СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории по теме: "СССР в 50–60-х г. ХХ в. Социально-экономическая деятельность Н.С. Хрущева"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

образовательная

 – обеспечить усвоение обучающимися целостной картины изучаемого исторического периода - “СССР в 50-60-е гг. ХХ века”, познакомиться с социально-экономическими преобразованиями данного периода;

 развивающая

 – продолжить развивать логическое и аналитическое мышление обучающихся на уроках истории, а также устную речь;

 воспитательная

 – продолжить формирование гражданской позиции обучающихся, воспитание чувства уважения к Отечественной истории.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории по теме: "СССР в 50–60-х г. ХХ в. Социально-экономическая деятельность Н.С. Хрущева"»

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кожевниковский техникум агробизнеса»

(ОГБПОУ «КТАБ»)

636160, Томская обл., с.Кожевниково, ул.Гагарина, 36

Тел./факс: 8-(38-244)-2-17-45

e-mail: ktab70@yandex.ru









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Урока

по учебной дисциплине: история

Тема: "СССР в 50–60-х г. ХХ в. Социально-экономическая

деятельность Н.С. Хрущева"














Разработчик: Полякова Татьяна Дмитриевна

преподаватель истории






2023



План- конспект урока

Урок по теме: "СССР в 50–60-х г. ХХ в. Социально-экономическая деятельность Н.С. Хрущева"

Полякова Татьяна Дмитриевна преподаватель истории и обществознания

Учебник:

1.Артемов, В. В. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей. В 2 ч. Ч. 1 [Электронный ресурс] : учебник / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. – 6-е изд., испр. – Москва : Академия, 2017.

2.А.А.Данилов «История 20-начала 21 в» М: Просвещение 2014

Цели урока:

образовательная

– обеспечить усвоение обучающимися целостной картины изучаемого исторического периода - “СССР в 50-60-е гг. ХХ века”, познакомиться с социально-экономическими преобразованиями данного периода;

развивающая

– продолжить развивать логическое и аналитическое мышление обучающихся на уроках истории, а также устную речь;

воспитательная

– продолжить формирование гражданской позиции обучающихся, воспитание чувства уважения к Отечественной истории.

Задачи урока:

образовательные:

1.Определить основные направления развития СССР в 1953-1964 гг.;

2.Выявить целесообразность социально-экономических реформ в СССР, проводимых по инициативе Н.С. Хрущева;

3.Подвести итог социально-экономической деятельности Н.С. Хрущева на посту главы государства, показать ее противоречивый характер и дать ей объективную оценку;

развивающие:

1.Продолжить развивать умения самостоятельно проводить поиск необходимой информации в различных источниках;

2.Продолжить формировать навыки анализа и синтеза изучаемого материала;

3.Продолжить развивать умения аргументировать и доказывать свою точку зрения, слышать и уважать мнение оппонента;

воспитательные:

1.Способствовать психологическому погружению обучающихся в изучаемую эпоху;

2.Продолжить воспитание гражданина своей страны, знающего историю своего государства и имеющего свое собственное мнение.

Тип урока: комбинированный, с элементами технологии критического мышления и постановкой проблемного вопроса

Основные понятия урока:

освоение целины, “кукурузная эпопея”, интенсивное хозяйство, экстенсивное хозяйство, субъективизм, волюнтаризм.

Оборудование урока:

1.Учебник;

2.Мультимедийная презентация;

3.Документы.

4.Ноотбук

План урока:

1.Развитие промышленности.

2.Реформирование сельского хозяйства.

3.Социальная политика.

4.Итоги социально-экономической деятельности Н.С. Хрущева.


Ход урока

  1. Организация начала урока.

Вступительное слово преподавателя.

На прошлом уроке мы разобрали ситуацию, сложившуюся в СССР после смерти И.В. Сталина и познакомились с личностью Н.С. Хрущева, который вошел в историю, как самый противоречивый политик-реформатор. В одном из своих выступлений Н.С. Хрущев говорил, что Ленин вошел в историю, как организатор революции, Сталин, несмотря на определенные ошибки, обеспечил победу в кровавой войне с фашизмом. Свое же предназначение он видел в том, чтобы дать мир и благосостояние советскому народу. Тема сегодняшнего урока звучит так: “СССР в 50-60-е гг. ХХ века. Социально-экономическая деятельность Н.С. Хрущева”. (1 слайд. )

План урока 2 слайд

Преподаватель:

Знакомит с планом урока.

