11 класс
Урок по теме: «Коренной перелом в Великой Отечественной войне»
Цели урока:
1) Образовательные:
-
Добиться усвоения причин разгрома немецко - фашистских захватчиков под Сталинградом и подвести к пониманию дальнейших военных действий;
-
Обеспечить усвоения учащимися основных событий на завершающем этапе коренного перелома (Орловско – Курская дуга, битва под Прохоровкой);
-
Раскрыть значение решений принятых на Тегеранской конференции и подвести учащихся к пониманию военно-стратегической ситуации того времени;
-
Раскрыть значение партизанского движения для понимания учащимися патриотического духа населения в годы ВОВ.
2) Воспитательные:
-
Продолжить формирование у учащихся чувство гордости и уважения к своей Родине, к ветеранам, сражавшихся на фронтах ВОВ;
-
Обеспечить усвоение мировоззренческих идей военного времени;
-
Прививать у учащихся интерес к изучению истории Отечества XX века;
-
Прививать уважение друг к другу в слушании на уроках во время устных ответов.
3) Развивающие:
-
Содействовать формированию приемов работы с учебником и кинофрагментами;
-
Способствовать формированию умений логически излагать собственное мнение, аргументировать свои мысли о происходящих событиях в годы войны;
-
Развивать память и внимание.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
-
Н. В. Загладин, Ю.А Петров История.Конец XIX- начало XXI века. Учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень - М.: Русское слово, 2017.
-
Карта « Великая Отечественная война 1941 -1945 г.»
-
Документальный фильм « Курская битва»,
-
Компьютер с проектором, презентация.
Ход урока:
I.Организационный момент
-Сегодня мы продолжим изучать ВОВ
II.Актуализация знаний
-Какие намерения были у воюющих сторон после завершения Московской битвы.
(Ответ: И.В.Сталин считал, что покончить с захватчиками Красной Армии удастся уже в 1942 году. Командование предполагало начать широкое наступление на всем советско-германском фронте, хотя ни на одном из его участков советские войска не располагали превосходством. Между тем Вермахт планировал нанести удар на юго-восточном направлении, затем на Кавказ, к нефтеносным районам Баку).
- Охарактеризуйте обстановку на советско-германском фронте, сложившуюся к осени 1942 г.?
(Ответ: Летом 1942 г. германские войска прорвали фронт севернее Курска и вышли к Воронежу. Попытки Красной Армии ликвидировать блокаду Ленинграда также обернулись неудачей. Вермахт приступил к выполнению плана по захвату Кавказа. К концу лета немцы подошли к Сталинграду, упорная оборона Сталинграда вынудила их направить к линии фронта все резервы)
III.Изучение нового материала
-Сегодня мы изучим второй этап Великой Отечественной войны. Кто помнит как он называется? (Коренной перелом)
-Тема нашего урока «Коренной перелом в Великой Отечественной войне»
-Давайте поставим цели нашего урока (Что узнаем на уроке?)
- На сегодняшнем уроке мы должны: уяснить значение Сталинградской и Курской битв в ходе Великой Отечественной войны. Проблемный вопрос сегодняшнего урока
В чем суть коренного перелома? Почему он стал возможным?
К концу урока мы должны ответить на этот вопрос. По ходу урока заполняйте таблицу, которая называется «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны».
«Коренной перелом в ходе войны»
ДАТА | СРАЖЕНИЕ | РЕЗУЛЬТАТЫ И ЗНАЧЕНИЕ СРАЖЕНИЯ |
| | |
| | |
План:
-
Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом.
-
Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома в войне.
-
Отношения с союзниками. Конференция в Тегеране.
-
Идеология, культура и война.
-
Русская Православная церковь в годы войны.
-Кто может сказать, что такое коренной перелом?
- Коренной перелом – перехват стратегической инициативы, переход от обороны к наступлению.
