СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории в 10 классе по теме "Бунташный век"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока истории для 10 класса по теме "Бунташный век" по технологии проблемного обучения

Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 10 классе по теме "Бунташный век"»

7


Тема урока: Бунташный век.


Ожидаемые результаты.

Предметные:

  • выяснить, что дало повод назвать XVII век «бунташным»;

  • определить последствия восстаний XVII века, какое влияние на российскую жизнь того времени они оказали;

Метапредметные:

  • продолжают развивать умения самостоятельно работать с текстом учебника, историческими документами (выяснять причины и последствия исторических событий);

  • выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи;

  • делают анализ событий на основе исторических документов и текста учебника;

  • учатся участвовать в аналитической беседе, делать выводы, предъявлять результаты своей деятельности, работать со схемой;

Личностные:

  • определять круг необходимых знаний для решения проблемы (что мне надо знать для решения проблемы, что я уже знаю, что мне необходимо узнать);

Возможная личностно-значимая проблема:

  • необходимость вдумчивого и взвешенного принятия решений (с прогнозированием всех возможных последствий);

  • если государство заинтересовано в преданности своих подданных, оно должно проявлять о них заботу.

Приемы деятельности учителя:

  • учитель организует и координирует занятия;

  • беседа;

  • организация работы учащихся , постановка познавательной задачи;

  • руководство учебной деятельностью;

  • обобщение, подведение итогов.

Тип урока: урок изучения нового материала (по дидактическим целям)

Форма урока: урок работы в группах

Методы обучения: поисковый, проблемный.

Приемы обучения: кластер.

Оборудование: карта «Россия XVII век», раздаточный материал, кластер, учебник «История России с древнейших времен до конца XVII века». А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, М.: Просвещение, 2008г.Часть 2, § 6.

Авторская мультимедийная презентация «Бунташный» век»

Ход урока.

  1. Орг. момент. – 5 минут.

  2. Постановка целей, кластер. 5 минут.

  3. Работа в группах. – 10 минут.

  4. Предъявление результатов работы. -15 минут.

  5. Подведение итогов. – 10 минут.



План.

  1. Вступительное слово учителя, постановка целей, работа с кластером.

  2. Работа с текстом учебника, историческими документами (Iгруппа – «Соляной» бунт, II группа – «Медный» бунт, III группа – восстание под предводительством С. Разина.).

  3. Выявление причин и последствий событий XVII века, работа над проблемным заданием.

  4. Обобщение, завершение работы над кластером. Подведение итогов.


  1. На доске: Тема урока. «Бунташный» век. СЛ. 1, 2


Эпиграф: «Государство существует не для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад»

Н. А. Бердяев (русский философ)


Проблемное задание: Современники называли XVII столетие «бунташным» веком. Верно ли это утверждение? А может это субъективное мнение, не соответствующее действительности? СЛ 3


Учитель: Мы продолжаем изучение истории России XVII века. Ученики записывают тему урока в тетрадь.

Тема нашего урока «Бунташный век». Вместе с вами, ребята, мы, основываясь на исторических фактах и документах, выясним причины народных волнений середины – второй половины XVII века и их последствия.

/Учитель записывает слова «причины» и «последствия» на правой и левой стороне доски/

И постараемся ответить на вопрос: Правы ли были современники, называя XVII столетие «бунташным» веком. А может это субъективное мнение, не соответствующее действительности?

Учитель в центре доски записывает словосочетание: XVII век. Бунташный.

Учитель задает вопрос: Какие ассоциации у вас возникли? Что можно записать в нашу схему, опираясь на уже имеющиеся знания?

Учитель фиксирует высказывания учеников на доске. Учащиеся вместе с учителем делают записи в тетради.

Раскол Высокие

налоги

Много бунтов Тяжелое положение

населения



Соловецкое XVII век Движение

восстание «Бунташный» раскольников

1668-1676 гг.


Вторая половина XVII в. приходится на правление Алексея Михайловича Романова, государя Российского, которого звали «тишайшим». Он был набожным человеком, привечал нищих, богомольцев и обездоленных. Многие современники отмечали необычную для российского правителя доброту и благожелательность, а порой и слабость характера Алексея. Однако, всё это не мешало ему, в случае необходимости проявлять и другие черты: решимость, волю, жестокость. Как же при Алексее «Тишайшем» происходили такие серьёзные народные выступления? Правительство должно прогнозировать те последствия, которые влекут за собой его нововведения.


Учитель озвучивает личностно-значимую проблему.

  • необходимость вдумчивого и взвешенного принятия решений

(с прогнозированием всех возможных последствий);

  • если государство заинтересовано в преданности своих подданных, оно должно проявлять о них заботу.


Учитель: А теперь, работая в группах( 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд) , вы дополните свои представления по теме урока, работая с учебником - параграф 6, не забывая о нашей основной задаче – выяснить причины и последствия изучаемых событий.


