Аудитория студентов для проведения такого занятия подбирается с учетом профиля специальности, их готовности к активной деятельности на уроке: заполнению кластера, составлению ленты времени, готовых к анализу учебного материала, как с помощью материала учебника, так и по рассказу преподавателя, работе с контурной и исторической картами. Кроме того, студенты должны обладать умением критически относиться к результатам выполненных заданий и произвести самооценивание результатов собственной деятельности.
Следует отметить, что на сегодняшний день в педагогической литературе разработок уроков, по общеобразовательным дисциплинам учитывающих профиль получаемой специальности не встречается, этим объясняется особенность и уникальность представленного материала, который легко может быть адаптирован для студентов других специальностей.
Данная разработка урока может быть особенно полезна преподавателям средних профессиональных учебных заведений, где студенты помимо общеобразовательной подготовки, получают знания и обретают умения по выбранной профессии (специальности). Не исключено, что отдельные виды заданий также могут быть уместны при организации уроков в системе школьного обучения в рамках учебных предметов «История России», «Всеобщая история».
Тема раздела | 2. Цивилизации Древнего мира |
Тема урока | 2.1. Ранние цивилизации |
Цели | |
1. Образовательная | Рассмотреть признаки, время и место появления первых цивилизаций. |
2. Развивающая | 2. Продолжить формировать навык работы с настенной картой, атласом. |
3. Воспитательная | 3. Формировать интерес к культуре древних цивилизаций. |
Хронометраж урока | 45 минут |
Тип урока | урок усвоения нового материала |
Вид урока | комбинированный (лекция/беседа/практикум) |
Педагогические технологии | технология критического мышления, информационная технология, технология проблемного обучения, технология схемно-знаковых моделей |
Метод обучения | устный, письменный, частично-поисковый, сравнительный |
Приемы обучения | рассказ, беседа, заполнение кластера, составление ленты времени, изображение графических рисунков, сравнение, анализ притчи, работа с контурной картой, работа с исторической картой, изучение текстов древних законов |
Форма организации познавательной деятельности | фронтально-групповая, индивидуальная |
Средства обучения | 1. Компьютер. 2. Проектор. 3. Экран. 4. Презентация. 5. Гончарный круг. 6. Кластер «Достижения людей в период неолитической революции» - 25 экз. 7. Карта «Очаги Древних цивилизаций». 8. Извлечения из законов царя Хаммурапи- 25 экз. 9. Закрепление знаний «Древние цивилизации на карте» – 25 экз. 10. Материалы для рефлексии «Рефлексивная мишень» - 25 экз. |
Литература | Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей: Учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 304 с. |
Метод контроля | устный, письменный |
Межпредметные связи | обществознание, культурология |
Основные понятия, термины | западные и восточные цивилизации, первичные цивилизации, цивилизационная традиция |
Место проведения | учебная аудитория |
Формируемые знания | основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории; периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; основные исторические термины и даты. |
Формируемые умения | анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии. |
Общие компетенции | ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
Структура урока |
План урока теоретического обучения
Организационный момент | Актуализация опорных знаний | Формирование ориентировочных основ знаний | Первичное закрепление нового материала | Домашнее задание и инструкции по его выполнению | Подведение итогов урока | Рефлексия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 мин. | 5 мин. | 26 мин. | 5 мин. | 3 мин. | 1 мин. | 1 мин. |
Ход урока
Организационный момент
Приветствие студентов.
Представление педагога.
Проверка готовности студентов к уроку.
Организация внимания.
Актуализация опорных знаний
Приложение 1
Задание: Заполните кластер «Достижения людей в период неолитической революции».
Форма работы: индивидуальная
Хронометраж: 5 минут
Производящее хозяйство
Неолитическая революция - _______
__________________________________
__________________________________________
Присваивающее хозяйство
Ответ:
Формирование ориентировочных основ знаний
1. Время и место появления древних цивилизаций.
2. Ранние цивилизации, их отличительные черты.
3. Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока.
4. Образы животных в искусстве древних цивилизаций.
1. Время и место появления древних цивилизаций.
