СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории в 11 классе "Невинные жертвы произвола".

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: раскрыть процесс противостояния власти и общества в России XX, показать разнообразные формы и методы сопротивления личности и общества несвободе; осмыслить трагические страницы новейшей отечественной истории через изучение конкретных человеческих судеб.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 11 классе "Невинные жертвы произвола".»

24



Тема урока «Невинные жертвы произвола»


Цель урока: 1. Раскрыть процесс противостояния власти и общества в России XX, показать разнообразные формы и методы сопротивления личности и общества

несвободе; осмыслить трагические страницы новейшей отечественной истории через изучение конкретных человеческих судеб.

2. Формирование у учащихся умения критического осмысления отечественной истории; способствовать активизации поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

3. Воспитание чувства гражданской ответственности.


Материалы к уроку. История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР.-М.: Изд-во объединения «Мосгорархив», 2002, CD-ROM.

Возвращенные имена. Сборник публицистических статей в 2-х книгах.-М.: Изд-во Агентства печати Новости, 1989.

Память. Жертвы политических репрессий./ Сост. П.Е.Сенькин, Ф.П.Сараев.- Саранск: Мордов. Кн.изд-во,2000.

Память. Жертвы политических репрессий./ Сост. С.В.Куденеев, Ф.П.Сараев. .- Саранск: Мордов. Кн.изд-во,2004.

Репрессии в Мордовии 1930-х г.г. и их последствия: Материалы респ. Науч.-практ. конф.27 мая 1998г./ МГУ им.Н.П.Огарева.- Саранск, 2004.

Архивные материалы ЦГА РМ, семейные архивы, фотографии, письма.


Эпиграф к уроку:

Обретя утерянное прошлое,

Мы обретем утерянную веру.


Этапы работы:


  1. Стремление учащихся найти свидетелей тех событий, которые стали жертвами политических репрессий. Стремление найти своих репрессированных земляков, родственников.

  2. Организация встреч с родственниками репрессированных.Изучение архивных материалов о репрессированных. Проведение социологического опроса.

  3. Выполнение учебного проекта.


Результаты: видео-и фоторяд с фрагментами интервью, мультимедийная презентация.


Вопросы.

  1. Почему был арестован?

  2. Что ставилось в вину?

  3. Кто в семье помнит как арестовали деда?(прадеда, бабушку, прабабушку, других родственников, земляков).

  4. Как он (она) вел (а) себя на следствии?

  5. Что вам известно о дальнейшей судьбе Вашего родственника?

  6. Когда Ваша семья узнала об обвинительном заключении?

  7. Что стало с семьей?

  8. Как относились окружающие к семье репрессированного?

  9. Пытались ли родственники пересмотреть дело, чтобы доказать невинность близкого?


Вопросы для социологического опроса:


1.Есть ли в вашей семье репрессированные?

2. Что вам известно о судьбе репрессированного?

3. Ваше отношение к репрессиям?


Класс разделился на 3 группы:


1 группа «Юристы». Их задача- изучить законодательную базу репрессий.

2 группа «Историки». Задача- изучить трагедию отдельно взятого человека, зажатого в тиски сталинизма. Изучить судьбы репрессированных Мордовии.

3 группа «Информационно-аналитическая». Их задача-оказать помощь учащимся в поиске информации о репрессированных, используя современные информационные технологии.



Мотивация

к уроку.


























Результаты социологического опроса.


Первый ученик

































Второй ученик













Учитель




















Работа по группам





Работа с документом










Ответы учащихся







































Учитель




Ученик







Ученик










Ученик





























Учитель



Ученик
































Ученик

(из группы историков)


















Слово учителю.
























Слово учащимся.

Ученик









Ученик











Ученик
















Ученик:































Показ копий архивных документов













Ученик


















Учитель


Ученик








Учитель













Видеофрагмент


Учитель


Ученик




















Учитель


Ученик









Копия архивного документа













Ученик












Копия архивных документов









Учитель








Показ фотографий







Рассказы учащихся о своих репрессированных родственниках


Показ фотографий, архивных документов.











Ученик

Показ фотографий, архивных документов.














Ученик



Показ фотографий, архивных документов.












Ученик


Показ фотографий, архивных документов.

















Ученик

Показ фотографий, архивных документов.












Ученик


























Учитель


















Учитель










Группа юристов






































Ученик












Ученик














Учитель











Учитель



Ученик










Учитель








Ученик























Письмо читает родственница И.С.Сибиряка.
























Ученик




1. Вводное слово учителя.

-Дорогие ребята! Сегодня у нас важная тема, она тревожит нас всех по-особому. Речь пойдет отрагедии страны, народа, ваших семей, ваших родственников. Пролистав многочисленные публикации, изучив архивные материалы, мы исследовали репрессии в Мордовии и их последствия. Сквозь призму конкретных человеческих судеб мы увидели, что миллионы людей стали невинными жертвами произвола. Перед кем же они были невинны? Перед партией и народом? Перед ежовыми, бериями, Абакумовыми? И разве отсутствием вины исчерпывается трагизм и правда того времени?

Факты 30-х гг.XX в. Поражают до глубины души. Они врезаны ,вколоты, врублены в семейную память навеки. И этот след из памяти, и это свидетельство из истории не изъять. Оно не подлежит изъятию.

«Познание есть воспоминание», - говорил Платон. Этот урок- поминовение всех безвинных жертв. Мы прошли этот трагический путь от страха к ожесточению, от ожесточения к покаянию, от покаяния к надежде, от надежды к уверенности: знание того, что произошло в нашей истории с истиной, будет уроком для следующих поколений.

Вы провели огромную работу: изучили архивные документы ЦГА РМ, семейные архивы, работали по сбору материалов по репрессированным Мордовии в библиотеках, изучили книгу «Память. Жертвы политических репрессий», провели социологический опрос на тему «Что вам известно о репрессиях в Мордовии», создали базу данных о репрессированных Мордовии, ваших родственников, земляков, оказывали консультации учащимся школы по поводу поиска нужной информации, приготовили мультимедийные презентации своих исследований.

К каким выводам вы пришли?


Наша группа провела социологическое исследование на тему «Что вам известно о репрессиях в Мордовии» среди старшеклассников школы № 41, среди своих родственников, знакомых. Мы опрашивали людей разного возраста (от 15 до 65 лет) и вот к каким результатам пришли.

