СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории в 11 классе по теме "Распад СССР"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 11 классе по теме "Распад СССР"»

РАСПАД СССР

11 КЛАСС

СЦЕНАРИЙ УРОКА


На перемене: предварительная работа (организация голосования по вопросу референдума 17.03.1991 "Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?".(Быть или не быть СССР?)


I. Организация начала урока


II. Актуализация знаний. Задания по группам «О чем идет речь?»


1. Символика СССР

2. Проекты автономизации и федерализации

3. Образование и первоначальный состав СССР


III. Мотивация учебной деятельности обучающихся. Постановка цели и задач урока.


  • О чем пойдет речь на уроке?

  • На какие вопросы вы бы хотели узнать ответы в связи с событиями, связанными с распадом СССР? Запись вопросов на доске


IV. Первичное усвоение новых знаний

По какому алгоритму мы изучаем историческое событие?


Задание для работы в группах: От первого лица. Рассказать о ситуации накануне распада СССР, используя информацию учебника, пытаясь найти ответы на вопросы, записанные на доске.


На доске понятия: путч, суверенитет, сепаратизм, референдум.


1 группа: с. 342 — 343. От лица РСФСР.

1. Личность, должность исторического лица, выражавшего позицию РСФСР.

2. Проблемы, породившие требования сильной российской государственности, хозяйственной и культурной самостоятельности.

3. Результат, Декларация о государственном суверенитете РФ.


2 группа: с. 344 — 345. От лица республик.

1. Примеры национальных конфликтов и способы их решения центральной властью.

2. Требования республик.

3. «Парад суверенитетов» и его результат.


3 группа: с. 345 — 346. От лица путчистов.

1. Новый Союзный договор: основная суть проекта, назначенная дата подписания.

2. События 19 — 21 августа: ГКЧП и его представители, цели, результат, позиции М.С. Горбачева.

3. События 8, 25 декабря 1991: участники, значение, позиция М.С. Горбачева, последствия.


V. Первичная проверка понимания.

Выступление групп.

Результаты референдума в СССР: выход в сеть интернет.

Задание: Сравнить с результатами, полученными в классе.

СССР за — 76, 4%, против — 21, 7%

РСФСР за — 71, 3%


VI. Первичное закрепление. ТОП — 3

1) историческая личность

2) событие, определившее судьбу СССР.

3) причина распада СССР.


На доска причины распада СССР


VII. Информация о ДЗ: по выбору

1) П. 51, задание 1, с. 349 (составить план)

2) дискуссия, с. 349

3) мини - интервью с родителями (родственниками): творческое задание.


VIII. Рефлексия


1) Приём Инь — Янь: Распад СССР — это ...


2) Выставление самооценки: усвоил новый материал/работа на уроке.



Приложение 1


Референдум о судьбе СССР


17 марта 1991 года состоялся единственный за 70 летний период существования СССР референдум. Перед гражданами Советского Союза был поставлен вопрос: "Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?".

Референдум по этому вопросу проводился в РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР, Узбекской ССР, Азербайджанской ССР, Киргизской ССР, Таджикской ССР, Туркменской ССР, в республиках, входящих в состав РСФСР, Узбекской ССР и Азербайджанской ССР, в Абхазской АССР, входящей в состав Грузинской ССР, а также в округах и на участках, образованных при советских учреждениях и в воинских частях за границей.

В шести союзных республиках (Литва, Эстония, Латвия, Грузия, Молдавия, Армения), которые ранее объявили о независимости или о переходе к независимости, всесоюзный референдум фактически не проводился. Властями этих республик не были сформированы Центральные избирательные комиссии референдума, но часть граждан, проживающих на территории этих республик, все же смогла проголосовать. Ряд местных Советов народных депутатов, трудовые коллективы и общественные объединения на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также командование воинских частей, руководствуясь пунктами 3 и 5 постановления Верховного Совета СССР "О ходе выполнения постановления Верховного Совета СССР об организации и мерах по обеспечению проведения референдума СССР 17 марта 1991 года", самостоятельно образовали округа и участки, окружные и участковые комиссии, зарегистрированные Центральной комиссией референдума СССР. Референдум также состоялся в Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье и Гагаузии.