Рассказ преподавателя: |
Цивилизация (от лат. civilis - гражданский, общественный, государственный) - определение, введенное в научный словарь французским просветителем Мирабо в 1756 г. под которым понимается общество, основанное на началах разума и справедливости. Цивилизация – уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры; совокупность уникальных проявлений общественных порядков, присущая определенной исторической общности. Цивилизация - это такая ступень развития человечества, когда собственные социальные связи начинают доминировать над природными и когда общество начинает развиваться и функционировать на своем собственном грунте. Например, Египетской цивилизации свойственны сооружение пирамид, мумификация умерших, своеобразное иероглифическое письмо т.д. Иногда в одну цивилизацию объединяют людей одинаковой веры (христианская цивилизация, буддистская и др.). |
Запись в конспект: |
| Признаки древних цивилизаций: 1. ремесло отделилось от сельского хозяйства; 2. повысилась производительность сельского хозяйства, в связи со строительством ирригационных орошений (искусственные каналы, водохранилища и т.д.); 3. появление в обществе разных социальных слоев; 4. образовалось государство – система органов управления обществом и его подавления; 5. была создана письменность (закрепляются законы, научные и религиозные идеи); 6. появляются города (частично, жители освобождены от сельского хозяйства); 7. возводятся монументальные сооружения (пирамиды, храмы). |
Практикум: «Очаги возникновения первых цивилизаций». Задание: используя атлас истории древнего мира, учебник (Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей: Учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 304 с. – п. 3 – с. 32 – 40; п. 4 – с. 41 – 47), изобразите ленту времени, на которой укажите время и место появления древних цивилизаций. Хронометраж: 10 минут. |
Древние цивилизации |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Хронологические рамки |
| | | | | | |
Ответ: |
Преподаватель: |
Зона формирования древних цивилизаций охватывала территории с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом (t около + 20 ºС). Несколько тысячелетий спустя зона цивилизаций стала распространяться к северу. Многие цивилизации Старого Света родились в долине рек (Тигр и Евфрат, Нил, Инд, Янзцы и др.) играли огромную роль, из называют речными. Это способствовало земледелию, торговли с соседями. Реки – это великие воспитатели человечества (Л.И. Мечников, русский историк, XIX в.). Цивилизации сталкивались с трудностями, зависевшими от особенностей ландшафта и климата. Для приморских цивилизаций – Финикий, Греции, Рима полуостровное положение явилось зарождением навигации. | |
|
Итак, при всем многообразии природных условий, в которых существовали цивилизации древности, цивилизационный процесс везде шел в неразрывной связи с освоением и преобразованием естественной среды. Именно тогда выделяются два больших региона – Восток и Запад, в которых начинают складываться цивилизационные особенности, определившие их различную судьбу и в древности, и в эпоху средневековья, и в новое время. | |
2. Ранние цивилизации, их отличительные черты.
Вопросы: |
1. Какие ассоциации вызывают у вас слова «Человек Запада», «Человек Востока»? 2. Как вы думаете, каковы ценности цивилизации Запада? Цивилизации Востока? 3. К какому типу цивилизации вы можете отнести Россию? Почему? |
Рассказ преподавателя: |
«Есть такая притча о двух странниках, перед которыми поставили далекую, почти несбыточную цель. Первый странник пустился было в путь, но очень скоро приуныл: так долго в пути, а цель недостижима по-прежнему. Потерял он всякий интерес к странствиям. Лег, заснул и спит до сих пор. А второй странник бодро отправился в дальний путь. Все ему интересно – тут горка, там – пригорок, там – дерево, там – рощица. Разочарования сменились надеждами… возникли новые горизонты… и сегодня в пути второй странник энергичен и неутомим. |
Вопросы: |
1. О каких типах цивилизации, представленных в образах странников, идет речь в данной притче? 2. Какие цивилизации относятся к восточным, а какие к западным? |
Ответы: |
1. В первом случае о восточном, во втором случае о западном типе цивилизации. Исторические пути развития Запада и Востока можно определить, как революционный и эволюционный. 2. К восточным цивилизациям относятся – Египет, Вавилония, Ассирия, Финикия, Древний Китай, Древняя Индия. К западным античным цивилизациям относятся – Древняя Греция и Древний Рим. |
Запись в конспект: |
|
Приложение 2 Практикум «Законы царя Хаммурапи» Задание: ознакомьтесь с извлечениями исторического документа «Законы царя Хаммурапи» и письменно ответьте на вопросы. Хронометраж: 10 минут. |
Извлечения из законов царя Хаммурапи 117. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, (то) должен служить в доме их покупателя или заимодавца три года; на четвертый год должно отпустить их на свободу. 118. Если он отдаст в долговую кабалу раба или рабыню, (то)ростовщик может передать (его или ее) дальше, может отдать (его или ее) за серебро ;(он или она) не может быть требуем (или требуема назад) судебным порядком… Вопросы к документу: Как законы ограничивали долговое рабство? Почему, на Ваш взгляд, это делалось? На основе документа составите схему, показывающую состав вавилонского общества. |
3. Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока.