Были предложены вопросы:

1.Есть ли в вашей семье репрессированные?

2. Что вам известно о судьбе репрессированного?

3. Ваше отношение к репрессиям?

Многие наши сверстники не были готовы к ответам, но мы настаивали на том, чтобы они узнали у своих родственников историю своей семьи и снова проводили опрос среди них.

У большинства опрошенных родственники были репрессированы. Из 300 опрошенных респондентов- 70 % относятся к этому периоду страны крайне отрицательно. 25% считают, что хватит 30-х годов, лучше не знать, тяжело все это.А вот внятно сказать о причине, по которой не хотят вспоминать те годы, сказано не было.

Вот оно - логическое завершение неуважения к жизни человека вообще и в частности!

5% респондентов ( наших сверстников) не сумели дать оценку событий, и мы для себя сделали еще один вывод:

«Да хоть на каждом камне, облитом кровью, установи мы мемориальные доски, не избежать нам молодых людей с пустыми глазами и пустыми сердцами, если не расскажем мы им о страданиях и лишениях, что выпали на долю лучших наших соотечественников».



Мы в ходе социологического исследования выяснили также, что современное моральное отношение к репрессиям достаточно разнообразно. Одни говорят: « зачем вспоминать прошлое, бередить старые раны?»

Другие требуют поименного общественного порицания всех функционеров репрессий и наказания тех изних, кто еще жив, ссылаясь на международное право, что преступления против человечности не имеют срока давности.

Третьи утверждают, что в 1930-е гг. коммунисты «резали» друг друга и это была им « Божья кара» за грехи и проблема имеет чисто научное значение.

Но большинство сходится в одном: репрессии тех лет оставили в нашем общественном сознании незаживающую рану и делать вид, что ее нет, значит загонять болезнь вовнутрь, а не лечить.


Итак, изучаемые нами страницы истории, годы, когда проводились репрессии, раскололи всё население огромной страны на палачей и жертв. То, что палачи сами часто оказывались жертвами системы, которой пьяно служили, не избавляет их от ответственности за содеянное зло. Потомки палачей и жертв до сих пор живут по разные стороны этой общественной баррикады, воздвигнутой из страха, страданий и ненависти. Исторический опыт подсказывает, что общественное единство не может быть достигнуто, пока тем временам не будет дана чёткая историческая (она уже дана) и юридическая оценка, пока не будут названы имена конкретных преступников, пока не будут найдены и достойно похоронены останки невинных жертв массовых расстрелов.

Мы не политики и не судьи. Мы не ставим перед собой цели предъявить кому-либо конкретные обвинения. Наша задача заключается в уяснении механизма, масштабов и последствий репрессий в различных слоях населения Мордовии, характеристике имеющихся документов и материалов, возможности работать с ними, а также выработке собственной оценки событий тех лет.

Задание1. Вы изучили законодательную базу советской репрессивной политики.

Объясните важнейшие причины появления в 1991 году Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий»?


  1. Используя текст документа «О реабилитации жертв политических репрессий», поясните сущность юридического понятия «политические репрессии»?

  2. Объясните, в чём суть идеологических корней и теоретической базы репрессивной политики советской власти?

  3. Объясните, кто стал жертвами политических репрессий и по чьей вине? Какие наиболее распространённые обвинения выдвигала власть, проводя массовые репрессии?

а) Объясните важнейшие причины появления в 1991 году Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий».

За годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения , по социальным, национальным и иным признакам. Осуждая многолетний террор и массовые преследования своего народа как несовместимые с идеей права и справедливости, Верховный Совет РСФСР выражает глубокое сочувствие жертвам необоснованных репрессий, их родным и близким, заявляет о неуклонном стремлении добиваться реальных гарантий обеспечения законности и прав человека.

Целью настоящего Закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории РСФСР с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального и морального ущерба.

б) Поясните сущность юридического понятия «политические репрессии».

Сущность юридического понятия «политические репрессии» впервые определил Закон РФ «О жертвах политических репрессий». Статья1 Закона о реабилитации устанавливала: «Политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спец. поселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществляющиеся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами».


В) Кто стал жертвами политических репрессий в Мордовии? Какие наиболее распространенные обвинения выдвигала советская власть, проводя массовые репрессии?


Прокуратура Мордовии тщательно изучала 8142 архивных уголовных дела. В них – искореженные адской репрессивной машиной судьбы тех, кто пострадал за свои политические и религиозные убеждения. И за неосторожное слово, и по навету завистника, и клеветника. И просто за приклеенный наспех ярлык кулака или буржуазного националиста.


9380 чел. Реабилитированы прокуратурой Мордовии. К сожалению, многим вернули только честное имя, но не жизнь.

Сталинская машина в первую очередь подвергла репрессиям крестьян. Их в горьком списке реабилитированных – 5625чел., рабочих – 873, служащих – 649. Был брошен за решетку или расстрелян 651священник.

И еще две цифры, как яркая вспышка, освещающие то время. Только 2972 человека осуждены судом , а 6338 невиновных – выслушали приговор от несудебных органов.


Вот несколько литерных формулировок приговоров ,выносимых внесудебными органами (коллегиями ВЧК, ЧК, ГПУ, «тройками». Особыми совещаниями при НКВД СССР):

АСЭ – антисоветский элемент;

АСА – антисоветская агитация (статья 58-10);

АСО – антисоветская организация;

ВАД – восхваление американской демократии;

ВАС – вынашивание антисоветских настроений;

КРМ – контрреволюционное мышление;

КРА – контрреволюционная агитация (статья 58-10);

КРД – контрреволюционная деятельность;

КРТД – контрреволюционная троцкистская деятельность;

ПД – преступная деятельность;

ПШ – подозрение в шпионаже ( ст.58-7, 58-14);

СВЭ – социально вредный элемент;

ЧСР – член семьи репрессированного;

ЧСВН – член семьи врага народа;

ЧСИР – член семьи изменника родины;

ТН – террористические намерения (ст. 58-8).

