СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории по теме: «Коренной перелом в Великой Отечественной войне»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

1) Образовательные:

  1. Добиться усвоения причин разгрома немецко - фашистских захватчиков под Сталинградом и подвести к пониманию дальнейших военных действий;
  2. Обеспечить усвоения учащимися основных событий на завершающем этапе коренного перелома (Орловско – Курская дуга, битва под Прохоровкой);
  3. Раскрыть значение решений принятых на Тегеранской конференции и подвести учащихся к пониманию военно-стратегической ситуации того времени;
  4. Раскрыть значение партизанского движения для понимания учащимися патриотического духа населения в годы ВОВ.

2) Воспитательные:

  1. Продолжить формирование у учащихся чувство гордости и уважения к своей Родине, к ветеранам, сражавшихся на фронтах ВОВ;
  2. Обеспечить усвоение мировоззренческих идей военного времени;
  3. Прививать у учащихся интерес к изучению истории Отечества XX века;
  4. Прививать уважение друг к другу в слушании на уроках во время устных ответов.

3) Развивающие:

  1. Содействовать формированию приемов работы с учебником и кинофрагментами;
  2. Способствовать формированию умений логически излагать собственное мнение, аргументировать свои мысли о происходящих событиях в годы войны;
  3. Развивать память и внимание.

Тип урока: изучение нового материала.

 

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Урок истории по теме: «Коренной перелом в Великой Отечественной войне»»

11 класс

Урок по теме: «Коренной перелом в Великой Отечественной войне»

Цели урока:

1) Образовательные:

  1. Добиться усвоения причин разгрома немецко - фашистских захватчиков под Сталинградом и подвести к пониманию дальнейших военных действий;

  2. Обеспечить усвоения учащимися основных событий на завершающем этапе коренного перелома (Орловско – Курская дуга, битва под Прохоровкой);

  3. Раскрыть значение решений принятых на Тегеранской конференции и подвести учащихся к пониманию военно-стратегической ситуации того времени;

  4. Раскрыть значение партизанского движения для понимания учащимися патриотического духа населения в годы ВОВ.

2) Воспитательные:

  1. Продолжить формирование у учащихся чувство гордости и уважения к своей Родине, к ветеранам, сражавшихся на фронтах ВОВ;

  2. Обеспечить усвоение мировоззренческих идей военного времени;

  3. Прививать у учащихся интерес к изучению истории Отечества XX века;

  4. Прививать уважение друг к другу в слушании на уроках во время устных ответов.

3) Развивающие:

  1. Содействовать формированию приемов работы с учебником и кинофрагментами;

  2. Способствовать формированию умений логически излагать собственное мнение, аргументировать свои мысли о происходящих событиях в годы войны;

  3. Развивать память и внимание.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

  1. Н. В. Загладин, Ю.А Петров История.Конец XIX- начало XXI века. Учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень - М.: Русское слово, 2017.

  2. Карта « Великая Отечественная война 1941 -1945 г.»

  3. Документальный фильм « Курская битва»,

  4. Компьютер с проектором, презентация.

Ход урока:

I.Организационный момент

-Сегодня мы продолжим изучать ВОВ

II.Актуализация знаний

-Какие намерения были у воюющих сторон после завершения Московской битвы.

(Ответ: И.В.Сталин считал, что покончить с захватчиками Красной Армии удастся уже в 1942 году. Командование предполагало начать широкое наступление на всем советско-германском фронте, хотя ни на одном из его участков советские войска не располагали превосходством. Между тем Вермахт планировал нанести удар на юго-восточном направлении, затем на Кавказ, к нефтеносным районам Баку).

- Охарактеризуйте обстановку на советско-германском фронте, сложившуюся к осени 1942 г.?

(Ответ: Летом 1942 г. германские войска прорвали фронт севернее Курска и вышли к Воронежу. Попытки Красной Армии ликвидировать блокаду Ленинграда также обернулись неудачей. Вермахт приступил к выполнению плана по захвату Кавказа. К концу лета немцы подошли к Сталинграду, упорная оборона Сталинграда вынудила их направить к линии фронта все резервы)

III.Изучение нового материала

-Сегодня мы изучим второй этап Великой Отечественной войны. Кто помнит как он называется? (Коренной перелом)

-Тема нашего урока «Коренной перелом в Великой Отечественной войне»

-Давайте поставим цели нашего урока (Что узнаем на уроке?)

