СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории в 10 классе "Возвышение Москвы"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 10 классе "Возвышение Москвы"»




ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
__________________________________________

Возвышение Москвы


ФИО

Шихшабеков Р.М.

Место работы

МКОУ «Мичуринская СОШ» Дербентский район с.Мичурино


Должность

учитель истории и обществознания

Предмет

история

Класс

10

Тема и номер урока в теме

Возвышения Москвы

Базовый учебник

«История России с древнейших времен до конца 19 в»

Цель урока:

узнать о предпосылках и ходе объединения земель Руси вокруг Москвы

Задачи:

- обучающие











-развивающие

-воспитательные


  1. Показать особенности процесса объединения русских земель, выделив причины этого процесса.

  2. Рассмотреть причины возвышения Москвы.

  3. Проследить территориальные изменения в результате объединительного процесса вокруг Москвы.

  4. Охарактеризовать деятельность московских князей: Даниила Александровича, Ивана Калиты, Дмитрия Донского.

  5. Проследить отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой, Москвой и Тверью в XIV веке.

  6. Рассмотреть причины и последствия Куликовской битвы.

1. Развивать аналитическое мышление учащихся.

2. Продолжить формирование умений: аргументировано обосновывать свои выводы, отстаивать собственную позицию при обсуждении проблемы.


Тип урока


Урок изучения нового материала с использованием

информационных технологий и технологии развития

критического мышления


Формы работы учащихся


Работа в группах, работа с дополнительными источниками

Необходимое техническое оборудование

Исторические карты.

2.Справочный материал.

3.Презентация «Собирание земель вокруг Москвы».

4.Смарт-доска.












Структура и ход урока



Организационный момент


Установочная беседа. Сообщение темы, цели урока.


I этап. Стадия вызова.

Технологичекие

этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

I стадия (фаза)

Вызов (evocation):

- актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации;

- постановка учеником собственных целей обучения.

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.




Учитель: Мы начинаем изучать Российское государство в Х1У-ХУП веках. Это время образования Российского централизованного государства, его развития, законодательного оформления.

Процесс объединения государства характерен для всех государств, переживших феодальную раздробленность

Существует версия о том, что российская цивилизация развивается волнообразно, циклически. Киево-Новгордский период, в результате цивилизационного кризиса XIII века, сменяется Московским этапом - с XIV века. В подтверждение этой версии можно привести высказывание известного русского историка Н.М.Карамзина, который так характеризовал положение русских земель в конце XIII века: « Состояние России было самое плачевное: казалось, что огненная река промчалась от ее восточных пределов до западных; что язва, землетрясение и все ужасы естественные вместе опустошили их…»

Слайд 1

Вопросы:

1. Какие события в истории XIII века стали причинами подобного состояния русских земель?

2. Почему русские князья потерпели поражение от монголо-татар?

3. К каким еще последствиям привела политическая раздробленность русских земель?

4. Вспомните, какие модели цивилизационного развития русских земель, сложились в период феодальной раздробленности?

Слайды 2- 4

Монголо-татарское нашествие и установление ига, усилило стремление русских княжеств к поиску собственного пути развития. Северо-Восточная Русь, в результате цивилизационного выбора Александра Невского, стала ориентироваться на союз с Золотой Ордой, закрепляя восточные черты общественного развития. А, Даниил Галицкий, заручившись поддержкой римского папы, решил оказать сопротивление монголо-татарам, сделав тем самым выбор в пользу «Запада».

Перед русскими землями вновь встала задача выбора пути цивилизационного развития.

5. Как вы думаете, от чего будет зависеть выбор пути общественного развития?

От того, какие княжества возглавят процесс собирания русских земель, и будет зависеть цивилизационный путь развития России.

Проблему выбора пути исторического развития нам и предстоит изучить в течении нескольких уроков.

Слайд 5

6. Предположите, на какой теме мы должны остановиться на данном уроке?

Учащиеся выдвигают гипотезы, на основании которых формулируется тема урока и фиксируется на доске. «Москва во главе объединения русских земель. Начало возвышения Москвы».

Слайд 6

Учитель выдвигает проблему изучения нового материала: объединение русских земель вокруг Москвы – закономерность или случайность?

Слайд 7

Задание для учащихся. Сформулируйте план изучения данной темы.

II-й этап. . Стадия осмысления. Изучение новой темы строится на основе групповой работы.

Технологичекие

этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

II стадия

Осмысление содержания (realization of meaning):

- получение новой информации;

-корректировка учеником поставленных целей обучения.

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации

Класс делится на 6 групп. Каждая группа получает: задание, дополнительный материал, материал в учебнике.

