Урок истории в 7 классе.
Тема урока: Наша Родина – Россия.
Тип урока: комбинированный
Цель урока – формирование у детей образа родной страны, как Родины, как многонационального государства
Задачи урока:
образовательные – сформировать первоначальные представления о единстве и особенностях России;
коррекционно-развивающие – способствовать коррекции и развитию связной устной диалогической речи через выполнение заданий, ответы на вопросы;
воспитательные - воспитывать нравственные качества, воспитывать чувства патриотизма, любви и гордости за свою Родину.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, доска, учебник История России для 7 класса;
I. Орг. момент.
Взаимное приветствие; настрой учащихся на работу, организация внимания;
Прежде чем начать наш урок-викторину давайте вспомним правила ответа на уроке:
1. Дослушиваем вопрос до конца.
2. Если знаешь ответ, то поднимай руку, и жди, пока учитель тебя спросит.
3. Не выкрикиваем с места.
II. Проверка домашнего задания и повторение пройденного материала.
1. Назовите исторические памятники, по которым изучается прошлое людей.
2. Слайд
2.Определите на каком изображении письменные и вещественные исторические памятники.
3.Как называют ученых-историков, которые проводят раскопки? Что находят вовремя раскопок?
4. Слайд
4. Соотнесите виды исторических памятников с предметами.
Зад. Расшифровать тему урока.
Слайд 4. Отгадайте загадку:
Пышет баня пылом-жаром,
И придумана недаром
Там, где снег, мороз да иней,
Баня в матушке…(России)
Введение в тему. Слайд 5. Сегодня наш урок будет посвящен нашей Родине – России. Давайте запишем тему урока в тетрадь.
Рассказ учителя. Ребята, вы знаете, что наша страна Россия самая большая страна на свете? И чтобы собрать нашу огромную страну надо узнать из чего же она состоит. Наш урок пройдет в виде викторины, я буду вам задавать вопросы, загадки, задания, а если вы правильно на них отвечаете и выполняете, то получаете маленькую часть России (показываю пазлы). У кого будет наибольшее количество пазлов, тот будет носить гордое звание «Патриот России» и получит отличную отметку за урок. А в конце урока нам надо собрать большой пазл и посмотреть, что же у нас получилось.
III. Изучение новых знаний.
Вы уже все знаете, что наша страна называется Россия или же Российская Федерация.
Внимание, вопрос! Как называются люди, живущие в России?(россияне)(ученик получает пазл «Россияне»). Записываем определение россияне в тетрадь.
Правильно, россияне, большинство россиян русские, но в России также живут и другие народы. Вы знаете, какие еще народы проживают в нашей стране? (башкиры, татары, казахи и т.д.) (ученик получает пазл «Народы»)
Слайд 6,7,8. Давайте посмотрим, как выглядят самые многочисленные народы нашей страны.
Как и у всех государств мира, наша страна имеет свои границы.
Слайд 9. Перед вами карта нашей страны, кто знает и сможет правильно определить границы? (ученик выходит к доске, если верно, то получает пазл «Граница») Записываем определение «граница» в тетрадь.
Физкультминутка
- Закрыть глаза, отдых 10-15 секунд. Открыть глаза. Повторить 2, 3 раза.
-Посмотреть вдаль, закрыть глаза на 5,6 секунд. Открыть, посмотреть на кончик носа. Закрыть глаза на 5, 6 секунд, открыть глаза. Повторить 2,3 раза.
- Самомассаж. Закрыть глаза и делать легкие круговые движения подушечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги 20-30 секунд. Закрыть глаза. Отдых 10-15 секунд. Открыть глаза.
Слайд 10. А теперь отгадайте загадку:
Главный город государства,
Хоть республики, хоть царства.
Тут смекалка пригодится:
Вот Москва, она – … (Столица) (ученик получает пазл «Столица») Записываем определение «Столица» в тетрадь.
У нашей Родины есть отличительные символы, например: спортсмен приехал на международную олимпиаду, как можно будет отличить российского спортсмена от спортсменов из других стран? Что, например, будет изображено на их одежде? Какая музыка будет звучать в случае победы наших спортсменов? (по цвету, флаг, гимн)
Правильно, всё это отличительные символы нашей страны, таких же символов нет ни у одной другой страны – это государственная символика.
А теперь отгадайте загадки:
Слайд 11.
Бело-сине-красный стяг —
Это наш российский… (Флаг) (ученик получает пазл «Флаг»)
Слайд 12.
Есть главная песня у нашей страны.
Услышав её, мы вставать все должны.
Единству народа поётся в ней слава,
И восхваляется наша держава. (Гимн) (ученик получает пазл «Гимн»)
Слайд13
Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй. (Герб) (ученик получает пазл «Герб»)
Записываем определение «флаг, герб, гимн» в тетрадь.
Слайд 14. А теперь взгляните на доску. Ребята, вы знаете, кто изображен на фотографии? (Путин)
А какую должность он занимает? (президент) (ученик получает пазл «Президент») Записываем определение «президент» в тетрадь.
Президент – глава нашего государства. Раньше глав нашего государства называли князь, царь, император. Но всех их объединяло одно: они были главой, т.е. головой нашей России, решали самые важные вопросы в жизни нашей страны.
IV. Закрепление:
И так, мы с вами узнали из чего же состоит наша страна.
1. Первое из чего она состоит – это из жителей России – как они называются? (россияне) (ученик с пазлом «Россияне» прикрепляет пазл к доске).
2. Россия имеет линию, которая отделяет территорию нашей страны от территории других стран – эта линия называется… (граница) (ученик с пазлом «граница» прикрепляет пазл к доске.
3. Главным городом страны является… (столица) (ученик с пазлом «Столица» прикрепляет пазл к доске.)
4. Какие существуют государственные символы России? (флаг, герб, гимн) (ученики с пазлами «флаг, герб, гимн» прикрепляют пазл к доске)
5. А главой нашего государства является… (президент) (ученик с пазлом «президент» прикрепляет пазл к доске)
6. Башкиры, татары, украинцы – это.. (народы)? (ученик с пазлом «народы» прикрепляет пазл к доске)
А еще ребята без чего не было бы нашей великой державы – это без ее многовековой Истории, которую я постараюсь вам рассказать. Поэтому этот недостающий пазл у меня.
Посмотрите ребята, у нас получилась наша Родина – Россия.
6. Домашнее задание:
Слайд 15. Тема 3, стр. 16-19-читать, вопросы (1-5) на стр.19-устно.
7. Оценка работы учащихся
Слайд 16.
Приложение 1.