- На сегодняшнем уроке мы должны: уяснить значение Сталинградской и Курской битв в ходе Великой Отечественной войны. Проблемный вопрос сегодняшнего урока

В чем суть коренного перелома? Почему он стал возможным?

К концу урока мы должны ответить на этот вопрос. По ходу урока заполняйте таблицу, которая называется «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны».

«Коренной перелом в ходе войны»

ДАТА


СРАЖЕНИЕ


РЕЗУЛЬТАТЫ И ЗНАЧЕНИЕ СРАЖЕНИЯ







План:

  1. Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом.

  2. Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома в войне.

  3. Отношения с союзниками. Конференция в Тегеране.

  4. Идеология, культура и война.

  5. Русская Православная церковь в годы войны.

-Кто может сказать, что такое коренной перелом?

- Коренной перелом – перехват стратегической инициативы, переход от обороны к наступлению.

1.Итак, мы переходим к первому вопросу «Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом». Послушаем сообщение Трубаева Артёма

17 июля 1942г.-2 февраля 1943г. – Сталинградская битва

(17 июля 1942г.-18 ноября - оборонительный период, 19 ноября -2 февраля - наступательный)

«Уран» - кодовое название операции под Сталинградом(Г.К.Жуков)

-Итак, мы прослушали сообщение. А теперь, давайте поработаем с документами. (§27 учебник с.215-216). Ознакомьтесь с документальным материалом и сравните взгляды маршала К.К. Рокоссовского и фельдмаршала Э.Манштейна на Сталинградскую битву.

Ответ: Действительно, Рокоссовский считал, что в преддверии зимы у врага оставался только один выход – немедленный отход на большое расстояние. Самоуверенность немецко-фашистского генералитета обрекла эти войска на гибель. А Манштейн считал, что Гитлер- главным образом из соображений престижа -отказался дать приказ об оставлении Сталинграда. Попытка удержать растянутый фронт длительное время представляло собой ошибку.

-В чём их взгляды совпадают?

-Какое значение имела победа в Сталинградской битве?

(Ответ: Сталинградская битва ознаменовала начало коренного перелома в ходе ВОВ).

2. -Переходим ко второму вопросу «Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома в войне».

1.Послушаем сообщение Трубаева Артёма

Рассказ с опорой на карту.

- От Орла до Воронежа войска Юго-Западного фронта в феврале – апреле 1943 г. продвигались вперед. К середине февраля Курск, Харьков, Белгород были освобождены. Однако вермахт мощными ударами остановил продвижения Красной армии. Отбив Харьков и Белгород, немцы угрожали взять кольцо под Курском два фронта. В апреле бои затихли. Стороны стали готовиться к летней кампании. Германское командование решило подготовить мощное наступление- операцию «Цитадель»- на Курском участке фронта.

2.Рассказ учителя.

- В этот период удалось достичь превосходства над противником в силах и средствах. В 1942 г.эвакуированные на восток предприятия начали работать на полную мощность. Интенсивно работали конструкторские бюро, где создавались новые образцы военной техники. Многие, из которых по своим техническим характеристикам превосходили немецкую и англо-американскую технику.

Соотношение сил на Орловско-Курском направлении в начале июля 1943 г.

Силы и средства

Советские войска

Германские войска

Личный состав(тыс.чел.)


1336

900

Количество танков и САУ


3444

2733

Количество орудий и минометов


19100

10000

Количество самолетов


2172

2050

-По данным этой таблицы мы отчётливо видим превосходство советских сил и средств над противником.

3. Трубаев Артём

Рассказ о ходе сражения на Курской дуге. Этапы сражения:

-Сражения на Курской дуге происходило в два этапа. Первый этап сражения - это оборонительный этап Курской битвы с 5 июля 1943 г.- по 12июля 1943 г. Советским командованием было решено оборонительными боями истощить врага, а затем перейти в наступление. Активизировалась деятельность партизан в немецком тылу, они срывали поступление боевой техники и боеприпасов для сил вермахта. 5 июля 1943 г. Германские войска начали наступление. Но им удалось продвинуться на Орловском направлении всего на 10-12 км. Для отражения натиска противника в бой была введена 1-я танковая армия под командованием М.Е.Катукова. В районе деревни Прохоровки столкнулись они с отборными танковыми дивизиями Германии, разыгралось крупнейшее во Второй мировой войне танковое сражение.