Обучающиеся:

записывают тему, обращается внимание на основные понятия урока .

Преподаватель:

Предлагаю по ходу урока дать объективную оценку социально-экономическим преобразованиям Н. С. Хрущева. В 1956 г. произошел визит Хрущева в Англию. Он встретился с Черчиллем в советском посольстве. Старый “британский лев” сказал: "Господин Хрущев, вы затеваете большие реформы. И это хорошо! Хотел бы только посоветовать Вам:…".

Проблемное задание

Какой же совет дал Черчилль Хрущеву и прислушался ли Никита Сергеевич к его совету? Вопрос остается открытым до конца урока.(3 слайд)

3. Изучение нового материала.

1. Развитие промышленности..

Преподаватель: развитие промышленности в послевоенные годы шло достаточно быстрыми темпами. Уже к 1950-ым годам СССР восстановил довоенный уровень промышленного развития и превратился в могучую промышленную державу. У вас на столах лежит документ «Постановление пленума ЦК КПСС от 12 июля 1955 г.», прочитайте его и ответьте на вопрос: какое направление в развитие промышленности в середине 50-ых годов было приоритетным в СССР?


Документ № 1

Постановление пленума ЦК КПСС от 12 июля 1955 г.

“Тяжелая индустрия и впредь должна развиваться быстрее других отраслей народного хозяйства. Чем выше будет в нашей стране уровень развития тяжелой промышленности, определяющей дальнейший подъем всех отраслей хозяйства, тем полнее мы сможем удовлетворить непрерывно растущие потребности советского народа, быстрее создать изобилие предметов потребления и осуществить переход от социализма к коммунизму”.

Преподаватель:

А теперь возьмите документ №2 и, проанализировав данный документальный отрывок, сделайте вывод о том, как изменились приоритеты в развитии промышленности СССР в начале 60-х гг?

Документ №2.

Из постановления пленума ЦК КПСС 10—18 января 1961 г.

Советский Союз находится ныне на новом этапе исторического развития — на этапе развернутого строительства коммунистического общества. Сейчас наша страна имеет такую мощную индустрию, такую могучую оборону, что она не в ущерб дальнейшему развитию промышленности и укреплению обороны может выделить больше средств для дальнейшего подъема благосостояния народа.


Слайд 4,

Преподаватель подводит итог развития промышленности

Новое руководство СССР в лице Н.С. Хрущева беспокоило прогрессирующее отставание отечественной промышленности в научно-техническом соперничестве с Западом в частности с США. В связи с этим в 1954 г. в подмосковном Обнинске открыта первая в мире атомная электростанция, а в 1956 г. открыт институт ядерных исследований в Дубне, и создан первый реактивный пассажирский самолет Ту-104. Символом научно-технического прогресса СССР стал штурм космоса. В октябре 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли. Затем космические ракеты понесли в космос животных, облетели Луну. А в апреле 1961 г. в космос шагнул человек, первый человек планеты, советский человек - Юрий Алексеевич Гагарин. Впечатляющими для советских людей, для всего мира стали введение в эксплуатацию в 1959 г. первого атомного ледокола "Ленин". Был достигнут научно-технический прорыв.

Ответьте на вопрос: какая новая отрасль появилась в СССР в середине 50-х гг?

2.Реформирование сельского хозяйства

Преподаватель:

Слайд 5. Перед вами две программы развития сельского хозяйства: Г. Маленкова и Н. Хрущева. Ознакомьтесь с ними и на основе знаний, полученных на уроках обществознания, сделайте вывод о том, какие пути экономического развития предлагали Маленков и Хрущев?

Преподаватель:

как вы думаете, почему победил курс, предложенный Н. Хрущевым?

Преподаватель:

Попробуем выделить направления развития сельского хозяйства.

На слайде схема направлений развития сельского хозяйства (Слайд 6.)

Преподаватель:

в сельском хозяйстве в 50-60-е годы происходили перемены, результаты которых оказались неоднозначными. С 1953 г. были ослаблены сталинские притеснения личного подсобного хозяйства колхозников и рабочих совхозов:

•освобождение от непомерных налогов и поставок с/х продукции;

•разрешение увеличить размеры личных подсобных хозяйств в 5 раз. (Слайд 7.)