Эти аббревиатуры имели в своих приговорах все те, кто осуждался. Особым совещанием при НКВД (ОСО), в отличие от других-осужденных судом. Такая буквенная индексация была как тавро на какой-либо скатине, только на теле несчастного его не ставили. Но оно прилипало к человеку( в его документах ) как минимум вплоть до его реабилитации. Позже, уже после войны, будет учтен «опыт» фашистских лагерей и уже родное «советское тавро» появится на одеждах заключенных. Правда, только в режимных и каторжных лагерях.


Г) В чем суть идеологических корней и теоретической базы репрессивной политики советской власти?


Ответить на этот вопрос может книга « Истор. п. репр». Изучив ее я выяснила, что советскую репрессивную политику нельзя рассматривать как некую революционную импровизацию, как спонтанное порождение социалистического эксперимента. Она имела глубокие идеологические корни и солидную теоретическую базу в виде марксистско -ленинского учения о власти и государстве. Согласно этому учению, любое государство, по своей сути, представляет собой классовую диктатуру. Три признака, характеризующие «диктатуру пролетариата»: власть, насилие, свобода от любых законодательных ограничений.

Вот ленинское определение диктатуры: «Диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами». Такое понимание сущности государственной власти исключало в принципе любые апелляции к праву, закону, превращало произвол в норму государственной жизни, возводило насилие в ранг государственной политики.

Марксистско –ленинские представления о государстве как орудии насилия разделяли и другие идеологии большевизма. Н. И. Бухарин, например, считал, что «пролетарское принуждение во всех его формах, начиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью, является, как парадоксально это ни звучит, методом выработки коммунистического человечества из человеческого материала капиталистической эпохи, что по сути служило теоретическим «освещением» социального геноцида, проводимого большевиками ради утверждения на Земле коммунистического порядка.

Революционный радикализм марксистско –ленинская идеология породили свою особую систему представлений и ценностей, которая нашла юридическое воплощение в законодательной базе советской репрессивной политики.


Я хочу дополнить, Репрессии в СССР не прекращались со времён Гражданской войны , но неуклонно ожесточились после завоевания Сталиным в 1929г. позиции бесспорного лидерства

Теоретическим обоснованием политики репрессий стал выдвинутый И.В. Сталиным тезис о неизбежности обострения классовой борьбы в процессе социалистического строительства .

Сложности выявившиеся в ходе реализации первого пятилетнего плана

и коллективизации , возлагались на “буржуазных спецов” . Их обвиняли во вредительстве и контрреволюционной деятельности. В 1928-1930г.г были сфабрикованы дела “Шахтинское”, “Промпартии”, “Трудовой крестьянской партии” и др. После этих процессов “вредителей” среди интеллигенции стали искать во всех уголках страны. В Мордовии это явление получило форму “специедства” . Многих специалистов лишали избирательных прав за непролетарское происхождение .

Глубинной предпосылкой массовых репрессий 1936-1938г.г были противоречия , возникшие в ходе социалистической модернизации


Мне хочется процитировать слова Р. Медведева “Я считаю, что к жертвам репрессий нельзя относить только тех , кто сидел в лагерях или погиб . В принципе жертвой репрессий был весь народ.”

И действительно, были исковерканы судьбы миллионов родственников репрессированных.

Велик был огнь пожирающий, но и велика страна . Другую он пожрал бы , а у этой были огромные резервы – и физические и нравственные (Сильна была идея).

Предстоит ещё огромная работа – разобраться во всём , ничего не укрывая, не утаивая, в том, как это было , ибо последствия имели огромную силу, Силу мощнейшего бумеранга , на долгие годы пространства лет брошенного вперёд . Террор породил страх. А страх приумножил то, что и мы сегодня пожишаем: неверие и недоверие , лицемерие и пассивность , трусость , желание и способность много раз менять свое мнение и свой взгляд , откровенное и скрытое приспособленчество, тупая нетерпимость и бессмысленный экстремизм.

Всё оттуда ибо инфекция , ибо инфекция , до конца не определённая ,

не изученная, не излеченная, всё ещё живуча и постоянно гниёт в организме общества.

Я представляю слово группе исследователей – историков.

а) Свое исследование мы начали с изучения книги “Память: жертвы политических репрессий “Выяснили, что в Мордовии такие книги выпущены в 2000 г., составители П.Е. Сенькин и Ф.П. Сараев,

и в 2004 г. под редакцией прокурора РМ госсоветника юстиции 2

класса Сергея Васильевича Кузнецова.

Исследование мы провели с целью изучения репрессированных

Мордовии, их судеб, какие обвинения при аресте предъявлялись людям.

Нам хотелось также выяснить, что из себя представляли карательные органы.

Для нас было важно узнать, реабилитированы ли наши земляки,

Знают ли родственники об их судьбах , создать базу данных репрессированных .

Наша задача: понять, узнать правду, все сведения до родственников.

Выяснили, что они реабилитированы, но совершенно несправедливо

остаются в безвестности.

Их полных биографий нет, в книге ”Память” о них приводятся отрывочные сведения .

Мы выяснили, что в середине 30-х годов прокуратуры Мордовии стоял

П.И Абмаев, а управление НКВД возглавлял В.М Ванд. Вместе с секретарём обкома М.Д Прусаковым и предоблисполкома А.Я Козиковым они до февраля 1937г. сдерживали вал “расстрелянных” приговоров .Репрессии в республике были , и в широких масштабах,

Но касались они в основном “вредительства и халатности в хозполиткомпаниях”, каравшихся исправительными работами и тюрьмой. После того, как Ванд, а вслед за ним и руководство республики и прокуратуры оказались в подвалах НКВД, “повал чекистской работы по троцкистам в МАССР”, о котором докладывал в Москву особоуполномоченный НКВД СССР Фельдман, был навёрстан страшной статистикой 58-ой статьи очень скоро.


Мы также обратились в Центральный государственный архив РМ (ЦГА РМ) с запросом в отношении репрессированных лиц. Беседовали с работниками архива и вот что узнали.

Следует констатировать, что многие сохранившиеся архивные дела грешат недосказанностью. Приходится говорить о частичной сохранности документов, отразивших процессы политических акций, имевших место

В 30-е годы. Поэтому архив далеко не во всех случаях способен подтвердить факты судимости, лишения избирательных прав, раскулачивания или выселения граждан. Немного сохранилось об этом сведений, а документов по репрессиям более позднего периода в госархиве практически нет.