Рассказ преподавателя: |
Древнейшие цивилизации возникли в медном веке. В дальнейшем люди изобрели бронзу – сплав меди и олова. Бронза была прочнее и тверже меди. Из нее стали делать оружие, щиты, ножи, лезвия для плугов и серпов, другие орудия труда. Демонстрация гончарного круга. | |
Запись в конспект: |
| |
4. Образы животных в искусстве древних цивилизаций.
Рассказ преподавателя: |
На ранней стадии развития человечества животные не отделялись со всей резкостью от человеческого коллектива - ни в его синхроническом состоянии (включение животных в социальную иерархию, помещение священных животных на вершине иерархической лестницы), ни в диахроническом аспекте (идея происхождения данного коллектива от животного), ни, наконец, онтологически (представление о животном как об особой ипостаси человека). В мифах распространены примеры соотнесения животных со странами света, временами года, стихиями. Образы животных кодируют также соответствующие месяцы, сутки, годы (обычно в 12-летнем цикле). Так в Китае месяцы связывались последовательно с крысой, волом, тигром, зайцем, драконом, змеей, лошадью, овцой, обезьяной, петухом, собакой, свиньей. Представления о родстве между определенной группой людей и тотемами - животными и растениями - лежат в основе тотемических мифов. В наиболее типичном виде эти мифы известны у австралийцев. Следы и пережитки тотемизма обнаруживаются и в мифологиях более развитых обществ. В Китае в древний период династия Инь почитала в качестве тотема ласточку. В позднейших даосских мифах рассказывается о том, что мать императора Яо зачала и родила его от красного дракона, мать философа Лаоцзы - от падающей звезды. В греческой мифологии следы тотемизма сохранились в мифах о племени мирмидонян (греч. μύρμηκεζ - "муравьи"), о полулюдях-полуконях кентаврах, в часто встречающемся мотиве превращения людей в животных, в мифах об оплодотворении смертных женщин Зевсом в образе какого-нибудь животного, в почитании некоторых богов в виде животных (напр., Деметра почиталась в Аргосе в виде женщины с лошадиной головой, Посейдон иногда изображался в виде коня, возможно также в животных атрибутах многих богов (Афине сопутствовала сова, Зевсу - орел, Асклепию - змея и т.д.). В римской мифологии известное предание о волчице, вскормившей Ромула и Рема, основателей Рима, - тоже отголосок тотемизма . Тотем позволяет связать данный человеческий коллектив с данной территорией, настоящее - с прошлым, культурное и социальное - с природным, а также объединить этот коллектив некоторой общей системой норм поведения (экзогамия, табу, ритуал и т.п.). В основе лично-индивидуальных форм тотемизма находится представление об особом животном, мистическим образом влияющим на судьбу данного человека (ср. верования в личных покровителей в виде собаки, ворона, лебедя у древних исландцев). С культом животных связаны мотив оборотничества (люди-волки, люди-собаки, греческий миф о Долоне-волке, люди-волки в римских луперкалиях, оборотни-вурдалаки и т.п.) и языковые аналоги оборотничества - имена отдельных людей, племен, городов, стран (Ликаон греч. мифа, ставший волком; ликийцы, Ликия при λύκος "волк"); ср. последовательное превращение преследуемых героев сказок в самых различных животных. Особая способность к оборотничеству предполагалась у шаманов, которые могли говорить на языке разных животных или понимать эти языки, а также у колдунов, ведьм. Во многих мифах решающая роль творца вселенной принадлежит животному. Еще чаще животное выступает в качестве культурного героя, который может совмещать в себе две роли - творца неких космических элементов и основателя новой культурно-социальной традиции . В буддийской традиции различные животные являются воплощениями Бодхисаттвы. Сама идея повторных рождений в колесе жизни и смерти предполагала в Индии возможность перевоплощений и в различных животных. В древнейших памятниках изобразительного искусства, относящихся к верхнему палеолиту, животные являются основным объектом изображений. Более 80 % всех изображений в палеолитических памятниках Франции и Испании составляют животные (при этом немногим более 4 % приходится на изображения женских и мужских фигур). |
| | | | |
Первичное закрепление нового материала
Приложение 3
Практикум «Древние цивилизации на карте»
Задание: определите по очертаниям страну. Назовите реки в этих странах. Хронометраж: 5 минут.
