СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории с использованием личностно-ориентированных технологий по теме: "Первые известия о Руси"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия и термины: Русы. Варяги. Русь. Норманнская проблема (теория)

Образовательная технология: личностно-ориентированная технология.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории с использованием личностно-ориентированных технологий по теме: "Первые известия о Руси"»

Урок истории с использованием личностно-ориентированных технологий.

Класс: 6

Тема: Первые известия о Руси

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия и термины: Русы. Варяги. Русь. Норманнская проблема (теория)

Основные даты: 862 г. – легендарное призвание варягов

Персоналии: Рюрик

Образовательная технология: личностно-ориентированная технология.

Цели урока:

-воспитательные:

воспитание трудолюбия и упорства в достижении цели, ответственности человека за свои поступки, патриотизма, воспитание взаимного уважения друг к другу;

-развивающие:

тренировка внимания и восприятия; умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки;

-обучающие:

изучить историю происхождения терминов «русь», «русский», познакомиться с норманнской теорией.


Задачи урока:

-образовательные:

ввести представление о происхождении слова «русь», закрепить знания о древних славянах. Изучить норманнскую теорию (проблему). Изучить вопрос о легендарном призвании варягов.

-развивающие:

- информационные:

умение извлекать информацию из текста, электронного документа, изображений, карты;

- логические:

умение анализировать данные, обобщать и делать выводы, формулировать определения понятий;

- организационные:

осуществлять самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений;

-воспитательные:

совершенствовать коммуникативные умения в ходе выполнения упражнений, развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность при выполнении заданий, продолжить формирование знаний учащихся об истории становления Российского государства.


Планируемые результаты:

-предметные:

Учащийся научится использовать историческую карту как источник информации, проводить поиск информации в исторических текстах, в том числе в учебнике, объяснять причины и следствия исторических событий (призвание варягов), анализировать различные теории о происхождении варягов и руси.

-метапредметные:

Обучающийся научится самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; выполнять опорный конспект; развивать способность к формированию собственных взглядов на исторические теории и проблемы.

-личностные:

Обучающийся научится осознавать, уважать и гордиться историей России; ответственному отношению к учению; уважительному отношению к труду; способности вести диалог, уважать собеседника; правилам спора и диалога; получит возможность определить свою дальнейшую образовательную траекторию с учетом устойчивых познавательных интересов

Визуализация:

    1. Проектор, компьютер, интерактивная доска;

    2. Электронная карта «Расселение славян и их соседей в VI-IX вв.»

    3. Учебник, тетради, словарики исторических терминов и дат


Этап

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Взаимные приветствия учителя и учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

(1 мин.)

Приветствует обучающихся, создает благоприятную атмосферу для работы на уроке

Приветствуют учителя

Повторение

Историческая разминка

Коллективное разгадывание кроссворда по пройденным темам, составленного учащимися или предложенного учителем

(5-7 мин.)

Организует работу по поддержанию интереса к истории России,



задает наводящие вопросы (при необходимости) в процессе разгадывания кроссворда

Разгадывают кроссворд по пройденным темам, применяют ранее полученные знания

отвечают на вопросы учителя, обсуждают ответы в парах, делают выводы

Мотивационно-целевой

Как называется наша страна? Откуда происходит это название? Что оно означает?

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (2-3 мин.)

Демонстрирует слайды презентации, задает вопрос, помогает учащимся формулировать тему урока

Высказывают предположения, формулируют тему урока

Актуализация знаний

Прием «Удивляй».

«Боже, избави нас от ярости норманнов».

Вспомните, кто такие норманны. Вспомните, чей день начинался с такой молитвы? Чем занимались норманны? На какие страны совершали набеги? Какой письменный источник рассказывает о начале истории Руси? (5-6 мин.)

Задает вопросы, корректирует предположения учащихся, демонстрирует слайды презентации

Высказывают предположения, применяют ранее полученные знания

Содержательно-операционный

Работа с источниками

Прочитайте п. 2 §4. Как с норманнами была связана ранняя история древних славян?

Работа с картой

Покажите на карте Скандинавию, Ладогу, Новгород.

Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» о призвании варяга на княжение. (доп. материал). Как звали варяга? С какого года идет отсчет истории нашей страны?

Посчитайте, сколько лет русскому государству.

На основе рассказа учителя учащимся предлагается назвать и записать основные версии происхождения термина «Русь»

(18-20 мин)

Предлагает задания, наблюдает за действиями учащихся, корректирует ответы (при необходимости) с помощью наводящих вопросов.



Раздает дополнительный материал – отрывок из «Повести временных лет» для чтения.

Задает вопросы




«Откуда есть пошла земля русская…». Рассказывает о версиях происхождения термина «Русь»

Работают с источниками, читают, работают с картой, отвечают на вопросы,

Подсчитывают, сколько лет русскому государству.


Анализируют информацию из отрывка летописи.


Определяют хронологические периоды.

Называют и записывают основные версии происхождения термина «Русь»

Контрольно-оценочный





Можно ли считать какую-то теорию о происхождении термина «Русь» окончательной? Почему? Выскажите свое мнение относительно норманнской и антинорманнской теорий. Аргументируйте свое предположение.

Оцените работу на уроке свою и одноклассников. Применение рейтинговой таблицы на уроке (правильный ответ – 1 балл) (7-8 мин.)

Задает вопросы для контроля усвоения знаний и формирования УУД





Проводит оценивание совместно с учащимися

Оценивают существующие точки зрения, и мнения, специфику исторического знания. Учатся аргументировать свое мнение.


Проводят самооценку, взаимооценку

Рефлексия

Оценивание качества урока, его содержательности для учащихся (3-2 мин.)

Задает вопросы

«Что вы сегодня узнали на уроке?»

«Что вам было наиболее интересно?»

«Что понравилось и что не понравилось на уроке?»

Высказываю свое мнение о проведенном уроке, выражают впечатления

Домашнее задание

§4, стр. 36-39, з.2 – с. 39 (1 мин.)

Дает домашнее задание обучающимся

Записывают домашнее задание

Итог урока.

Подведение итогов, выставление оценок в дневники (1 мин.)

Выставляет оценки






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!