В ЦГА РМ имеются отдельные фонды, по материалам которых достаточно сложно или почти невозможно найти необходимые документы. Архивисты не знают, по какой причине документы поступили в архив в таком состоянии. Установлено, что такими обедненными являются фонды Лямбирского, Ельниковского, Большеигнатовского районных исполкомов. Но найти ответы по другим фондам - процедура довольно трудоёмкая.

Скудная информация об отдельных лицах рассеянна по делам в справках, в переписке и т. д. В подавляющем большинстве присутствуют один или два документа из всей массы, которая обычно оформлялась на конкретного человека. Встречалась только опись изъятого имущества или только список членов семьи на момент применения репрессии. Многие документы не датированы, не заверены.

И ещё одно: репрессии в Мордовии мы решили изучать сквозь призму семьи. Ведь, как правило, именно в семье вопреки всем перипетиям судьбы сохраняются память и то, что мы называем реликвиями - документы, фотографии, вещи.

Нами был собран комплекс документов: решение Мордовоблисполкома, райисполкома о раскулачивании, социально- экономическую характеристику на главу хозяйства, подробный список изъятого имущества, список членов семьи на момент раскулачивания и др.

Нами было выяснено, что в Мордовии Сталинская машина в первую очередь подвергла репрессиям крестьян.

И мне хочется привести в пример слова крупнейшего русского мыслителя XX в. И.А. Ильина, который говоря об эпохе коллективизации, писал, что «этой школы русский крестьянин не забудет до тех пор, пока будет существовать русский народ; и дело русской интеллигенции будет, между прочем, состоять в том, чтобы осмыслить и увековечить это гибельный опыт». Именно такую задачу мы и поставили перед собой.

А я все-таки хочу отметить, что сегодня не просто получить информацию о своих репрессированных родственниках в ЦГА РМ.

Необходимо обратиться в архив с ходатайством о том, чтобы поработать там. Мне лично в этом было отказано.

Было предложено сделать запрос на имя директора с просьбой о получении нужной информации. Ответ я жду до сих пор. Почему я не могу изучить историю своей семьи с первых рук, работая с документами.

Я обратилась в Информационный центр при МВД, что находится на Коммунистической-75 с аналогичной просьбой. Ответа нет до сих пор.

Выходит узнать правду о своих репрессированных родственниках не совсем возможно.

Мне обидно, что сегодня, как и в те 30-е гг., правды можно добиться ценой невероятных усилий. Может это оттуда, из 30-х, передалось нам. А может правда еще страшнее, поэтому недоступна нам?


Что на это ответят историки-архивисты?


Мне понятна эта точка зрения. Но я хочу сказать, что давайте не будем «Иванами, не помнящими своего родства». Ведь если отказ получен из архива сегодня, то он будет наверняка потом. Не нужно отчаиваться, есть же еще и семейные архивы, живы наши дедушки и бабушки. Они могут многое прояснить и рассказать. И мы на уроке сегодня докажем это.


Взятие во второй половине 20-х гг. XX в. курса на ускоренную индустриализацию предопределило дальнейшую судьбу аграрного сектора как России в целом, так и Мордовии в частности. Ликвидация единоличного хозяйствования и создание крупного «социалистического» производства стали основной государственной задачей на ближайшее время.

Но коллективизация в Мордовии шла крайне медленно. Причину неудачи сплошной коллективизации партийное руководство, как и следовало ожидать, увидело в классовом сопротивлении кулака и неверных административных приемах местных органов.


Говоря о классовом сопротивлении кулаков, нужно выяснить, кто же такой кулак.

(Просмотр видеофрагмента).


Кто считался кулаком по советским законам?


Согласно постановлению СНК СССР от 21 мая 1929 г. к кулацким были отнесены крестьянские хозяйства, обладавшие хотя бы одним из следующих признаков: систематическим применением наемного труда с целью эксплуатации; владением мельницей, крупоружкой или любым промышленным заведением с механическим двигателем; занятием торговлей, ростовщичеством, коммерческим посредничеством или наличием других нетрудовых доходов. Таких в Мордовии в 1929 году, даже по оценке местных органов, насчитывалось лишь 2,4 %.

Репрессивные меры применялись в духе решений Политбюро ЦК ВКП(б) 1930 г., которые определяли пути «ликвидации кулачества как класса». Согласно им «кулачество» было разделено на три категории: первую составлял «контрреволюционный кулацкий актив», который предлагалось немедленно изолировать в исправительно-трудовые лагеря, а к организаторам антисоветских выступлений применять высшую меру наказания. Ко второй категории относились лояльные к советской власти, но самые богатые крестьяне, их следовало высылать в отдаленные местности с конфискацией имущества. Кулаков третьей категории, просто переселяли на необработанные земли.


У кого есть дополнения?


В полном мире, сознавая репрессивный характер акции, накануне сплошной коллективизации, в преддверии многочисленных арестов и раскулачиваний, партийная верхушка предельна упростила механизм репрессий и практически обменяла судебные процедуру. Приговоры тем, кто признавался «классово-враждебным элементом», выносим так называемые тройки в составе секретаря райкома, председателя райисполкома и начальника местного УГПУ.

Из докладной записки местного УГПУ председателю облисполкома М. А. Польхину следует, что за период с 1 октября 1929 г. по 7 мая 1930г. из более чем 1000 колхозов Мордовии самими крестьянами бал организован лишь 21. Поэтому крестьян насильно стали заставлять вступать в колхозы. При отказах в дело шли всевозможные угрозы. Угрожали чаще всего конфискацией имущества, выселением, арестом или даже расстрелом.

Если это не оказывало воздействия, следовали разнообразные репрессии: лишение избирательных прав, наложение явно завышенного с/х. налога конфискация за недоимки лошадей, коров и другого скота, арест, выселение из края с конфискацией имущества. Прежде всего, они затрагивали наиболее активных противников коллективизации, независимо от их имущественного положения, и кулаков (настоящих или бывших).


Мы выяснили, что в 1930г. по 8 районам избирательных прав были лишены 9764 человек.

В Мордовской автономной области предписывалось «изъять» 1000 человек «антисоветского элемента», выселить 1200 семей общей численностью 8400 человек.


Областным комитетом ВКП (б) был утверждён подробный план – инструкция по раскулачиванию и выселению.

