СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории в 5 классе "Археология и другие науки-помощницы истории"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 5 классе "Археология и другие науки-помощницы истории"»

Конспект урока

5 класс

1. Тема урока: Археология и другие науки-помощницы истории.

2. Тип урока – комбинированный, вид/форма урока – урок-беседа

3.Цель урока – сформировать у учащихся представление об археологии и других вспомогательных исторических науках.

Ожидаемые результаты:

а) предметные:

- иметь представление об археологии как науке;

- познакомиться с этапами археологических исследований;

- выделять вспомогательные исторические науки.

б) метапредметные:

- применять полученные ранее знания при изучении нового материала;

- оценивать свою деятельность на уроке;

- развивать умения сравнивать, анализировать информацию.

в) личностные:

- развивать познавательный интерес к предмету;

- воспитывать уважительное и бережное отношение к истории и памяти поколений.

4. Оборудование:

1) Проектор, компьютер.

2) Меловая доска.

3) Раздаточный материал.

5. Основные понятия: Археология, культурный слой, геральдика, палеография, нумизматика, генеалогия, метрология, хронология, этнография.

6. План:

1) Что изучает археология.

2) Как работают археологи.

3) Науки-помощницы истории.

7. Ход урока:

I. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, спасибо, занимайте свои места.

II. Проверка домашнего задания

Учитель: Вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?

Ответы учеников.

Учитель: Всё верно, проверим мы ваши знания по предыдущей теме с помощью цифрового диктанта: я буду зачитывать предложения, а ваша задача – пописать листочки и написать номера предложений в столбик, а рядом с каждым поставить «+» если оно верное и «-» если неверное.

  1. История – это наука, которая занимается изучением животных в прошлом.

  2. Исторический источник – это любая вещь, которая свидетельствует о прошлом.

  3. Не бывает письменных исторических источников.

  4. Вещественные источники передаются из уст в уста.

  5. Наскальный рисунок – это письменный источник.

  6. Этнические исторические источники – это все источники, связанные со звуком.

  7. Видео и фотографии являются историческим источником.

  8. Реставраторы раскапывают вещи в земле.

  9. История – это наука, которая занимается изучением человека в прошлом.

  10. Всеобщая история занимается изучением только истории России.

Ответ: -,+,-,-,+,-,+,-,+,-.

(учащиеся записывают номера неверных предложений и сдают листки учителю)

III. Определение задач данного урока

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о том, как находят исторические источники. Как вы думаете, как называют людей, занимающихся раскопками и поиском исторических источников?

Ответы учеников: Археологи.

Учитель: Предположите, как называется наука, занимающаяся поиском вещественных исторических источников в земле, под водой?

Ответы учеников: Археология.

Учитель: Верно. Запишите тему урока в тетрадь «Археология и другие науки-помощницы истории». Запись темы урока на доске. Слайд 1.

IV. Объяснение нового материала

Учитель: Давайте дадим определение, что такое археология. Археология – это …?

Ответы учеников.

Слайд 2. Учитель: Запишем. Археология (от греч. archaios - древний , logos - слово) - наука, изучающая историю по вещественным остаткам деятельности людей.

Археология воссоздает, как жили люди в далеком прошлом, о котором нет никаких письменных источников. Единственные письменные источники, с которыми работают археологи, - это надписи на камне, надгробных плитах и других обнаруженных в ходе раскопок объектов. Археологи имеют дело в основном с вещественными историческими источниками, оказавшимися скрытыми от людей в земле, под водой, в других местах земной поверхности.

С какими из перечисленных исторических источников работают археологи? Слайд 3.

Ответы учеников.

Учитель: Что может остаться от строений, подвергшихся разрушению?

Ответы учеников: Фундамент, гвозди, кирпичи и т.д.

Учитель: Пески, засыпающие дома, могут сохранить их полностью. Ветер, поднимающий в воздух пыль, со временем укроет слоем земли фундамент сгоревшего дома, кирпич, оставшийся от заброшенной церкви, гвозди, выпавшие из гнилых бревен. Вывод: так постепенно под слоем земли оказываются предметы, которыми пользовались люди.

Учитель: Что может остаться в сохранности под слоем пепла или земли, а что обязательно будет разрушено и не доживет до наших дней?

Ответы учеников: Мы сможем раскопать каменные сооружения, металлические предметы. Бумага, дерево, продукты не сохранятся.

Учитель: Отлично давайте с вами познакомимся с работой археологов. Как вы думаете, почему археологию называют «наукой лопаты»?