Условия работы в группах:

  1. Самостоятельное изучение материала – 15-20 минут.

  2. Итог работы группы должен быть представлен в форме развернутого устного ответа, с использованием наглядности. Выступление – не более 5 минут.

Литература:

  1. О.В.Волобуев и др. Россия и мир. 10 кл.

  2. А.Н.Сахаров и др. История России. С древнейших времен…

  3. В.О.Ключевский. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Книга первая.

  4. А.Головатенко. Русь, Запад и Восток (XIII-XVI столетия),

1-я группа. Задание. Определите причины и особенности процесса объединения русских земель.

Составьте схему: Причины объединения русских земель.

2-я группа. Задание.

  • Покажите противостояние Москвы и Литвы в процессе борьбы за объединение русских земель.

  • Объясните, почему победу одержала Москва?

  • Укажите основные события в процессе противостояния данных княжеств.

3-я группа. Задание.

  • Покажите противостояние Москвы и Твери в процессе борьбы за объединение русских земель. Объясните, почему победу одержала Москва?

  • Укажите основные вехи противостояния данных княжеств.

4-я группа. Задание. Укажите причины возвышения Москвы в XIV веке.

Составьте схему: Причины возвышения Москвы.

5-я группа. Задание.

  • Охарактеризуйте политику московских князей в конце XIII-XIV в.

  • Какую роль они сыграли в процессе объединения русских земель?

  • Заполните таблицу: Объединение русских земель вокруг Москвы.

Московские князья (годы правления)

Основные события

Территории, вошедшие в состав Московского княжества

Литература:

6-я группа. Задание.

  • Охарактеризуйте политику Дмитрия Донского.

  • Расскажите о Куликовской битве. Укажите значение этого сражения.

Устные ответы учащихся сопровождаются показом презентации.

(1 группа – слайды 8- 10; 2 группа – слайд 11; 3 группа – слайд 12; 4 группа – слайды 13 -14; 5 группа – слайды 15- 26; 6 группа – слайд 27.)

Учитель подводя промежуточный итог, указывает, что XIV века стали весьма значимыми в истории Руси. Не только начался процесс централизации государства, но и страна смогла дать первый серьезный отпор монголо-татарам.

III-й этап. Стадия рефлексии. 

Технологичекие

этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

III. Рефлексия (reflection):

-размышление, рождение нового знания;

-постановка учеником новых целей обучения.

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.

1. Индивидуальные задания учениками выполняются на доске.

Задание № 1. В текст вставить пропущенные имена московских князей.

«Первые московские князья выступают смелыми хищниками…Первый… князь Александрова племени ________________, по рассказу летописца, точно так же врасплох напал на своего рязанского соседа князя Константина, победил его « некой хитростью», т.е. обманом, взял его в плен и отнял у него Коломну… Сын этого князя _______________ в 1303г., напав на другого соседа, князя Можайского, также взял его в плен и захватил Можайский удел в самых верховьях р. Москвы…

Но враги старшинства, московские князья были гибкие и сообразительные дельцы… Имея свободные деньги…, __________________ купил целых три удельных города с округами – Белозерск, Галич, Углич…Преемники его продолжали это мозаичное собирание земель…Земельные приобретения совершались путем частных полюбовных сделок, обыкновенно прикупами; но потом на подмогу этим мирным способам снова пущен был в ход насильственный захват с помощью Орды или без нее. _______________

Захватил Стародуб на Клязьме и Галич с Дмитровом, выгнав тамошних князей из вотчин…»

В.О.Ключевский.

Слайд 28

Задание № 2.Соотнести события и даты:

  • 1327 г.–Куликовская битва

  • 1380 г.–восстание в Твери

  • 1375г. -поход на Тверь

  • 1328 г.- ярлык на великое княжение получил Иван Калита.

  • 1332 г.

2. Обсуждение проблемных заданий со всем классом.

  • Был ли процесс объединения русских земель вокруг Москвы неизбежным?

  • Какие причины предопределили лидирующее положение Москвы в собирании земель?

  • Какой вариант цивилизационного развития русских земель утвердился в XIV веке?

  • Как повлияло на дальнейшее развитие России ориентация ее на Восток?

Слайд 29

IV-й этап. Домашнее задание.

  1. Параграфы № 21, 22.

  2. Выделить основные этапы политической централизации Руси.

  3. Написать эссе на одну из предложенных тем (тему выбирают ученики самостоятельно).

Темы:

  1. «Кто знал, что Москве царством бытии, Кто ведал, что Москве государством слыти?», «Повесть о зачале Москвы».

  2. «Москва родилась не в скопидомном сундуке Ивана Калиты, а на Куликовом поле…» В.О.Ключевский.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!