Высылаемых должны были выводить через 11 станций, для чего готовились 4 эшелона (263 вагона). 20 марта 1931г. двумя эшелонами отправлены 322 семьи (1583 человека) в одном и (1738 человека)-в другом.

Анализ документов показывает, что крестьяне выселялись при демонстративном нарушении законов. Выселялись преимущественно за пределы Средне – Волжского края, Мордовии и очень редко – расселялись внутри района.

Темпы раскулачивания и выселения были примерно одинаковыми во всех районах. Так, из Кочкуровского района к осени 1931г. было выслано 169 семей, из Большеигнатовского – 212, из Ромодановского – 247 и т.д.

Вот архивный документ:

Выселяемые из пределов Средне – Волжского края крестьянские семьи вывозились преимущественно на Север, Урал, в Сибирь или казахстанские степи. Там, в неприспособленных для жизни лагерях, они массами умирали от холода, голода и болезней.

Многие, предчувствуя конец, оставляли детей на станциях и даже выбрасывали из окон вагонов во время движения, надеясь хотя бы таким образом спасти их жизнь.

Среди первых выселяемых была семья моего деда, Плотникова Емельяна Ивановича. Дед был единственным грамотным в селе Чукалы - на Вежне Атяшевского района. У него была мельница.

Семья из 4 человек: дед Емельян Иванович, бабушка Агафья Максимовна и двое их детей, были высланы в Казахстан. Дети умерли от голода. Вернулся дед с Казахстана в1934г. По воспоминаниям моего отца, дед не мог без слёз вспомнить те годы, всю свою оставшуюся жизнь он не смог простить Советскую власть за содеянное зло.

Я бы хотела, чтобы вы продолжили эту тему.


Репрессии крестьян

:

Я изучила семейный архив и выяснила, что мой прапрадед Инжеваткин Максим Иванович, 1875 года рождения, проживал в селе Новая Пырма Кочкуровского района Мордовского округа. Церковный староста. Служил в Царской Армии. Не состоял в колхозе. Имел вечною землю. Арендатор земли, содержатель постоялого двора, предприятчик, имел ветряную мельницу, маслобойку, скупал семя, продавал масло. Был раскулачен 10 февраля 1930 года. При раскулачивании изъяли: пятистенный деревянный дом с хозяйственными постройками, конюшню, маслобойку, молотилку, амбар, ветряную мельницу, 3 лошади, 11 овец и корову. При раскулачивание семью (17 человек) выкидывали в окна. 26 июня 1930 года Максим Иванович, его сын Василий Максимович, 1896 года рождения, и жена Прасковья Осиповна, 1871 года рождения, были осуждены на 3 года концлагеря. А семья была отправлена в Болыпеберезниковский район, в глухое место среди леса, где находилось ещё несколько семей репрессированных. Там была песчаная и неплодородная почва, не было ни одного колодца, а воду брали из недалеко протекавшей речки. Жили в шалашах. Из ссылки Максим Иванович, его жена и сын не возвратились и семья уже не получала не одной весточки и не получила компенсации. 21 марта 1996 года Инжеваткины Максим Иванович, Прасковья Осиповн и Василий Максимович были реабилитированы на основании третьей статьи Закона России от 18 октября 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий». У меня в руках документы из семейного архива. Мы делали запрос в Центральный государственный архив Республики Мордовии с просьбой рассказать о судьбе нашей семьи.


Просмотрев свой семейный архив, я узнала, что мой прапрадед по линии отца был репрессирован.

Белявкин Игнатий Андреевич родился в 1877 г. в селе Собаево Кочкуровского района Мордовии, где и проживал до применения репрессий. Был репрессирован по социальному признаку в 1930 г. ( раскулачен). При раскулачивании конфисковали: маслодельный завод, дом, участок земли, три лошади, две коровы, десять овец.

Применение репрессий по политическим мотивам на основании постановлен ЦИК и СНК СССР от 1 февраля 1930г..

Репрессирован в Сибирь, в 1935 году сбежал в Москву, где работал первым строителем метрополитена.

Факт политической репрессии был установлен решением Кочкуровского райнарсуда РМ от 13 января 1995 года.

Был реабилитирован на основании пункта «в» статьи 3 закона России от 18 октября 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий».

Мои родственники в1995 г. получили денежную компенсацию, в размере 3500 руб. Они подали запрос в Центральный Государственный архив РМ, им выдали архивные материалы. Получили компенсацию на основании этих архивных материалов и части 1 статьи 16 закона РФ от 3 сентября 1993 года «О комиссиях по реабилитации жертв политических репрессий».


Изучив свой семейный архив, я узнала, что в селе Нижняя Ауза (с.Дубровское) Ичалковского района жил мой прадед Ульянов Михаил Иванович, 1888 года рождения.

Зажиточный крестьянин, семья: трое детей( Иван Михайлович 1927 г. рождения, Полина Михайловна 1924г.рождения, Таисия Михайловна 1922 г. рождения), жена (прабабушка) Полина Михайловна 1895г. рождения. Имел хозяйство: лошадь с повозкой, корову, несколько овец.

Я хочу рассказать историю деда о том, о том как в 1931 году в село был пригнан отряд солдат во главе с рабочим В.С.Маховым для организации колхоза. Солдаты с силой отбирали (выгоняли) со двора скот. Забирали зерно и другие сельскохозяйственное продовольствие.

Зажиточные крестьяне и кулаки не желали вступать в колхоз, отдавать свой скот и сельскохозяйственную утварь для коллективного хозяйства. За что и погибли 7 человек (6 мужчин, 1 женщина), в том числе и мой прадед Ульянов Михаил Иванович.

Они были заколоты штыками, а затем похоронены в общей могиле в нашей деревне. В этом противостоянии в деревне погиб и командир отряда В. С. Махов.


В 1931 году в селе Арга Атюрьевского района были раскулачены мой прадедушка Тимофей Лукъянович Глухов и прабабушка Акулина Семёновна Глухова. У них забрали имущество, продукты, скот и хотели сослать в Казахстан. Но они продали единственное, что у них осталось – лошадь и на эти деньги наняли извозчика, чтобы доехать до станции, а оттуда уехали в Подмосковье в Люблено. И как в последствии сообщили соседи, как только они вместе с дочерью выехали из дома , сразу же приехали из НКВД т.е. репрессии им удалось избежать.