За период с 1954 по 1958 годы, по сравнению с предыдущими пятью годами, валовая продукция сельского хозяйства выросла на 34%. Таких темпов село еще не знало. Хрущев, увидев подобные результаты, решил, что крестьяне с такой же самоотдачей будут работать и в колхозах. Желая, высвободит у них силу и время для работы в колхозах, он начал притеснение личных подсобных хозяйств. Резко увеличили налоги на личные приусадебные участки. Упрямо изыскивая способы посрамления Америки, Никита Хрущев в1959 г. распорядился скупить госорганам за 2-3 года у рабочих совхозов и колхозников без всяких уклонений всю их рогатую живность. Но с наступлением холодов выяснилось, что колхозы и совхозы не готовы к размещению и содержанию скупленных коров, их пришлось частично забить. С той поры в деревне не стало ни коров, ни телят.

Далее работа с учебником на основе текста параграфа провести самостоятельную работу, изучить материал и сделать вывод реформа - результаты: освоение целины, реорганизация МТС (машиннотракторных станций).

Обучающиеся приступают к выполнению задания.

Преподаватель проверяет выполнение задания

Вопросы:

1.Какие положительные результаты были достигнуты в ходе целинной кампании? Что отрицательного было в ней? (Слайд 8.)

Преподаватель делает вывод:

В 1954 г. – освоение целинных и залежных земель Сибири и Северного Казахстана. Первоначально результаты и урожаи зерна были высокими. Годы, прожитые на целине, бывшие целинники вспоминают как самые счастливые. Однако, отсутствие научно разработанной системы земледелия влекло за собой эрозию почв и опустошительные пыльные бури. Эффективность возделывания почвы упала на 65% . (Слайд 9)

2. Каковы цели и результаты реорганизации МТС (Машиннотракторных станций)?(Слайд 10 )

Обучающиеся дают ответы.

Преподаватель делает вывод:

В 1958 г. началась реорганизация МТС, в ходе которой колхозы, чтобы не остаться без техники, были вынуждены ее выкупать в течение 1,5 лет причем за высокую цену. Государство, с одной стороны, преследовало благую цель: обеспечить колхозы техникой; но, с другой стороны, таким путем сумело за один год компенсировать все свои расходы предыдущих лет на развитие сельского хозяйства. Результаты:

•касса колхозов оказалась опустошенной на много лет вперед и их долги казне резко возросли;

•колхозы не имели квалифицированных кадров механизаторов и условий для нормальной эксплуатации сложной техники. (Слайд 11.)

Задание:

Как вы думаете, что стало результатом сельскохозяйственной политики?

(Слайд 12.)

Преподаватель:

Правительство предприняло ряд мер для решения продовольственной проблемы. Они заключались в следующем: (Слайд №13.)

После визита Хрущева в США в 1959 г. в СССР началась “кукурузная эпопея” - административное внедрение кукурузы без учета земледельческих и климатических условий. Как это происходило, мы узнаем из видеоролика. https://yandex.ru/video/preview/15276265015537366889

(Слайд 14)

Задание:

прочитайте документ и ответьте на вопрос: Как оправдывал Хрущев неудачи внедрения кукурузы в с/х?


Документ № 3

Из выступления Н.С. Хрущева на XXII съезде КПСС.

Если в отдельных районах страны кукуруза внедряется формально, колхозы и совхозы снимают низкие урожаи, то в этом виноваты не климат, а руководители. Там, где кукуруза не родится есть “компонент”, который не содействует ее росту. Этот “компонент” надо искать в руководстве…надо заменить тех работников, которые сами засохли и сушат такую культуру, как кукуруза, не дают ей развернуться во всю мощь.


Преподаватель:

Когда возникли перебои с продуктами первой необходимости: мясом, молоком, маслом и хлебом, правительство попыталось поправить дела в экономике за счет трудящихся и повысило розничные цены на продовольствие 1962 г. (Слайд №15.)

Кризис сельского хозяйства привел к первым за долгие годы массовым закупкам зерна за границей в 1963 г. (первая партия составила 12 млн. т). (Слайд №16.)

Вывод:

семилетний план развития народного хозяйства (1959-1965 годы) в части развития сельскохозяйственного производства был провален. Вместо плановых 70% рост составил лишь 15%. В сельском хозяйстве страны назревал глубокий кризис.

3. Социальные реформы.

Преподаватель:

Для улучшения жизни советских людей под руководством Никиты Сергеевича был проведен целый ряд социальных реформ. Был принят новый пенсионный закон, сокращена рабочая неделя, повышены зарплаты, отменена плата за обучение в старших классах, началось массовое жилищное строительство, благодаря чему более 50 млн. советских людей получили квартиры. В 1961 г. была проведена денежная реформа.

