Тема урока: «Античная эпоха в истории человечества» |
Тип урока: повторительно-обобщающий Вид урока: ролевая игра |
Дата урока: 20.09.2019г. |
Образовательные ресурсы: презентация, сценарий судебного заседания, раздаточный материал (ведение протокола заседания для секретарей, критерии оценивания участников для экспертов), мобильный класс |
План урока: 1. Судебный процесс. 2. Оглашение приговора судьей. 3. Оценивание участников экспертной комиссией. |
Цель урока: Обобщение знаний учащихся об эпохе Античности, а также определение уровня овладения знаниями. Задачи: 1. научиться обобщать ранее изученное и доказывать свою точку зрения; 2. развивать навыки публичного аргументированного выступления; 3. воспитывать интерес к истории посредством приобщения к общечеловеческим ценностям. |
Формы обучения: фронтальная, работа в группах, работа в парах, индивидуальная. Методы обучения: практический, устный, наглядный. |
Основные термины и понятия: античность, мифология, диктатор, демократия, философ. |
Планируемые образовательные результаты (УУД) Предметные: формирование умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении; владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников; формирование умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. Метапредметные: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Личностные: формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. |
Организационная структура урока |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | УУД |
Организационный (2 мин.) | Приветствую ребят. Проверяю присутствующих по списку. | Приветствуют учителя. Садятся. | Фронтальная | Регулятивные: волевая саморегуляция. |
Актуализация и мотивация учебной деятельности (3 мин.) | Ребята, скажите, пожалуйста, что мы изучали с вами на прошлых уроках? Верно! Мы изучали эпоху Античности, начиная со складывания городов-государств Древней Греции и Рима, продолжая великими завоевательными походами и образованием державы Александра Македонского и заканчивая закатом Римской империи. Огромное количество событий и явлений, в том числе беспрецедентных, скрывает в себе античность. Какую же цель сегодня мы поставим перед собой? Правильно! Нам предстоит нелегкая задача систематизировать всю изученную информацию об античности и вынести объективный приговор данной эпохе человечества. Итак, каждому из вас заранее с помощью жеребьевки была дана роль и соответствующее ей задание, с которым, я надеюсь, все справились. Напоминаю, регламент выступлений следующий: высказывание должно соответствовать вопросу; фактологические ошибки должны отсутствовать; высказывание должно быть убедительным (аргументация); креативность приветствуется (форма подачи «показаний»); длительность выступление 1,5-2 мин. Перечисляю участников судебного заседания. Если вопросов нет, предлагаю перейти непосредственно к нашему судному разбирательству. | Высказывают свои варианты, называют изученные темы эпохи Античности. Приходят к выводу, что их цель будет состоять из обобщения ранее изученного материала, а также углубления собственных знаний посредством судебного заседания. | Фронтальная | Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты. Коммуникативные: определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
Ролевая игра (28 мин.) | У каждого учащегося имеется сценарий судебного заседания вместе с индивидуальным заданием, к которому нужно было подготовиться заранее. Каждый участник выполняет определенную роль. Вы можете пользовать интернет-ресурсами при подготовке к уроку | Секретарь просит всех встать со словами: «Прошу всех встать! Суд идет!» Затем судья начинает судебное заседание. По очереди выходят обвинители (прокуроры), которые выдвигают обоснованное обвинение античности. Приглашают при этом свидетелей, которые своими показаниями с аргументами доказывают слова обвинителей. Защитники же (адвокаты) в противовес обвинителям поочередно высказывают оправдания в пользу античности и приглашают свои свидетелей с контраргументами. Затем выступают философы. После всего заслушанного судья выносит приговор античности. Все это время секретари ведут протокол заседания, эксперты оценивают участников по критериям. | Индивидуальная Работа в группе экспертов Работа в паре секретарей | Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками в группе, а также между группами; находить общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Регулятивные: наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки. |
Подведение итогов (2 мин.) | Подвожу итог: действительно, на основании заслушанного можно с уверенностью сказать, что Античность оставила глубокий цивилизационный след во всемирной истории. Научный прогресс и культурное наследие античности актуальны и в настоящее время. А теперь давайте вспомним нашу цель, которую мы поставили в начале урока и ответим на вопрос, смогли ли мы ее достичь? | Называют цель, приходят к выводу, что смогли достичь ее. | Фронтальная | Коммуникативные: определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства. Личностные: осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат; умение высказаться насчёт собственных затруднений. |
Рефлексия (3 мин.) | Интересно ли вам было участвовать в судебном разбирательстве? Что открыли для себя нового? Чему научились? Как вы оцениваете свою деятельность? | Делятся впечатлениями, отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность. | Фронтальная | Личностные: осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат; умение высказаться насчёт собственных затруднений; делать нравственный выбор. Регулятивные: оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата. Коммуникативные: определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства. |
Домашнее задание (2 мин.) | Написать эссе «Что для меня Античность» или составить кроссворд по данной эпохе. Инструктаж по выполнению д/з. Вопросы ко мне есть? Все свободны. До свидания! | Записывают д/з. Задают вопросы, если есть. До свидания! | Индивидуальная | |