Я тоже не могу не рассказать про своего прадедушку - Буйнова Егора Алексеевича. Он родился в 1882 году, в Краснослободском районе, село Старые Буты. В семье был не один, имел старшего брата - Буйного Ивана Алексеевича. У прадедушке было тринадцать детей, жили они в большом кирпичном доме, имели свою мельницу. В 1934году мой прадедушка был раскулачен вместе со своим братом. Двоих старших сыновей выслали за пределы республики Мордовии, и очень долгое время про них ничего не было известно, конфисковали всё имущество, нажитое кровным путём: кирпичный дом, мельницу и весь рогатый скот, а Егора Алексеевича никуда из родного села не выслали. Так как он был человеком сильной воли, то он со своей семьёй пытался начать жизнь заново, и потихоньку ему это удалось. Скончался в 1963 году, но по сей день, не известно был ли он оправдан.














Аресты, раскулачивания и выселения, сопровождавшие коллективизацию, понесли непоправимый урон генофонду крестьянства. Для мордовского народа этот урон был особенно значительным: во-первых, удар был нанесен по единственно жизнеспособному социальному слою народа, который являлся социальных групп; во-вторых, фактическое закрепощение мордовского крестьянства, не имевшего исторического опыта жизни в крепостном состоянии, привело к коренной ломке национального менталитета, к чувству национального унижения, что в совокупности с тяжелым социально-экономическим положением колхозников создало предпосылки для массового бегства мордовских крестьян из региона; в-третьих, коллективизация просто убила лучшую часть мордовского народа, и дело заключалось не только в прямой гибели многих тысяч людей: если, например, у русских крестьян их массовый исход из деревни менял лишь социальный, но не национальный статус, то попадание в русскую среду отдельных мордовских семей означало для них ассимиляцию уже в следующем поколении.


Репрессии против священнослужителей


В ходе исследования вы выяснили, что среди ваших репрессированных родственников были священнослужители


Что нам скажут юристы?


В 1931г. в Советском Союзе была создана законодательная база, направленная на ограничение роли и влияния Церкви в духовной жизни страны, что позволило властям15 мая 1932г. провозгласить «безбожную пятилетку». Цель ставилась четко: к 1 мая 1937г. «имя бога должно быть забыто на территории страны». Закрывались храмы, они передавались под административные и хозяйственные нужды.

Период с конца 1920-х годов по 1943 г. отличается наиболее жесткими массовыми репрессиями в отношении церкви и верующих. Именно в это время закрывались храмы, миллионы верующих и, в первую очередь, служители религиозного пульта, подвергались репрессиям. Некоторые без суда и следствия попадали в застенки карательных органов.

Основная мысль, которая вживалась в головы граждан, «строивших новую жизнь», и «неотступников», продолжавших молиться богу, была мысль о пагубном, негативным влиянии церкви на сознание людей, на их быт и даже здоровье.

Считалось, также, что освобождение от религиозных предрассудков способно переродить человека, сделать его более инициативным, подвижным, трудоспособным. «Очищенное» от влияния религии общество сможет быстрее и полноценнее развиваться, двигаться в перед.

Официальные бумаги, выходившие под грифом «совершенно секретно», называли более строгие меры борьбы с религией и сроки для «решительного и беспощадного сражения» с духовенством. Эти веяния достигали глубинок. Возможно, как ослабевшее биение большой волны. Задуманное или рекомендованное несколько трансформировалось, упрощалось или огрублялось, но суть оставалось той же.

Нужно было забыть прошлые истины во время новых, вынести из дома иконы, но на их место повесить новые портреты и плакаты с изображением светлых перспектив. Требовалось как бы «переставить» людей… Тем, кто жил скудно и тяжело, давалась возможность встать на ноги. Тем, кто крепко стоял на ногах, рекомендовалось начать все с нуля.



Прослушивается запись с диктофона


Вот что рассказал мой папа Силаев Петр Борисович о судьбе Шарине Николае Гавриловиче, жителе и уроженце села Митрополье, Ардатовского уезда, Симбирской губернии.


(Прослушивается запись с диктофона)

Он был церковным старостой, человеком глубоко религиозным. В 1929 г. их вместе с местным священником арестовали и отправили пешком в г. Ардатов, а затем в г. Самару. Обвинение, которое им вынесли – «Враги советской власти». Предлагалось им условие «отречение от веры», при этом их мысли освободить. Шарин Николай Гаврилович не отрекся от веры, его расстреляли на берегу Волги. По свидетельствам очевидцев он держался мужественно.


Вот что о моем прадедушке я нашел в книге «Память. Жертвы политических репрессий»:

Шарин Николай Гаврилович, 1878 г. р.

Место рождения: Нижегородская обл., с. Митрополье

б/п

Крестьянин

Место проживания: Нижегородская обл., с. Митрополье

Осужд. 07.03.1930 тройка при ПП ОГПУ по Средне-Волжскому краю

Обвинение: по ст. 58-8, 58-10, 58-11 УК РСФСР

Расстрел

Реаб. 27.04.1989

Источник: Книга памяти Республики Мордовия


Работаем с Уголовным кодексом РСФСР.

  • Задание.

  • Найдите статьи, по которым было выдвинутое обвинение Шарину Николаю Гавриловичу (58-8, 58-10, 58-11).

  • Дайте им развернутую характеристику.

Какие мысли и чувства рождает такой анализ?


Учащиеся работают с документом

(«Уголовный кодекс РСФСР» особенная часть. Глава первая. Преступления государственные.)


Ст. 58-8 – Совершение террористических актов. Почему было предъявлено такое обвинение?


Большинство крестьян было верующими, находились под влиянием церковных организаций, которые, в основном, были против проводимой властями политики. В донесениях агентов НКВД указывалось, что многие единоличники отказываются от вступления в колхозы, считая их «безбожными, греховодными организациями». Поэтому органы ОГПУ и НКВД, фабрикуя судебные процессы над крестьянами-единоличниками, зачастую указывали на духовенство, как на главного организатора «контрреволюционных групп».


Репрессии коснулись и интеллигенции.



Репрессии против интеллигенции


В Мордовии органами НКВД «раскручивался» право-троцкистский и буржуазно-националистический центр и блок. Никогда не существовавший в действительности мордовский блок, согласно сфальсифицированным следственным документам, возглавлялся тогдашним первым секретарем ЦИК МАССР Никифором Григорьевичем Сурдиным и председателем Совнаркома республики Андреем Яковлевичем Козяковым.