5 июля 1943г. – 23 августа 1943 г.- Курская битва

(5 июля 1943г.-12 июля - оборонительный период, 13 июля -23 июля - наступательный)

«Цитадель» - кодовое название немецкой операции у Курской дуги.



4. А теперь предоставим слово _Пугачевскому Дмитрию с сообщением «Танковое сражение под Прохоровкой"

- Как вы думаете, почему А.Гитлер назвал танковое сражение под Прохоровкой «битвой железа»?

6.Сейчас мы с вами просмотрим видеофрагмент документального фильма «Курская дуга». После просмотра фильма вы должны будете ответить на следующие вопросы:



-Почему сражение на Орловско-Курской дуге считают одной из самых величайших битв в военной истории?

-Какое значение имела Курская битва?

Красная армия перешла в наступление на Орловском и Белгородском направлениях. В результате были освобождены города Орел, Белгород, Харьков. На этом этапе битва на Орловско- Курской дуге закончилась.

(Ответ: Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно перешла к Красной Армии.) --В сентябре 1943 г. были освобождены Брянск, Смоленск, Новороссийск, Донбасс, Чернигов, Полтава, Днепровское левобережье. 6 ноября был взят Киев.



  1. Отношение с союзниками. Конференция в Тегеране.

-После этого была проведена конференция великих держав в Тегеране, которая имела важное значение.

Тегеранская конференция – 28 ноября-1 декабря 1943 г.

Открываем учебник на стр. 217. Находим пункт « Отношение с союзниками. Конференция в Тегеране», читаем его и отвечаем на вопрос на стр.121 вопрос № 5 письменно.

  • Cогласовали сроки открытия второго фронта в Западной Европе – не позднее 1 мая 1944 г.;

  • Подтверждалась решимость союзников настаивать на безоговорочной капитуляции Германии;

  • Расширение границ Польского государства на западе;

  • Западная Украина и Западная Белоруссия останутся в составе СССР;

  • Договорились о предоставлении Советскому Союзу незамерзающих портов Балтийского моря – Кенигсберга, Мемеля.

-Таким образом, на Тегеранской конференции был решен вопрос об открытии второго фронта и обсуждались вопросы о послевоенном устройстве мира.

4.Идеология, культура и война.

-Свой вклад в победу над фашистскими захватчиками внесли также деятели культуры.

1)Представление презентации «Идеология, культура и война»__________________

2) Чтение стихотворений К.Симонов «Жди меня», А.Т.Твардовский «Василий Тёркин»

5.Русская Православная церковь в годы войны.

-Прочитать, ответить на вопрос 7 стр.221

Таким образом, сегодня мы изучили второй этап ВОВ, называемый коренным переломом. Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно перешла к Красной Армии.

IV. Закрепление

- Что вы понимаете под коренным переломом в войне?

- Назовите дату Сталинградской битвы?

- Назовите дату Курской битвы?

V. Итог урока.

- Итак, ребята, давайте вернёмся к проблемному вопросу. «В чем суть коренного перелома? Почему он стал возможным?»

- В военной области - это решение коренной проблемы войны – “…захват, удержание и закрепление стратегической инициативы Вооруженными Силами Советского Союза, развертывание общего стратегического наступления на врага”.

-В экономической области “…решались коренные проблемы экономического противоборства с врагом – увеличение военно-экономического потенциала страны, ускорение темпов развития слаженного военного хозяйства, достижение его общего объема, дальнейшее расширение военного производства, улучшение его качественной стороны, рост качества продукции в соответствии с потребностями войны, рост Вооруженных Сил, повышение их технической оснащенности, окончательное завоевание военно-экономического и технического превосходства над противником.

-В политической области “…решался вопрос о максимальной политической мобильности материальных и духовных сил страны. Этот период характерен дальнейшим укреплением морально-политического единства советского народа, возросшей сплоченностью интернациональных действий всех народов многонационального советского общества. Советский Союз, являясь ведущей силой антигитлеровской коалиции, … внес в 1943г. неоценимый решающий вклад в изменение политической обстановки в мире”.

- Итак, именно превосходство над противником во всех этих трёх областях сделало возможным коренной перелом в Великой Отечественной войне.

- Оценки за сегодняшний урок.

-Урок закончен. До свидания.

VI. Домашнее задание.

§ 27,выписать решения Тегеранской конференции (задание 5),

Подготовить сообщение по теме «Мои земляки – участники Курской битвы», «Мои земляки – участники Сталинградской битвы».








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!