СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории Отечества по теме "Владимир Мономах: его внутренняя и внешняя политика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для использования в курсе истории Отечества 6 класса. Урок изучения нового материала содержит работу с картой, историческим источником и литературным произведением "Поучение детям"

Просмотр содержимого документа
«Урок истории Отечества по теме "Владимир Мономах: его внутренняя и внешняя политика"»

ТЕМА: Владимир Мономах: его внутренняя и внешняя политика.

ЦЕЛЬ: охарактеризовать процесс усиления великокняжеской власти при Владимире Мономахе и доказать на примерах его внутренней и внешней политики, что в период его правления Киевская Русь переживает период расцвета; развивать умение учащихся давать характеристику историческому деятелю, определять его место в историческом процессе, работать с картой, анализировать материал, делать выводы, работать с историческими источниками; убедить учащихся в силе единства на примере деятельности Владимира Мономаха.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПОНЯТИЯ: междоусобные войны, половцы, Владимир Мономах.

ОБОРУДОВАНИЕ: атлас, учебник, презентация, видеофильм

ТИП УРОКА: урок усвоения новых знаний.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: учащиеся смогут:

  • Назвать даты правления Владимира Мономаха;

  • Выделить его внутреннюю и внешнюю политику;

  • Оценить Владимира Мономаха как личность и государственного деятеля;

  • Доказать, что в период правление Владимира Мономаха Киевская Русь переживала период своего расцвета;

  • Усовершенствуют навыки работы с историческими источниками, смогут анализировать материал, делать выводы и обобщать.

Структура урока

    1. Организационный момент.

    2. Актуализация опорных знаний.

    3. Мотивация учебной деятельности.

    4. Изучение нового материала:

  • Владимир Мономах. Борьба с половцами

  • Киевское восстание и приход к власти Владимира Мономаха.

  • Внутренняя политика и внешняя политика Мономаха.

  • «Поучение» Владимира Мономаха.

  • Правление сыновей Владимира.


  1. Закрепление новых знаний.

  2. Итоги урока.

  3. Домашнее задание.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний:

Блицопрос

Работа с понятиями:

      1. Как называлось собрание взрослого мужского населения в Киевской Руси? (вече)

      2. Господствующая прослойка населения Киевской Руси называлась? (бояре)

      3. Кочевые племена на южных рубежах Руси, которые пришли на смену печенегам? (половцы)

      4. Единоличный правитель, власть которого передавалась по наследству? (монарх)

      5. Владение, которое можно передать по наследству? (отчина)




(Вставьте пропуски в тексте.)

В 1068. Году пришли на Русскую землю чужеземцы, половцы кочевые племена. А Изяслав, и Святослав, и Всеволод вышли один против одного на р. Альту. И когда настала ночь, пошли они друг против друга. И побежали …русские князья, и победили …полоцкие.. князья.

Работа с персоналиями.

( Учащимся нужно определить по отрывку исторического документа, о какой исторической личности идет речь)

  1. «Имя его было известно и прославлено во всей Европе. Все короли стремились жить с ним в мире. Его дочь Анна вышла замуж за французского короля Генриха, вторая дочь была женой норвежского князя; из сыновей один имел жену в Германии, другой греческую царевну. Польские князья обращались к нему за помощью» (Ярослав Мудрый)

  2. «Звал тебя народ ласковым,

Называл также «Солнцем Ясным»,

Потому что сделал ты край великим,

А свой люд – богатым и счастливым. (Владимир Великий)

  1. «Был это смелый князь-воин,

Всё в лагере проживал.

И целую жизнь отважно

С врагами воевал.

А на кого шёл войной,

Так говорил: «Иду на вас!». (Святослав)

  1. Этот киевский князь в 1068 году не выдал киевлянам оружие для борьбы с половцами, боясь народного восстания. (Изяслав).

  2. Сын Ярослава Мудрого, который после смерти отца стал одним из соправителей Киевской Руси ( правил Переяславским княжеством). После поражения на реке Альте вместе со старшим братом укрылся в Киеве. Междоусобные войны привели его на киевский престол в 1078году. Его жена была внучка византийского императора, поэтому их старший сын получил прозвище прадеда – Мономах. (Всеволод).

  1. Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя.

Объявление темы, задач, эпиграфа и плана урока

ВОПРОСЫ:

  1. Что вам известно о Владимире Мономахе из предыдущего урока?

  2. Какую роль он играл в борьбе с половцами?

Слово учителя.

На сегодняшнем уроке мы с вами выясним, при каких обстоятельствах Владимиру Мономаху удалось прийти к власти в Киевской Руси. Охарактеризуем его внутреннюю и внешнюю политику, определим последствия его деятельности.


  1. Изучение нового материала:

1. Владимир Мономах. Борьба с половцами.

Владимира Мономаха считают великим патриотом государства и активным защитником Руси от половцев.

Самостоятельная работа по заданию.

Описание внешности князя Владимира. Работа с документом на стр. 93

Сравнить портрет и описание в летописи.

Сообщение учащегося.

Владимир, сын князя Всеволода, родился в 1053году. Мать его, Мария – гречанка, дочь царя Византийского Константина IX Мономаха. Поэтому и назвали князя Владимира – Мономахом. Княжич родился в Киеве, но уже через год князь Всеволод с семьёй переехал в Переяслав. В этом небольшом городе прошли детские годы Владимира. Он с детства любил военное дело, поэтому уже в 15 лет принимал участие в первой битве Руси с половцами 1068 года. Владимир стал «мечём» в руках своего отца, потому что Всеволод не любил воевать, а любил читать книги, знал пять иностранных языков.

В 22 года, правя в Смоленске, Владимир Мономах женился на английской принцессе Гите.