Всего в 1937 году по делу проходило 100 человек – секретари областного и районных комитетов партии, председатели райисполкомов, все наркомы, врачи, инженеры, известные писатели, журналисты, научные работники и преподаватели вузов. В данном случае имеет место та разновидность террора, которая направлена не против политических и классовых противников, а против несогласных, диссидентов внутри самой коммунистической партии. Реальных и воображаемых.

Какие доказательства пускались в ход? Признание арестованных. И следователи добывали эти признания. Но как можно получить от человека признание в преступлениях, которых он не совершал? Только одним способом- применением физических методов воздействия, путем истязаний, лишения сознания, лишение рассудка, лишение человеческого достоинства. Особой жестокостью отличалось НКВД МАССР при полковнике Красовском.

И.С. Сибиряк сумел переправить из тюремной камеры письмо Сталину, где написал о пытках и издевательствах над подследственными.


(Читается письмо И.С. Сибиряка)


«...Я никогда не видел столько «врагов народа», сколько их увидел в Саранской тюрьме. Кого здесь только не было: троцкисты, националисты, террористы, правые, левые, меньшевики, эсеры, кулаки, подкулачники, белогвардейцы, вредители, диверсанты, шпионы различных государств. Откуда столько врагов набралось в нашей маленькой Мордовии, счет которым шел на многие тысячи? Все дело в том, что это -честные советские люди, которые благодаря произволу и беззаконию, творимым сотрудниками органов внутренних дел, оказались за решеткой. И из них следователи выбивают признания в преступлениях, которых они никогда не совершали. Бьют в Саранской тюрьме смертным боем. Особой жестокостью отличаются следователи Чигирев, Исайчиков, Лапудов, Свегин, Эдельман, Шустин, Лысых, Бичугов4 и другие, в чьих жестоких руках мне довелось побывать. В результате их побоев, пыток у меня оказались отбитыми почки и печень, вывихнута левая рука, отказала нога, деформирована голова, вывались из орбит глаза, сломана переносица, надкушен язык. Я много раз терял сознание на допросах, хотел покончить самоубийством. Короче, в тюрьме я стал полным инвалидом. После шести месяцев таких пыток я подписал все, что мне подсунули следователи...»


На полпути письмо было перехвачено и приложено к делу. Именно таким образом был сломлен дух крупнейшего ученого в области мордовской лингвистики, замечательного педагога Анатолия Павловича Рябова.
























Учитель



Группа юристов





















Учитель



Ученик























Ученик






















Ученик













Учитель













Ученик








На экране высвечивается снимок, сделанный на месте захоронения.






Учитель









Информационно-

аналитическая

группа








Ученик









































Учитель

Родился А.П Рябов в 1894 году в семье эрзянского крестьянина . Учился в сельской начальной школе , с отличием закончил Починковское духовное училище и Нижегородскую духовную семинарию. В 1912 году сдал экзамен филологический факультет Нежинского пединститута, Который окончил в 1916 году , овладев английским, финским , латинским , эстонским языками

Четыре года работал в учительской семинарии, а с 1924 года - методистом центрального Мордовского бюро Совнацмена в Москве . Он принял самое активное участие в организации и проведении 1 и 2-го учительских съездов мордовских учителей в 1924-25 гг. В 1926 году по рекомендации М. Е. Евсевьева Р.бов поступает в аспирантуру НИИ народов Востока под научное рукводство профессора Д.В. Бубриха. А в 1934 году он заведует каэедрой мордовских языков при Мордовском пединституте. Именно А.П. Рябов первым разработал и прочитал курс лекций по современному эрзянскому литературному языку, методик и истории эрзянского языка. Вокруг ученого в институте сформировалась талантливая группа единомышленников: Антонов, Смирнов, Шишканов, Васильев, Макаров, Ярославцев. По его инициативе институт приступил к проведению ежегодных научно-теоретических конференций по языковому строительству , которые вызвали огромный интерес и научную активность в ученом сообществе республики. Результатом этих научных конференций стали учебники родного языка написанные Рябовым, так необходимые мордовской школе.


А что об этом думают юристы?


Юридический документ 1937 года в случае контрреволюционной деятельности предусматривал вынесение обвинительного приговора по сокращенной судебной процедуре: все должно быть завершено в несколько дней, без представления подсудимому каких бы то ни было возможностей защиты и права на обжалование приговора. Таким образом, 23 мая 1938 года в Саранске под председательством дивизионного юриста. А.Д. Горячева начала свою работу выездная сессия Военной коллегии Верховного суда СССР. Вместе с ними безвинно погибли профессор Анатолий Павлович Рябов, Владимир Павлович Рябов, Тихон Петрович Миронов и другие ученые республики. На долгие годы попал в лагеря историк Васильев Дмитрий Иванович. Руководители блока были приговорены к расстрелу. Многие преподаватели были исключены из партии, уволены с работы и арестованы. Таким образом, республике, только что обретшей свою государственность, начавшей создавать свою интеллигенцию, был нанесен смертельный удар , от которого не могла оправиться многие десятилетия. Был уничтожен мозг Мордовской нации. Молодая республика осталась без своих ученых, писателей, журналистов, крупных хозяйственных работников.





-Каковы же последствия Репрессий в Мордовии?



ПОСЛЕДСТВИЯ РЕПРЕССИЙ 1930-х гг.

Казни 1930-х гг. против народов Советского Союза по своим масштабам, методам и последствиям явились одним из самых громких преступлений за всю историю человечества. Для Мордовии, где репрессии приобрели особенно катастрофический характер, они означали прямое убийство или изгнание наиболее развитой части населения, предопределившее последующую демографическую, интеллектуальную и моральную деградацию края.