Преподаватель:

все социальные преобразования Н. С. Хрущева отображены на (слайде №17).

Преподаватель:

А теперь давайте закрепим и подведем общий итог социально-экономической деятельности Н.С. Хрущева.

Задание: Выделите + и – Социально-экономической политики Н.С.Хрущёва

На основе ответов обучающихся делается вывод урока.

4. Итоги социально-экономической деятельности Н.С.Хрущёва

Вывод: Ряд реформ был проведен достаточно твердо, до конца доведен и вполне оправдал возлагавшиеся на них надежды. Увеличился городской жилищный фонд на 80%, пенсионная реформа распространилась на десятки миллионов человек, несколько улучшилось положение сельских жителей — они получили паспорта. Но, конечно, хватало и непоследовательности, и просто ошибок в руководстве сельским хозяйством. Половинчатый характер деятельности Хрущева предопределил неудачу его преобразований. Общество устало от такого количества нововведений. Этим воспользовалась партийно-государственная бюрократия, которая в октябре 1964 г. сместила его с должности за волюнтаризм и субъективизм в политике. Слайд №19.

Понятия Волюнтаризм и субъективизм записать в тетрадь.

Выполняется тест по ссылке https://onlinetestpad.com/ru/testview/1250052-ekonomicheskaya-politika-ns-khrushheva

Преподаватель:

А теперь вернемся к нашему проблемному вопросу. Как вы думаете, какой совет дал Черчилль Никите Сергеевичу Хрущеву? (слайд № 18.)

Преподаватель:

Так как вы думаете, прислушался ли Хрущев к его совету?

Преподаватель: А может быть главное то, что пытался, хотя и знал, что под ним пропасть?


Рефлексия. Анкета Приём «Выбор»

На уроке я работал

Активно, пассивно

Своей работой на уроке

Я доволен, недоволен

Урок показался мне

Коротким, длинным

За урок

Я устал, не устал

Моё настроение

Стало лучше, стало хуже

Материал урока был для меня

Понятен, непонятен, скучен, неинтересен, полезен, бесполезен

Домашнее задание: письменно ответить на вопрос чего было больше в деятельности

С. Н. С.Хрущёва «чёрного» или «белого», ответ обоснуйте



Видеоурок по дисциплине "История"


































Приложение 1


Документ № 1

Постановление пленума ЦК КПСС от 12 июля 1955 г.

“Тяжелая индустрия и впредь должна развиваться быстрее других отраслей народного хозяйства. Чем выше будет в нашей стране уровень развития тяжелой промышленности, определяющей дальнейший подъем всех отраслей хозяйства, тем полнее мы сможем удовлетворить непрерывно растущие потребности советского народа, быстрее создать изобилие предметов потребления и осуществить переход от социализма к коммунизму”.


Документ №2.

Из постановления пленума ЦК КПСС 10—18 января 1961 г.

Советский Союз находится ныне на новом этапе исторического развития — на этапе развернутого строительства коммунистического общества. Сейчас наша страна имеет такую мощную индустрию, такую могучую оборону, что она не в ущерб дальнейшему развитию промышленности и укреплению обороны может выделить больше средств для дальнейшего подъема благосостояния народа.


Документ № 3.

Из выступления Н.С. Хрущева на XXII съезде КПСС.

Если в отдельных районах страны кукуруза внедряется формально, колхозы и совхозы снимают низкие урожаи, то в этом виноваты не климат, а руководители. Там, где кукуруза не родится есть “компонент”, который не содействует ее росту. Этот “компонент” надо искать в руководстве…надо заменить тех работников, которые сами засохли и сушат такую культуру, как кукуруза, не дают ей развернуться во всю мощь.



















Приложение 2


https://onlinetestpad.com/ru/testview/1250052-ekonomicheskaya-politika-ns-khrushheva





https://yandex.ru/video/preview/15276265015537366889











































Приложение 3



Рефлексия. Анкета Приём «Выбор»

На уроке я работал

Активно, пассивно

Своей работой на уроке

Я доволен, недоволен

Урок показался мне

Коротким, длинным

За урок

Я устал, не устал

Моё настроение

Стало лучше, стало хуже

Материал урока был для меня

Понятен, непонятен, скучен, неинтересен, полезен, бесполезен












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!