СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории по теме "Сословный быт в 17 веке. Нравы и обычаи"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок истории по теме "Сословный быт в 17 веке. Нравы и обычаи"

Просмотр содержимого документа
«Урок истории по теме "Сословный быт в 17 веке. Нравы и обычаи"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Гоголевская основная общеобразовательная школа»

Суджанского района Курской области










Открытый урок в 7 классе

по истории России

тема

«Сословный быт XVII века. Нравы и обычаи»




Подготовил

учитель истории и обществознания

Самофал Ольга Александровна

















2021 г.


Тема: «Сословный быт XVII века. Нравы и обычаи»


Цели урока:

Образовательные: ознакомление с характерными чертами бытовой культуры русских сословий 17 в.

Развивающие: развитие творческого мышления, воображения, речи, памяти, формирование навыков работы с текстом, коммуникативные навыки.

Воспитательные: воспитание любви и уважения к традициям русского народа, чувство патриотизма.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. Приветствие

Доброе утро дворяне, горожане, крестьяне, я вам говорю.

Доброе утро я людям дарю.

И улыбаются  Добрые люди, видно, слова они Добрые любят.

- Улыбнитесь друг другу и улыбнитесь гостям.



2. Введение в тему

Показ презентации (слайд 1)

Учитель:  Перед вами знаменитая картина А.Васнецова «Мясницкие ворота» (Москва XVII век). Столица Российского государства в XVII веке – это большой многолюдный город. Здесь живут люди разного звания и достатка. Все куда- то спешат. Богатые горожане,  одетые в цветную одежду из дорогих тканей,  разъезжают  по городу в расписных возках, запряжённых несколькими парами лошадей. Горожане, чьё положение в обществе, ниже одеты попроще, они пешком преодолевают московские расстояния. Каждый день через городские ворота в столицу въезжают сотни подвод с разными припасами и товарами, приходит люд со всех сторон матушки России, да и с иноземных сторон. Здесь можно увидеть и услышать  всё самое интересное и невероятное. Именно отсюда  мы  и начнем наше путешествие.

- Работать сегодня с вами будем в маршрутных листах, они у вас на партах. - Проверьте.

- Давайте, ребята, вместе с вами сформулируем тему нашего урока. Посмотрите на первое задание в маршрутном листе. Перед вами 4 понятия, попробуйте с помощью этих понятий сформулировать тему сегодняшнего урока.

- Итак, тема урока «Сословный быт XVII века.  Традиции и обычаи». (слайд 2)


Перед вами 3 глагола – ЗАКРЕПИТЬ ЗНАНИЯ, ИССЛЕДОВАТЬ, ПОЗНАКОМИТЬСЯ, используя понятия определите наши учебные задачи


3. Постановка задач урока:

-закрепить знания понятий- сословия, быт, обычаи, нравы;

-исследовать сословный быт 17в;

-познакомиться с нравами и обычаями сословий.


Запишите в маршрутный лист тему урока и задачи урока


- Работаем сегодня по такому плану (слайд 3):

1. Домашний быт русских царей

2. Быт дворян

3. Быт горожан

4. Быт и обычаи крестьян


К концу урока мы должны будем ответить на вопрос: Какие новшества появились в быту и жизни русского общества в 17 в.



II. Актуализация знаний

- Мы должны с вами вспомнить, что означают понятия: сословия, быт, обычаи и нравы. В маршрутных листах выполните задание № 1


Проверка


III. Изучение нового материала


1.«На золотом крыльце сидели - Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, Портной; -А ты кто такой?».

- Согласно Соборному Уложению 1649 года все население страны делилось на СОСЛОВИЯ

- А сейчас, вспомним сословия российского общества в XVII в.


( На доске карточки с представителями населения различных эпох)
- «средний класс»;
- царь;
- бояре;
- рыцари;
- дворяне;
- духовенство;
- квалифицированный рабочий класс;
- крестьяне;
- казачество;
- посадский люд.

- Перед вами представители различных эпох.

- Найдите тех, кто жил в XVII в и расставьте представителей в иерархическом порядке.


1 ученик работает у доски, остальные в маршрутных листах.


- Работаем в маршрутных листах. Заполните схему. Используйте слова для справок.


2. Просмотр видеоролика о царском быте (с 3 м. – 6 мин.)

- Ребята, вы внимательно слушаете, смотрите и одновременно заполняете таблицу «Быт сословий 17 века», которая есть в маршрутных листах. Красным цветом выделяем новые явления в быту разных сословий.

