СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории на тему "Соседи славян"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотическое воспитание младших школьников закладывается не только на уроках и классных часах, но и во время проведения кружковой работы. На данном кружковом занятии патриотическое воспитание акцентировано на каждом этапе урока, начиная от оргмомента и заканчивая этапом рефлексии.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории на тему "Соседи славян"»

УРОК «СОСЕДИ СЛАВЯН»

Цели:

  • знакомство с названиями и особенностями жизни племен - соседей славян;

  • развитие пространственного воображения, навыков рабо­ты с исторической картой;

  • воспитание уважения к национальным особенностям на­родов.

  • воспитывать нравственные качества уважения к другим народам и прошлому своего народа, чувство гордости за свой народ.

Оборудование:

-учебник «История родного края» 3 класс

-индивидуальные исторические карты «Древние славяне» стр. 68 уч.;

-карточки для игры «историческая рыбалка»;

-изображения рыб для игры «Историческая разминка - рыбалка»;

-презентация;

-смайлики;

-карточки с «перепутанными» пословицами.


ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Учитель

Я дарю вам свою улыбку,

Вы в ответ поделитесь своей.

Сразу станет на сердце теплей и светлей,

Ну, а мы сразу станем добрей.

Присаживайтесь, пожалуйста


II. Актуализация изученного

Учитель: Знаете ли вы, что есть на свете такая замечательная страна, где быль чудеснее сказки? И находится она не за семью морями, далекими горами, а в учебнике «История родного края ». Называется она Страной историей. Попасть туда нетрудно – стоит лишь перевернуть страничку.

Но прежде чем мы перевернём страничку, давайте вспомним материал прошлого урока и проведём историческую разминку


  1. ИГРА «ИСТОРИЧЕСКАЯ РЫБАЛКА» (работа в парах)

Карточка

- Подчеркните названия племен в тексте.

«…Они пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Те же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.»


- Названия каких племен вы встретили в тексте?


Проверка. Если вы подчеркнули названия всех славянских племён – покажите улыбающийся смайлик, если нет – грустный смайлик.

Слайд 1

Михаил Васильевич Ломоносов говорил:

«Предками славян являются мужественные люди, то есть «прославившиеся своими подвигами».

И название славян происходит от слова «славящиеся».

Были славяне очень сильными, высокого роста, цвет ни тёмный, ни светлый. Они любят свободу, не выносят рабства, исполнены мужества и кротости».


  1. Историческая разминка - рыбалка ( фронтальная работа)

Археология городище, селище, полуземлянка, язычество, лапти, то­пить печь по-черному.

По белке с дыма, путь из варяг в греки, кочевые племена

Какие выражения вызвали затруднения в объяснении лексического значения?

Всё ли вы знаете о жизни славян?


  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Слайд 2

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней!

Вспоминай их добрым словом

– Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Н. Кончаловская


(Учитель продолжает слова Н. Кончаловской)

И про эту старину я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли о делах родной земли

  • Сегодня на уроке вы побудете в роли исследователей старины. Каждая группа получит задание на карточке. Это задание вы должны будете выполнить , после изучения новой темы, записав ответ на этой карточке.


  • А сейчас мы будем изучать материал в учебнике и работать в индивидуальной карте.

Учебник стр. 70, 71 Чтение текста «Соседи славян» и нахождение на карте тер­ритории племен-соседей (заполнение индивидуальных контурных карт: на­звания «соседей»).

Слайды 4, 5,6, 7, 8, 9

Византийская империя

Хазары

Половцы

Печенеги

Жемайты

Эсты

Варяги

  • Физминутка

Славяне жили в суровых условиях и всё делали сообща. Сейчас зима, представим, как древние славяне могли согреться. Потрите ладони друг о друга до ощущения тепла. Не разъединяя их, как бы слепите белый пушистый шарик. Почувствуйте теплоту шарика. Затем, не меняя формы, медленно разводите ладони. Тепло чувствуется? Разводите ладони до тех пор, пока тепло будет плохо ощущаться. Я думаю это и будет размер полученной от урока теплоты. Согрели мы ладони, наверно, как и наши предки согревались зимой


  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

  • работа на карточках по группам:

объясните лексическое значение выражения:

  1. кочевые племена

  2. дань

  3. по белке с дыма

  4. варяги

  5. путь из варяг в греки

  • Разгадывание кроссворда «Путь из варяг в греки» в «Дневнике» (индивидуальная работа).

  • Соберите пословицы: (работа в парах)

Сам погибай, а Родину защищай

Кто за Родину горой, то истинный герой.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Родина — мать, умей за нее постоять.

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Проверка (сигнал - смайлик)

Объясните смысл пословиц

IV. Рефлексия

- Какую тему мы сегодня исследовали?

- Что вас особенно удивило?

Хотелось бы вам продолжить знакомство с историей русского народа?


Прошли века бурных исторических событий. Потомки древних восточных славян – русские, белорусы, украинцы образовали свои государства. Происхождение у них одно, языки близкие, история – общая. Не зря говорят:

«Народное братство дороже всякого богатства», «Старый друг лучше новых двух». Я надеюсь, что вы всегда будете помнить об этом. Это наша история.

О, Русь!

Тебе хвала.

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала!

Закончим мы путешествие по стране истории девизом:

Русоволосые и сероглазые,

Лицами светлые, сердцем славные,

Древляне, кривичи, поляне

Скажите, кто, вы?

Дети: Мы – славяне!


Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зовётесь ныне россияне.

Издревле, кто вы?

Дети: Мы – славяне!

ДОМАШНЯЯ РАБОТА

Подобрать 2, 3 пословицы о Родине и дружбе между народами.

Дополнительное чтение: Энциклопедия «Я познаю мир». С.125— 126.
















































Кроссворд «Из варяг в греки»


Приложение



















Карточка

Подчеркните названия племен в тексте.

«…Они пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Те же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.»








































Восстановите пословицы:

Сам погибай, одна у него и Родина.


Кто за Родину горой, умей за нее постоять.


Если дружба велика, тот истинный герой


Родина — мать, будет Родина крепка.


Одна у человека родная мать, а Родину защищай.



Восстановите пословицы:

Сам погибай, одна у него и Родина.


Кто за Родину горой, умей за нее постоять.


Если дружба велика, тот истинный герой


Родина — мать, будет Родина крепка.


Одна у человека родная мать, а Родину защищай.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!