1.Итак, мы переходим к первому вопросу «Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом». Послушаем сообщение Трубаева Артёма
17 июля 1942г.-2 февраля 1943г. – Сталинградская битва
(17 июля 1942г.-18 ноября - оборонительный период, 19 ноября -2 февраля - наступательный)
«Уран» - кодовое название операции под Сталинградом(Г.К.Жуков)
-Итак, мы прослушали сообщение. А теперь, давайте поработаем с документами. (§27 учебник с.215-216). Ознакомьтесь с документальным материалом и сравните взгляды маршала К.К. Рокоссовского и фельдмаршала Э.Манштейна на Сталинградскую битву.
Ответ: Действительно, Рокоссовский считал, что в преддверии зимы у врага оставался только один выход – немедленный отход на большое расстояние. Самоуверенность немецко-фашистского генералитета обрекла эти войска на гибель. А Манштейн считал, что Гитлер- главным образом из соображений престижа -отказался дать приказ об оставлении Сталинграда. Попытка удержать растянутый фронт длительное время представляло собой ошибку.
-В чём их взгляды совпадают?
-Какое значение имела победа в Сталинградской битве?
(Ответ: Сталинградская битва ознаменовала начало коренного перелома в ходе ВОВ).
2. -Переходим ко второму вопросу «Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома в войне».
1.Послушаем сообщение Трубаева Артёма
Рассказ с опорой на карту.
- От Орла до Воронежа войска Юго-Западного фронта в феврале – апреле 1943 г. продвигались вперед. К середине февраля Курск, Харьков, Белгород были освобождены. Однако вермахт мощными ударами остановил продвижения Красной армии. Отбив Харьков и Белгород, немцы угрожали взять кольцо под Курском два фронта. В апреле бои затихли. Стороны стали готовиться к летней кампании. Германское командование решило подготовить мощное наступление- операцию «Цитадель»- на Курском участке фронта.
2.Рассказ учителя.
- В этот период удалось достичь превосходства над противником в силах и средствах. В 1942 г.эвакуированные на восток предприятия начали работать на полную мощность. Интенсивно работали конструкторские бюро, где создавались новые образцы военной техники. Многие, из которых по своим техническим характеристикам превосходили немецкую и англо-американскую технику.
Соотношение сил на Орловско-Курском направлении в начале июля 1943 г.
Силы и средства | Советские войска | Германские войска |
Личный состав(тыс.чел.) | 1336 | 900 |
Количество танков и САУ | 3444 | 2733 |
Количество орудий и минометов | 19100 | 10000 |
Количество самолетов | 2172 | 2050 |
-По данным этой таблицы мы отчётливо видим превосходство советских сил и средств над противником.
3. Трубаев Артём
Рассказ о ходе сражения на Курской дуге. Этапы сражения:
-Сражения на Курской дуге происходило в два этапа. Первый этап сражения - это оборонительный этап Курской битвы с 5 июля 1943 г.- по 12июля 1943 г. Советским командованием было решено оборонительными боями истощить врага, а затем перейти в наступление. Активизировалась деятельность партизан в немецком тылу, они срывали поступление боевой техники и боеприпасов для сил вермахта. 5 июля 1943 г. Германские войска начали наступление. Но им удалось продвинуться на Орловском направлении всего на 10-12 км. Для отражения натиска противника в бой была введена 1-я танковая армия под командованием М.Е.Катукова. В районе деревни Прохоровки столкнулись они с отборными танковыми дивизиями Германии, разыгралось крупнейшее во Второй мировой войне танковое сражение.
5 июля 1943г. – 23 августа 1943 г.- Курская битва
(5 июля 1943г.-12 июля - оборонительный период, 13 июля -23 июля - наступательный)
«Цитадель» - кодовое название немецкой операции у Курской дуги.
4. А теперь предоставим слово _Пугачевскому Дмитрию с сообщением «Танковое сражение под Прохоровкой"
- Как вы думаете, почему А.Гитлер назвал танковое сражение под Прохоровкой «битвой железа»?