Центральная комиссия референдума СССР установила, что абсолютное большинство граждан высказались за сохранение союзного государства в обновленном виде.

По данным комиссии по Союзу ССР в целом: в списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме СССР, было включено 185 647 355 человек; приняли участие в голосовании 148 574 606 человек, или 80% процентов. Из них ответили: "Да" 113 512 812 человек, или 76,4%; "Нет" - 32 303 977 человек, или 21,7%; Признаны недействительными - 2 757 817 бюллетеней, или 1,9 %.




Приложение 2

11 класс

Распад СССР



Задание для работы в группах: От первого лица. Рассказать о ситуации накануне распада СССР, используя информацию учебника.


1 группа: с. 342 — 343. От лица РСФСР.

1. Личность, должность исторического лица, выражавшего позицию РСФСР.

2. Проблемы, породившие требования сильной российской государственности, хозяйственной и культурной самостоятельности.

3. Результат, Декларация о государственном суверенитете РФ.


2 группа: с. 344 — 345. От лица республик.

1. Примеры национальных конфликтов и способы их решения центральной властью.

2. Требования республик.

3. «Парад суверенитетов» и его результат.


3 группа: с. 345 — 346. От лица путчистов.

1. Новый Союзный договор: основная суть проекта, назначенная дата подписания.

2. События 19 — 21 августа: ГКЧП и его представители, цели, результат, позиции М.С. Горбачева.

3. События 8, 25 декабря 1991: участники, значение, позиция М.С. Горбачева, последствия.


Приложение 3


ПРИЧИНЫ РАСПАДА СССР

1. Авторитарный характер советского общества. К этому пункту отнесём гонения на церковь, преследование диссидентов, принудительный коллективизм. Социологи определяют: коллективизм – это готовность поступиться личным благом ради общего. Обезличивание тяготило образованных людей.


2. Господство одной идеологии. Для ее поддержания - запрет на общение с иностранцами, цензура. С середины 70-ых прошлого столетия - явное идеологическое давление на культуру, пропаганда идейной выдержанности произведений в ущерб художественной ценности.


3. Неудачные попытки реформирования советской системы. Сначала они привели к застою в производстве и торговле, затем потянули за собой развал политической системы. Посев явления относят к экономической реформе 1965 года. А в конце 1980-ых стали объявлять суверенитет республики и перестали выплачивать налоги в союзный и федеральный российский бюджеты. Тем самым оборвали экономические связи.


4. Всеобщий дефицит. Угнетало положение, при котором простые вещи вроде холодильника, телевизора, мебели и даже туалетной бумаги нужно было "доставать", а иногда их "выкидывали" - непрогнозируемо выставляли на продажу, и граждане, бросив все дела, едва не дрались в очередях.


5. Экстенсивная экономика. При ней выпуск продукции повышается в той же мере, что и величины используемых производственных основных фондов, материальных ресурсов и численности работников. А если не возрастает эффективность производства, то не остаётся средств на обновление основных производственных фондов - оборудования, помещений, не на что внедрять научно-технические новшества. Производственные фонды СССР попросту износились до крайности.


6. Кризис доверия к подобной экономической системе. Количество выгоняли в три смены при низком контроле качества. В начале 1980-ых синоним слова "советское" в отношении товаров стало слово "низкосортное".


7. Транжирство финансами. Народную казну почти всю стали спускать на гонку вооружений, которую проиграли, ещё отдавали советские деньги в помощь странам соцлагеря.


8. Снижение мировых цен на нефть. К началу 1980-ых СССР, что называется, прочно сидел на нефтяной игле. Резкое снижение цен на нефть в 1985-1986 годах подкосило нефтяного гиганта.


9. Центробежные националистические тенденции. Желание народов самостоятельно развивать свою культуру и экономику, чего они были лишены при авторитарном режиме.


10. Моноцентризм принятия решений Москвой. Ситуация, названная впоследствии парадом суверенитетов в 1990—1991 годах. Помимо разрыва экономических связей между союзными республиками происходит обособление автономных республик - многие из них принимают Декларации о суверенитете, в которых оспаривается приоритет общесоюзных законов над республиканскими.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!