10-Б класс Дата: 12.01.2017
Учитель: Добряк И.А.
Тип: комбинированный.
Форма урока: урок-исследование.
Элементы педтехнологий , применяемые на уроке:
Методы обучения, применяемые на уроке:
частично-поисковый
наглядный
Цели урока.
Учебная: сформировать представление о роли Петра I в истории России, о предпосылках, причинах и значении реформ, дать оценку деятельности Петра 1.
Развивающая: Продолжить развитие исследовательских умений и навыков: анализировать, выделять главное из текста учебника и исторических документов, аргументировано отвечать на вопросы, делать выводы и оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, устанавливать межпредметные связи.
Воспитывающая: Продолжить воспитание нравственно-патриотического отношения к истории России и толерантности.
Оборудование: Доска, мел, карта, схема-таблица , мультимедийная установка. учебник , доп. раздаточный материал.
Ход урока
I этап: Организационный момент. Настрой на работу
II этап: Опрос.
Актуализация .
Сл.1 Учитель: Мы продолжаем изучать историю России на рубеже веков.
Сл.2. С каким деятелем связан этот период?
Охарактеризуйте в каком положении была Россия к приходу власти Петра?
Социально-экономическое, политическое и культурное отставание России от стран Западной Европы.
Ослабление международного положения России. Угроза потери независимости.
Нужны ли были перемены?
Каким образом можно изменить политическое устройство?
(революция и реформы)
Чем отличается революция от реформ? (революция – народ, реформа – правление).
Понятие реформа – это…
Сл. 3 Таким образом в России сложились предпосылки проведения реформ
Сл. 4 Тема сегодняшнего урока «Реформы Петра 1»
Мотивация (целеполагание)
Давайте вместе попытаемся сформулировать цели урока
(выяснить причины реформ, какие реформы были проведены и дать оценку деятельности Петра Первого).
3. Изучение нового материала
Учитель: Вспомните, что Вам известно об Азовских походах? Что такое Великое посольство? Неудачи Петра в первых военных походах показали не боеготовность армии, для успешного завершения походов нужно создавать новую армию, флот чтобы пробиться к морям.
Россия должна была встать вровень ведущим европейским державам. КАК? За счет внутренних ресурсов. Петр понимал, что надо что-то менять, НО четкого плана переустройства России у Петра не было.
3 этап – работа в группах. ( Пар.2 стр.18 Ученики работают с учебником, раздаточным материалом. Итог записывают в таблицу (стр. 26) )
10-12 мин.
1 группа. Военная реформа. (+ и -)
2 группа. Экономические преобразования.
3 группа реформа государственного устройства
4 группа. Губернская реформа
Выступление групп сопровождается комментарием учителя и показом слайдов
Сл. 16-17Учитель: реформы в области образования, культуры, быта.
Основные выводы.
Важнейшим результатом преобразований Петра было преодоление кризиса традиционализма путем модернизации страны. Россия стала полноправной участницей международных отношений, значительно вырос авторитет России в мире. Сам Петр стал для многих образцом государя-реформатора. При нем были заложены основы национальной культуры и сестемы управления страной.
Вместе с тем, главным инструментом проведения реформ было насилие. Петровские реформы не только не избавили страну от сложившейся ранее системы социальных отношений, воплощенные в крепостничестве, а наоборот консервировали и укрепили его институты в это заключалось главное противоречие петровских реформ, предпосылки будущего нового кризиса.
Рефлексия
Возвращаемся к цели нашего урока и на основании полученной информации определим роль Петра 1 в истории России. Используем прием неоконченных предложений:
1. “Для России Петр I …”.
2. “Я думаю, что Петр I …”.
3. “Если бы в истории России не было Петра I, то …”.
Оценивание с комментарием.
Дифференцированное д.з.