В 1078 году после смерти князя Изяслава Ярославовича Киевским князем стал Всеволод. Он посадил на Черниговский престол Владимира, который и стал князем в Чернигове до смерти отца (1093г.). Почти каждый год он организовывал походы против половцев. Став черниговским князем, Владимир вступил в конфликт со своим братом Олегом Святославовичем Тмутараканским.

После кровопролитных боёв Владимир отдал Чернигов брату как законному наследнику отцовского престола, а сам ушёл в Переславль, где княжил 20 лет, с 1094г. по 1113г.


Рассказ учителя(работа с картой и атласом).

Именно в этот момент он проявил себя как умелый воин и полководец. Вместе с князем Святополком Владимир Мономах начал подготовку к борьбе с половцами. С этой целью он созвал съезд князей, на котором было принято решение, предложить мир половцам, который был подписан в городе Сакове в 1101 году. В 1103г. он собрал силы семи князей, Святополк и Мономах выступили против половцев и получили значительную победу.

На протяжении 1107 – 1111 гг. Владимир Мономах самостоятельно организовал ряд походов на половцев, и каждый раз побеждал благодаря таланту полководца. Он один из первых, кто на Руси понял преимущества моментального удара, неожиданного обходного манёвра, опирался в походах на боевую дружину. Именно вследствие последнего похода (1111г.) его войско продвинулось до Грузии.

Эти военные походы принесли князю славу защитника Русской земли и стали главным достижением Владимира Мономаха перед государством и его народом. С каждым годом возрастал авторитет князя. Именно поэтому и пригласили его на княжеский престол в Киеве.

2. Киевское восстание и приход к власти Владимира Мономаха.

В 1113 году великий киевский князь Святополк Изяславович умер, различные княжеские группировки начали борьбу за власть. В Киеве вспыхнуло восстание. Верхи города пригласили Владимира Мономаха в Киев, со 2 раза он согласился. Усмирив восстание, Владимир остался в Киеве и правил княжеством.

Работа с историческим документом.

( учащиеся знакомятся с отрывком исторического документа)

«Утром в 17-й день 1113 года киевляне собрали совет и послали к Владимиру Мономаху с просьбой: «Приди, князь, на престол отцовский… А если не придёшь, так знай, что много зла произойдёт, и не только Путятин двор, или жидов ограбят, но и невестку твою, и бояр, и монастыри». Услышал Владимир и пришёл в Киев. Встретили его с великими почестями. Сел на престоле отца своего…, и все люди были рады, и смуты не стало».

ВОПРОСЫ:

  • Какие события описываются в документе?

  • Почему киевляне пригласили на княжение именно Владимира Мономаха?

  • Как этот документ характеризует князя?

Записать даты правления в тетрадь.

ВОПРОСЫ:

  1. Сколько лет правил?

  2. Какой это век? Какая половина?

  3. Внутренняя политика и внешняя политика Мономаха.

(Учащиеся работают с учебником и заполняют таблицу «Внутренняя и внешняя политика В. Мономаха).

Внутренняя политика

Внешняя политика





Проверка таблицы

  1. «Поучение» Владимира Мономаха (межпредметные связи с литературой)

Работа с документом

Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться. Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите, и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам, ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни сёлам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, то пищей и питьем: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым.

Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь - как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели.


ВОПРОСЫ:

  • Что завещал своим детям В. Мономах?

  • Какими качествами характера хотел В.Мономах, чтобы обладали его дети?

  • Как вы думаете, реально ли было рассчитывать, что наследники В. Мономаха будут следовать его советам?

  1. Правление сыновей Владимира Мономаха.

Просмотр видеофильма

Вопросы:

  1. Что объединяло правление Владимира Мономаха и Мстислава Владимировича?

  2. Как можно назвать период, который начался после смерти Ярополка Владимировича?

Слово учителя. Смерть В. Мономаха означала фактический конец единству Киевской Руси, хотя его сыну Мстиславу кое-как и удавалось сдерживать распад Киевского государства, но после его смерти в 1132 году удельные князья окончательно вышли из повиновения великому киевскому князю. И Русь вступила в период раздробленности.

За недостатком времени закрепление можно провести в виде графического диктанта

1.Междоусобные войны – борьба с половцами.

2.Вече - это народное собрание в Киевской Руси.

3. В 1113г. в Киеве вспыхнуло восстание.

4. На вече в Киеве было решено пригласить князем Ярослава Мудрого.

5. С 1113 – 1125гг великим киевским князем был Владимир Мономах.

6. В 1120 г. Мономах организовал «крестовый поход» против половцев.

7. Основным сборником законов изданных В. Мономахам был «Устав В. Мономаха».

8. После смерти В. Мономаха киевский престол перешел в руки Изяслава.

9.Мономах взошел на престол в возрасте 25 лет.

10. После смерти Мстислава Киевская Русь вступила в период раздробленности.

Домашнее задание: Проработать материал параграфа

Составить исторический портрет Владимира Мономаха по плану:

Памятка для оценки политического деятеля:

  1. Интересы какого класса или группы выражал?

  2. Чего хотел добиться?

  3. Какие методы использовал для достижения целей?

Ваше личное отношение к нему

Дополнительная информация

Существует легенда о так называемой «шапке Мономаха». Так называли царский венец, который вместе с другими регалиями царской власти (крест с животворящего дерева, золотые бармы египетских царей, священная цепь аравийского золота) подарил Владимиру Мономаху византийский император Константин Мономах.

Этой шапкой венчались на престол все последующие князья, а затем и цари Московского государства до Петра I. Ныне хранится в Кремле в Оружейной палате.

       В народе говорят: «Ох, тяжелая ты шапка Мономаха».

  - Почему так говорят?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!