Теперь мы поговорим о том, без чего не обходились ни русские цари, ни бояре, ни крестьяне. Это, конечно же, еда. Царское меню поражало иностранцев своим обилием и разнообразием. На царском обеде подавалось от 70 до 100 блюд. Известен обед Алексея Михайловича, где подали 500 блюд. Хотя он сам был в еде очень скромен, блюда со своего стола посылал как милость многочисленным боярам. 
Я познакомлю вас со стихотворением  единственного  в России кулинарного поэта В. С.Филимонова

«..Вот, в жире плавая, большая,
В чужих не знаема водах.
Себя собой лишь украшая,
На блюде – стерлядь: ей
Не нужны пышные одежды.
Вот гость далёкий, беломорский,
Парным упитан молоком,
Телёнок белый, холмогорский.
И подле –  рябчики кругом,
Его соседи из Пинеги
Каких нет лучших на Руси,
С прудов Бориса –  караси.
Вот из Архангельска –  навага,
Вот жирный стрепет с Чатыр – дага
С Кавказа красный лакс – форель
С Ильменя сиг и нельма с Лены
Из Рима а-ля бешамель.
Кабан. Вот камбала из Сены,
Мы, здесь чужим дав блюдам место
Средь блюд любимых на Руси,
Запьём свое, чужое тесто
Иль шамбертеном иль буси…»

Вопрос ученикам. Какие блюда преобладали на царском столе?

3. Опережающее задание учащимся: презентация о быте первого сословия и посадского населения.

Показ презентаций. Учащиеся продолжают заполнять таблицу.

4. Работа в парах

Учитель: - О жизни и быте крестьян вы узнаете, обратившись к учебнику на с. 110 – 111, а также к дополнительному материалу.

Ответь на вопросы текста

1) Что входило в состав крестьянского двора обычного типа?

2) Кого держали в своей избе зимой крестьяне?

3) Почему внутренние стены домов у крестьян были сильно закопчены?

4) Расскажите обстановку крестьянской избы.

5) Расскажите об одежде, обуви, посуде крестьян.

6) Как питались крестьяне в будни и праздники?


3) Распредели со своим соседом по парте вопросы

4) Поделись своими ответами на вопросы в классе.

5) Заполни табличку, поставь оценку себе и оценку своему соседу



Самостоятельная работа.

5. Работа с фразеологизмами.

Учитель: Из задач нашего урока нам осталось познакомиться с нравами и обычаями общества. Нам помогут фразеологизмы.


Максим расскажет нам историю появления фразеологизмов «положить в долгий ящик», «несолоно хлебавши», «спустя рукава»





IV.Закрепление

Учитель: - Представьте, что вы работаете редактором газеты и отвечаете за выпуск очередного номера, а в текст вкрались ошибки, найдите и исправьте их.

1) Задание: найти в тексте ошибки: (слайд 4)


"Молодая крестьянская девушка очень любила своего возлюбленного. Её возраст составлял 11 лет, ему было 13 лет. Они заключили свой брак, сыграв свадьбу летом, их брак не был благословлен в церкви"



2) -Выделите новые черты быта, обычаев и нравов в XVII веке.
- Если это новая черта, то вы хлопаете в ладоши. (слайд 5)



1. Крестьяне жили в «чёрных избах».

2. Бояре украшали помещения голландскими и немецкими картинами, венецианскими зеркалами, напольными часами.

3. Еда сдабривалась пряностями, солёными лимонами.

4. В домах посадского населения были иконы, украшенные серебряными окладами.

5. Все сословия носили кафтаны.

6. Одежду вельмож и богачей делали из добротных европейских шерстяных и суконных тканей.

7. Окна в крестьянских избах закрывали бычьим пузырем, богатых - слюдяными пластинами.

8. Обязательным предметом быта стали ковры, привозимые из Персии, Турции, Крыма.

9. Посуда в основном была деревянной.

10. В домах просвещенных людей появились частные библиотеки.



V.Подведение итогов урока. Рефлексия

- Итак, мы уже с вами ответили какие новшества появились в быту и жизни русского общества в 17 в.

Несмотря на сохранение в основных чертах традиционного быта, обычаев и нравов, в XVII веке в жизни и повседневном быте всех сословий произошли значительные изменения, в основе которых лежало как восточное так и западное влияние

Рефлексия. 

Учитель: - Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения от урока: (слайд 6)

- каша в голове

- ни в зуб ногой

- светлая голова

- Ребята, я попрошу вас собрать маршрутные листы и сдать на проверку

Учитель: -Ребята, как вы оцениваете свою

работу на уроке? Оцените работу своего соседа по парте.


Выставление оценок


VI.Домашнее задание (слайд 7)


Подготовить рассказ «Один день

из жизни…»(по выбору)























Приложение

Маршрутный лист

ФИ________________________________________________

Тема урока________________________________________________________

Задачи урока: 1. закрепить знания__________________________________

2. исследовать_______________________________________

3. познакомиться_____________________________________

1.Соотнесите понятие и определение


Повседневная жизнь, установившийся порядок жизни.


СОСЛОВИЯ




Большие группы людей со своими правами и обязанностями, передававшимися по наследству.