2. Класс делится на группы:

I группа – «Соляной» бунт, § 6, с. 60 - 63


II группа – «Медный» бунт, § 6, с. 63 - 64


III группа – восстание под § 6, с. 64 - 68

предводительством

С. Разина.

Каждая группа работает над своим материалом, выясняя ход события, действующих лиц, делают записи в тетрадях, обсудив в группе все моменты.


I группа – «Соляной» бунт, § 6, с. 60 – 63

Восстание 1648 г. («Соляной бунт») было спровоцировано налого­вой реформой, которую провел воспитатель царя боярин Морозов.

Реформа привела к резкому увеличению поборов с населения, народное возмущение переросло в бунт, закончившийся погромами боярских дворов в Москве, отголоском столичных событий стала це­лая серия городских восстаний по всей стране. Соляной бунт сопрово­ждался требованием проведения реформ. Большую роль в городских восстаниях играли стрельцы, недовольные задержкой жалованья.

Соляной бунт в Москве - лето 1648 г., Москва. Поводом послужило увеличение налога на соль в 1646 году. Так как соль была важнейшим продуктом потребления, её подорожание ударило по населению и народ взбунтовался. Когда царь возвращался с богомолья из Троице-Сергиева монастыря, ему подали челобитную. Царь отдал приказ наказать по­сыльных плетьми, некоторых арестовали. Повторные манифестации также не принесли результата. К лету 1648 года недовольство народа достигло апогея и вылилось в стихийное восстание. Вооружённые пал­ками и камнями горожане обрушились на стрельцов и потребовали от Алексея Михайловича покарать «плохих советников» - прежде всего бояр. Особенное недовольство вызвали несправедливый судья Земского приказа JI. Плещеев, глава Пушкарского приказа П. Траханиотов, дьяк Назарий Чистый и боярин Морозов. На сторону восставших перешли стрельцы. Дома названных «лиходеев» разграбили, а в результате на­родного самосуда уцелел только Морозов, за которого царь ходатайст­вовал лично. Боярина, тем не менее, царю пришлось отправить в ссылку в Кирилло-Белозерский монастырь. Восстание продолжалось несколько дней и в результате правительству пришлось уступить и выплатить повышенное жалованье стрельцам.

  • Что представляли собой стрелецкие полки? (Стрелецкие вой­ска существовали на постоянной основе. Однако, стрель­цы - не профессиональные военные. Они не получали доста­точного жалования, чтобы регулярно совершенствовать свое воинское искусство.)

В ходе восстаний конца 40-х гг. XVII в. правительство не по­шло на широкие расправы, т. к. понимало необходимость реформ и опасалось общенародного движения.


II группа – «Медный» бунт, § 6, с. 63 - 64

Дворяне и посадские люди выдвинули целый ряд требований, выступая совместно.

Дворяне стремились решить свои проблемы за счет крепостных крестьян и правительство, стремясь расширить свою социальную опору, юридически оформило крепостное право. Крепостное право существовало и в других странах центральной и восточной Европы (например, в Речи Посполитой, Пруссии) - Россия в этом смысле исключением не была. Более того, в России сравнительно позд­нее оформляется прикрепление крестьян к земле. Посадские люди пытались улучшить свое положение путем более равномерного распределения налогового бремени (тягла) среди всего неприви­легированного городского населения.

  • Чему способствовало Соборное Уложение? (Определенной стабильности в обществе.)

  • Какой свод законов ему предшествовал? (Русская правда.)

Медный бунт 1662 г.

С принятием Соборного Уложения реформы Алексея Михай­ловича не прекратились. В поисках средств для пополнения казны (с 1654 г. Россия была втянута в войну с Польшей) и испытывая недостаток серебра, правительство провело денежную реформу, введя в обращение медные деньги. Идея реформы принадлежа­ла боярину Ф. Ртищеву и была передовой и очень смелой для своего времени. Суть ее состояла в том, чтобы пустить в оборот «металлические ассигнации» - чеканить медные деньги одной формы и величины с серебряными и продавать по одной цене с ними. Поначалу реформа шла удачно, но с 1659 г. серебро стало исчезать из обращения, и медные деньги обесценились. Это было связано не с порочностью самой идеи реформы, а с злоупотреб­лениями - воровством и подделкой монеты, а также с чрезмерно щедрым выпуском монеты правительством. Это привело к росту цен и обнищанию населения, что привело к восстанию 1662 г. («Медный бунт»).

«Медный бунт» - 1662 г., Москва - вызван финансовым кризисом, связанным с затяжной русско-польской войной (1654-1667) и русско- шведской войной (1656-1658). Чтобы выплатить жалованье солдатам правительство начало выпуск медных денег взамен серебряных (идея окольничего Ф.М. Ртищева). Медные деньги стали обесцениваться и началась инфляция. Народ снова отправился к царю в Коломенское за «правдой», по пути громя дворы богатых купцов. Царь призывал народ

к спокойствию, а когда, наконец, прибыли войска, началась расправа. 19 наиболее активных зачинщиков мятежа царь велел казнить, а ещё 12 человек примерно наказали клеймением, отрезанием рук, ног, язы­ков. Тем не менее, правительство вынуждено было прекратить выпуск медных денег.

