СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории Отечества в коррекционной школе "Нашествие монголо - татар на Русь"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока истории Отечества в коррекционной школе "Нашествие монголо - татар на Русь" (7 класс).

Просмотр содержимого документа
«Урок истории Отечества в коррекционной школе "Нашествие монголо - татар на Русь"»

Нашествие монголо-татар на Русь.


Цель: формировать представления о нашествии монголо-татар на русскую землю.


Задачи:


Образовательные: добиваться четкого и осознанного представления о раздробленности

Киевской Руси перед вторжением монголо-татар; подвести учащихся к

пониманию, почему монголо-татарам удалось завоевать русские земли;

на примерах обороны Рязани показать героизм русских людей в борьбе

против монголо-татарских захватьчиков.


Коррекционно-развивающие: закреплять умения ориентироваться на карте; показывать

места исторических событий, территории, направления вражеских

ударов, пользоваться условными обозначениями.


Воспитательные: через образ сражающегося и не покорившегося народа воспитывать у

учащихся любовь к своей великой Родине, чувство гордости за

героический народ; воспитание "взаимопомощи", дружбы, "взаимовыручки"


Основные знания: 1223 год – первая встреча русских с монголо-татарами, 1237 год –

нашествие та Русь.


Основные термины и понятия: Тараны.


Оборудование и материалы: Карта борьбы народов нашей страны "против иноземных

захватчиков в ХIII в.", видеофильм история государства Российского "

Нашествие", лента времени, карточки с заданиями.


Тип урока: Комбинированный.





















Ход урока


1. Орг. момент (отчет дежурного).


Сооб. цели: Урок истории – урок жизни. Мы узнаем, о трудном периоде России, о том что

связывало монголо-татар и русских людей.


Работа с пословицей: "Дерево держится корнями, а человек друзьями".

-девизом нашего урока будет эта пословица, … а почему вы ответите

в конце урока.


2. Повторение пройденного материала

-какой раздел начали изучать на прошлом уроке?

-какую тему изучали на предыдущем уроке?



КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЯМИ


1.

а) напишите в каком веке образовалось монголо-татарское государство?


б) кто такие монголо-татары?


в) напиши имя хана, который руководил монголо-татарами?


2.

Как назывались племена монголо-татар? (подчеркни правильный ответ)


а) общины.


б) орды.


в) стада.



Кто такие монголо-татары? (обращаю внимание на таблицу "Монголо-татары и русские")

Игра "Штурм" (штурмовать мы будем ваши знания).

Итог: Мы вспомнили отличия русских и монголо-татар изученные на предыдущем уроке.

Оценки.



3. Актуализация знаний, объявление новой темы.

Вводное слово учителя (обращаю внимание на историческую карту).


а) Почему на карте Киевская Русь окрашена в разные цвета? (была раздробленна на самостоятельные княжества)

б) Что происходило в этот период на Руси? (опорное слово-междоусобица).

в) Какой можно сделать вывод? (Русь в ХIII в. была раздробленна на мелкие княжества и государства. Князья и бояре постоянно воевали друг с другом за власть. Не было на Руси спокойствия и мира. Этим пользовались соседские кочевые народы, которые совершали разорительные набеги на русские земли.

(Запись темы урока"Нашествие монголо-татар на Русь")

Что такое нашествие? (нападение, вторжение).


4. Новая тема.

В начале ХIII в. у южных границ Руси появился грозный и воинственный сосед – монголо-татары. К тому времени они уже покорили Китай, Иран, Среднюю Азию, Сибирь и получали дань с других народов.

Где и когда произошла первая встреча с монголо-татарами? (пересказ учащихся, показ по карте, работа по ленте времени).


На доске:

Первое сражение русских войск с монголо-татрами состоялось летом 1223 года.

Закончилось это сражение победой монголо-татар. (в тетрадях).


Так бесславно закончилась битва на реке Калке. Русские князья были наказаны за то, что не было между ними единства, что ссорились между собой и не смогли из-за этого защитить Русь.

После этого монголо-татры начали готовиться к новому нашествию на Русь.

Найдите в учебнике когда монголо-татары снова пришли на Русь?

Кто руководил их походом? (сообщение о Батые).



Работа с учебником.



К какому городу подошел Батый со своим войском? (Рязань-показ на карте и отметить в тетрадях "Направление войск монголо-татар").


Найдите и прочитаете, как защищали жители Рязани свой город? ( стр. 231 )


Работа с книгой "На поле Куликовом"


Прочитайте, самостоятельно, выделенный текст на стр. 7 и ответьте на вопросы:


Сколько времени продержались жители города?


Чем разбил враг деревянные стены города?


Словарная работа: тараны.


Почему никто не пришел на помощь рязанцам? (стр.233 учебник)



Просмотр кинофильма "Нашествие"


Цель: Какие страны покорили монголо-татары прежде чем прейти на Русь. Какие города Руси ими были завоевана.


Просмотр фильма.




Что вы увидели и узнали.


Эти знания нам понадобятся для составления связанного рассказа.



5. Первичное закрепление нового материала.


Давайте закрепим изученный материал и ответим на вопросы.


Что произошло в 1223 году?


Посчитайте сколько лет назад состоялось это сражение?


(на доске-вставить опорные слова).


На исходе 1237 г. на русские княжества обрушились монголы-татары.

Покорившие Китай, Иран, Сибирь, Среднюю Азию.

Даже восточные свидетельства говорят о 120 – 140 тыс. воинов собранных ханом Батыем. Пали Рязань, Коломна, Москва, Владимир, Кострома, Галич, Тверь и другие города. Богатство, труд, земля все стало достоянием иноплеменных.


(повторение по опорным словам связного рассказа)


Оценки.


Работа с пословицей.


Почему же девизом нашего урока стала пословица….. (связь с уроками этики).


Много лет изнывали русские земли по властью монголо-татар. Не было на Руси единства. Это и сгубило Русь.


Итог. Оценки.


(Выставка книг).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!