Домашнее задание и инструкции по его выполнению
Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей: Учебник для нач. и сред.проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 304 с. – п. 3 – с. 32 –40; п. 4 – с. 41 – 47;
- записи в конспекте;
- работа с исторической картой;
- работа с историческим документом – с. 41.
Профилизация (одно задание на выбор):
1. Составление презентации «Животные в скульптуре».
2. Сообщение «Анималотерапия».
3. Сообщение «Зооморфные образы в классической культуре Китая».
4. Оформление иллюстрации «Штандарт» из «царской» гробницы в Уре.
5. Оформление иллюстрации «Фантастический крылатый бык-шеду».
6. Оформление иллюстрации «Ворота богини Иштар».
7. Оформление иллюстрации «Рельеф «Раненая львица».
8. Оформление иллюстрации «Дворец в Персеполе».
Подведение итогов урока
- оценка работы группы;
- оценка работы отдельных студентов;
- аргументация выставленных оценок.
Рефлексия
Техника «Рефлексивная мишень».
На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры - вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, активно участвовал на уроке, было интересно, было понятно, узнал новое.
Обучающиеся ставит метки в сектора соответственно оценке результата, чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводится её краткий анализ.
Литература
1. Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей: Учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 304 с.
Интернет-ресурсы
2. Животное. http://ec-dejavu.ru/z/Zhivotnoe.html (дата обращения: 28.08.2017).
3. Инфограмма «Достижения и изобретения в древних цивилизациях». http://listovka.alinamore.website/pervye-civilizacii-drevnego-mira-tablica (дата обращения: 27.08.2017).
4. Инфограмма «Древние собаки в Америке». [Электронный ресурс]. URL: http://www.indiansworld.org/ves-region.html-2#.WaMnJyhJYdU (дата обращения: 27.08.2017).
5. Инфограмма «Межкультурный обмен». [Электронный ресурс]. URL: http://www.indiansworld.org/ves-region.html-2#.WaMnfyhJYdU (дата обращения: 27.08.2017).
6. Инфограмма «Первые очаги цивилизаций». [Электронный ресурс]. URL: http://www.indiansworld.org/sites/default/files/field/photo/old_civilizations.jpg (дата обращения: 27.08.2017).
7.Карта «Первые цивилизации». [Электронный ресурс]. URL: https://otvet.imgsmail.ru/download/0d75591957b4456f82feda70cd3a7cdb_s-535.jpg (дата обращения: 27.08.2017).
8. Схема «Цивилизации Древнего Востока и античная цивилизация. [Электронный ресурс]. URL: https://botan.cc/prepod/_bloks/pic/by8twkb_2.png (дата обращения: 27.08.2017).
9. Таблица «Современная периодизация развития первобытного общества по материалу орудий труда. [Электронный ресурс]. URL: http://900igr.net/up/datas/172110/006.jpg (дата обращения: 28.08.2017).
10. Центры зарождения древнейших цивилизаций Востока. [Электронный ресурс]. URL: http://lusana.ru/files/22150/653/17.jpg (дата обращения: 27.08.2017)
Приложение 1
Задание: Заполните кластер «Достижения людей в период неолитической революции».
Форма работы: индивидуальная
Хронометраж: 5 минут
Производящее хозяйство
Неолитическая революция - _______
__________________________________
__________________________________________
Присваивающее хозяйство
Приложение 2 Практикум «Законы царя Хаммурапи» Задание: ознакомьтесь с извлечениями исторического документа «Законы царя Хаммурапи» и письменно ответьте на вопросы. Хронометраж: 10 минут. |
Извлечения из законов царя Хаммурапи 117. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, (то) должен служить в доме их покупателя или заимодавца три года; на четвертый год должно отпустить их на свободу. 118. Если он отдаст в долговую кабалу раба или рабыню, (то)ростовщик может передать (его или ее) дальше, может отдать (его или ее) за серебро ;(он или она) не может быть требуем (или требуема назад) судебным порядком… Вопросы к документу: Как законы ограничивали долговое рабство? Почему, на Ваш взгляд, это делалось? На основе документа составите схему, показывающую состав вавилонского общества. |
Приложение 3
Практикум «Древние цивилизации на карте»
Задание: определите по очертаниям страну. Назовите реки в этих странах. Хронометраж: 5 минут.