6.Сейчас мы с вами просмотрим видеофрагмент документального фильма «Курская дуга». После просмотра фильма вы должны будете ответить на следующие вопросы:
-Почему сражение на Орловско-Курской дуге считают одной из самых величайших битв в военной истории?
-Какое значение имела Курская битва?
Красная армия перешла в наступление на Орловском и Белгородском направлениях. В результате были освобождены города Орел, Белгород, Харьков. На этом этапе битва на Орловско- Курской дуге закончилась.
(Ответ: Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно перешла к Красной Армии.) --В сентябре 1943 г. были освобождены Брянск, Смоленск, Новороссийск, Донбасс, Чернигов, Полтава, Днепровское левобережье. 6 ноября был взят Киев.
-
Отношение с союзниками. Конференция в Тегеране.
-После этого была проведена конференция великих держав в Тегеране, которая имела важное значение.
Тегеранская конференция – 28 ноября-1 декабря 1943 г.
Открываем учебник на стр. 217. Находим пункт « Отношение с союзниками. Конференция в Тегеране», читаем его и отвечаем на вопрос на стр.121 вопрос № 5 письменно.
-
Cогласовали сроки открытия второго фронта в Западной Европе – не позднее 1 мая 1944 г.;
-
Подтверждалась решимость союзников настаивать на безоговорочной капитуляции Германии;
-
Расширение границ Польского государства на западе;
-
Западная Украина и Западная Белоруссия останутся в составе СССР;
-
Договорились о предоставлении Советскому Союзу незамерзающих портов Балтийского моря – Кенигсберга, Мемеля.
-Таким образом, на Тегеранской конференции был решен вопрос об открытии второго фронта и обсуждались вопросы о послевоенном устройстве мира.
4.Идеология, культура и война.
-Свой вклад в победу над фашистскими захватчиками внесли также деятели культуры.
1)Представление презентации «Идеология, культура и война»__________________
2) Чтение стихотворений К.Симонов «Жди меня», А.Т.Твардовский «Василий Тёркин»
5.Русская Православная церковь в годы войны.
-Прочитать, ответить на вопрос 7 стр.221
Таким образом, сегодня мы изучили второй этап ВОВ, называемый коренным переломом. Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно перешла к Красной Армии.
IV. Закрепление
- Что вы понимаете под коренным переломом в войне?
- Назовите дату Сталинградской битвы?
- Назовите дату Курской битвы?
V. Итог урока.
- Итак, ребята, давайте вернёмся к проблемному вопросу. «В чем суть коренного перелома? Почему он стал возможным?»
- В военной области - это решение коренной проблемы войны – “…захват, удержание и закрепление стратегической инициативы Вооруженными Силами Советского Союза, развертывание общего стратегического наступления на врага”.
-В экономической области “…решались коренные проблемы экономического противоборства с врагом – увеличение военно-экономического потенциала страны, ускорение темпов развития слаженного военного хозяйства, достижение его общего объема, дальнейшее расширение военного производства, улучшение его качественной стороны, рост качества продукции в соответствии с потребностями войны, рост Вооруженных Сил, повышение их технической оснащенности, окончательное завоевание военно-экономического и технического превосходства над противником.
-В политической области “…решался вопрос о максимальной политической мобильности материальных и духовных сил страны. Этот период характерен дальнейшим укреплением морально-политического единства советского народа, возросшей сплоченностью интернациональных действий всех народов многонационального советского общества. Советский Союз, являясь ведущей силой антигитлеровской коалиции, … внес в 1943г. неоценимый решающий вклад в изменение политической обстановки в мире”.
- Итак, именно превосходство над противником во всех этих трёх областях сделало возможным коренной перелом в Великой Отечественной войне.
- Оценки за сегодняшний урок.
-Урок закончен. До свидания.
VI. Домашнее задание.
§ 27,выписать решения Тегеранской конференции (задание 5),
Подготовить сообщение по теме «Мои земляки – участники Курской битвы», «Мои земляки – участники Сталинградской битвы».