Комментарий: Расскажите о ходе восстания.

Власть уже была гораздо сильнее, что позволило ей провести репрессии среди участников бунта, однако царь был вынужден от­казаться от медных денег - т.о. восстание достигло своей цели.

  • Почему восставший народ обвинял инициаторов реформы, бояр и купцов в измене в пользу Речи Посполитой? (В об­ществе были еще сильны воспоминания о Семибоярщине, когда политическая элита Московского государства вела переговоры с поляками.)


III группа – восстание под § 6, с. 64 - 68

предводительством

С. Разина.


Война под предводительством Степана Разина (10 мин)

Типологически восстание Разина все же близко к казацким, а не городским восстаниям.

  • Как вы думаете, в чем причина казачьих волнений? (В окон­чательном закрепощении крестьян, а, следовательно, в дес­табилизации положения на окраинах.)

В правление Алексея Михайловича произошло окончательное оформление крепостного права, а также было принято несколь­ко непопулярных решений (пошлина на соль, введение медных денег), что привело к росту народного недовольства, выражав­шегося в постоянных восстаниях. Отмена Юрьева дня привела к массовым побегам крестьян на Дон. Запрет на походы в Черное и Азовское моря привел к усилению социальной напряженности в казачьей среде. Еще со времен Смуты казачество представ­ляло собой наиболее активную и, так сказать, взрывоопасную часть населения. Это объясняется двумя обстоятельствами: 1) на Дон издавна стекались недовольные из центральных областей (существовало негласное правило: «с Дона выдачи нет», т. е. бег­лые крестьяне не выдавались своим бывшим хозяевам); 2) казаки были профессиональными военными и жили во многом за счет военной добычи, зачастую составляли отряды, или шайки, и за­нимались грабежом.

  • Попробуйте назвать еще одну причину? (Власть часто пы­талась ограничить казацкую вольницу.)

Поход на Каспий сделал Разина очень популярной фигурой в народе (с тех пор в народе распространились песни и сказания об атамане Степане Разине - зачастую даже Илья Муромец пред­ставляется в них лишь есаулом при Разине).

Комментарий: По карте проследите действия повстанцев, ука­жите места наиболее ожесточенных столкновений с правитель­ственными войсками.

  • Почему казачья верхушка пошла на сговор с властями?

  • Что это, казацкое восстание или крестьянская война? (Все же движущую силу восстания и основу войска составляли казаки, а не крестьяне).


3. Теперь каждая группа предъявляет результаты своей работы:

  • Что вы узнали, изучив текст учебника

  • Что толкало людей на такие радикальные действия? В чем причина народных волнений?

  • Какие последствия имели эти события. Как они отразились на положении народа? Какие выводы для себя сделало царское правительство?


По ходу обсуждения на доске записываются причины народных волнений XVII века.

Запись выглядит примерно так:


Причины

Последствия


1. Налоговый гнет, непрерывные войны.

2. Притеснение бояр, злоупотребления.

3. Закрепощение крестьян.

4. Рост феодальной повинности.

1. Земской собор, новый свод законов.

2. Прекращение чеканки медных денег.

3. Снижение налогов.



Таким образом, правительству государства необходимо вдумчиво и взвешенно принимать решения с прогнозированием всех возможных последствий. Государство должно проявлять заботу о своих подданных, чтобы не допускать массовых выступлений, ведь всё это влечёт за собой большие жертвы. Данная позиция не теряет актуальности и в настоящее время.

4. А теперь вернемся к нашей схеме. Чем можно ее дополнить после изучения темы?


Раскол Высокие

налоги

Много бунтов Тяжелое положение

населения




Большие жертвы XVII век Движение раскольников «Бунташный»


Жестокие Соловецкое восстание

расправы 1668-1676гг.

Соляной бунт Восстание С.Разина

1648г. 1667-1671 гг.

Медный бунт

1662г.

Учитель: каков будет ответ на проблемное задание?

Учащиеся дают ответы.

Рефлексия.

Учитель: XVII век вошел в историю страны, как «бунташный». Начало века ознаменовалось восстаниями и в середине –II половине века произошли три мощных восстания. Восстания в Москве имели широкий резонанс. Упорными и продолжительными были выступления в Пскове и в Новгороде. За 1648 -1650 года, произошло 21 восстание. Крепостническая политика правительства и нарастание налогового бремени были главными причинами усиления борьбы народных масс. Правительство жестоко подавляло выступления, но было вынуждено прислушиваться к гласу народа и пойти на некоторые уступки.

Подведение итогов.

Домашнее задание. §6,

творческое задание: Что бы Вы сделали на месте царя Алексея Михайловича, что предприняли? Можно ли было избежать массовых волнений? Свою точку зрения аргументируйте.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!