Ответы учеников: Археологию называют «наукой лопаты», потому что археологам часто приходится искать исторические источники под землей.

Учитель: Сейчас мы с вами тоже попробуем поработать археологами. Перед вами песок. Чтобы узнать, что под ним нужно правильно отвечать на вопросы, вы согласны?

Ответы учеников.

Слайд 4. Учитель: Как ученые догадываются, где нужно искать древние вещи?

Ответы учеников: Археологи изучают данные геологии, географии и истории. Затем делают вывод о том, где может находиться поселение.

Учитель: Какие места выбирают археологи для проведения раскопок?

Ответы учеников: Населенные пункты, окрестности населенных пунктов, территории рядом с водоемами, высокие берега.

Учитель: Почему начальный этап археологических раскопок называют «полевым»?

Ответы учеников: После раскопок археолог работает с данными в лаборатории, но перед этим ему необходимо побывать в экспедиции.

Учитель: Почему на раскопках не используют экскаваторы?

Ответы учеников: Экскаватор может разрушить ценные исторические источники.

Учитель: Попытайтесь расставить этапы работы в правильном порядке: (запись на доске):

Сбор научного материала

Полевая разведка

Определение материала, из которого изготовлен данный предмет

Раскопки

Публикация собранных материалов в книгах и научных журналах

Изучение собранных материалов в лаборатории

Ответы учеников: Полевая разведка, Раскопки, Сбор научного материала, Изучение собранных материалов в лаборатории, Определение материала, из которого изготовлен данный предмет, Публикация собранных материалов в книгах и научных журналах.

Ответы учеников.

Учитель: Запишем правильный порядок в тетрадь.

Ответы учеников.

Учитель: Ваши правильные ответы помогли нам заглянуть под песок, что же оказалось внутри? О чем может говорить данная находка?

Ответы учеников.

Учитель: Многие поселения «уходили» под землю с течением времени, в результате деятельности людей. Внимательно понаблюдайте, что происходит, когда дорожные рабочие асфальтируют улицы. То же самое происходило и в древности, когда на месте старых, обветшалых или разрушенных врагами домов люди строили новые. Уровень, на котором жили люди, по мере их деятельности поднимался всё выше и выше. Каждому времени соответствует свой слой жизнедеятельности, его называют культурный слой. Запишем в тетрадь.

Слайд 5. Культурный слой - это слой земли на местах человеческих поселений, содержащий следы или остатки деятельности человека.

Изучая источники, ученые по крупицам восстанавливают прошлое. Порой эта работа похожа на головоломку, неизвестные буквы, язык, материал, а ученым необходимо собрать воедино всю информацию.

Слайд 6. Ребята, посмотрите на экран, что вы видите?

Ответы учеников: Стол.

Учитель: Давайте представим, что крышка у стола это история, а ножки – это ее помощники. А давайте уберем у стола ножки, он будет столом?

Ответы учеников.

Учитель: Значит и история, не будет существовать как наука, если у нее не будет помощников. А помощь истории оказывают, следующие науки. Запишем их в тетрадь.

Слайд 7. Геральдика – наука о гербах.

Слайд 8. Палеография – наука, изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания.


Слайд 9. Генеалогия – наука о происхождении и родственных связях отдельных людей и целых семейств.

Слайд 10. Метрология – наука об измерении расстояния, веса, длины, объема и площади.

Слайд 11. Нумизматика – наука о монетах.

Слайд 12. Хронология – наука об измерении времени, изучает системы летосчисления и календари различных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников.

Слайд 13. Этнография – наука о народах.

Какие из них вам были известны?

Ответы учеников.

Учитель: Я предлагаю вам Блиц – турнир, определить, какая наука изучает предметы, которые я вам буду показывать. Слайд 14.

Ответы учеников.

V. Закрепление знаний

Учитель: Фронтальный опрос:

- Почему археологию называют наукой лопаты?

- Какое значение для науки имеют полученные археологические находки?

- Какие науки помогают узнавать историю?

Ответы учеников.

VI. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

Учитель: Вашим домашним заданием будет выучить записи в тетради и прочитать в учебнике страницы 5-8.

VII. Подведение итогов занятия (рефлексия)

Учитель: Ребята, каждый из вас получил цветной стикер, подпишите его, напишите, что вам понравилось и не понравилось на уроке и поставьте себе оценку.

Я считаю, что вы сегодня большие молодцы и хорошо поработали, спасибо за урок!











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!