В отечественной историографии представление о причинах тех катастроф, в общем, установилось. Вкратце и схематично оно сводится к тому, что Советский Союз и-, главным Образом, Россия становились военно-политической базой для осуществления мировой социалистической революции. В стране создавалась огромная армия и гипертрофированная, прежде всего, военная промышленность. Последняя, поглощая колоссальные средства, не давала в тоже время продукта, который можно было бы реализовать для получения сырья, продовольствия и рабочей силы. Поэтому главная проблема «социалистической индустриализации» заключалась в их максимально дешевом или вообще бесплатном получении. Решить эту проблему должна была коллективизация - по сути, второе закрепощение крестьян и лагеря ГУЛАГА - места концентрации настоящих рабов. Репрессии преследовали цель не только заполнения этих лагерей, но и подавления всяческой оппозиции, как в рядах ВКП(б), так и в обществе в целом.


В Мордовии общий характер репрессий дополнялся поисками «буржуазных националистов», что придало им особую интенсивность и шовинистический оттенок. Наиболее существенные демографические последствия для автономии имели коллективизация и выселение крестьянских хозяйств, массовые казни второй половины 1930-х гг., а также миграция, вызванная резким ухудшением социально-экономического положения населения и террором. С 1931 г. начинается быстрое сокращение возраставшего до того населения. К 1939 г. оно абсолютно сократилось с 1 млн. 390 тыс. чел. до 1 млн. 149 тыс. чел. или более чем на 2t|0 тыс. чел.7

По официальным данным численность населения составляла 1188 тыс. чел, но это было достигнуто за счет включения в его состав примерно 40 тыс. заключенных и охраны т.н. Мордовских лагерей, свезенных в край со всей страны. С учетом же естественного прироста прямые потери населения в современных границах автономии составило около 400 тыс. чел., а вместе с косвенными (от падения рождаемости, увеличение смертности и т.п.) около 900 тыс, чел. или примерно столько же сколько живет здесь ныне. Одновременно доля мордовского населения уменьшилась с 40 процентов в 1930 г. до 34 процентов в 1939 г.8 Это сокращение также стало прямым следствием целенаправленных репрессий.

Менее заметными, но не менее разрушительными явились их социально-политические и морально-психологические последствия. Поощрение всеобщего стукачества, всегда считавшегося постыдным явлением, извращение традиционных нравственных норм дезориентировали сознание миллионов людей, способствовали развитию недоверия всех ко всем, низведению всеобщей неприязни, разрушающей общественное единство, в ранг обыденности. Происходившие одновременно формирование Мордовской автономии и репрессии зафиксировались в памяти большей части населения, причем не только русского, но и мордовского в виде причинно-следственной связи, что нанесло огромный урон национальному самосознанию, привело к совершенно ущербному восприятию понятий '(национального и интернационального», сохраняемому до сих пор.


Главных последствий репрессий уже не поправить, но мы должны сделать все возможное, что бы утихли боль, горечь и озлобленность десятков тысяч людей, чьи родственники были убиты, искалечены или замучены в лагерях ГУЛАГА, чтобы очистилась общественная память, доныне разъедающая наш общественный организм.




Лена говорила о своем родственнике Илларионе Сергеевиче Сибиряке, о его сокамерниках, о расстрелах. И у меня возникла мысль, ни эти ли жертвы были найдены в районе зеленстроевских дач.

Братские могилы жертв Сталинских репрессии, которые пролежали в земле 66 лет, найдены, благодаря военно-патриотическому объединению «Поиск».

Следопыты наткнулись на человеческие останки. Они лежали штабелями в 3 слоя. В черепе одного из умерших было найдено два отверстия – следы контрольного выстрела, рядом лежали гильзы от нагана. Руки жертв были вывернуты назад, по всей видимости, палачи связывали их веревкой. Из земли торчали обрывки одежды. Только в этой яме лежало не менее 50 человек. Через несколько метров была найдена еще одна яма. Затем нашли еще два захоронения. В общей сложности в четырех ямах лежало около 200 человек. Так группой «Поиск» была раскрыта одна из самых страшных тайн Мордовии.






Я предоставляю слово информационно-аналитической группе.






Мы проделали большую работу. Наша главная задача: не просто создать базу данных, но и наиболее полно дополнить сведения о репрессированных, раскрыть более широко их судьбы, выяснить, что в действительности стоит за строгими, жесткими статьями УК РСФСР.

Не просто изучить по материалам архивных дел, найти репрессированных земляков, о судьбах которых до сих пор их родственники не знают, но довести (и это самое главное) до сведения близких информацию о репрессированных. Сделать поистине имена репрессированных возвращенными именами.


Когда мы начали свое исследование, то не предполагали, как мало знают родственники о судьбах своих родственников, репрессированных в 30-е годы. До сих пор не все знают о существовании Книги «Память. Жертвы политических репрессий», откуда можно узнать о своих родственниках.

Многие из нас ездили в районы Республики, откуда родом наши родители. Обращались в сельские администрации сел, чтобы узнать количество, список репрессированных, по каким статьям обвинялись, реабилитированы ли они.

Мы приняли решение направить письма в администрации районов, где указываем списки репрессированных наших земляков с информацией об их судьбе.


Я считаю это не просто покаянием, но и нравственным долгом перед загубленными жизнями.


Предлагаю текст письма.


Уважаемый Глава администрации!


Сообщаем Вам, что исследовательская группа учащихся 11 класса школы №41, по материалам книги «Память. Жертвы политических репрессий», по архивным публикациям документов выяснила имена репрессированных земляков. Убедительно просим довести до родственников репрессированных эти сведения. Сообщаем также, что родственники могут получить дополнительную информацию, сделав заказ в ЦГА РМ (г.Саранск, ул. Московская-31, т.47-22-04) на имя директора архива или в Информационный центр МВД РМ ( ул. Коммунистическая-75).Считаем это своим нравственным долгом перед загубленными душами, невинными жертвами произвола.

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.

С уважением ученики 11 класса школы №41 г. Саранска.


Учащиеся в письма кладут информацию, списки репрессированных земляков, найденных в книге «Память. Жертвы политических репрессий», в архивах. На конверте указываются адреса сел различных районов республики.





Сегодня мы исследовали один из пластов истины, горький и трагичный, до недавних дней закрытый в ведомственных архивах. В них – искореженные адской репрессивной машиной судьбы тех, кто нам дорог: наши родственники, земляки. Невинные жертвы произвола. Вот их имена.


Звучит Реквием.

На экране идут титры фамилии репрессированных родственников, земляков, погибших в годы репрессий


Минута молчания в память погибших.


По праву памяти мы восстанавливаем истину.

Это урок прошлого!

Это урок нам на будущее!