БЫТ




Общепринятый способ поведения, сложившийся исторически и воспроизводимый обществом или социальными группами.


НРАВЫ




Обычаи, уклады общественной жизни


ОБЫЧАИ



2. Заполните схему. Иерархия сословного деления XVII века

  1. Подберите нужное слово: крестьяне, бояре, царь, горожане, дворяне


3 задание Прочитать учебник на с. 110 - 111

2) Ответь на вопросы текста

1) Что входило в состав крестьянского двора обычного типа?

2) Кого держали в своей избе зимой крестьяне?

3) Почему внутренние стены домов у крестьян были сильно закопчены?

4) Расскажите обстановку крестьянской избы.

5) Расскажите об одежде, обуви, посуде крестьян.

6) Как питались крестьяне в будни и праздники?


3) Распредели со своим соседом по парте вопросы

4) Поделись своими ответами на вопросы в классе.

5) Заполни табличку, поставь оценку себе и оценку своему соседу


Крестьянский быт

Прежде всего, крестьянский быт сопровождался тяжелой физической работой на своем земельном наделе и на отработке барщины на землях помещика. Крестьянская семья была многочисленной.

Количество детей достигало 10 человек и все дети с малых лет приучались к крестьянской работе, чтобы скорее становиться помощниками отцу. Приветствовалось рождение сыновей, которые могли стать для главы семьи опорой.

Девочки считались «отрезанным куском» так как в замужестве они становились членом семьи мужа.

В каком возрасте можно было вступать в брак? По церковным законам в брак могли вступать мальчики с 15 лет, девочки с 12. Ранние браки и были причиной многодетности в семьях.

Крестьянский двор

Традиционно крестьянский двор был представлен избой с соломенной крышей, а на подворье строились клеть и хлев для скота. Зимой единственным источником тепла в избе была русская печка, которую топили по «черному» Стены и потолок избы были черными от сажи и копоти.

Маленькие оконца затягивались или рыбьим пузырем или вощеной холстиной. Вечерами для освещения использовали лучину, для которой делали специальную стойку, под которую помещали корытце с водой, чтобы обгоревший уголек лучины падал в воду и не мог стать причиной пожара.

Обстановка в избе

Обстановка в избе была скудной. Стол посреди избы и по станкам широкие лавки, на которых на ночь укладывались домочадцы. В зимние холода в избу переносили молодняк скота (поросят, телят, ягнят). Сюда же переселяли домашнюю птицу. Готовясь к зимним холодам, крестьяне конопатили щели бревенчатого сруба паклей или мхом, чтобы меньше сквозило.

Одежда

Одежду шили из домотканого полотна и использовали шкуры животных. Ноги обували в поршни, которые представляли собой два куска кожи, собранные вокруг щиколотки. Поршни носили только осенью или зимой. В сухую погоду обували плетенные из лыка лапти.

Питание

Пища готовилась в русской печи. Основными продуктами питания были зерновые: рожь, пшеница и овес. Из овса мололи толокно, которое шло на приготовление киселей, кваса и пива.

Из ржаной муки пекли повседневный хлеб, на праздники из белой пшеничной муки пекли хлеб и пироги. Большим подспорьем для стола были овощи с огорода, за которым приглядывали и ухаживали женщины.

Крестьяне научились сохранять капусту, морковь, репу, редьку и огурцы вплоть до нового урожая. Капусту и огурцы солили в больших количествах. На праздники готовили мясные щи из кислой капусты. Рыба на столе крестьянина появлялась чаще, чем мясо.

Ребятишки всей гурьбой отправлялись в лес на сбор грибов, ягод и орехов, что являлось существенными добавками к столу. Наиболее зажиточные крестьяне заводили фруктовые сады.




4. Задание: найти в тексте ошибки:


"Молодая крестьянская девушка очень любила своего возлюбленного. Её возраст составлял 11 лет, ему было 13 лет. Они заключили свой брак, сыграв свадьбу летом, их брак не был благословлен в церкви"



5. Выделите новые черты быта, обычаев и нравов в XVII веке.


1. Крестьяне жили в «чёрных избах».

2. Бояре украшали помещения голландскими и немецкими картинами, венецианскими зеркалами, напольными часами.

3. Еда сдабривалась пряностями, солёными лимонами.

4. В домах посадского населения были иконы, украшенные серебряными окладами.

5. Все сословия носили кафтаны.

6. Одежду вельмож и богачей делали из добротных европейских шерстяных и суконных тканей.

7. Окна в крестьянских избах закрывали бычьим пузырем, богатых - слюдяными пластинами.

8. Обязательным предметом быта стали ковры, привозимые из Персии, Турции, Крыма.

9. Посуда в основном была деревянной.

10. В домах просвещенных людей появились частные библиотеки.

Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения от урока:


- каша в голове

- ни в зуб ногой

- светлая голова












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!